Урок-заседание клуба "Мы и окружающий мир"
"Вода – чудо природы". 3-й класс
Цель: Организовать поисковую деятельность учащихся, направленную на совершенствование навыков работы в группах, обеспечивающих проведение экспериментов.
Задачи:
- Повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле
- Обеспечить формирование учащимися исследовательских умений в практической деятельности; развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Способствовать формированию в учащихся бережного отношения к воде, как ценному дару природы и источнику жизни.
Планируемые результаты: предметные
Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов.
Личностные
У учащихся будут сформированы: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.
Метапредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, принимать роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
Учащиеся научатся: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения, устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащиеся смогут научиться: строить небольшие сообщения в устной и письменной форме, осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Оборудование:
- компьютер,
- проектор,
- презентация "Вода",
- фотографии родников и водных пейзажей,
- банка с кипячёной водой,
- вода из под крана,
- вода из пруда,
- минеральная вода,
- одноразовые стаканы,
- чайные ложечки,
- соль,
- сахар,
- речной песок,
- опилки,
- жидкое удобрение для комнатных цветов,
- салфетки,
- фильтры из бумажных салфеток,
- химические колбочки,
- воронки.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости. Сегодняшнее заседание проведет Досковская Анна.
Председатель: сегодня у нас очередное заседание клуба «Мы и окружающий мир» назовите тему нашего заседания. Как вы думаете, какую цель мы должны достичь, изучая сегодняшнюю тему?
Председатель: а каким путем мы придем к этой цели? Как ее достигнем?
Дети: мы будем рассуждать, строить предположения, будем думать, отвечать на вопросы, делать выводы. (обобщить все знания о воде, открыть что-то новое для себя, провести опыты, вспомнить свойства воды)
Председатель: сегодня на заседании мы будем не только исследователями, но и художниками-оформителями. В конце заседания мы составим папку с работами и создадим картину. Для достижения цели заседания мы разделились на группы. В каждой группе есть командир, который будет отвечать за работу всей группы. Давайте познакомимся с группами.
1 группа: исследователи
Наша группа наблюдала за свойствами воды и провела небольшие опыты.
1 : если набрать немного воды в пипетку и выпустить ее на зеркальце – воды растечется, а если слегка наклонить зеркальце – вода потечет дальше. Я сделал вывод – вода текучая. Мы это можем наблюдать в реках, ручейках.
2 : если стакан с водой перелить в чашку, а затем в блюдце – мы заметим, что воды принимает форму сосуда- я делаю вывод, что вода не имеет формы. Это свойство мы можем наблюдать, если нальем воду в ведро, в кастрюлю – вода примет форму этих сосудов.
3 : нальем воду в стакан, попробуем на вкус: она сладкая? Кислая? Соленая? Нет! А если ее понюхать? Запаха нет. Я делаю вывод: вода без запаха и вкуса. Мы это можем наблюдать, когда мама варит суп, компот, когда умываемся.
4 : если в стакан налить воду, окунуть карандаш – мы сквозь воду увидим карандаш. А если в стакан налить кисель, опустить в стакан карандаш – мы карандаш не увидим. Я делаю вывод – вода прозрачна и бесцветна. Это свойство мы можем наблюдать в аквариуме. (читает стих о воде)
Мы сделали вывод о воде и ее свойствах. Вода –прозрачная, текучая, без вкуса, без запаха, не имеет формы.
Кластер на доску вешается.
2 группа: наша группа художники-литераторы. Мы готовили рисунки о воде (рисунки вешаются на доску, а командир продолжает говорить), составили книжки-малышки и сочинили сказку.
Инсценирование
История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)
Маленький Лягушонок скучал. Все Лягушки вокруг были взрослыми, и ему не с кем было играть. Сейчас он лежал на широком листе речной лилии и внимательно смотрел в небо.
- Небо такое синее и живое, словно вода в нашем пруду. Должно быть, это и есть пруд, только наоборот. А раз так, то там наверняка водятся лягушки.
Он вскочил на тоненькие лапки и закричал:
- Эй! Лягушата из небесного пруда! Если вы меня слышите, отзовитесь! Давайте дружить!
Но никто не отозвался.
- Ах, так! – воскликнул Лягушонок. – Вы со мной в прятки играть?! Вот вам!
И он скорчил забавную гримасу.
Мама – Лягушка, неподалёку выслеживающая комара, только рассмеялась.
- Глупыш! Небо ведь не пруд, и там нет лягушат.
- Но ведь с неба часто капает дождь, а ночью оно темнеет, как и наша вода в пруду. И эти вкусные комары так часто взмывают ввысь!
- Какой ты у меня маленький, - вновь засмеялась Мама. – Комарикам ведь нужно спасаться от нас, вот они и поднимаются в воздух. А вода в нашем пруду в жаркие дни испаряется, поднимается в небо, а потом снова возвращается в наш пруд в виде дождя. Понял, малыш?
- Угу, - кивнул зелёной головкой Лягушонок.
А про себя подумал:
- Всё равно когда-нибудь найду себе друга с неба. Ведь там есть вода! А значит, есть и Лягушата!
3 группа – Практики.
Мы проводили исследование воды на растворимость веществ при помощи опытов.
Ученик: В прозрачный стакан с водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли.
- Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?
- Попробуем воду на вкус. Пропустим воду с солью через бумажный фильтр.
- Прошло ли оно через фильтр?
Я сделал вывод: поваренная соль в воде растворилась, тоже самое можно сказать и о сахаре.
Опыт 2.
Речной песок.
Размешиваем в стакане с водой чайную ложку речного песка.
У: Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?
Фильтруем. Наблюдаем, что будет проходить через фильтр, а что останется на нём.
Сделаем наблюдения:
1. Можно ли сказать, что вещество растворилось в воде?
2. Прошло ли оно через фильтр?
Вывод. Речной песок в воде __
Опыт 3.
Растворяем в воде жидкое удобрение для цветов коричневого цвета. Фильтруем.
Вывод. Жидкое удобрение в воде растворилось.
Опыт 4.
Наблюдаем за минеральной водой в пластиковой бутылке.
У: Что вы видите? ( пузырьки газа)
Разливаем минеральную воду в одноразовые стаканчики и пробуем на вкус.
У: Вы почувствовали, что вода газированная?
Вывод. В воде растворены газы.
У: Как вы думаете, какой газ растворён в водоёмах, где живут различные животные? (кислород)
Вывод из всех опытов.
Вода растворяет
- твёрдые вещества (соль, сахар, марганцовка)
- жидкие вещества (жидкое удобрение)
- газообразные вещества (кислород)
с. 85 из учебника рассказ о растворимости воды.
Ученик рассказывает, а другой вешает на доску кластер.
4 группа: экологи
Доклады детей
Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человечества на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня. «Воде, - сказал великий Леонардо да Винчи, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». (слайд 13)
Человек как-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. (слайд 14)
Известный французский писатель – летчик Антуан-де Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара, - писал так: «Вода!. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно написать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…» (слайд 15)
Вода – единственное вещество, которое встречается на Земле в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. (слайд 16)
Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. (слайд 17)
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. (слайд 18)
Смотрите, как много соков в плодах – арбузе, лимоне, яблоке. (слайд 19, 20, 21)
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. (слайд 22)
Много ли воды в твоем теле? Ты можешь сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на два.
Например: я, Кузембаев Алмаз, вешу 22 кг. 22:3*2=14,6. Значит в моём теле 14,6 кг воды. (слайд 23)
А теперь сами у себя попробуйте узнать, сколько кг воды в вашем теле. (дети подсчитывают сколько кг. воды в их теле)
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище). (слайд 24,25)
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. (слайд 26)
Но вода не только поит, но еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовных судов. (слайд 27)
Председатель: молодцы ребята. Наше заседание подходит к завершению. Давайте вспомним цель нашего заседания. (узнать почему воду называют чудом природы)
Председатель: как вы думаете, достигли ли мы своей цели?
Дети: да т.к. мы узнали и доказали, что без воды человек не может жить и вода действительно является чудом природы.
Председатель: а что получилось у каждого из вас? Понравилось ли наше заседание?
Председатель: вы заметили, что к концу занятия у нас на доске получилась картина. Красавица вода занимает большую часть нашей доски также как и занимает большую часть земного шара. Ее шлейф плавно переходит в реку знаний, по которой плавают кораблики знаний. Эти кораблики надо отправить в путь. Но чтобы они отправились в путь, нам нужны паруса. У вас на партах лежат паруса, но они не простые. Выберете цвет паруса под цвет вашего настроения