kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.

В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны «обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации», преемственность основных образовательных программ. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.  Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. 

Ведущими принципами ФГОС являются преемственность и развитие. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие учыщегося основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:

– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;

– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;

– определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях и т.д.

Подростковый период, который не случайно принято называть переходным, так как подросток во многом уже не ребенок, и не взрослый, но активно желающий быть взрослым. Он болезненно переживает, если старшие не признают за ним права на самостоятельность. В этот период происходят существенные изменения в физиологическом развитии школьника, которые накладывают отпечаток на его эмоциональность, способствуют повышенной возбудимости. Кроме того, эти изменения являются важными предпосылками для более полного отображения учащимися окружающего мира, отношений между предметами и явлениями, более глубокого понимания изучаемых правил и законов. Появляется склонность к самоанализу и самооценке, стремление анализировать поведение окружающих, определиться как личность, разобраться в своих действиях. Представление о себе самом складывается на основе наблюдений и анализа отношений как со сверстниками, так и взрослыми, в сравнении себя с ними.  Это представление может быть неустойчивым, зависеть от меняющихся обстоятельств жизни школьника, от чужих оценок и суждений, значимых для него людей.  Возникает новая система требований по отношению к собственной личности, стремление к самосовершенствованию на основе тех ценностных ориентаций, которые приняты подростком и определяют характер всей его жизни и отношений с окружающим миром.

Педагогам необходимо помочь им разобраться в потоке разнообразной информации, ориентируясь на абсолютные духовные ценности и всестороннее гармоничное развитие. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше у него возможностей познать себя и принять свою индивидуальность, достигнуть социальной интеграции и проявить творческий потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ООО методика работы и стиль деятельности учителя должны обеспечить ребенку позицию субъекта, поддержать его желание быть индивидуальностью, проявлять инициативу.

Переход от начальной к основной ступени образования является для школьников наиболее сложным с точки зрения адаптации. Практически все начинается сначала. Большое количество новых предметов и новых учителей предполагает наличие новой системы отношений, новые требования и новый режим работы. В этой ситуации школьникам временами катастрофически не хватает ощущения, что за них переживают, что их кто-то любит просто так, просто потому, что они есть.  Очень важно научить ребенка ценить и уважать свою личность, находить в жизни светлые стороны. Им необходима поддержка педагога, признание их достоинств и значимости в жизни взрослых людей, просто родительская забота, которая дает чувство защищенности и уверенности в себе. Вера в ребенка, в его возможности гораздо эффективнее всяких нотаций, проповедей и нравоучений. К сожалению, именно в период первых месяцев учебы в 5 классе возникает проблема в оценке деятельности своих детей родителями. Страх не оправдать ожидания родителей приводит иногда к сильным стрессовым ситуациям, может навсегда перечеркнуть желание ребенка изучать какой-либо предмет, а может и желание учиться.

Проблема адаптации ребенка в коллективе была всегда актуальной, и каждый раз беспокоит родителей. Задача психолого-педагогического сопровождения при переходе со ступени начального образования на основную ступень предполагает работу по следующим направлениям:

  • помощь учащимся в решении актуальных вопросов развития, обучения, социализации;
  • создание эмоционально благополучной образовательной среды;
  • создание условий для раскрытия потенциальных возможностей школьников;
  • развитие психолого-педагогической компетентности всех участников

образовательного процесса.

Особая роль принадлежит классному руководителю пятиклассников как координатору процесса сотрудничества. Именно ему необходима наиболее полная информация о своих воспитанниках, это информация для его размышлений об организации успешной работы своего класса. Конечно, эта работа может быть успешной и способствовать формированию у школьников положительных установок на саморазвитие только при условии доверия к учителю, однозначно предполагая уважение учителя к своим ученикам. С этих позиций требуется внимание и кропотливая работа, как в познавательной сфере, так и сфере общения. Различными могут быть направления самой деятельности учителя: урок (совершенствование форм, применение современных технологий организации процесса обучения); система классных часов; родительский лекторий; психологический практикум (диагностическая, коррекционная и развивающая программа тренинговых занятий).

Для познавательной сферы в период перехода на основную ступень характерны следующие проблемы:

  • замедленный темп работы;
  • неумение работать с текстом;
  • недостаточный уровень развития мыслительных операции и устной речи;
  • недостаточный уровень развития навыков самоорганизации и умения учиться;
  • неумение работать в рамках учебного сотрудничества.

В сфере общения существуют проблемы, связанные с возрастными особенностями взаимоотношений с окружающим миром, конфликт взаимоотношений. Можно отметить следующие аспекты:

  • повышенная тревожность;
  • уверенность в учительской несправедливости;
  • частая смена настроения;
  • неадекватная реакция на замечания;
  • страх не оправдать ожидания значимых взрослых;
  • самооценка и самопринятие;
  • недостаточное знание способов организации общения с окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

       Кобченко Н.В., Торопцева Н.В. МОУ СШ № 128 г. Волгоград,

заместители директора по УВР



О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования



Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования.

В нормативных документах говорится, что образовательные стандарты должны «обеспечивать единство образовательного пространства Российской Федерации», преемственность основных образовательных программ. Преемственность и развитие реализуются в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ. Этот компонент стандарта считается ведущим и системообразующим.  Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования. 

Ведущими принципами ФГОС являются преемственность и развитие. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие учыщегося основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:

– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;

– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;

– определению списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях и т.д.

Подростковый период, который не случайно принято называть переходным, так как подросток во многом уже не ребенок, и не взрослый, но активно желающий быть взрослым. Он болезненно переживает, если старшие не признают за ним права на самостоятельность. В этот период происходят существенные изменения в физиологическом развитии школьника, которые накладывают отпечаток на его эмоциональность, способствуют повышенной возбудимости. Кроме того, эти изменения являются важными предпосылками для более полного отображения учащимися окружающего мира, отношений между предметами и явлениями, более глубокого понимания изучаемых правил и законов. Появляется склонность к самоанализу и самооценке, стремление анализировать поведение окружающих, определиться как личность, разобраться в своих действиях. Представление о себе самом складывается на основе наблюдений и анализа отношений как со сверстниками, так и взрослыми, в сравнении себя с ними. Это представление может быть неустойчивым, зависеть от меняющихся обстоятельств жизни школьника, от чужих оценок и суждений, значимых для него людей. Возникает новая система требований по отношению к собственной личности, стремление к самосовершенствованию на основе тех ценностных ориентаций, которые приняты подростком и определяют характер всей его жизни и отношений с окружающим миром.

Педагогам необходимо помочь им разобраться в потоке разнообразной информации, ориентируясь на абсолютные духовные ценности и всестороннее гармоничное развитие. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше у него возможностей познать себя и принять свою индивидуальность, достигнуть социальной интеграции и проявить творческий потенциал. В соответствии с требованиями ФГОС ООО методика работы и стиль деятельности учителя должны обеспечить ребенку позицию субъекта, поддержать его желание быть индивидуальностью, проявлять инициативу.

Переход от начальной к основной ступени образования является для школьников наиболее сложным с точки зрения адаптации. Практически все начинается сначала. Большое количество новых предметов и новых учителей предполагает наличие новой системы отношений, новые требования и новый режим работы. В этой ситуации школьникам временами катастрофически не хватает ощущения, что за них переживают, что их кто-то любит просто так, просто потому, что они есть. Очень важно научить ребенка ценить и уважать свою личность, находить в жизни светлые стороны. Им необходима поддержка педагога, признание их достоинств и значимости в жизни взрослых людей, просто родительская забота, которая дает чувство защищенности и уверенности в себе. Вера в ребенка, в его возможности гораздо эффективнее всяких нотаций, проповедей и нравоучений. К сожалению, именно в период первых месяцев учебы в 5 классе возникает проблема в оценке деятельности своих детей родителями. Страх не оправдать ожидания родителей приводит иногда к сильным стрессовым ситуациям, может навсегда перечеркнуть желание ребенка изучать какой-либо предмет, а может и желание учиться.

Проблема адаптации ребенка в коллективе была всегда актуальной, и каждый раз беспокоит родителей. Задача психолого-педагогического сопровождения при переходе со ступени начального образования на основную ступень предполагает работу по следующим направлениям:

  • помощь учащимся в решении актуальных вопросов развития, обучения, социализации;

  • создание эмоционально благополучной образовательной среды;

  • создание условий для раскрытия потенциальных возможностей школьников;

  • развитие психолого-педагогической компетентности всех участников

образовательного процесса.

Особая роль принадлежит классному руководителю пятиклассников как координатору процесса сотрудничества. Именно ему необходима наиболее полная информация о своих воспитанниках, это информация для его размышлений об организации успешной работы своего класса. Конечно, эта работа может быть успешной и способствовать формированию у школьников положительных установок на саморазвитие только при условии доверия к учителю, однозначно предполагая уважение учителя к своим ученикам. С этих позиций требуется внимание и кропотливая работа, как в познавательной сфере, так и сфере общения. Различными могут быть направления самой деятельности учителя: урок (совершенствование форм, применение современных технологий организации процесса обучения); система классных часов; родительский лекторий; психологический практикум (диагностическая, коррекционная и развивающая программа тренинговых занятий).

Для познавательной сферы в период перехода на основную ступень характерны следующие проблемы:

  • замедленный темп работы;

  • неумение работать с текстом;

  • недостаточный уровень развития мыслительных операции и устной речи;

  • недостаточный уровень развития навыков самоорганизации и умения учиться;

  • неумение работать в рамках учебного сотрудничества.

В сфере общения существуют проблемы, связанные с возрастными особенностями взаимоотношений с окружающим миром, конфликт взаимоотношений. Можно отметить следующие аспекты:

  • повышенная тревожность;

  • уверенность в учительской несправедливости;

  • частая смена настроения;

  • неадекватная реакция на замечания;

  • страх не оправдать ожидания значимых взрослых;

  • самооценка и самопринятие;

  • недостаточное знание способов организации общения с окружающим.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кобченко Надежда Викторовна, Торопцева Наталья Васильевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования"
    ["seo_title"] => string(100) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia1"
    ["file_id"] => string(6) "283854"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) ""О преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования""
    ["seo_title"] => string(100) "oprieiemstviennostifiedieralnykhghosudarstviennykhobrazovatielnykhstandartovobshchieghoobrazovaniia2"
    ["file_id"] => string(6) "283856"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453893967"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Презентация "Преемственность Федеральных  государственных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования""
    ["seo_title"] => string(163) "priezientatsiia-prieiemstviennost-fiedieral-nykh-ghosudarstviennykh-obrazovatiel-nykh-standartov-doshkol-nogho-obrazovaniia-i-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "277050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452837930"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного  образования глазами родителей: преимущества и перспективы развития» "
    ["seo_title"] => string(149) "fiedieral-nyi-ghosudarstviennyi-obrazovatiel-nyi-standart-doshkol-nogho-obrazovaniia-ghlazami-roditieliei-prieimushchiestva-i-pierspiektivy-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "158830"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421818311"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) ""Вопросы внеурочной деятельности в федеральном государственном образовательном стандарте" "
    ["seo_title"] => string(98) "voprosy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-fiedieral-nom-ghosudarstviennom-obrazovatiel-nom-standartie"
    ["file_id"] => string(6) "224020"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438334118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства