Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения»
Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения
Составитель: Логинова Ольга Ивановна, Филиал «Юсьвинская СОШ» «Доеговсккая ООШ»
Периоды адаптации (приспособление)
Кто такой 5-классник?
- Возраст переходный от младшего школьного к младшему подростковому.
Приобретениечувства взрослости– готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника.
Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:учащихся, педагогах, родителях, администрациишколы.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.
Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях.
Переход из начальной школы в основную связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит.Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в основной школе:
- Очень много разных учителей;
- Непривычное расписание (новый режим);
- Новый классный руководитель;
- В основной школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;
- Проблемы со старшеклассниками;
- Возросший темп работы;
- Другие нормы оценок;
- Новые, непривычные требования к оформлению работ;
- Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:
- Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
- Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
- Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в основную школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
Интеллектуальная— низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, учебных умений и навыков;
Коммуникативная— затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость);Эмоциональная— тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
Умения и навыки, определяющие успешность адаптации
Осознание требований учителя и соответствие им;
Установление межличностных отношений с педагогами;
Принятие и соблюдение правил жизни класса и школы;
Навыки достойного поведения с одноклассниками;
Навыки уверенного поведения;
Навыки совместной (коллективной) деятельности;
Самостоятельное решение конфликтов мирным путем;
Навыки самоподдержки;
Навыки адекватной оценки собственных
возможностей и способностей.
В чем проявляются сложности организационного и учебного характера
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников
Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам.Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельностьЦелесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, которым в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
3.Создание ситуации успеха для пятиклассниковПятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.
4. Отсутствие коллективных средств обученияВ подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.
5. Наличие большей свободы самостоятельностиПри всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
6. Личностный контакт с учителями.
Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.
Для получения необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе необходимо проводить диагностические исследования .
Целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
* выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
* определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Диагностика проводится психологом в конце 2 четверти (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.
Диагностика адаптационного периода пятиклассников
Анкета
«Как определить состояние психологического климата
в классе» Федоренко Л.Г.
приняли участие 8 человек
6-12 баллов (4 человека) – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
13-18 баллов (4 человека) – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.
Диагностика адаптационного периода пятиклассников
Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников.
Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.
I (41-48 б.) — очень высокий уровень мотивации учения, 1 чел.
II(33-40) — высокий уровень мотивации учения, 2 чел
III(25-32) — нормальный (средний) уровень мотивации учения, 4 чел.
IV(15-24) — сниженный уровень мотивации учения, 1 чел.
V(5-14) — низкий уровень мотивации учения.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.