kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся посредством ролевых игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития творческих способностей у обучающихся средствами ролевой игры.

Объект исследования: ролевая игра как фактор развития творческих способностей подростков.

Предмет исследования: процесс влияния ролевой игры на развитие творческих способностей подростков.

Задачи исследования:

1.  Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории образования.

2.  Определить теоретические основы решения проблемы – закономерности, принципы развития творческих способностей обучающегося.

3.  Организовать экспериментальную работу по развитию творческих навыков детей.

4.  Выводы по результату эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

·  Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;

·  Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения;

·  Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков.

Теоретической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход к игре, раскрытый в философский, психологических, педагогических работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Шацкого С.Т., Эльконина Д.Б. и других.

В этих исследованиях игра выступает как особого рода модель действительности, в которой человек выступает как субъект.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся посредством ролевых игр» »

ГАПОУ СПО СО « Полевской МТ им. В.И. Назарова»









Методическая разработка

«Развитие творческих способностей обучающихся посредством ролевых игр»











Разработчик

Сырова Е.И.

Мастер п.о. высшей кВ.к.

Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития творческих способностей у обучающихся средствами ролевой игры.

Объект исследования: ролевая игра как фактор развития творческих способностей подростков.

Предмет исследования: процесс влияния ролевой игры на развитие творческих способностей подростков.

Задачи исследования:

1.  Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории образования.

2.  Определить теоретические основы решения проблемы – закономерности, принципы развития творческих способностей обучающегося.

3.  Организовать экспериментальную работу по развитию творческих навыков детей.

4.  Выводы по результату эксперимента.

Гипотеза: мы предполагаем, что привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей.

При этом важно соблюдать следующие условия:

·  Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;

·  Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения;

·  Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков.

Теоретической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход к игре, раскрытый в философский, психологических, педагогических работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Шацкого С.Т., Эльконина Д.Б. и других.

В этих исследованиях игра выступает как особого рода модель действительности, в которой человек выступает как субъект.

В попытках создавать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами искусства, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное: в творческом опыте школьника формируются эстетически ценностные ориентации и особая потребность в общении средствами искусства, необходимая для развитого художественного восприятия.

Специфический мотив художественной деятельности – мотив общения искусством. Стихийно этот мотив не формируется. Для его появления нужен некоторый уровень развития межличностного общения у детей. Отсюда первая стратегическая задача руководства детским творчеством: развивать общение детей друг с другом, их взаимный интерес, взаимное внимание.



В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.

1 ЭТАП.РАЗМИНКА.

Преобладают репродуктивные задачи.

2 ЭТАП.РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ КАК ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

(памяти, внимания, воображения, наблюдательности).

На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ( в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой ( а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся.

3 ЭТАП.РЕШЕНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ.

Свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

4 ЭТАП.РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Можно разделить задачи на два типа:

1.  творческие задания, связанные с той или иной учебной деятельностью, требующие большей или полной самостоятельности и рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;

2.  задачи повышенной трудности интегративного характера, отличающиеся тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

Если говорить о формировании детского литературного творчества, здесь уже, пожалуй, не все очевидно. Нужно ли, например, каждого ребенка учить писать стихи? Зачем? Чтобы все выросли поэтами? Разве в этом есть необходимость?

Когда в среднем школьном возрасте дети перестают читать стихи, тяга к сочинительской деятельности, в частности к стихотворству, у них нередко сохраняется.

Выдвинута гипотеза: тяга к литературному творчеству, которая является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности в средство эстетического воспитания, в средство формирования потребности читать и способности глубоко и эмоционально воспринимать художественные произведения. Если говорить о поэзии, то из этой гипотезы следует: чтобы научить полноценно воспринимать поэзию, его нужно учить писать стихи.

Но просто развития общения мало. Чтобы эта возможность реализовалась, должны каким-то образом слиться воедино два потока:

1.  Способность ребенка пользоваться художественной техникой и непосредственно воспринимать произведения искусства;

2.  Его потребность в общении.

Отсюда следует стратегическая задача: сформировать отношение к продуктам художественной деятельности как к средству общения.

Новое отношение, новый мотив, любое новое свойство психики возникает только в деятельности. Наша задача в том, чтобы, формулируя любые ценные для творчества качества, не погубить прошлые приобретения: творческую активность, не шаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и радость, добровольность занятий искусством. А союзник в этом – игра.

Творчество по заданию – игра, учебное занятие, упражнение. Так и следует к нему относиться. Если же в результате иногда вдруг сложатся хорошие стихи или сказки, пусть это будет приятным сюрпризом и для ученика, и для учителя.

Но, ни в коем случае нельзя сравнивать и противопоставлять по качеству, «талантливости работы». Соперничество, конкуренция внутри детского творческого коллектива губительны. Они сразу же смещают мотив и тем самым видоизменяют деятельность: вместо творчества для общения, для выражения чувств, отношений, позиций начинается сочинительство ради первенства, успеха.

Литературное творчество это не только возместимость самовыражения, самоутверждения. Это еще и необходимое условие понимания других.

Не бывает детей бездарных и глупых. Все дети талантливы и способны от природы. Они по натуре своей любознательны и полны желания учиться. Нужно только умное руководство со стороны взрослых, чтобы помочь раскрыться и развиться этим способностям и талантам.



Подходы к ролевым играм

Ролевой игрой можно назвать любую игру, в которой игрок воображает себя кем-то иным. Такой вид игр имеет в основе идею, выраженную Л. Кэрролом - "давай играть, как будто мы...". Активность в ролевых играх не "реальна", и участники игры изначально осознают это. Однако она приносит реальные эмоции и переживания, а иногда и некие реальные физиологические эффекты. Воображаемые аспекты исчезают, когда игроки эмоционально вовлекаются в ролевую игру и начинают думать, чувствовать и действовать естественным образом, то есть в соответствии с характером персонажа (можно было бы сказать - "как в реальной жизни", однако ролевые игры совсем не обязательно есть прямое отражение реальной жизни).

В литературе можно обнаружить несколько достаточно различных описаний понятия "ролевая игра" .

1. Ролевые игры детей, например, "дочки-матери". Детские игры в целом имеют, по мнению психологов, своеобразный характер - они служат в частности особым средством познания мира. Поэтому ролевые игры детей не являются играми в точном смысле слова - они есть необходимая и свойственная ребенку деятельность, которая является для него естественным и неосознаваемым способом адаптации "взрослого" мира к своему собственному, еще недавно не существовавшему.

2. Ролевая игра в самом широком смысле, когда она теряет содержании, превращаясь в синоним деятельности человека вообще в соответствии с фразой из В. Шекспира "Вся жизнь - театр, и люди в нем - актеры". Утверждая, что все поведение человека в реальной жизни есть отыгрывание определенных ролей, можно лишить понятие "ролевая игра" конкретного наполнения, сделав его синонимом поведения человека в социуме. Все люди в той или иной мере играют роли. Если это правда, являются ли все люди неискренними? И почему человек не может быть просто самим собой, не играя никакой роли? Таким образом, существует мнение, что, "каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность".

3. Психологическая ролевая игра как средство моделирования реальности, или же моделирование невозможных в реальности ситуаций. Она имеет своей целью выявление психических особенностей человека, улучшения его психического состояния, избавления от груза прошлого, получение опыта существования в чужом обличие.

4. Ролевые игры, специально созданные ради самой игры и не преследующие никакие неигровые цели в явной форме. В дальнейшем будут называться для определенности "игровыми" ролевыми играми.

Посредством социальных взаимодействий, ролевой игры и обмена ролями с другими участник игры учится "подражать" поведению других и таким образом становится "объектом" для себя самого ("Я" - это "Он"). В то же время личность существует как отдельная сущность ("Я" - это "Я"), у которой возникают новые и спонтанные поведенческие ответы и которая представляет собой субъективную, принадлежащую только себе часть себя самого. Таким образом, в ролевой игре субъект и объект связаны сложным образом, как бы совпадая на некоторой стадии в лице игрока. Такая сложная взаимосвязь не может не натолкнуть на мысль, что в ролевой игре можно увидеть некий момент проявления абсолютного духа, в котором объект и субъект совпадают.

Игровая деятельность может являться игрой для одного человека и не быть ею для другого - например, футбол для любителя и профессионала. Интересным вопросом может являться поиск такой деятельности, которая носила бы игровой характер для всех субъектов; таким образом, в случае ее обнаружения выявилась некоторая "абсолютная игра". Увы, как и большинство игр, ролевые игры "ради игры" имеют свою оборотную сторону - это ролевые игры в психологии, хотя между ними существуют и достаточно серьезные различия, дающий даже повод рассматривать их совершенно различные по сути виды деятельности, хотя и имеющие внешнее сходство. Поскольку ролевые игры психологов возникли существенно раньше "игровых" ролевых игр (соответственно, 20-е и 60-е годы нашего столетия), а ролевые игры детей существовали всегда, имеет смысл рассмотреть их в "хронологическом" порядке.

Детские ролевые игры

Всякая игра, особенно ролевая, включает в себя мнимые элементы "как будто" и является важнейшей активностью человека в течение всей жизни. Один из основоположников ролевых игр в психологии, Дж. Л. Морено не был согласен с З. Фрейдом, что игра прекращается со взрослением. В процессе взросления игра может становиться более осознаваемой и, возможно, контролируемой, однако она никогда не исчезает из жизни человека, пока существуют главная предпосылка к существованию игры - воображение.

Игра детей - это деятельный способ справиться с беспокойством, научиться адаптивному поведению в общественной жизни и символическим образом удовлетворить нужды маленького человека. Это также своеобразный способ получения информации об окружающем мире. Активность фантазии и воображения играет важную роль в расширении словаря детей, в развитии их навыков воображения, в развитии выделения и создании социальных ролей. Психологами замечено, что деятельность воображения и мир фантазий имеют огромный потенциал для обогащения все еще ничтожного детского опыта и для подготовки ребенка к восприятию в дальнейшем гораздо более "скучных" и формальных способов обучения.

Однако, с точки зрения, например, теории социального научения, функция детских ролевых игр несколько отличается. Дети нуждаются в обновлении своего поведенческого репертуара и изменяют свои социальные навыки посредством исследования моделей родителей, наиболее значимых для детей взрослых. Видно, что существует большое количество взглядов на ролевые игры детей, общим в них является главное - ролевая игра ребенка преследует те или иные необходимые для ребенка неигровые цели.

Ролевая игра, по мнению П. Келлермана, обращает на себя внимание тем, что является очень эффективным средством помощи людям в различении их фантазии и реальности, она помогает отличать себя от других. Ролевая игра детей может способствовать формированию единого и устойчивого ощущения собственной личности. Способность взять чужую роль существенна для всех процессов подражания, идентификации, моделирования и ассимиляции. Роль детской игры, по мнению Дж. Л. Морено, очень высока - "не роли происходят из личности, но личность происходит из ролей". По его мнению, сначала игрок ведет себя "как будто", обладает определенными атрибутами роли, а только затем полностью идентифицирует себя с ролью и достигает единого ощущения себя самого, что является еще одним взглядом на объективизацию субъективной действительности игры в ходе игровой деятельности.

Ролевые игры есть жанр игр, в которых игрок берет на себя по собственному выбору роль обитателя некоего иного мира, имеющего достаточно четкие законы, и через своего персонажа в этом мире "живет", то есть совершает действия и получает на них отклик - несмотря на воображаемость мира и персонажа получаемые в ходе игры эмоции носят абсолютно подлинный характер. Таким образом, задача исследования реального мира, свойственная детским и психологическим ролевым играм, не ставится тут по определению самой игры. Выдуманный мир, наоборот, предназначен для того, чтобы обеспечить осмысленность существования любого персонажа. Соответственно, и отыгрываемая деятельность вымышленного персонажа внешне имеет мало общего с обычными действиями человека, причем выдуманный мир должен давать в идеале возможность реализации как можно более разнообразных линий поведения различной нравственной направленности.

В идее о мире как средстве реализации различных линий поведения персонажа лежит отличие ролевых игр от, например, традиционных сказок - персонажи сказок играют абсолютно фиксированные роли, которые настолько незыблемы, что являются почти символами: "герой", "главный злодей", "награда героя", "антигерой". Взаимодействия между персонажами тоже фиксированы, например, "награда героя" (обычно в лице привлекательного существа противоположного пола) никогда не достается "злодею". При этом в сказках игнорируются внутренние переживания персонажа, все они сводятся к наиболее простой биполярной форме - "обрадовался" или "опечалился". Поэтому еще одной предпосылкой возникновения ролевых игр должно было стать появление литературы, которая описывала воображаемый мир, отходящий от такой традиции и допускающий взаимодействия, репрезентирующие реальную жизнь и перерастающие ее.

Чем же является игрок для отношений "субъект" - "объект" между персонажем и миром ролевой игры, в котором последний действует? Игрок находится вне мира и одновременно, посредством своего персонажа, внутри него, свободен от игрового мира в выборе роли и ограничен в отыгрыше его линии поведения. Ролевая игра, как и большинство игр, приводит к созданию игроками и ведущими новой реальности, имеющей место исключительно в их сознании, проявляя таким образом способность человека силой мысли творить нечто новое, реальное для него самого не менее, чем реальность, данная ему от рождения. Таким образом, с точки зрения созданного силой коллективного воображения мира, каждый игрок может быть достаточно точно охарактеризован как некое начало игрового мира, то есть как бог. Естественно, это не исключает существования в выдуманном мире любых религий - в данном случае игрок является богом как причина существования мира, лежащая вне его самого. В результате, идея о любой игре как о процессе творения, показывающим сопричастность человека к Творцу, в ролевых играх может быть доведена до логического завершения - человек сам являться не только творцом, но создателем мира, "лучшего", чем данный ему изначально. Тогда для игрока вопрос о начале реального мира не является антиномией, но теряет свою актуальность, поскольку сам он отчасти является богом в своем собственном мире.

Результаты ролевой игры

Роль детских ролевых игр как способа вхождения в мир человека, еще недавно не существовавшего, достаточно понятна, а их последствием является "нормальное" развитие ребенка. С остальными видами ролевых игр ситуация обстоит менее очевидно. Речь далее пойдет в основном об "живых ролевых" играх, которые будут называться просто "ролевыми играми".

Результаты исследования

По результатам тестирования выделяют три группы детей:

Высокий уровень – 15%

Средний уровень – 55%

Низкий уровень– 30%

Хочется отметить, что дети сильно зажаты, как морально, так и физически. На вопросы отвечают неохотно, создается впечатление, что большая часть из них живет в своей скорлупе и никого туда пускать не собирается. Очень неуверенно чувствуют себя на публике, если в их присутствии есть взрослые люди, не доверяют словам; любимая фраза:

«Чем докажете?»

Естественно, что "примерка" игроком к себе различных ролей, никак не связанных на первый взгляд с его собственным существованием и имеющих различную нравственную ориентацию, не может не привести к изменению самого игрока. Расширение взгляда игрока на действительность путем отыгрывания различных ролей всегда имеет потенциально опасный характер. Хотя обратная реакция существует в той или иной степени во всех играх, в ролевых она может быть особенно сильной из-за кажущегося превосходства игровой действительности над реальной.

Кроме видимого результата воздействия игры на игрока, глубинным результатом ролевой игры является "просачивание" персонажа как выдуманной личности в "неигровую" личность самого игрока. Никогда не удается достичь полного отделения себя как существа социального от персонажа, как существа в первую очередь относительно свободного. Следствием этого являются изменения (или, вернее, искажения) в восприятии реальности игроком: игрок в большей или меньшей степени начинает смотреть на мир глазами отыгранных ролей, соединяющихся с его собственным взглядом, который изначально считался единственно подлинным, но был преодолен в ходе игры. Таким образом, свобода игрока по отношению к игре является отчасти мнимой - хотя игра уже завершена, она всегда остается с игроком, даже если он этого и не осознает.

Приложение.



Экскурсоводы. «Мой любимый город»

Обучающиеся проводят виртуальную экскурсию по своему городу.



Летательный аппарат.

Создается летательный аппарат, начиненный правами и обязанностями обучающихся (написаны на листочках). В конце игры остается несколько фраз-правил, которые учащимся нужно обосновать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Сырова Евгения Игнатьевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по внеурочной деятельности английского языка "Англичанин""
    ["seo_title"] => string(78) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostianghliiskoghoiazykaanghlichanin"
    ["file_id"] => string(6) "270727"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451238118"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по внеурочной деятельности английского языка "Англичанин""
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaiaproghrammapovnieurochnoidieiatielnostianghliiskoghoiazykaanghlichanin1"
    ["file_id"] => string(6) "270728"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451238125"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Игровая технология"
    ["seo_title"] => string(24) "ighrovaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "300555"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456753099"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства