kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация пятиклассников к среднему звену обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения»

Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения Составитель: Логинова Ольга Ивановна, Филиал «Юсьвинская СОШ» «Доеговсккая ООШ»

Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения

Составитель: Логинова Ольга Ивановна, Филиал «Юсьвинская СОШ» «Доеговсккая ООШ»

Периоды адаптации (приспособление)

Периоды адаптации (приспособление)

Кто такой 5-классник?  - Возраст переходный от младшего школьного к младшему подростковому.  Приобретение чувства взрослости – готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника.

Кто такой 5-классник?

- Возраст переходный от младшего школьного к младшему подростковому.

Приобретение чувства взрослости – готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса:  учащихся, педагогах, родителях, администрации школы .

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы .

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.

Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях.

        Переход из начальной школы в основную связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.          В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив,

        Переход из начальной школы в основную связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.         В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные  отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

  У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

  У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в основной школе:     -  Очень много разных учителей;   -  Непривычное расписание (новый режим);   -  Новый классный руководитель;   -  В основной школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;   -  Проблемы со старшеклассниками; -  Возросший темп работы;   -  Другие нормы оценок; -  Новые, непривычные требования к оформлению работ; -  Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в основной школе:

  -  Очень много разных учителей;

  -  Непривычное расписание (новый режим);

  -  Новый классный руководитель;

  -  В основной школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими;

  -  Проблемы со старшеклассниками;

-  Возросший темп работы;

  -  Другие нормы оценок;

-  Новые, непривычные требования к оформлению работ;

-  Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. 

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:   -   Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.    -  Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.    -  Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:

-   Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. 

  -  Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. 

  -  Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в основную школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.
  • Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в основную школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:

  • Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, учебных умений и навыков;
  • Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, ассоциальность);
  • Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость); Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем, нежелание посещать школу.
Умения и навыки, определяющие успешность адаптации Осознание требований учителя и соответствие им; Установление межличностных отношений с педагогами; Принятие и соблюдение правил жизни класса и школы; Навыки достойного поведения с одноклассниками; Навыки уверенного поведения; Навыки совместной (коллективной) деятельности; Самостоятельное решение конфликтов мирным путем; Навыки самоподдержки; Навыки адекватной оценки собственных  возможностей и способностей.

Умения и навыки, определяющие успешность адаптации

  • Осознание требований учителя и соответствие им;
  • Установление межличностных отношений с педагогами;
  • Принятие и соблюдение правил жизни класса и школы;
  • Навыки достойного поведения с одноклассниками;
  • Навыки уверенного поведения;
  • Навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • Самостоятельное решение конфликтов мирным путем;
  • Навыки самоподдержки;
  • Навыки адекватной оценки собственных

возможностей и способностей.

В чем проявляются сложности организационного и учебного характера  1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников  Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам.  Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность  Целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, которым в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

В чем проявляются сложности организационного и учебного характера

1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями. 2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность Целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, которым в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3.Создание ситуации успеха для пятиклассников  Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.    4. Отсутствие коллективных средств обучения  В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

3.Создание ситуации успеха для пятиклассников Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие коллективных средств обучения В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

5. Наличие большей свободы самостоятельности   При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины .

5. Наличие большей свободы самостоятельности При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины .

6. Личностный контакт с учителями.  Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

6. Личностный контакт с учителями.

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Для получения необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе необходимо проводить диагностические исследования .

Для получения необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе необходимо проводить диагностические исследования .

Целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: * организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус); * выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае; * определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации. Диагностика проводится психологом в конце 2 четверти (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.

Целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

* организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);

* выявить школьников, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;

* определить пути оказания помощи школьникам, испытывающим трудности в процессе адаптации.

Диагностика проводится психологом в конце 2 четверти (в декабре) по трем основным направлениям: психологическое обследование школьников, экспертный опрос педагогов и родителей.

Диагностика адаптационного периода пятиклассников   Анкета «Как определить состояние психологического климата  в классе» Федоренко Л.Г.  приняли участие 8 человек  6-12 баллов (4 человека) – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится. 13-18 баллов (4 человека) – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.  19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.

Диагностика адаптационного периода пятиклассников

Анкета

«Как определить состояние психологического климата

в классе» Федоренко Л.Г.

приняли участие 8 человек

  • 6-12 баллов (4 человека) – школьник высоко оценивает психологический климат в классе. Ему нравятся люди, с которыми он учится.
  • 13-18 баллов (4 человека) – школьнику скорее безразличен психологический климат класса, у него, вероятно, есть другая группа, где общение для него значимо.
  • 19-30 баллов – школьник оценивает психологический климат в классе как очень плохой.

Диагностика адаптационного периода пятиклассников   Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников .  Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

Диагностика адаптационного периода пятиклассников

  • Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников .

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

  • I (41-48 б.) — очень высокий уровень мотивации учения, 1 чел.
  • II(33-40) — высокий уровень мотивации учения, 2 чел
  • III(25-32) — нормальный (средний) уровень мотивации учения, 4 чел.
  • IV(15-24) — сниженный уровень мотивации учения, 1 чел.
  • V(5-14) — низкий уровень мотивации учения.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ

  • Учителю и родителям необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать (пронаблюдать), какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический – тактильный) ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
  • Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
  • Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
  • Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде. 
  • Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Адаптация учащихся 5 – х классов при переходе на новую ступень обучения

Автор: Ольга Ивановна Логинова

Дата: 23.11.2021

Номер свидетельства: 592378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТАЦИИ ПЯТИКЛАССНИКОВ К СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(68) "programma-zaniatii-po-adaptatsii-piatiklassnikov-k-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "130912"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416036289"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Преемственность предшкольной подготовки и 1 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "prieiemstviennost_priedshkol_noi_podghotovki_i_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "383860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485367360"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "План работы по адаптации 10 класса "
    ["seo_title"] => string(35) "plan-raboty-po-adaptatsii-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "197823"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428320102"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(99) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "283853"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства