РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души. Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.
Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы . Факультативные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач. А процесс становления качественной творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.
Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например, учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения. При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания. В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии, метод проектов.
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей каждому учащемуся. Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний, другим - проявить себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях, четвёртым - попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.
Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе.
Обычно неделя начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.
Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются следующие направления :
Направление первое. “Из истории математики”.
Перед проведением Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты). Тематика газет самая различная. Например: «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д. Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире, развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива.
Уже само название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.
Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков», «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.
Направление второе. “ Занимательная математика”.
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.
Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .
Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор", «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».
Направление четвертое. “ Математические игры»
В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления создана серия игр на основе телевизионной игры «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.
Направление пятое. “Прикладная математика ”
Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,
«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».
Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».
На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.
Среди учащихся 6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:
1 Математика-это жизнь?
2. Нужна ли математика в жизни людей?
3. Где применяется математика?
4. Интересуетесь ли вы математикой?.
Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.
В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.
Из отзывов учащихся:
-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.
- неделя математики прошла весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.
-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.
- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.
Подведение итогов. Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.
Заключение:
Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:
- повысились навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;
- возросло желание решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности;
После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.
Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. »
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души. Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.
Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы . Факультативные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач. А процесс становления качественной творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.
Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например, учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения. При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания. В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии, метод проектов.
Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей каждому учащемуся. Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний, другим - проявить себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях, четвёртым - попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.
Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе.
Обычно неделя начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.
Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются следующие направления :
Направление первое. “Из истории математики”.
Перед проведением Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты). Тематика газет самая различная. Например: «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д. Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире, развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива.
Уже само название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.
Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков», «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.
Направление второе. “ Занимательная математика”.
Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.
Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .
Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор", «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».
Направление четвертое. “ Математические игры»
В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления создана серия игр на основе телевизионной игры «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.
Направление пятое. “Прикладная математика ”
Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,
«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».
Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».
На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.
Среди учащихся 6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:
1 Математика-это жизнь?
2. Нужна ли математика в жизни людей?
3. Где применяется математика?
4. Интересуетесь ли вы математикой?.
Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.
В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.
Из отзывов учащихся:
-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.
- неделя математики прошла весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.
-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.
- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.
Подведение итогов. Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.
Заключение:
Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:
- повысились навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;
-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;
- возросло желание решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности;
После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.
Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.