ГКОУ РО «Центр образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад
Метод проектов,
как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов
Составила учитель: Л.В.Сытник
2016-2017 учебный год
Метод проектов,
как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов.
Сытник Л.В., учитель начальных классов.
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. (Слайд 1)
Проектная деятельность является личностно- и практико-ориентированной, что соответствует современной Концепции образования.
(Слайд 2)
Метод проектов - это способ познания мира, решение проблемных задач, это способ развития и становления личности ребенка, его социализации.
По мнению Савенкова А.И., «практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированная на развитие исследовательской творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков».
(Слайд 3)
В нашем образовательном учреждении многие педагоги развивают в детях проектную деятельность и новизна данного опыта заключается в адаптации метода проектов к особенностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Разумеется, что проектная деятельность обучающихся не обходится без помощи педагогов. Но со временем увеличивается доля их самостоятельности.
В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело.
В своей практике я использую создание детьми таких творческих проектов, которые способствуют развитию как музыкальных, так и художественных способностей. Использую педтехнологию Матяш Н.В. и СимоненкоВ.Д., основанную на проектной деятельности в начальной школе. Считаю целесообразным проектную деятельность в начальной школе специального (коррекционного) учреждения VIII вида начинать с 3 класса, когда дети самостоятельно смогут оформлять документацию к творческому проекту.
Цель работы в данном направлении - развитие творческих способностей детей и увеличение доли их самостоятельности через развивающий потенциал проектного метода.
При выполнении творческих проектов используется индивидуальная, парная или коллективная формы работы.
(Слайд 4)
Важно соблюдать основные этапы проектной деятельности:
I (подготовительный) этап
- Выбор темы; постановка проблемы.
- Определение цели (чего должен добиться ребенок в процессе деятельности);
- Подбор материала по своей теме; изучение истории создания изделия.
II (основной) этап
- Изучение собранного материала, обобщение, его систематизация, создание эскизов и технологических карт, практическая деятельность, оформление работы;
III (заключительный) этап
- Презентация (защита работы).
Каждый проект требует тщательной подготовки, оформления документации. Самым важным моментом является презентация или защита проекта по музыкальному или художественному творчеству.
(Слайд 5)
Музыкальный проект «Казачата»
В рамках инновационной деятельности среди младших школьников был создан фольклорный ансамбль «Казачата».
Основной целью музыкального проекта явилось формирование основ музыкальной и эстетической культуры детей, развитие их творческого потенциала и личной позиции; включение обучающихся в культуру собственного народа через фольклор.
Основная задача – развивать творческие способности детей при знакомстве с музыкальным творчеством Донских казаков через проектную деятельность.
(Слайд 6)
Так при подборе репертуара появились различные творческие направления, ожидаемый результат которых:
- Вокал – разучивание казачьих песен;
- Хореография – постановка танца «Казачата»;
- Фольклор - игра на шумовых и музыкальных инструментах в народном оркестре.
Проблема проекта: снижение интереса к народному фольклору, к активному исполнительству.
Участники проекта: музыкальный руководитель и обучающиеся начальных классов и класса «Особый ребенок» (4 год обучения).
Тип проекта: долгосрочный, творческий.
Срок реализации: 2 года.
Содержание I (подготовительного) этапа:
• планирование проектной деятельности;
• набор детей в фольклорный ансамбль;
•пошив костюмов;
• диагностика детей (ладовое чувство, вокальные данные, звуковысотный слух и чувство ритма);
• знакомство с музыкальными и шумовыми инструментами и приемами игры на них, сбор музыкальных инструментов (с привлечением родителей, педагогов);
• разработки постановок номеров (партия музыкальных и шумовых инструментов, танцевально-ритмические движения для танца, вокальная партия для песенного репертуара).
На II (основном) этапе:
Разучивание музыкальных номеров: песен, танца, инструментальной мелодии.
Кроме того, каждая репетиция – это подготовка к выступлению и работа педагога по воспитанию культуры исполнителя.
На III (заключительном) этапе проекта проводились итоговые мероприятия, в которых:
- звучали песни донских казаков:«Земляничка-ягодка», «Да в саду дерево цветёт», «Посею лебеду на берегу», «Донские припевки», «Донские частушки», «Как за Доном, за рекой», «Дон течет издалека», «Соколовка» и т.д.
- был исполнен танец «Казачата»;
- фольклорным ансамблем «Казачата» на шумовых и музыкальных инструментах была исполнена инструментальная мелодия «Во саду ли, в огороде».
(Слайд 7)
Участники фольклорного ансамбля научились играть на шумовых (ложки, бубен, бубенцы, трещотки) и музыкальных инструментах (балалайка, детский аккордеон). Особенность этого проекта в том, что в нем принимали участие дети из класса «Особый ребенок» (4 год обучения). Выступления ансамбля пользовались успехом не только в стенах нашего образовательного учреждения, но и в поселковом клубе на празднике «Покров чудесный».
Такой проект позволяет охватить работой сразу всех детей (участников проекта), какими бы способностями они не обладали. Ребята объединены одной общей целью, чувствуют себя частью одного коллектива. Именно в таком проекте наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности.
(Слайд 8)
Реализация регионального компонента через художественное творчество обучающихся, воспитанников
Художественное творчество включает в себя декоративно-прикладное искусство и изобразительную деятельность обучающихся, воспитанников. Развитие в детях художественных способностей через проектную деятельность и реализация регионального компонента осуществляется как на уроках изобразительной деятельности и трудового обучения, так и во внеклассной деятельности.
Введение регионального компонента способствует формированию культуры общения, духовно-нравственному воспитанию, а также несет большие потенциальные возможности для систематического развития творческих способностей и формирования этнокультуры обучающихся, воспитанников.
Из разнообразного материала выполнены проекты: «Казачий курень», «Донской пейзаж», «Донской сувенир», «Полевые цветы» и т.д.
(Слайд 9)
Каждый ребенок работал над «Звездочкой обдумывания», узнал, как правильно заполнять документацию к проекту, научился пользоваться технологической картой и готовился к защите своего проекта.
,(Слайд 10)
Работа по развитию творческих способностей воспитанников продолжается и во внеурочное время. Совместно с воспитателем Приймаковой Н.Ф. была организована работа 4 и 8 классов по творческому проектированию и изучению особенностей донского края. Ребята создавали творческие проекты, в которых была отражена Донская тематика: «Казачий курень», «Казачий двор». Они являются украшением школьного мини-музея.
(Слайд 11)
«Донские первоцветы», «Полевые цветы», «Полевой букет», «Подсолнух», «Донской сувенир», «Дон ты вольный…». Такие проекты развивают в детях художественные способности, позволяют использовать разнообразные формы защиты проекта.
(Слайд 12)
Декоративный атрибут «Подсолнух» был презентован в танце «Нахаленок и семечки» (художественный руководитель танцевальной группы 8 класса - Г.Ф.Мартыненко), а так же неоднократно использовался в качестве декорации к праздничному оформлению сцены.
Многие работы украшают стены нашего «Центра образования детей с ОВЗ». Так же важно, что воспитанники своими руками могут сделать поделку, которую можно подарить близкому человеку в качестве сувенира. Таким образом, происходит социальная адаптация воспитанников через художественное творчество.
(Слайд 13)
Самые лучшие коллективные творческие проекты отправляем на различные конкурсы: Всероссийский конкурс «Портфолио ученика», Международные конкурсы «Апельсин», «Таланты России». Дети очень радуются, когда занимают призовые места. Успех мотивирует их на создание новых творческих проектов.
Рефлексия
Привлекая к работе в различных проектах воспитанников образовательного учреждения, заметила, что у них выросла самооценка, повысилась уверенность в себе и своих силах.
Показателем результативности работы в данном направлении служат сами творческие работы. У ребят заметно вырос интерес к творческой деятельности и повысилась познавательная активность.
Вывод (Слайд 14)
Таким образом, на основании проведенных наблюдений и диагностики можно сделать вывод, что метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению.
Настоящий опыт может быть адресован учителям начальных классов, воспитателям интернатных учреждений и всем педагогам, заинтересованным в повышении мотивации к обучению, повышении уровня познавательной активности обучающихся, воспитанников, в развитии их творческих способностей.