Просмотр содержимого документа
«Смотрю на мир как на чудо»
Разработка
урока по самопознанию
«Смотрю на мир, как на чудо…»
(Раздел «Мир и человек») Тема: «Смотрю на мир, как на чудо…»
Цели: расширить представления учащихся о богатстве, таинствах окружающего мира, дать возможность заглянуть в себя, изменить своё отношение к жизни, научить учащихся видеть хорошее во всём, везде и в любое время.
Задачи:
Раскрыть значимость красоты и гармонии для человека.
Формировать позитивное восприятие мира.
Развивать умение видеть прекрасное и ценить жизнь.
Воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.
Ход урока:
I. Приветствие
- Добрый день, уважаемые гости, дорогие коллеги. Добрый день, мои любимые ученики. Добрый день, мир, в котором мы живём. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем всем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг радости.
II. Круг радости
- Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написано начало фразы. Вы должны закончить предложения:
когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…
солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…
облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…
я иду по земле, и мне кажется…
я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…
когда я дотрагиваюсь до шершавой коры дерева, я чувствую…
я смотрю на зелёный степной ковёр, и мне кажется…
когда я вижу ослепительные вершины гор, я чувствую…
тёплый весенний воздух напоминает мне…
этот цветок так благоухает, что…
это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…
капли дождя на стекле, словно…
пушистый одуванчик напоминает мне…
этот весенний день так прекрасен…
бескрайнее голубое небо наполняет меня…
- Что объединяет все эти высказывания?
- Итак, тема нашего урока: «Смотрю на мир, как на чудо…». ^
III. Минутка тишины
- А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Представьте себе удивительный мир, мир, который открывает вам свою красоту. (Звучит музыка)...
- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни. И человеку надо научиться поступать так, чтобы не нарушать этой музыки. Окружающий мир преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Умей слушать музыку жизни, умей наслаждаться ею, умей видеть и слышать всё, что происходит вокруг.
Миг
Не привыкайте к чудесам —
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам —
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам —
Нечто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так —
И всё не так
Через одно мгновенье!
(Р. Рождественский)
- Откройте глаза и скажите, что вы видели, слышали, ощущали?
IV. Разминка. Пантомима «Покажи мне мир природы»
- Круг радости сегодня подсказал нам, что звуки природы, её прикосновения, образы очень нежные, ласковые. Минутка тишины - что с природой можно разговаривать молча. А еще природу можно показывать, и тоже молча. Поиграем?!
Игра называется «Покажи мне мир природы». А играть будем так. Я буду называть слова и действия, а вы мне их показывать. Итак:
Высокие красивые деревья.
Сильный ветер качает деревья.
Бабочки полетели и присели.
Снег идет.
Листья желтые закружились.
V. Цитаты урока
Вкус жизни зависит от вкуса живущего. (Е. Гигаури)
Любить жизнь – это значит уметь забывать всё плохое… и удерживать всё хорошее. (М.М.Пришвин)
Лишите мир красоты – и вы лишите его половины нравственности, половины её правил. (Ж.Жубер)
- Как вы понимаете эти выражения?
VI. Беседа по теме урока
- Каким вам представляется окружающий мир?
- Говорят, что «Красота спасёт Мир, если эта красота - Любовь». Согласны ли вы с этим мнением? Возможно ли перестроить эту фразу? («Любовь спасёт мир».) Любовь к чему? Кому?
- В чём заключается красота окружающего нас мира?
- Что такое гармония? Легко ли добиться гармонии с самим собой и миром? Что этому мешает?
Красота – это всё то, что доставляет наслаждение, радует сердце.
Гармония – согласие человека и мира.
- Любой ли человек видит красоту?
Вывод: обретая гармонию, человек видит красоту.
- Как проявляется любовь человека к жизни?
- В чём заключается смысл человеческой жизни?
VII. Работа над притчей
Притча «Кого зовёшь, тот и приходит»
Жил-был в одном ауле человек. Точнее не жил, а мучился. Всю жизнь его преследовали несчастья и болезни. Чем только его не лечили, каких только лекарей не звали. Ничто ему не помогало. Совсем плох стал.
Жена его, услышав, что в соседнем ауле живёт столетний старик, крепкий как карагач и стройный, как тополь, решила обратиться к нему за советом, как вылечить мужа.
- Скажи, отчего моего мужа преследуют недуги и несчастья? – спросила она седобородого. – Вроде и зла никому не желаем, и трудолюбивы, и гостеприимны, а жизнь – сплошное горе.
Старик плеснул себе чаю в пиалу, отхлебнул глоточек и сказал:
- Кого зовёшь в гости, тот и приходит.
Ничего не поняла из его слов женщина и в печали вернулась домой.
Утром проснулся муж. Не успев открыть глаза, уже сказал со вздохом:
- Ох, жизнь моя горькая, болезни одолели, несчастья замучили!...
Тут женщина вспомнила слова старика и возразила мужу:
- Нечего больше болезням и несчастьям делать в нашем доме! У нас дел нынче много. Мы не их звали, а бодрость и радость!
И что вы думаете? Вскоре её муж перестал болеть, а в доме поселились веселье и радость.
- Почему мужа этой женщины всю жизнь преследовали несчастья и болезни?
- Чему учит нас эта притча?
VIII. Просмотр видеофильма
- Я предлагаю вам посмотреть удивительный видеофильмы про 7 чудес света и про притчу называемое: один стакан молока (Просмотр фильма.)
- Что вы почувствовали, смотря эти кадры?
- Какое высказывание вам понравилось больше всего?
^ IX. Творческая деятельность
- Человек - интересное существо: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он воспринимает это как должное и грустит о том, чего у него пока нет. Получив желаемое, он сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь – там, где нас ещё нет, мы будем счастливыми лишь тогда, когда достигнем задуманного.
Но мы живём здесь и сейчас. И если задуматься, наша жизнь достойна благодарности!
Понаблюдайте за собой и окружающими вас людьми. Отмечается следующая закономерность: чем более мы неблагодарны, тем меньше Жизнь склонна давать нам подарки. А зачем? Ведь мы все равно недовольны! Если мы неблагодарны жизни сейчас, то вряд ли будем благодарны в будущем. Мы всегда найдем, о чем попереживать и что осудить! И наоборот. Чем более мы довольны и благодарны сегодня, тем добрее на нас смотрит Жизнь и охотней исполняет наши желания.
- Давайте напишем благодарственное письмо своей Жизни. Есть несколько поводов поблагодарить свою Жизнь:
за то, что вы родились
за тело, в котором вы живете
за место, в котором вы появились на свет
за детство
за родителей
за друзей детства
за учителей в школе
за юношеские приключения
за первую любовь
за незабываемые путешествия, поездки
за будущее
за то, что вы знаете, что такое жизнь.
- Выполняя это задание, вспомните каждый значимый эпизод, каждое событие своей судьбы, проникнитесь чувством искренней благодарности к жизни! Жизнь прекрасна в любой момент, только мы не всегда об этом помним.
Обобщение
- Давайте почитаем ваши письма. «Я люблю тебя, моя дорогая жизнь…». Если вы сделали это упражнение искренне, то вскоре отметите, что Жизнь меняет свое отношение к вам. Разумеются в лучшую сторону.
^ X. Круг «От сердца к сердцу» (учитель читает стихотворение)
Совершенство мира (Из записных книжек учителя)
Нет совершенней мира ничего,
И как бы нам не нравилась идея,
Он был и есть, и будет всё равно,
Хоть мы кричим или молчим немея.
Кусочек мира хапнуть мы хотим,
Топча соседа и ломая копья,
И внутрь себя мы больше не глядим,
Лишь боремся, разбрасывая комья.
Важней всего считаем блеск камней,
Всю жизнь за ними мы бежим глупея.
В попытках захватить их поскорей
Теряем важность жизни, что имеем…
А может, хватит бегать в суете,
Теряя смысл священного мгновенья?
Давай проснёмся в вечной красоте,
Стряхнув, как сон, остатки заблужденья!
- Я желаю вам, мои дорогие ребята, чтобы вы ценили каждый момент своей жизни, оглядываясь вокруг, замечали мельчайшие искорки красоты и помнили: мир прекрасен и удивителен. Спасибо за урок.
XI. Домашнее задание
Ответить на вопросы заданий № 1,2,3 по рабочей тетради и составить синквейн «Жизнь…» (возможно сопровождение синквейна презентацией или фильмом.)