Одной из последних тенденций в современной школе является возрастание интереса к развитию творческих способностей человека. Современное общество, переступившее порог третьего тысячелетия, отводит особую роль креативности каждой конкретной личности. Чтобы решить социальные, экологические, экономические и культурные проблемы, характерные для сегодняшней действительности, обществу требуются активные, творчески мыслящие люди.
В условиях, когда каждый человек должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу поможет человеку занять свое достойное место в жизни.
Вопрос изучения творческих способностей имеет давнюю историю. Долгое время эта важная психологическая характеристика вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее значимость. Выделение ее как самостоятельной психологической особенности требовало доказательства того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводящуюся к той, которая описывается другими характеристиками, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяет создать более точный портрет индивидуальности. Вокруг изучения проблемы креативности объединились исследователи, владеющие разными знаниями, методами и представлениями об этом вопросе и предлагающие различные пути решения.
Несмотря на большое число исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении природы креативности, в выделении условий реализации и развития креативных качеств личности, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным. В частности, это относится к исследованию источников и условий развития креативности личности в разные возрастные периоды. Решение данной проблемы имеет особое значение в отношении школьного возраста, так как именно этот возраст, на наш взгляд, является благоприятным временем для развития креативности с целью закрепления ее как устойчивой характеристики личности.
Одной из нерешенных проблем в современной психологии остается разработка диагностических методик, адекватно отражающих актуальный уровень креативности личности, а также задача по совершенствованию технологий для развития данного свойства. В настоящее время ощущается острое противоречие между теоретическими представлениями о психологической природе креативности, с одной стороны, и практикой развития и диагностики креативности, с другой. Становится очевидным, что требуются более комплексные и разработанные подходы, как к диагностике, так и развитию креативности личности.
Цель исследования: разработка программы кружка «Бумагопластика» для обучающихся 8-9 классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить программы кружков по бумажному творчеству.
3. Разработать программу кружка «Бумагопластика» для 8 - 9 классов, способствующую развитию воображения обучающихся.
4. Экспериментальным путем проверить эффективность разработанных дидактических материалов.
Объект: творческие способности школьников.
Предмет: процесс разработки программы кружка «Бумагопластика» для обучающихся 8- 9 классов.
Гипотеза: если в процессе преподавания кружка «Бумагопластика» использовать разработанные дидактические материалы, то это будет способствовать развитию творческих способностей обучающихся.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме.
2. Эмпирические методы: тест, анкета, проективные методики.
3. Метод обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.
4. Представление результатов исследования: рисунки, таблицы.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и систематизации литературы по теме исследования.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные дидактические материалы могут быть использованы учителями технологии в практической деятельности.
Структура дипломной работы: исследование состоит из введения, двух глав и заключения.
Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия "творческие способности", неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).
Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко.
В самом общем виде понятие креативности включает в себя особенности психики, которые способствуют созданию чего - то нового, оригинального.
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14—15 лет — периодом между детством и юностью.
Контингент школьников подросткового возраста — это ученики средних классов.
Учебная деятельность, а также трудовая и общественно-организационная объединяются в общественно значимую деятельность, которая, становится ведущей в подростковом возрасте.
Единство изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности формирует у учащихся развитие целостной системы (глаз-мозг-рука) как системы мышления.
На современном этапе человеку необходимо уметь адаптироваться в новом характере производства, постоянно приобретать новые умения, постоянно осваивать новые технологии. Поэтому система «глаз-мозг-рука» должна обязательно быть развита подвижно и гармонично.
Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.
Замысел является основой творчества, высшим уровнем человеческого сознания, преображающего мир; условием стимулирования и формирования творческих способностей у школьников, свободой сознательной деятельности.
План тоже является разверткой замысла любого дела по следующим его действиям.
Подготовка - промежуточная форма работы, звено между замыслом и исполнением. Она включает в себя заготовку и подбор сырья, наладку инструментов, раскладку их на рабочем месте.
Исполнение - это венец, высшая форма работы, - представляет собой непосредственное изготовление изделия, завершает подготовку, реализует замысел.
В процессе формирования творческих способностей нередко возникает явление психологической инерции действия.
Формирование приёмов, обеспечивающих преодоление привычных представлений, сложившихся установок - важное условие создания гибкого, пластичного, творческого мышления.
В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:
- неизвестное знание или способ действия,
- познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,
- интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Программа была реализована в муниципальном общеобразовательном учреждение города Мурманска средней общеобразовательной школе №18.
Утверждено решением педагогического совета приказ №2 от 03.09.2012г.
Тип программы: прикладная
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программа кружка «Бумагопластика» представляет собой дополнительный курс художественно-эстетической направленности для работы с учащимися средних классов.
Цель программы – сформировать у учащихся творческий подход к решению задач в процессе конструирования, повысить их творческий потенциал.
Задачи программы
- Познакомить учащихся с основными принципами и способами художественного проектирования предметов, сформировать навыки в художественном конструировании на основе бумажной пластики
- Познакомить с основами композиции, формообразования, макетирования, повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них пространственных представлений и художественно - конструктивных способностей.
- Сформировать навыки поэтапного выполнения прикладного и художественного проектов.
Программа включает в себя несколько разделов:
- охрана труда (инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами);
- основы художественного конструирования;
- основы формообразования;
- макетирование.
Для реализации содержания обучения все теоретические материалы дополняются и закрепляются выполнением практических работ. Результатом обучения является разработка по предварительным эскизам объемно- пространственных композиций различного назначения (индивидуальный творческий учебный проект).
Для изучения творческих способностей школьников нами взята выборка из 15 человек (4 мальчика и 11 девочек), учащихся 8 -9 классов в возрасте от 13 до 15 лет. Для изучения творческих способностей была разработана следующая диагностическая программа:
Название методики, автор
Цель методики
Исследуемый критерий
Опросник креативности Джонсона
Изучение уровня развития творческого мышления
Творческое самовыражение
Творческий тест Торренса (вербальный)
Исследование творческой одаренности детей.
Данный тест направлен на изучение креативности, творческого мышления
Исследование проводилось в 3 этапа:
- Констатирующий:
- проведение разработанной диагностической программы, с целью выявление начального уровня развития творческих способностей у детей, которые будут посещать кружок «Бумагопластика»;
- анализ и обработка результатов исследования.
2. Формирующий:
- практическая реализация кружка «Бумагопластика».
3. Контрольный:
- проведение разработанной диагностической программы, с целью выявление уровня развития творческих способностей у детей, которые 6 месяцев посещали кружок «Бумагопластика;
- анализ и обработка результатов исследования.