kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческие способности обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

    В статье излагается аспекты как  помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческие способности обучающихся»

Зигангирова Зарима Азгамовна

Учитель родного(татарского) языка и литературы,

МБОУ “Верхнеяхшеевская ООШ”, Актанышский район,

Республика Татарстан


Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей


Аннотация

В статье излагается аспекты как помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.

Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты ,творческие способности, разноплановые факторы, развитие творческих особенностей, благоприятные условия.


Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.

Существует большое число разноплановых факторов, определяющих как природу так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.

Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.

Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.

Третья группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.

Тенденция, которая существует в теоретических высказываниях относительно творческих способностей, сводится к следующим основным положениям.

1. Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены в каждом ребенке. Поэтому задача педагога - увидеть своеобразную индивидуальность каждого ребенка и стремиться развивать ее.

2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит именно в творческой деятельности. На этом принципе построены и все интеллектуальные тесты.

3. Третье, не менее существенное положение для педагогической практики, заключается в том, что исследователями подчеркивается важная роль социальной среды для формирования творческой индивидуальности.


Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета является формирование опыта творческой деятельности. Учеными давно доказано, что, заставляя ребенка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые имеются.

Развитие творческих особенностей – это важнейшая задача художественного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка,1 пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.

Из всего этого следует, что перед учителем встаёт задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.

Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Большие возможности для развития творчества у школьников дают мне уроки развития речи по русскому языку и литературе. Это уроки, где учащиеся пишут сочинения по картинам и на заданную тему учителем. Каждый из этих уроков развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность.

С первых шагов обучения стараюсь учить детей:

  • видеть красоту вокруг себя;

  • развивать наблюдательность, эстетические чувства;

  • использовать изобразительно-выразительные средства языка (сравнения, эпитеты);

  • грамотно, последовательно описывать увиденное.


Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сценариев по изучаемой теме.

Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.

В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии (ИКТ), позволяющие не только привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным, но и способствуют развитию мотивации учебной деятельности. В процессе обучения «Компьютерной азбуке» происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры школьника; освоение способов работы с информацией.

Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях.

К условиям формирования творческих способностей относятся:

  1. Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.

  2. Создание обстановки, способствующей развитию ученика.

  3. Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.

  4. Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.

  5. Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.

  6. Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.

Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия: 2

  • Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.

  • Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.

  • Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.

Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.

Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.

К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.

В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.


Благодаря использованию описанных выше приемов значительно расширяются масштабы и степень творческой активности детей.

Детское творчество неисчерпаемо. Если сеять в душах детей семена творчества, то они непременно дадут прекрасные всходы. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю.

У детей необходимо развивать самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.

Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументировано отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!


Список литературы:


Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 80 с.: ил.


http://pryski.ucoz.com/read/tekhnologija_produktivnogo_chtenija_ejo_sushhnost_.pdf



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творческие способности обучающихся

Автор: Зигангирова Зарима Азгамовна

Дата: 25.09.2024

Номер свидетельства: 656818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «БУМАГОПЛАСТИКА» "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-na-zaniatiiakh-kruzhka-bumagoplastika"
    ["file_id"] => string(6) "114618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411578390"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Искусство «батик» как средство развития творческих способностей обучающихся "
    ["seo_title"] => string(86) "iskusstvo-batik-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "148338"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419668436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся посредством ролевых игр» "
    ["seo_title"] => string(112) "mietodichieskaia-razrabotka-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-posriedstvom-rolievykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "241924"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445346165"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства