kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Как приятен, вкусен, крепок, ароматен чай»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Как приятен, вкусен, крепок, ароматен чай»

Цель:

- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»; научить  применять полученные  знания на практике;

- развивающая: развивать интерес к физике как науке о природе, развивать логическое  мышление учащихся, сообразительность, умение правильно  ориентироваться в нестандартной ситуации;

- воспитательная: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе, воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Оборудование: стаканы с водой комнатной температуры, ложки  ( из латуни и алюминия), термометры, самовар, комплект посуды, необходимой для чаепития, сдоба.

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Ход мероприятия:

    К хозяюшкам в гости пришли физики.

Хозяюшка 1.   Не торопитесь у дверей,

                         Проходите поскорей.

                         Здесь вас с чаем ребятишки,

                         Ждут баранки и коврижки,

                         Это все для вас детишки:

                          Калачи, ватрушки, пышки.

                          Налетайте, разбирайте,

                          Сладким чаем запивайте!

                          К нам, смотри, не опоздай,

                          А не то – остынет чай!

Физик:     А что такое чай?

Хозяюшка 2.   Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как хлеб.

Хозяюшка 3.    Чай горячий, ароматный

                          И на вкус весьма приятный.

                          Он недуги исцеляет

                           И усталость прогоняет,

                           Силы новые дает

                           И за стол друзей зовет.

                           С благодарностью весь мир

                           Славит чудо-эликсир!

Хозяюшка 4.  Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным – давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листья вечнозеленого растения растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.»

      Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н. э.

     В одной древней китайской книге дается такое описание свойств чая:

     «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лени, освежает тело… Сладкий покой, который обретешь, употребляя этот напиток, и ты почувствуешь  себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас.»

     Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, а Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.

Хозяюшка 5. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам  подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт  чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Хозяюшка 6. Для крестьян чай был недоступен, и они пили его в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться.

(шуточная песня XIX века)

     Раз прислал мне барин чаю

     И велел его сварить,

     А я отроду не знаю,

     Как проклятый чай варить.

     Взял тогда налил водички,

     Всыпал чай я весь в горшок

     И приправил перцу, луку

     Да петрушки корешок.

      Разлил варево по плошкам,

      Хорошенько размешал,

      Остудив его немножко,

       На хозяйский стол подал.

       Гости с барином плевались,

      Сам он точно озверел

       И, отправив на конюшню,

        Меня выпороть велел.

       Долго думал, удивлялся

       Чем же мог не угодить?

       А потом-то догадался,

        Что забыл я посолить.

Многие даже не знали, как заваривать чай. В XVIII веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое изготовление самоваров, особенно в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварочного чайника.

Хозяюшка 7. Ученые установили, что в чае содержаться полезные, биологически активные вещества: кофеин, танин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки,  жиры, углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирение, если оно сопровождается чаепитием. И наоборот, скудная пища, но с чаем, поддерживает силы человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. В чае много витамина Р, способствующего лучшему усвоению витамина С в организме. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль. В стакане крепкого чая содержится 0,5 кофеина. Примерно столько же его в таблетке от головной боли. Танин, содержащийся в настое чая, особенно зеленого, оказывает вяжущее действие и устраняет расстройство желудка. При отравлениях дается настой крепкого чая. Заболевание сердца, бронхиальная и сердечная астма, нарушение мозгового кровообращения лечатся препаратами, в которые входят вещества, содержащиеся в чае.

Хозяюшка 8.  Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

  При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат.

  Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода закипает. В передержанном кипятке аромат чая исчезает. Остывшая кипяченная вода не годится. Согрев заварочный чайник, или ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку.

  Настаивают: черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5-1см до крышки. После чего заварку разливают по чашкам или стаканам.

  Можно приготовить чай в одном большом чайнике, засыпая в него чай, и залив его крутым кипятком из расчета одна чайная ложка на 2 стакана воды.

  Если чай долго настаивают, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

  С чая нельзя снимать пену, именно в поверхностном слое собираются масла, создающие аромат. Заварку в чайнике порой используют вторично, но кипяток доливают только при свежей, еще не остывшей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день, нельзя. При большом охлаждении чая исчезает аромат и ухудшается вкус. Чай пьют маленькими глотками.

  Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок.

Учитель: Так что же все-таки нам сделать, чтобы чай пить?

Физик 1. Самовар включить. (Включает самовар без крышки) Стол накрыть. (Сервировка стола)

   Хозяюшка . Самовар необходимо накрыть крышкой, тогда вода быстрее закипит. Почему?

 (Ответы на вопросы  дают физики)

Ответ: накрывая чайник крышкой, мы сохраняем в нем тепло, которое сообщает воде нагреватель, уменьшаем теплообмен.

Заглядывая в самовар Хозяюшка «Я на дне и стенках вижу пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Хозяюшка . Самовар скоро закипит. Температура кипения воды 100 градусов. На сколько подымется температура воды, если продолжать кипятить воду?

Хозяюшка.

      1. Для чего можно использовать эти чайники?

На рисунке два чайника: один – светлый, другой – темный. Форма и размеры чайников одинаковы.

  1. У нас два чайника: один медный, другой чугунный. В каком быстрее закипит вода и почему?
  2. В каком чайнике вода закипит быстрее: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?
  3. Как проходит процесс кипения? Почему мы греем воду снизу, а она стает теплой сверху?
  4. Как мы узнаем, что вода закипела, не заглядывая в чайник?
  5. Известно, что вкус чая зависит от температуры воды, при которой он заварен. Чем выше температура воды в момент заварки, тем чай вкусней. Почему?
  6. В каком чайнике лучше заваривать чай: в металлическом или фарфоровом? Почему?

Учитель: Хозяюшки! Наливайте нам чайку.

  1. А что необходимо сделать перед тем, как лить кипяток в стакан? Почему это необходимо делать?
  2. Что раньше наливать – заварку или кипяток?  Почему?
  3. Представьте себе, что вы собрались завтракать и налили себе в стакан горячего чая. Молоко же комнатной температуры добавить не успели. Вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему приходу чай остыл как можно меньше: налить в него молоко перед уходом или тогда, когда вы вернетесь?
  4. Почему алюминиевая кружка с чаем ожигает нам губы, а фарфоровая – нет?
  5. Почему чай скорее охлаждается, когда его мешаешь ложкой?
  6. Из чайника налили воды в один стакан без сахара, а в другой – с сахаром. В каком стакане температура воды выше? Почему?
  7. Одинакова ли температура воздуха в комнате, где налит чай    Объясните почему
  8. Где выше температура:

- под чашкой;

           - над  чашкой;

     - сбоку чашки.

Ответ обоснуйте.

  1. На столе стоят два стакана с одинаковым количеством воды, имеющие одинаковую комнатную температуру. В сосуду с горячей водой находятся две ложки ( из латуни и алюминия) одинаковой массы. Переложите их в стаканы с водой комнатной температуры и по показаниям термометров определите,  в какой стакан какая ложка попала. Разрешается пользоваться таблицами.
  2.  Почему хозяюшки вместе с чашечками поставили блюдечки?
  3.  Почему для охлаждения чая его наливают в блюдечки?

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Как приятен, вкусен, крепок, ароматен чай» »

Тема: «Как приятен, вкусен, крепок, ароматен чай»

Цель:

- образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»; научить применять полученные знания на практике;

- развивающая: развивать интерес к физике как науке о природе, развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, умение правильно ориентироваться в нестандартной ситуации;

- воспитательная: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе, воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Оборудование: стаканы с водой комнатной температуры, ложки ( из латуни и алюминия), термометры, самовар, комплект посуды, необходимой для чаепития, сдоба.

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Ход мероприятия:

К хозяюшкам в гости пришли физики.

Хозяюшка 1. Не торопитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Здесь вас с чаем ребятишки,

Ждут баранки и коврижки,

Это все для вас детишки:

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте!

К нам, смотри, не опоздай,

А не то – остынет чай!

Физик: А что такое чай?

Хозяюшка 2. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как хлеб.

Хозяюшка 3. Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И за стол друзей зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!

Хозяюшка 4. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: «Давным – давно, пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листья вечнозеленого растения растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодейственную силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив свежих сил.»

Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен. В китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н. э.

В одной древней китайской книге дается такое описание свойств чая:

«Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лени, освежает тело… Сладкий покой, который обретешь, употребляя этот напиток, и ты почувствуешь себя в силах бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают нас.»

Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру. В VIII веке он попадает в Японию. Затем чай проник в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, а Юго-Восточную Сибирь и Среднюю Азию.

Хозяюшка 5. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.

Хозяюшка 6. Для крестьян чай был недоступен, и они пили его в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться.

(шуточная песня XIX века)

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На хозяйский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он точно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Многие даже не знали, как заваривать чай. В XVIII веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале. Затем началось массовое изготовление самоваров, особенно в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварочного чайника.

Хозяюшка 7. Ученые установили, что в чае содержаться полезные, биологически активные вещества: кофеин, танин, минеральные соли, почти все витамины, эфирные масла и т.д. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки, жиры, углеводы. Даже обильное питание не вызывает ожирение, если оно сопровождается чаепитием. И наоборот, скудная пища, но с чаем, поддерживает силы человека. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном. В чае много витамина Р, способствующего лучшему усвоению витамина С в организме. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам. Чай снимает головную боль. В стакане крепкого чая содержится 0,5 кофеина. Примерно столько же его в таблетке от головной боли. Танин, содержащийся в настое чая, особенно зеленого, оказывает вяжущее действие и устраняет расстройство желудка. При отравлениях дается настой крепкого чая. Заболевание сердца, бронхиальная и сердечная астма, нарушение мозгового кровообращения лечатся препаратами, в которые входят вещества, содержащиеся в чае.

Хозяюшка 8. Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, нужно его правильно хранить, приготовлять и пить.

При длительном хранении чая эфирные масла улетучиваются, и он теряет аромат.

Снимать чайник с огня следует в тот момент, как только вода закипает. В передержанном кипятке аромат чая исчезает. Остывшая кипяченная вода не годится. Согрев заварочный чайник, или ополоснув его кипятком, в него насыпают сухую заварку.

Настаивают: черный чай – 5 минут, зеленый – 8 минут. Затем заварной чайник доливают кипятком, оставляя 0,5-1см до крышки. После чего заварку разливают по чашкам или стаканам.

Можно приготовить чай в одном большом чайнике, засыпая в него чай, и залив его крутым кипятком из расчета одна чайная ложка на 2 стакана воды.

Если чай долго настаивают, то его качества ухудшаются. Чайник с заваркой нельзя ставить на огонь, а тем более кипятить. Не надо и укутывать его, ибо от этого чай тоже портится.

С чая нельзя снимать пену, именно в поверхностном слое собираются масла, создающие аромат. Заварку в чайнике порой используют вторично, но кипяток доливают только при свежей, еще не остывшей заварке. Оставлять чай на несколько часов, а тем более на другой день, нельзя. При большом охлаждении чая исчезает аромат и ухудшается вкус. Чай пьют маленькими глотками.

Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок.

Учитель: Так что же все-таки нам сделать, чтобы чай пить?

Физик 1. Самовар включить. (Включает самовар без крышки) Стол накрыть. (Сервировка стола)

Хозяюшка . Самовар необходимо накрыть крышкой, тогда вода быстрее закипит. Почему?

(Ответы на вопросы дают физики)

Ответ: накрывая чайник крышкой, мы сохраняем в нем тепло, которое сообщает воде нагреватель, уменьшаем теплообмен.

Заглядывая в самовар Хозяюшка «Я на дне и стенках вижу пузырьки воздуха. Откуда они взялись?

Хозяюшка . Самовар скоро закипит. Температура кипения воды 100 градусов. На сколько подымется температура воды, если продолжать кипятить воду?

Хозяюшка.

1. Для чего можно использовать эти чайники?

На рисунке два чайника: один – светлый, другой – темный. Форма и размеры чайников одинаковы.

  1. У нас два чайника: один медный, другой чугунный. В каком быстрее закипит вода и почему?

  2. В каком чайнике вода закипит быстрее: в новом или старом, на стенках которого имеется накипь?

  3. Как проходит процесс кипения? Почему мы греем воду снизу, а она стает теплой сверху?

  4. Как мы узнаем, что вода закипела, не заглядывая в чайник?

  5. Известно, что вкус чая зависит от температуры воды, при которой он заварен. Чем выше температура воды в момент заварки, тем чай вкусней. Почему?

  6. В каком чайнике лучше заваривать чай: в металлическом или фарфоровом? Почему?

Учитель: Хозяюшки! Наливайте нам чайку.

  1. А что необходимо сделать перед тем, как лить кипяток в стакан? Почему это необходимо делать?

  2. Что раньше наливать – заварку или кипяток? Почему?

  3. Представьте себе, что вы собрались завтракать и налили себе в стакан горячего чая. Молоко же комнатной температуры добавить не успели. Вас просят отлучиться на несколько минут. Что надо сделать, чтобы к вашему приходу чай остыл как можно меньше: налить в него молоко перед уходом или тогда, когда вы вернетесь?

  4. Почему алюминиевая кружка с чаем ожигает нам губы, а фарфоровая – нет?

  5. Почему чай скорее охлаждается, когда его мешаешь ложкой?

  6. Из чайника налили воды в один стакан без сахара, а в другой – с сахаром. В каком стакане температура воды выше? Почему?

  7. Одинакова ли температура воздуха в комнате, где налит чай Объясните почему

  8. Где выше температура:

- под чашкой;

- над чашкой;

- сбоку чашки.

Ответ обоснуйте.

  1. На столе стоят два стакана с одинаковым количеством воды, имеющие одинаковую комнатную температуру. В сосуду с горячей водой находятся две ложки ( из латуни и алюминия) одинаковой массы. Переложите их в стаканы с водой комнатной температуры и по показаниям термометров определите, в какой стакан какая ложка попала. Разрешается пользоваться таблицами.

  2. Почему хозяюшки вместе с чашечками поставили блюдечки?

  3. Почему для охлаждения чая его наливают в блюдечки?


Учитель: Я хочу открыть секрет

И хороший дать совет:

Если хворь с кем приключится

Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

И сонливость переборет,

И усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг

Чай здоровью – лучший друг!


Приятного аппетита.

Подведение итогов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Как приятен, вкусен, крепок, ароматен чай»

Автор: Щодрык Алла Павловна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства