kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Искусство «батик» как средство развития творческих способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В моей работе рассмотрены такие моменты, как

1. Возможности развития творческих способностей посредством

художественной (ручной росписи по ткани). Сущность творческих способностей и роль декоративно-прикладного творчества в развитии творчества обучающихся.

2. Техника батик - как средство развития творческих способностей. Ретроспективный анализ развития техники батик.

3.Анализ изучения и исследования работ различными способами, проведенного в МОУ СОШ № 106 («Женские портреты (погрудная композиция)»,«Тигры» и «Весеннее настроение»).

Объектом исследования является: творческие возможности в технологии Батик (росписи по ткани.)

Предметом исследования выступает: развитие творческих способностей у обучающихся посредством изучения техники Батик.

Цель исследования — выявить доступные технологии росписи по ткани и методические условия развития творческой активности обучающихся нетрадиционными средствами, способствующие развитию творческих способностей.

Исходя из поставленной цели, были сформированы следующие задачи исследования:

- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;

- ввести в содержание занятий эстетического воспитания такие виды декоративно-прикладного искусства, как роспись по ткани «Батик» и раскрыть возможности использования их потенциала как эффективного средства развития творческой активности детей;

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения об искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что развитие творческой активности обучающихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству будет более эффективна, если:

- декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности у детей;

- использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (роспись по ткани, работа с гипсом, глиной и др.) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

- изучать различные материалы (ткани), используемые в прикладном творчестве и учитывать их как эффективное средство развития творческой активности. Использовать нетрадиционные материалы и технологии «росписи по ткани» в том случае, если они будут доступны по выполнению. Раскрепостив обучающихся, позволим быть им самим собой, таким образом мы дадим им возможность проявить творческие способности, если таковые у них есть.

Таким образом, овладение техникой росписи по ткани может выступать одним из эффективных средств развития творческих способностей обучающихся.

Заключение

Художественный труд – это творческая работа ребенка в различными материалами. В содержании художественного труда входит изготовление поделок из различного материала (природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева). Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствуют воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое до конца. Дети старшего школьного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы и с нетрадиционными материалами.

Батик – это ручная роспись по ткани, с использованием резервирующих составов.

В итоге всех проведенных исследований, можно сделать вывод, что овладение искусства батик, является средством творческих способностей у обучающихся.

В процессе нанесения контурных средств требовалась сноровка и выдержка.

Далее проанализируем поэтапное изготовление работы:

Во-первых, было выполнено множество набросков, далее рисуем эскиз в формате А4 и следующий этап перенос эскиза на ткань.

Во-вторых, каждый способ росписи по батику требует каких-то особых нестандартных материалов однако нам понадобилось основное оснащение, которое не зависило от вида техники, в которой я работала.

В – третьих, очень хотелось попробовать и оценить результат.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что с детьми старшего школьного возраста возможно использовать нетрадиционные материалы и технологии «росписи по ткани» в том случаи если они будут доступны по выполнению, гипотеза подтвердилась.

Проанализировать все направления росписи – достаточно трудоемкая и самостоятельная задача, решить которую можно лишь в общих чертах.

 Из трех основных техник:

1)холодный батик;

2) горячий батик;

3) узелковый батик;

Горячий батик рассматривался как основной метод исследования, который дал возможность для дальнейшего изучения.

Итогом исследования является роспись по ткани – «Батик », которая широко используется и в наше время для украшения интерьера, одежды и предметов домашнего обихода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Искусство «батик» как средство развития творческих способностей обучающихся »

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 106

с углубленным изучением отдельных предметов

Советского района г. Волгограда


улица Тормосиновская 23, Волгоград, 400011

Тел./факс (8442)41-00-09, (8442)41-00-11

Е-mail: [email protected]

ОКПО 22362867 ОГРН 2053460070970 ,ИНН3446501507/КПП 34460100






Открытая гуманитарная конференция исследовательских

работ «ПОИСК И ТВОРЧЕСТВО»

Номинация: «Мировая художественная культура»


Искусство «батик» как средство развития творческих способностей обучающихся.

















Выполнила:

Патронова Марина Владимировна

МОУ СОШ № 106 с углубленных

изучением отдельных предметов,

9 «Б» класс

Руководитель:

Патронова Татьяна Михайловна

Учитель ИЗО









Волгоград 2013 г.

Оглавление


Введение стр.3-4

Глава 1.Возможности развития творческих способностей посредством

художественной (ручной росписи по ткани). стр. 5

1.1. Сущность творческих способностей. стр. 5-8

1.2. Роль декоративно-прикладного творчества в развитии творчества

обучающихся стр. 8-9

Глава 2. Техника батик как средство развития творческих способностей стр. 9

2.1. Ретроспективный анализ развития техники батик стр. 9-12

Глава 3.Анализ изучения и исследования работ различными способами,

проведенного в МОУ СОШ № 106. стр. 12

3.1.Исследование работ тремя способами нанесения росписи:«Женские портреты (погрудная композиция)»,«Тигры» и «Весеннее настроение» стр.12-17

Заключение стр. 17-18

Список используемой литературы стр. 19




































Рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения… .

К. П. Брюллов




Введение

Общеизвестно, что от знаний, педагогического мастерства, активной позиции учителя в решающей степени зависит успех модернизации системы образования. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих способностей обучающихся. Развитие творческих способностей у обучающихся – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, в нашем случае это изобразительное искусство и МХК, необходима практика, которая вызовет интерес к росписи по ткани - Батик. Художественный труд – это творческая работа ребенка с различными материалами в процессе, которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Труд формирует в ребенке мировоззрение, отношение к искусству, умение видеть и создавать прекрасное. В содержании художественного труда входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое до конца. Опыт работы учителей свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными технологиями позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Обучающиеся старшего возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы с нетрадиционными материалами: акриловыми красками по ткани, по стелу, масляными красками, использовать пастель и др.художественные материалы, поэтому эта работа становится актуальна в наше время

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности обучающихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству будет более эффективным, если:

- декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности у детей;

- использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (роспись по ткани, работа с гипсом, глиной и др.) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

- изучать различные материалы(ткани), используемые в прикладном творчестве и учитывать их как эффективное средство развития творческой активности. использовать нетрадиционные материалы и технологии «росписи по ткани» в том случае, если они будут доступны по выполнению. Раскрепостив обучающихся, позволим быть им самим собой, таким образом мы дадим им возможность проявить творческие способности, если таковые у них есть.

3

Цель исследования — выявить доступные технологии росписи по ткани и методические условия развития творческой активности обучающихся нетрадиционными средствами, способствующие развитию творческих способностей.

Задачи исследования:

- изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;

- ввести в содержание занятий эстетического воспитания такие виды декоративно-прикладного искусства, как роспись по ткани»Батик» и раскрыть возможности использования их потенциала как эффективного средства развития творческой активности детей;

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения об искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической литературы по проблеме исследования;

- изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства: в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в образовательно-воспитательной деятельности;

- опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись), наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий;

- самоанализ результатов художественно-творческой деятельности в развитии творческой активности учащихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Объектом исследования является: творческие возможности в технологии Батик (росписи по ткани.)

Предметом исследования выступает: развитие творческих способностей у обучающихся посредством изучения техники Батик.

Таким образом, овладение техникой росписи по ткани может выступать одним из эффективных средств развития творческих способностей обучающихся.

Противоречие между необходимостью развития творческих способностей обучающихся и малой разработанностью методик развития определило тему исследования: «Искусство «Батик» как средство развития творческих способностей обучающихся»

Целью исследования является выявить доступные технологии росписи по ткани, способствующие развитию творческих способностей.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и передового педагогического опыта по данной проблеме.

Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, 3 главы, заключение, список литературы.

4

Глава 1.Возможности развития творческих способностей посредством

художественной (ручной росписи по ткани).

1.1. Сущность творческих способностей.

Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие "творчество" восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философской литературе употребление понятия "творчество" многопланово. Оно рассматривается как "активность", "процесс", "вид деятельности", "форма деятельности" и т.д. Различные его стороны отражаются в понятиях "творческое начало", "творческое развитие", "творческие возможности", "творческое мышление", "творческая активность", "творческое отношение", "творческая деятельность", "творческий труд", "творческая личность" и др.

Определения, даваемые в специализированных изданиях, характеризуют творчество как деятельность по созданию качественно нового, никогда ранее не бывшего по замыслу и материальному воплощению. Это относится к материальным и культурным ценностям в области производства, науки, литературы, искусства и т.д. В педагогической литературе творчество или творческая деятельность определяется как деятельность, дающая новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. Большинство ученых выделяет в качестве характерных признаков творчества новизну, оригинальность и уникальность, и определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, никогда ранее не имевшее место. Ряд авторов, (Т.Г. Браже, A.M. Матюшкин., Ф. Харламов) подчеркивает, что характерной чертой творчества, помимо новизны, является также и социальная значимость результата деятельности. Выражая общепризнанное понимание творчества И.Б. Гутчин пишет: "Творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением... Творчество всегда содержит в себе элементы новизны и неожиданности".

Подчеркивая различие между развитием природы и продуктивной деятельностью человека, К.А. Тимирязев отмечал главный отличительный признак творчества человека - его целенаправленность. В природе происходит процесс развития, но не творчества. Некоторые авторы трактуют творчество довольно широко и даже отождествляют его с понятием "развитие".

Творческая деятельность невозможна без репродуктивной деятельности, ибо мышление вообще невозможно без памяти. Творчество есть момент взаимосвязи, диалектического единства продуктивного и репродуктивного. Исходя из общеметодологического принципа понимания развития как диалектического единства старого и нового, творчество рассматривается как процесс созидательного преобразования.

В основе творчества лежит умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания. Комбинирующая деятельность воображения основана на прежнем опыте, его реорганизации и формировании новых комбинаций, знаний, умений. Необходимым условием развития творчества является его многообразные связи с культурным целым. Развитие индивида вне общества и без деятельности невозможно. Поэтому формула "развитие человека как самоцель творчества" означает следующее: а) развитие общественного человека, общества, создающего более благоприятные условия для расцвета каждой индивидуальности: б) самореализация личности, ее творческих способностей, достижение определенных объективных результатов, благодаря которым и происходит развитие общества.

В.И. Андреев рассматривает ряд существенных признаков, присущих творчеству как виду человеческой деятельности: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит

5

вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой. В.И. Андреев справедливо утверждает, что "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".

Определение понятия «Способности»

Способности - индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются. Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой - обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности.

Отличие способностей от знаний, умений, навыков

Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой - в процессе этого овладения происходит формирование способностей.

Процесс создания и развития способностей.

Способности создаются в деятельности. Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали.

В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности.

Личностный подход к определению способностей.

Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности.

Роль задатков в развитии способностей.

Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящий своими корня в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с применением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском. Последние впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски.

Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий


6

состав (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, в Азербайджане, в Индонезии он существует до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название «батик».

Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка па ткань также с незапамятных времен известны песчаные рисунки на тканях, получаемые при помощи разных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань и ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка.

Особенно широко искусство набойки украшала крестьянскую одежду, скатерти, сарафаны и рубахи. В историческом музее и музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее (Ленинград), в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загорска, Костромы и др. городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датированных ХVII – XIX в.в. Там можно ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.

Оба описанных способа украшения тканей существуют до сиx пор.

Старинная русская набойка по своим техническим приемам была очень близка батику - разогретый резерв (различные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов наносили вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После застывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с синей. краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставляли белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, называли кубом, отсюда и способ этот получил название кубовой набойки. Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сарафанов, а нередко и мужской одежды. Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так называемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Количество досок соответствовало количеству цветов образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металлическими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соответственно рисунку, при помощи рисунка, при помощи которых узор обогащался гонким контурным рисунком, придающим ткани изящество. Полотна, украшенные описанным выше способом, применялись не только в костюме, но и в интерьере. В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовлялись на фабриках и широко использовались не только в сельском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнообразнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

На протяжении многовекового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, мотивами становились цветы, листья, изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Нужно подчеркнуть, что современная художественная роспись теснейшим образом связана с набойкой, с ее традиционными приемами построения узора и композиции. В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х г.г. XX в. и за время своего существования получила широкое развитие и признание. Всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С.Балагурова. Она использовала технику холодного батика, сохраняя при этом стилистику ивановских ситцев, обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло русским духом. Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование

7

параллельно с работой в качестве расписника. Это А.Талаев, Л.Грасс, И.Трофимова, В.Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно авторским батиком, выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д. Батик Маргариты Чернышевой - это сочетание древних китайских и японских техник с использованием современных материалов. Свобоная техника росписи ткани позволяет как создавать высокохудожественные произведения искусства, так и расписывать одежду для повседневной жизни, расписывать шарфы, галстуки, крашение и другие изделия из шелка, которые могут стать изумительным подарком другу или подруге и т.д. Именно с этого времени БАТИК стал полноправным участником всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.

Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси большие и малые), скатерти, салфетки и т.д.

Таким образом «роспись по ткани» которая возникла с древних времен широко используется и в наше время для украшения интерьера, одежды, и предметов домашнего обиход.

1.2.Роль декоративно-прикладного творчества в развитии творчества обучающихся.

Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у обучающихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности. Особое место среди них занимают предметы эстетического цикла, в частности, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как один из самых интересных для детей видов художественной деятельности, который имеет важное значение для умственного воспитания, развития их восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса.

В настоящее время возникает необходимость изменения содержания. и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности обучающихся с национально-художественной культурой человека. Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности обучающихся на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества. Принципиально важными для нашего исследования являются труды по общей педагогике Ю. К. Бабанского, И. Я .Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку

8

гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников.

Выявлению психологических особенностей учащихся; способствовали работы, посвященные: проблемам развития детского творчества: H.H. Волкова, Л. С. Выготского, В.И.Кириенко, Е.И.Игнатьева, B.C. Кузина, Л.Ф. Обуховой, которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчества; как ее необходимый? компонент.

Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания «Изобразительного искусства» внесли; труды М. М. Байрамбекова, Т.С. Комаровой, В.С.Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Н.М.Сокольникова, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, Т. Л. Шпикаловой.

База, развития народного декоративно-прикладного искусства, сущность его становления и развития отражены в трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как А.Б. Бакушинский, П:Г. Богатырев, F.K. Baraep, В.М.Василенко, B.C. Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства в; качестве огромной воспитательной силы, способствующей развитию творческой: активности личности.

Однако в итоге теоретического и практического анализа обнаружено, что несмотря на ряд исследований в этой области, процесс эстетического воспитания и развитие творческой активности обучающихся: средствами декоративно-прикладного: искусства остается недостаточно изученным, что противоречит объективным запросам художественной деятельности, логике освоения и познания национальной культуры.

Глава 2. Техника батик как средство развития творческих способностей

2.1. Ретроспективный анализ развития техники батик.

Вот уже на протяжении двух с половиной тысячи лет художники по всему миру используют воск для создания рисунка на ткани. В одних странах батик развивался интенсивно и, потому стал национальным искусством, а в других он лишь сохранил статус старинного ремесла. К странам, считающимися родоначальником батика, относятся Индонезия, Индия, Япония, Китай, а позже и страны Европы. В последнее время в этих странах батик становится прибыльным бизнесом: покупатели понимают ценность ручной работы. Проводятся модные показы, семинары, выставки и конференции, посвященные этой технике. Целью таких собраний является развивать этот древний вид искусства во всем мире и презентовать любителям батика новые техники, открывать новых талантливых художников и рассказывать о применении батика в повседневной жизни.

Кроме того, батик давно признали очень полезным хобби: это не просто интересно, батик развивает творческие навыки у детей и людей с ограниченными возможностями. Поэтому батик все больше привлекает людей таких профессий, как педагоги, художники и дизайнеры

В странах Азии батик является традиционной одеждой. Его одевают на все торжественные праздники, будь это свадьба или день рождения. Сейчас батик в этих странах носят пожилые люди, да и молодежь приобщается. В России пока батик используется только в роли аксессуаров или картин. Однако потихоньку мы перенимаем

9

тенденции Европы и Азии, и на модных показах батик становится приятным дополнением.

Существует несколько техник батик: свободная роспись, горячий, холодный, узелковый батик, техника «шибори» и штамповка. Первые три особенно ценятся, так как работы, выполненные в этих техниках, являются уникальными. Хотя остальные перечисленные техники тоже имеют свои преимущества: можно экспериментировать с цветовой гаммой, а цена такого изделия всегда будет приемлемой. Кстати, профессиональные художники с успехом сочетают различные техники в одной работе, результат такого эксперимента приятно впечатлил.

Исследуя искусствоведческую литературу нами было установлено, что существуют разные способы выполнения «росписи по ткани». Батик – это особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются непокрытые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок. Существует много разновидностей «росписи по ткани»:

Горячий батик

Для выполнения горячего батика на ткань наносят контур рисунка специально резервирующим составом, природу для краски. Горячий батик можно условно разделить на 3 вида: простой в одно перекрытие; сложный батик в несколько перекрытий; батик, выполняемых «от пятна». При горячем батике простым способом резервирующий состав в соответствии с рисунком наносят на ткань, затем делают заливку всего полотна красящим раствором, не пропускают краску. После удаления состава они образуют одноцветный, светлый рисунок на цветном фоне. Переводят на ткань контуры рисунка резервирующим составом. Заливать плоскости красящим раствором можно после того, как шаблон будет отколот от ткани, а резервирующий состав, наведенный по контуру рисунка, хорошо посохнет. Для покрытия ткани красящими растворами пользуются мягкими, впитывающими влагу кистями (белки, соболь, полынок) различной ширины или специально изготовленными тампонами. Ткань после заливки красящим раствором сразу протирают влажной ватой, чтобы равномерно распределить краску по поверхности и удалить ее излишки, также очистить от краски контур, на веденный резервирующим составом. Для выполнения горячего батика сложным способом в несколько перекрытий изготавливают несколько шаблонно отдельно для каждого перекрытия. Затем наносят краску нужного цвета. Когда она высохнет, наносят резервирующий состав. Перед тем, как сделать сплошную заливку ткани краской, нужно тщательно проверить весь ли рисунок, который должен остаться белым, закрыт резервирующим составом. Когда краска высохнет, накладывают следующий шаблон и резервируют элементы рисунка в соответствии с эскизом и делают очередную заливку. Выполнение горячего батика способом «от пятна» является наиболее сложным и интересным. Для выполнения росписи способом «от пятна» так же пользуются шаблонами. Чтобы изготовить их, на плотной

бумаге намечают центры крупных элементов рисунка. Если рисунок более сложных, пользуются шаблонами, выполненными тушью. На ткани сверху или под ней, в зависимости от шаблона и сложности рисунка закрепляют шаблон и резервирующим составом закрывают те места, которые должны остаться белыми. Затем снимают шаблон и наносят на ткань расплывчатыми пятнами светлых красок в соответствии с эскизом. Снова закрывают составом готовые места и так повторяют до тех пор, пока рисунок изделия не будет полностью соответствовать эскизу.


10

Восковой батик

Утонченные, изысканные узоры можно получить способом крашения «восковой батик». Для этого лучше взять ткань из натурального шелка. Кусок ткани разложите на ровной поверхности и нанесите на нее кисточкой расплавленный воск или парафин. После того

как вся поверхность ткани будет покрыта тонким слоем воска, сомните ее в комок и поместите в красильный раствор при комнатной температуре. Ткань необходимо выдержать в красильном растворе в течение 12-24 часов. Краситель растворите в небольшом количестве теплой воды, раствор процедите в посуде для крашения, долейте холодной воды до необходимого объема и добавьте 1 столовую ложку 10 %-го столового уксуса. После окончания крашения выньте «комок» ткани и залейте его горячей водой. При этом парафин или воск расплавятся и поднимется на поверхность воды. Повторите эту операцию несколько раз. Для полного удаления парафина с ткани прогладьте ее, положив между листами белой рыхлой бумаги.

Батик по соли

Его особенностью является отсутствие четко выраженных границ изображаемых объектов, использование раздельных мазков, белые просветы между которыми создают эффект «мерцания». На соленой ткани линии, точки мазки получаются немного размытыми, нечеткими, к тому же соль поглощает краску, поэтому работа получается немного цвета «манной». Особую выразительность батиковой картине придают проступающие не на цветном рисунке кристаллики соли. Заготовки из хлопчатобумажного материала или шелка опускают на некоторое время в перенасыщенный соляной раствор, затем высушивают, проглаживают утюгом. Для батиковой росписи используются жидкие красители тушь, растворы анилиновых и акварельных красок. Подготовьте мелкие емкости, в которых в дальнейшем будут создаваться различные оттенки выбранных вами цветов. Традиционное использование акварельных красок завершит художественно-изобразительный образ, расставит композиционно-цветовые акценты.

Роспись по накрахмаленной ткани

Таким способом получаются красивые работы. Здесь можно использовать гуашевые, акварельные краски. Сначала надо накрахмалить ткань, накрахмаленная ткань должна хорошо высохнуть, затем на нее переносят заранее подготовленный рисунок через старую копировальную бумагу. Это могут быть цветы, животные, персонажи сказок, мультфильмов, басен. Роспись производят пером или маленькими кисточками от центра или середины рисунка, добиваясь нужного тона, насыщая красками свободными мазками нужные места.

Роспись с использованием клея ПВА

Клей используется в этом виде росписи в качестве краскоограничительного состава и одновременно украшающего элемент. Сначала готовят краскоограничительный раствор. В небольшую емкость наливают до половины клей ПВА, в него добавляют бронзовую краску в порошке, если нужен иной цвет, разводят серебреную гуашь или темперу. Хорошо размешивают. Затем берут ткань, натянутую на подрамнике, с подготовленным рисунком и по контурам мягкой кисточкой наносят полоску клея с краской. Когда выполнены контуры, работу оставляют до полного высыхания. Затем берут краситель и производят роспись внутри контурных линий.

Узелковый батик

На ткани завязывается узелок, перетягивается проволокой или прочной ниткой, тщательно прокрасить складки узелка цветной тушью, чернилами или акварелью, развязать этот узелок и завязать другой там, где это требуется, его складки прокрасить уже другим цветом. Фон закрасить поролоновым тампоном. Завязывать узелки на ткани можно по разному, делать их большими ил совсем маленькими, помещать два и более узелков один


11

за другим. Рисунок будет зависеть и от того, как завязать саму нить. Если нужно оставить светлые промежутки, перевязать узелок нитью туго и наматывать ее широко. Изделие слегка подсушивается и еще влажным проглаживается. Таким образом, существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению «росписи по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями в развитии творческих способностей человека.

Глава 3.Анализ изучения и исследования работ различными способами,

проведенного в МОУ СОШ № 106.

3.1.Исследование работ тремя способами нанесения росписи.

Название работ, которые в результате получились:

«Женские портреты (погрудная композиция)»,

«Тигры» и «Весеннее настроение».

Исследование выполнялось в несколько этапов:

1 этап работы в технике горячий Батик

2 этап холодный и

3 этап узелковый (свободная роспись). ».

Специфика нанесения контурных средств на батик, будет различная

Технология изготовления батика

Первый этап работы - составление эскиза.

Второй этап. Ткань натягивается на (соответствующий по размерам) подрамник при помощи канцелярских кнопок. Натяжение должно быть сильным и равномерным. Затем с обратной стороны подкладывается эскиз и прикрепляется к ткани английскими булавками. Основные линии рисунка, просвечивающие сквозь ткань, переносятся на нее простым карандашом. Линия должна быть легкой и ровной. После перенесения рисунка эскиз снимается.

Третий этап - нанесение резервирующего состава. Резерв наносится замкнутым контуром и препятствует в дальнейшем растеканию краски за свои границы. Состав наносится с помощью стеклянной трубочки с загнутым концом и с выпуклой частью. Трубочки могут иметь различные характеристики. Работать следует в хорошо проветриваемом помещении. После нанесения резервирующего состава следует дождаться его полного высыхания (не менее 40-50 минут).

Четвертый этап - окрашивание ткани. При окрашивании палантина используются следующие методы:

. Роспись методом холодного батика. Перед началом окрашивания ткань внутри контура, нанесенного составом резервирующим, следует смочить водой. Краски наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку. Как правило, сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части. Краски можно разбавлять питьевой водой для получения более светлого тона. Краску наносят на расстоянии 0,5-1,0 см до контуров, сформированных составом резервирующим.

. Метод свободной росписи или акварельная техника. При свободной росписи ткани резервирующий состав не используют. Рисунок наносят на ткань свободными мазками красок. Вначале на ткань наносят краски светлых тонов, закрашивая светлые элементы рисунка, затем - более темных тонов, закрашивая темные части.

Применяются следующие декоративные эффекты:

Декоративный эффект можно получить, используя поваренную соль, помещая кристаллы на влажные окрашенные участки ткани. Соль притягивает к себе краску, при этом получается рисунок, похожий на каплю. Результат зависит, в частности, от величины кристаллов соли. Мелкозернистая соль создает изящную структуру рисунка, т.е. многочисленные близко расположенные друг к другу относительно темные участки


12

пигментных скоплений. Крупная соль дает узоры с четкими цветовыми смещениями. На переходных участках хорошо прослеживаются составные цвета и основные краски.

Используются декоративный золотой и серебряный контур. Краска наносится плоской щетинкой №1, 2 в соответствии с эскизом. Толщина и цвет контура варьируется.

Так же используются декоративные капли водой на высохший слой краски. Полученный эффект сушат феном, чтобы предотвратить дальнейшее растекание.

Заключительный этап работы. После высыхания ткань снимается с подрамника. Готовое изделие, для закрепления рисунка, подвергают термообработке. Проглаживают электрическим утюгом с терморегулятором, при температуре, характерной для используемой ткани. Изделие проглаживают через сухую хлопчатобумажную ткань с изнаночной и с лицевой стороны. Готовая работа оформляется в раму.

Горячий батик. В традиционном горячем батике для создания рисунка используется расплавленный воск (смесь пчелиного воска и парафина). Воск наносят с помощью специального инструмента, чем-то напоминающим ручку, для того, что бы ткань не впитывала краску. С помощью воска можно не только не допустить попадание краски на определенный участок (воск попросту не дает краске проникнуть на этот участок), он может ограничить распространение краски и придать ей нужную форму. Как правило, в этой технике работа с красками идет по слоям, существует множество декоративных приемов: использование строительных валиков для создания широких полос определенной краски, вытравка (использование специальных химических веществ для получения сочетания необычных цветов), поливка (здесь нельзя предсказать, каким образом потечет воск, поэтому результат будет всегда приятным сюрпризом) и, конечно же, кракелюры (на воске делаются трещинки, после чего ткань прокрашивается). После окончания работы воск необходимо удалить.

Роспись по шелку (холодный батик):

а)На натянутую ткань нанесён резерв и основной контур.

б)Готовая работа «Женские портреты (погрудная композиция)»

а) б)

Холодный батик наиболее распространен, чем любая другая техника. Для создания контура используется специальный резерв (на основе каучука). Сейчас в продаже можно найти бесцветный резерв, а так же многих других цветов, включая золотой и серебряный. Наносить резерв на ткань необходимо с помощью инструмента (раньше были металлические инструменты, сейчас это стеклянные трубочки с носиком различного диаметра) или прямо из тюбика (отличить такие резервы можно по удлиненным носикам).

13

Как и в горячем батике, в холодном тоже есть свои декоративные приемы: использование морской соли, обычной воды и спирта.

Холодный батик в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани. В технике холодного батика используют краски на основе анилина При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый), и жидкий (на основе бензина)

Нанесение горячего воска.



1) 2)





3) 4)



14

Готовая работа «Тигры»

Свободная роспись. Техника свободной росписи считается второй по распространенности после холодного батика. Картина в свободной росписи – это настоящее произведение искусства, она может быть и воздушно-акварельной, а может иметь четкие, даже грубоватые границы. В этом и проявляется индивидуальный почерк художника .Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями), а также масляными красками с растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом

Свободная роспись с применением солевого раствора. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли. Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом

Узелковый батик - удивительно простая, однако очень эффектная и интересная техника. Основным приемом в этой технике является использование камешков для получения необычного рисунка (камешки просто помещают на ткани и завязывают таким образом, что бы камешек оказался внутри ткани). Использование камешек различного размера без какого-либо определенного порядка даст хаотичность красок и эффектов. Для геометрического узора нужно камешки одного размера разместить в определенном порядке. Кстати, работа будет выглядеть эффектно, если расстояние между камешками будет минимальным.

15

После того, как камешки заняли свое место, можно приступать к окраске ткани.

Краски, крашение, результат: техника узелкового батика – получился симпатичный шарфик «Весеннее настроение»



16

Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено: что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани» которую сможет освоить любой взрослый человек.

Так, А.В. Загребаева описывает самые распространенные способы росписи по ткани и необходимые инструменты для росписи [3].

А. Денисова рассматривала историю возникновения «росписи по ткани»[6].

К сожалению, в методической литературе проблема «росписи по ткани» с детьми дошкольного возраста раскрыта крайне слабо. Так, Т. Корябин [10] изучал способ выполнения солевого батика, технологию и необходимые инструменты и материалы. Л.В. Пантелеева затрагивала проблему детского творчества и представляла пути ее решения [12].Г.И. Перевертень указывал [11] возможные варианты и основные принципы конструирования изделий с целью самостоятельного выполнения художественных работ детьми. А.В. Куцакова представила опыт работы в дошкольных учреждениях, и примерные планы занятий [9]. А.П. Аверьянова, А.В. Грушина разбирает способ «росписи по ткани» узелковый батик [1].

Таким образом, в литературе широко раскрыты технологии «росписи по ткани», которые сможет освоить любой взрослый, однако в школьных учреждениях мало работы проводится с использованием нетрадиционных материалов, больше внимания уделяется традиционным материалам. На наш взгляд из существующих технологий «росписи по ткани» можно выделить доступные детям школьного возраста такие как, «узелковый батик, горячий и холодный батик, свободная роспись и т.д.».

Заключение

Художественный труд – это творческая работа ребенка в различными материалами. В содержании художественного труда входит изготовление поделок из различного материала (природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева). Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, способствуют воспитанию выдержки, настойчивости, умение доводить начатое до конца.

Дети старшего школьного возраста получают удовольствие, положительные эмоции от работы и с нетрадиционными материалами.

Батик – это ручная роспись по ткани, с использованием резервирующих составов.

В итоге всех проведенных исследований, можно сделать вывод, что овладение искусства батик, является средством творческих способностей у обучающихся.

В процессе нанесения контурных средств требовалась сноровка и выдержка.

Далее проанализируем поэтапное конкретное изготовление работы:

Во-первых, было выполнено множество набросков, далее рисуем эскиз в форматеА4 и следующий этап перенос эскиза на ткань.

Во-вторых, каждый способ росписи по батику требует каких-то особых нестандартных материалов однако нам понадобилось основное оснащение, которое не зависило от вида техники, в которой я работала.

В – третьих, очень хотелось попробовать и оценить результат.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что с детьми старшего школьного возраста возможно использовать нетрадиционные материалы и технологии «росписи по ткани» в том случаи если они будут доступны по выполнению, гипотеза подтвердилась.

Проанализировать все направления росписи – достаточно трудоемкая и самостоятельная задача, решить которую можно лишь в общих чертах.

Из трех основных техник:

1)холодный батик;

2) горячий батик;

3) узелковый батик;

17

Горячий батик рассматривался как основной метод исследования, который дал возможность для дальнейшего изучения.

Итогом исследования является эффективность контурных средств, благодаря им нам удалось создать уникальные работы.

Ручная художественная роспись тканей своеобразный вид оформления текстильных изделий уходящей своими корнями в глубокую древность. «Роспись по ткани», которая возникла с древних времен широко используется и в наше время для украшения интерьера, одежды и предметов домашнего обихода. Существуют интересные технологии в «росписи по ткани» одни требуют трудоемкой работы, а другие просты и оригинальны по выполнению. «Роспись по ткани» как один из видов художественно ручного труда обладает большими возможностями, потенциалом творческих способностей человека. Исследуя психологическую, педагогическую, искусствоведческую, методическую литературу нами было установлено, что во многих источниках достаточно основательно раскрывается технология «росписи по ткани»,которую сможет освоить любой взрослый человек (А.В. Загребаева, А. Денисова). К сожалению в методической литературе проблема «росписи по ткани» с детьми школьного возраста раскрыта крайне слабо (Т. Корябин, Л.В. Понтелеева, Г.И. Перевертень, А.В. Куцакова, А.П. Аверьянова, Л.В. Грушина). Однако в школьных учреждениях мало работы проводится с использование нетрадиционных материалов, больше внимания уделяется традиционным. На наш взгляд из существующих технологий «росписи по ткани» можно выделить доступные детям школьного возраста (узелковый батик, роспись по накрахмаленной ткани, роспись с использованием клея ПВА, свободная роспись). Выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования подтвердилась: развитие творческой активности обучающихся в процессе приобщения декоративно-прикладному искусству будет наиболее эффективным на базе изучения основ национально-художественной культуры, использования ее педагогического потенциала с учетом исторически сложившихся традиций и творческих принципов народного искусства. В результате нашего исследования можно сделать вывод:

Овладение техникой батика, способствует творческому потенциалу,

что подтверждает и выдвинутая нами гипотеза.

В настоящее время накоплен значительный теоретический и практический интерес, позволяющий рассматривать и внедрять различные технологии росписи по ткани .





















18

Список литературы

1.Аверьянов А.П., Гушина Л.В. // мастерилка Батик. – М., - 2000

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 313 с.

3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Спб.: Союз, 1997. - 222 с.

4. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н.В. Занкова//Н. ш.№4 2003.

5. Дьяченко О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1996. - 345 с.

6 Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Союз, 2001. - 290 с.

7. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикой: учебник / Г.И. Кругликов. - М.: Академия, 2004. - 200 с.

8. Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2004. - 346 с.

9. Методические указания для студентов специальности «Технология и предпринимательство». - Н. Новгород.: НГПУ, 2000. - 25 с.

10. Муравьев Е. М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. -М.: 2000.

11. Сборник проектов / под ред. Гуревича Н.Н. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.

12. Ф. М, Пармон, Т. П. Кондратенко. Рисунок и графика костюма: учебник для вузов. Под ред. Проф. Ф. М. Парамона. - М.: Легпромбытиздат,1987.-208 с.

Электронные ресурсы

http//www/ lib/ ru/ - Электронная библиотека.


























19


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Искусство «батик» как средство развития творческих способностей обучающихся

Автор: Патронова Татьяна Михайловна

Дата: 27.12.2014

Номер свидетельства: 148338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Блок занятий кружка "Батик" "
    ["seo_title"] => string(27) "blok-zaniatii-kruzhka-batik"
    ["file_id"] => string(6) "221560"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435413574"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Разработка программы элективного курса "Современный батик" для 10-11 класса "
    ["seo_title"] => string(79) "razrabotka-proghrammy-eliektivnogho-kursa-sovriemiennyi-batik-dlia-10-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "161805"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422277182"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Кружок "Умелые ручки""
    ["seo_title"] => string(23) "kruzhok_umielyie_ruchki"
    ["file_id"] => string(6) "395596"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1488040366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства