kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»

       Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета.       Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души.  Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того,   чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

     Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы .  Факультативные  занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности.   Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач.      А процесс становления  качественной  творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и,  в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например,  учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается  не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения.  При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания.   В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии,  метод проектов.

        Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.  Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей  каждому учащемуся.  Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний,  другим -  проявить  себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях,  четвёртым -  попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.

    Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе. 

Обычно неделя  начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.

        Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются  следующие направления :

Направление первое. “Из истории математики”.

Перед  проведением  Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты).  Тематика газет самая различная. Например:  «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д.     Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире,  развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива. 

Уже само  название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.

        Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков»,         «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.

Направление второе. “ Занимательная математика”.

    Активизировать  деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .

Направление третье. “ Математические состязания”.

 « Состязание эрудитов». «Математическая регата», «Математическое многоборье»

Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор",  «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».

Направление четвертое.  “ Математические игры»

 В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления   создана серия игр  на основе телевизионной игры        «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.

Направление пятое. “Прикладная математика ”

 Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом,  развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,

«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».

Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».

На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.

 Среди учащихся  6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:

1 Математика-это жизнь?

2. Нужна ли математика в жизни людей?

3. Где применяется математика?

4. Интересуетесь ли вы математикой?.

Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.

В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.

Из отзывов учащихся:

-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.              

- неделя математики  прошла  весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.

-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.

- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.

       Подведение итогов.   Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.

Заключение:

Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:

- повысились  навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;

- возросло желание решать нестандартные задачи,  задачи повышенной сложности;

После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.

Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. »

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души. Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы . Факультативные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач. А процесс становления качественной творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например, учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения. При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания. В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии, метод проектов.

Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей каждому учащемуся. Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний, другим - проявить себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях, четвёртым - попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.

Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе.

Обычно неделя начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.

Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются следующие направления :

Направление первое. “Из истории математики”.

Перед проведением Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты). Тематика газет самая различная. Например: «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д. Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире, развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива.

Уже само название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.

Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков», «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.

Направление второе. “ Занимательная математика”.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .

Направление третье. “ Математические состязания”.

« Состязание эрудитов». «Математическая регата», «Математическое многоборье»

Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор", «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».

Направление четвертое. “ Математические игры»

В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления создана серия игр на основе телевизионной игры «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.

Направление пятое. “Прикладная математика ”

Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,

«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».

Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».

На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.

Среди учащихся 6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:

1 Математика-это жизнь?

2. Нужна ли математика в жизни людей?

3. Где применяется математика?

4. Интересуетесь ли вы математикой?.


Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.

В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.

Из отзывов учащихся:

-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.

- неделя математики прошла весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.

-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.

- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.

Подведение итогов. Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.

Заключение:

Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:

- повысились навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;

- возросло желание решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности;

После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.

Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Новак Ирина Васильевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Решение  С1"
    ["seo_title"] => string(14) "rieshieniie-s1"
    ["file_id"] => string(6) "264859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449775254"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства