УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСОВ И ТУГАЕВ"
Цель:
Учащиеся знают, какие растения и животные есть в лесах; умеют находить на карте зону лесов.
Задачи:
развивать речь, наблюдательность, мышление; любовь к природе
Результаты обучения: Могут рассказать о зоне лесов, растениях и животных леса, сравнивать и рассуждать о разнообразии растительного и животного мира лесной зоны
Ключевые идеи: Лес – источник здоровья человека. Лес – украшение земли. Лес – наше богатство. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь
Ход урока
1.Вызов.
Психологический настрой (5 мин)
1. Организация деятельности учащихся.
Беспредельна, необъятна, широка
Степь привольная Сары-Арка.
Открытая полынным ветрам,
Раскинулась на сотни километров.
Всюду простор и ковыльные степи
Да сопок неровных неровные цепи.
И вдруг, как чудо из чудес
Среди степи поднялись горы, лес,
Высокие скалы, лесные поляны –
Всё это земля родного Казахстана!
- Мы продолжаем изучать природные зоны Казахстана. Сегодня мы будем говорить о лесах и тугаях. Мы познакомимся с их расположением на карте Казахстана, с животным и растительным миром, будем говорить о пользе леса и его охране.
- Сегодня у нас будет заседать учёный совет, который состоит из нескольких групп учёных. Они будут исследовать леса и тугаи. (дети разделены на 4 группы)
географы
ботаники
зоологи
экологи
- Ребята, а кто знает, что изучают эти учёные?
2. Осмысление. (30 мин) Работа в группах. Формирование новых знаний и умений.
- Какие природные зоны входят на территорию Казахстана? ( Лесостепь, степь, пустыни, полупустыни, горные районы.)
- А в какой природной зоне живём мы?
- Что такое степь? Когда она особенно красива?
- Итак начинаем исследовать леса и тугаи. Послушайте старую казахскую легенду.
Когда Аллах, сотворив наш удивительный мир, подарил одним народам широкие и глубокие моря и реки, другим высокие горы, одетые густыми лесами, белоснежными шапками, третьих одарил плодородными полями и цветущими садами. А казахам оставил лишь сухие степи. Вставал тогда народ и решил просить у всевышнего хоть маленькую толику того прекрасного, что осталось у него в мешке. Но не откликнулся Аллах на просьбу степняков. Тогда весёлый пересмешник Алдар-косе, решил перехитрить всевышнего, предложив сыграть в прятки. Тот согласился, но где можно спрятаться в пустынной и плоской степи. Насыпал Аллах холмик, чтобы укрыться за ним и спрятался. А хитрый Алдар-косе незаметно проделал в мешке дырку, из которой высыпались на землю скалистые горы, поросшие густыми лесами, вылились прозрачные озёра и звонкие родники. В лесах поселились звери и птицы. Так гласит легенда.
- И если посмотрим на карту Казахстана, то увидим, где природа создала удивительный мир красок, форм и звуков.
- А кто знает, где в Казахстане есть леса?
- Вблизи г. Кокшетау живописное место по-казахски звучит Бурабай, а по-русски Боровое.
- В Карагандинской области – Каркаралинск.
- В Павлодарской области – Баян-аул.
- В Костанайской области известный лес Наурзум-карагай. ( поставить на карте значки)
- А сейчас скажите, кто из вас был в этих местах?
- Предоставим слово географам, которые как и другие учёные изучили леса и тугаи, и теперь расскажут нам о них.
1 географ – В низменностях на широких просторах от Южного Урала на севере Казахстана до Алтайских гор растут небольшие леса. А по берегам рек степной и пустынной зон много тугаёв. Тугаи – это небольшие леса вблизи озёр и в речных долинах степей и пустынь. (пояснение учителя)
2 географ – На самом севере Казахстана около г. Петропавловска расположены большие массивы соснового леса, тянущиеся полосами вдоль Иртыша. Их называют ленточными борами.
- Что такое бор?
- Как вы понимаете «ленточный бор»?
3 географ – Крупный массив соснового леса сохранился в Костанайской области. Это известный лес Наурзум-карагай.
4 географ – В Кокшетауской области среди степи есть гранитные скалы. Вокруг них также встречаются сосновые леса, которые здесь называют гранитными борами.
- Как понимаете выражение «гранитный бор»?
- А сейчас мы с вами посмотрим небольшой кусочек видеофильма об одной жемчужин Казахстана – Боровом. Смотрим молча и внимательно. А когда посмотрите, скажите, что вы увидели из того, о чём вам рассказали географы.
- Что такое тугай?
- Где в Казахстане встречаются леса?
- Итак, в лесах и тугаях есть все благоприятные условия для роста и развития растений, плодородные почвы, не промерзающие зимой, обилие влаги. Всё это способствует росту растений в лесах и тугаях?
- Давайте вспомним из 2,3 классов все ли растения равномерны?
1этаж – травы, цветы
2этаж – кустарники
3этаж – деревья
- Слово ботаникам. Они раздают задание группам.
Мозаика. Необходимо из кусочков собрать дерево и назвать его. Даны деревья: берёза, осина, сосна, дуб. После того как собрали, спикеры выносят деревья на доску.
Рядом гербарий. (прикреп. на доску)
- Что можете сказать о берёзе?
1ботаник - Берёзовые рощи небольшие по площади, называют колками. Берёза – светолюбивое, быстрорастущее дерево. Её верхушка украшена кудрявой бахромой. Кора берёзы белая. Народ с любовью называет её берёзонькой, кудрявой, белоствольной. Много песен и стихов сложено о ней. Живёт берёза долго. К 80 годам она может достичь 30 м высоты. Берёзовые рощи называют светлыми. Этим объясняется, что в берёзовых рощах растёт много низкорослых кустарниковых растений: шиповник, чёрная смородина, малина.
2 ботаник – Осиновые рощи в отличие от берёзовых отличаются густотой. Осина- стройное, прямое своеобразное дерево. Под древесным пологом растут густые травы. Встречаются костяника с тонкими стебельками и сочными красными плодами, земляника.
3 ботаник-В некоторых местах забралась в лес сосна. Сосновый лес светлый, сухой и красивый. Воздух в нём чистый, приятно пахнет сосновой смолой. Сосна- хвойное дерево, вместо листьев у неё хвоинки. Стволы сосен высокие, прямые, нижняя и средняя часть не имеют веток, лишь на верхушке есть разветвление, образующее крону.
4 ботаник-Мощь и величественная красота дуба привлекает всех. Корни его уходят глубоко в землю, и потому не страшны ему никакие бури. В старину дуб шёл на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет.Кору- применяют в кожевенном деле. Справка: Самый старый дуб (2000л.) на земле, находится в Литве.
- На какие группы можно разделить эти деревья?
- Чем они отличаются?
- А чтобы ещё больше узнать о деревьях, отгадаем викторину.
- Из какого дерева делают спички?(осина)
- Какое дерево применяют для изготовления лыж?(берёза)
- У каких деревьев осенью листья красные?(рябина)
- Из какого дерева делают пианино?(ель)
- Какое дерево даёт сок?(берёза)
- Какие дрова самые жаркие?(дуб, берёза)
- Ребята в лесах и тугаях растут не только растения, но и живёт великое множество различных животных.
Слово зоологам. Звери прислали телеграммы, но телеграммы без ответа. Вы должны отгадать - кто прислал эти телеграммы.
1 зоолог- Звери от врагов кто в дуплах прячется, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого не делаю. Врагов же у меня полным-полно. И всё-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня не зря «косые»- не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее – веточками деревьев, корой деревьев. (заяц-картинка)
2 зоолог- Настоящее наше имя было «ортокс». Но так, как люди нас очень боялись, то придумывали разные клички. Я хищный, могучий, ловкий и хитрый зверь. Если необходимо могу тащить ношу 400-500 кг. Могу бежать со скоростью скаковой лошади. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, хлебные зёрна, травы, почки деревьев, жёлуди.Но если этой пищи
нам не хватает, то мы нападаем на кабанов, глухарей и рябчиков.(медведь- картинка)
3 зоолог- Наша внешность довольно примечательна. Рост достигает двух метров высоты. Голова украшена большими рогами. Не зря нас называют сохатыми: рога у нас широкие и громадные, как сохи. Верхняя губа подвижная, свисающая над нижней. Подвижная губа помогает нам захватывать древесные листья и побеги, а также снимать мхи и лишайники со стволов. Но
очень мы и соль любим.(лось-картинка)
- А вот, чтобы узнать какие ещё звери водятся в лесах и тугаях, мы прочитаем в учебнике. Стр.96 (чтение вслух)
- Какие животные обитают в лесах и тугаях?
- Какие птицы там водятся?
- Как дни приспособились к жизни среди деревьев и кустарников?
Слово экологам.
1эколог – Лес – это наше богатство! Лес – лёгкие нашей Земли. Растения дают Земле кислород, а значит и жизнь, точно также как лёгкие снабжают нашу кровь кислородом.
2эколог – Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Лес – это дом зверей и птиц. А как приятно побывать в лесу в летнюю пору, подышать полной грудью живительным
воздухом. Прогулка в лес – источник радости и здоровья.
3 эколог - Нет на земле человека, чья жизнь не была бы связана с лесом. Оглянись в своей комнате - мебель, пол, окна, двери, сделаны из дерева. Из древесины делают книги, тетради, скипидар имногое, многое другое. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется.
Экологи предлагают разобрать ситуации. Что неправильно делали дети в лесу? Какие правила они нарушили?
1 ситуация.
Второклассницы Оля и Света пошли в лес. Утомлённые дорогой сели они отдохнуть и пообедать, вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Поели девочки, выкинули пакет с мусором под кустик. Побродив по лесу, дети нарвали грибов полные корзинки, а также по два букета цветов. Довольные они отправились домой.
Справка: 1 целлофановый пакет – разлагается 100лет.
2 ситуация.
В один тёплый воскресный день мы всем классом отправились в лес. Чудесно было в весеннем лесу. Пели птицы, лёгкий ветерок шевелил макушки деревьев. Вдруг мыувидели гнездо, а в нём яйца. Мы взяли их в руки, и полюбовавшись, положили на место. Вдруг мы увидели ёжика, завернув его в тряпочку, решили взять его домой в живой уголок. С хорошим настроением мы вернулись домой.
3 ситуация.
Тёплым вечером мы с другом отправились в ближайший лесок. Прогуливаясь, мы увидели огромный муравейник. Витя захотел посмотреть, что там внутри. Он взял палку и стал ковырять его. Потом ему это надоело и мы пошли дальше. Надрезав кору берёзы, мы попили берёзового сока и довольные пошли домой.
Справка: Одно муравьиное гнездо уничтожает за день до 20.000 вредных насекомых.
4 ситуация.
Ребята гуляли в берёзовой роще летним вечером. В самой чаще леса было много комаров и дети, чтобы их отгонять сорвали по ветке. Хорошая получилась защита! Вдруг стало холодать и ребята решили развести костёр. Нанесли сухих веток и разожгли. Стало тепло и уютно. Но уже поздно, пора домой, да и костёр догорал. Довольные ребята отправились домой.
- Итак, какие правила мы должны соблюдать в лесу? Повторим.
-В нашей стране принят «Закон об охране и использовании природных богатств», который записан в Конституции. Охота на многих животных запрещена, а на многих ограничена, создаются заповедники, где вся природа неприкосновенна.
Долг каждого гражданина беречь и охранять природу.
3. Рефлексия - О чём мы сегодня говорили?
- Что такое тугаи? Бор?
- Где в Казахстане встречаются леса и тугаи?
- Какие деревья растут в лесах и тугаях?
- А какие ещё растения?
- Какие животные водятся в лесах и тугаях?
- Почему мы должны охранять лес?
- Что даёт нам лес?
- Какие правила мы должны соблюдать в лесу?
- Я бы хотела закончить наш урок словами:
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
Домашнее задание.: стр.56 -57 подготовить сообщение
Оцените себя смайликом.