В статье излагается аспекты как помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие способности обучающихся»
Зигангирова Зарима Азгамовна
Учитель родного(татарского) языка и литературы,
МБОУ “Верхнеяхшеевская ООШ”, Актанышский район,
Республика Татарстан
Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие их творческих способностей
Аннотация
В статье излагается аспекты как помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком.
Ключевые слова: Федеральные государственные образовательные стандарты ,творческие способности, разноплановые факторы, развитие творческих особенностей,благоприятные условия.
Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.
Существует большое число разноплановых факторов, определяющих как природу так и проявление творческих способностей. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Первая группа включает природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности.
Во вторую группу входят все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей.
Третья группа - это зависимость развития креативности от характера и структуры деятельности.
Тенденция, которая существует в теоретических высказываниях относительно творческих способностей, сводится к следующим основным положениям.
1. Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены в каждом ребенке. Поэтому задача педагога - увидеть своеобразную индивидуальность каждого ребенка и стремиться развивать ее.
2. Развитие креативности (как стиля деятельности) происходит именно в творческой деятельности. На этом принципе построены и все интеллектуальные тесты.
3. Третье, не менее существенное положение для педагогической практики, заключается в том, что исследователями подчеркивается важная роль социальной среды для формирования творческой индивидуальности.
Основная цель обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей. Неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета является формирование опыта творческой деятельности. Учеными давно доказано, что, заставляя ребенка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но и губим его природные задатки, если таковые имеются.
Развитие творческих особенностей – это важнейшая задача художественного образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка,1 пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
Из всего этого следует, что перед учителем встаёт задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Важной чертой творческой деятельности является самостоятельный перенос знаний, умений, навыков в новую ситуацию. Большие возможности для развития творчества у школьников дают мне уроки развития речи по русскому языку и литературе. Это уроки, где учащиеся пишут сочинения по картинам и на заданную тему учителем. Каждый из этих уроков развивает творчество детей, их воображение, формирует организованность.
С первых шагов обучения стараюсь учить детей:
видеть красоту вокруг себя;
развивать наблюдательность, эстетические чувства;
использовать изобразительно-выразительные средства языка (сравнения, эпитеты);
грамотно, последовательно описывать увиденное.
Организовать творческую деятельность детей в процессе проведения классных уроков и занятий можно посредством привлечения учеников к подготовке сообщений, написанию рефератов, составлению кроссвордов и викторин, сочинению сценариев по изучаемой теме.
Также учителем могут быть использованы методы проведения дидактических игр и приемов, творческие задания, направленные на формирование у учащихся творческого мышления и развитие познавательного интереса.
В целях развития творческих способностей учащихся на уроках в школе широко используются компьютерные технологии (ИКТ), позволяющие не только привлечь внимание учащихся и сделать занятие более интерактивным, но и способствуют развитию мотивации учебной деятельности. В процессе обучения «Компьютерной азбуке» происходит развитие интеллектуальных способностей учащихся, их потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей детей и формированию общей информационной культуры школьника; освоение способов работы с информацией.
Период обучения в школе является самым благоприятным для развития у учащихся творческих способностей. Для этого требуется создание в процессе обучения благоприятных условий для формирования творческих способностей детей в разных направлениях.
К условиям формирования творческих способностей относятся:
Физическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Создание обстановки, способствующей развитию ученика.
Самостоятельное решение ребенком поставленных задач, применение для этого всех своих знаний и возможностей.
Свобода выбора деятельности, чередование нагрузки и характера выполняемых работ.
Оказание помощи в затруднительных моментах, выраженной в подведении учащегося к правильному решению, а не в принятии решения за него.
Поощрение творческих начинаний и увлечений ребенка.
Для развития у учащихся творческих способностей только созданием благоприятных условий в школе и на занятиях не обойтись. Для осуществления развития творческого потенциала у школьников необходимо рассмотреть следующие действия: 2
Включить в воспитательную программу образовательного учреждения факультативные занятия, подразумевающие развитие у школьников творческих способностей.
Применять методы и формы работы с детьми, способствующие развитию их творческого потенциала.
Организовать работу с родителями, выработать алгоритм взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в рамках осуществления творческой деятельности.
Для воспитания творческой личности в школе необходимо уделить внимание тем методам организации образовательного процесса, которые направлены на формирование у школьника умственной активности, трудолюбия и смекалки, мотивируют ученика на самостоятельные поиски знаний, требуемых для достижения поставленной цели.
Организация и проведение внеурочных мероприятий в школе положительно воспринимается детьми, позволяет им раскрепоститься и применить свои творческие способности на практике.
К внеурочной творческой деятельности относятся тематические недели, организация экскурсий, праздничные мероприятия, творческие состязания.
В процессе проведения внеклассных творческих мероприятий учащийся становится непосредственным участником педагогического процесса, развивает и формирует навыки и способности построения личностных взаимоотношений и организации совместной деятельности с учителем и коллективом.
Благодаря использованию описанных выше приемов значительно расширяются масштабы и степень творческой активности детей.
Детское творчество неисчерпаемо. Если сеять в душах детей семена творчества, то они непременно дадут прекрасные всходы. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю.
У детей необходимо развивать самостоятельность, активность, инициативу, то есть качества, сопутствующие творчеству и обуславливающие развитие творческих способностей.
Творческие способности учащихся необходимо развивать, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, имеющую свою точку зрения и способную ее аргументировано отстоять. Благодаря творческой деятельности развивается эмоциональный фон школьника, мышление и самосознание. Именно к этому и стремится образование!
Список литературы:
Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Знание, 1992. - 80 с.: ил.