kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»

       Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета.       Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души.  Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того,   чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

     Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы .  Факультативные  занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности.   Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач.      А процесс становления  качественной  творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и,  в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например,  учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается  не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения.  При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания.   В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии,  метод проектов.

        Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.  Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей  каждому учащемуся.  Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний,  другим -  проявить  себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях,  четвёртым -  попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.

    Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе. 

Обычно неделя  начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.

        Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются  следующие направления :

Направление первое. “Из истории математики”.

Перед  проведением  Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты).  Тематика газет самая различная. Например:  «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д.     Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире,  развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива. 

Уже само  название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.

        Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков»,         «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.

Направление второе. “ Занимательная математика”.

    Активизировать  деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .

Направление третье. “ Математические состязания”.

 « Состязание эрудитов». «Математическая регата», «Математическое многоборье»

Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор",  «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».

Направление четвертое.  “ Математические игры»

 В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления   создана серия игр  на основе телевизионной игры        «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись,  дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.

Направление пятое. “Прикладная математика ”

 Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом,  развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,

«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».

Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».

На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.

 Среди учащихся  6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:

1 Математика-это жизнь?

2. Нужна ли математика в жизни людей?

3. Где применяется математика?

4. Интересуетесь ли вы математикой?.

Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.

В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.

Из отзывов учащихся:

-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.              

- неделя математики  прошла  весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.

-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.

- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.

       Подведение итогов.   Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.

Заключение:

Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:

- повысились  навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;

- возросло желание решать нестандартные задачи,  задачи повышенной сложности;

После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.

Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. »

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через систему внеклассной работы по математике»

Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин . Поэтому одна из главных задач педагога – найти пути повышения мотивации учащихся к изучению предмета. Как часто мы слышим в адрес своего предмета нелестный отзыв - «скучная» наука. А нас, математиков, часто величают «сухарями» и «занудами». Бывает обидно до глубины души. Легких путей в науку нет. И овладеть математикой «легко» не так просто. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной деятельности любой школы является внеклассная работа по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект.

Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми и часто используемыми формами внеклассной работы по математике являются математические кружки, факультативы, олимпиады, Дистанционные-Интернет олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы . Факультативные занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям. Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – несет в школу праздничность и дух состязательности. Развитие индивидуально-творческих способностей является одним из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Сегодняшняя жизнь требует от всех нас подвижности мышления, творческого подхода к решению любых проблем и задач. А процесс становления качественной творческой личности начинается в школе на уроках и во внеклассных занятиях. Урок и внеклассные работы тесно связаны между собой. Ведь внеклассная работа является продолжением уроков и, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют творческие работы учащихся. Так, например, учащиеся 5-6 классов с большим интересом сочиняют сказки на различные темы : “Нуль и натуральные числа”, “В стране дробей”, “В царстве отрицательных и положительных чисел”. В работах , представленных на конкурс, оценивается не только занимательность, но и смысл с математической точки зрения. При этом у детей развиваются, и творческие способности и закрепляются полученные знания. В старших классах стараюсь реализовать современные информационные технологии, метод проектов.

Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя. Неделя математики в школе – это дни, где предусматриваются условия для проявления своих способностей каждому учащемуся. Мероприятия планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, с привлечением всех желающих. Одним предоставляется возможность принять участие в конкурсах, не требующих математических знаний, другим - проявить себя в решении нестандартных задач, испытав при этом радость преодоления возникших трудностей, третьим - показать себя в играх на личное первенство, в командных соревнованиях, четвёртым - попробовать свои силы в составлении математических сценариев. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов.

Подробнее я хочу остановиться на проведении недели математики в нашей школе.

Обычно неделя начинается с общешкольной линейки, где учащихся знакомим с планом и графиком проведения мероприятий. Здесь же выступают учащиеся, которые показывают интересные сценки, рассказывают о великих ученых и их открытиях.

Для предоставления оптимальных возможностей развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках недели рассматриваются следующие направления :

Направление первое. “Из истории математики”.

Перед проведением Недели математики каждому классу с 5 –го по 11-ый предлагается выпустить математическую газету (обычно задание даётся за 2 недели до начала недели, чтобы уже в первый день недели в фойе школы были помещены стенгазеты). Тематика газет самая различная. Например: «Старинные русские меры», «Математика и космос», «Этот удивительно симметричный мир, «Математика здоровья», «Числа правят миром.» и т.д. Материал для газет подбирается из дополнительной литературы по математике или из сети Интернета. Всё это благотворно влияет на развитие кругозора обучающихся, на их интерес к предмету, помогает лучше понять роль предмета в современном мире, развивает творческие способности и способствует сплочению коллектива.

Уже само название газеты привлекает внимание учащихся, возникает желание прочесть написанное и первые несколько дней у газет на переменах наблюдается большое скопление детей, педагогов и гостей школы. Ни одна газета не остаётся без внимания. Педагоги школы утверждают номинации и награждают лучшие газеты. Номинации могут быть самыми различными. Например: «Самая познавательная газета», «Самая интересная по содержанию», «Самые интересные факты» и т.д.

Выставка рефератов по темам: «Жизнь и деятельность ученых математиков», «История важнейших математических открытий», «Развитие математики в истории разных стран», «Вычислительная техника от счёт до компьютеров» и т.д.

Направление второе. “ Занимательная математика”.

Активизировать деятельность учащихся по овладению математическими знаниями можно путем умелого применения занимательных заданий. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета, непривычной формы ее подачи. Решение таких задач развивает любознательность учащихся.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”, «Софизмы», “Математика в сказках”. “Магические квадраты, ребусы, головоломки”. “Задачи со спичками ” .

Направление третье. “ Математические состязания”.

« Состязание эрудитов». «Математическая регата», «Математическое многоборье»

Конкурсы " Рисуем по координатам", "Юный архитектор", «Рисуем с помощью цифр», «Рисуем с помощью циркуля».

Направление четвертое. “ Математические игры»

В последнее десятилетие в нашем образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления, в нашей школе учителями естественно-математического направления создана серия игр на основе телевизионной игры «Своя-игра.В процессе игры у детей вырабатывается навык сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Такая игра учит мыслить так, как свойственно мыслить думающему человеку.

Направление пятое. “Прикладная математика ”

Сочетание прикладных задач, используемых на уроке, с творческими домашними заданиями, составлением и оформлением проектов, способствует приобщению школьников к человеческой культуре в целом, развитию творческих возможностей учащихся, осознанию и более глубокому усвоению программного материала основного курса математики на уровне практического применения знаний, умений, навыков в новых условиях. Так, с учащимися были подготовлены проекты: «Старинные меры длины», «Формула сложных процентов и её практическое применение»,

«Математика и статистика», «Математика -это жизнь?».

Использование такого материала в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», а не «сухую бездушную науку».

На школьной конференции с проектом «Математика –это жизнь?»выступила ученица 7«А»класса, Толеутаева Айдана. Заслушав проект, ребята получили представление о практическом применении математических знаний в реальной жизни, о связи математики с разными областями человеческих знаний.

Среди учащихся 6,7 и 10класса был проведен опрос учащих по вопросам:

1 Математика-это жизнь?

2. Нужна ли математика в жизни людей?

3. Где применяется математика?

4. Интересуетесь ли вы математикой?.


Обработав анкетные данные ,ученицей был сделан вывод, математика - часть мира в котором мы живём.

В течении недели учащиеся оставляли отзывы о прошедших мероприятиях.

Из отзывов учащихся:

-Такие мероприятия нужны. Они весёлые, красочные, помогают ученикам раскрывать свои таланты.

- неделя математики прошла весело, интересно. На некоторых одноклассников взглянули с лучшей стороны . Хотим, чтобы таких мероприятий было больше.

-Супер! Эмоции захлёстывают. До сих пор живу под впечатлением, полученным от мероприятия: Лидер точных наук . Талантливые дети учатся в нашей школе. Спасибо устроителям и исполнителям.

- Спасибо учителям, которые от всей души стараются учить наших детей, делать их жизнь в школе весёлой, разнообразной.

Подведение итогов. Основные итоги недели математики подводятся организационным комитетом и объявляются на общешкольной линейке. Результаты состязательных мероприятий подводятся сразу после завершения. Участники недели, победители конкурсов награждаются школьными дипломами или грамотами. Результаты доводятся до сведения родителей.

Заключение:

Любая деятельность должна иметь свой результат. Выявлено следующее, что у большинства учащихся:

- повысились навыки самостоятельной работы с различными источниками информации;

-возросло желание работать самостоятельно, появилась уверенность в своих силах;

- возросло желание решать нестандартные задачи, задачи повышенной сложности;

После проведения нашей недели многие ребята признали, что математика – это не только сложный для изучения школьный предмет, но увлекательная, интересная и совсем не скучная наука.

Через систему внеклассной работы по математике развиваются интеллектуальные и творческие способности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Новак Ирина Васильевна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Информационная сессия  "Развитие познавательных интересов учащихся через интеграцию учебных предметов" из опыта работы учителя информатики Крапивницкой О.В. "
    ["seo_title"] => string(183) "informatsionnaia-siessiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-uchashchikhsia-chieriez-intieghratsiiu-uchiebnykh-priedmietov-iz-opyta-raboty-uchitielia-informatiki-krapivnitskoi-o-v"
    ["file_id"] => string(6) "166423"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422959898"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(19) "Решение  С1"
    ["seo_title"] => string(14) "rieshieniie-s1"
    ["file_id"] => string(6) "264859"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449775254"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Доклад на тему: "Формирование системы здоровьесбережения детей  в условиях ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-tiemu-formirovaniie-sistiemy-zdorov-iesbieriezhieniia-dietiei-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "111017"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406903937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1450 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства