Просмотр содержимого документа
«Руководство по оценке компетенций»
РУКОВОДСТВО ПО ОЦЕНКЕ КОМПЕТЕНЦИЙ
Введение нового стандарта обостряет необходимость разработки Фондов оценочных средств как основу для обеспечения реализации основной профессиональной образовательной программы и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате.
Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются преподавателями и мастерами образовательного учреждения самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения, для государственной (итоговой) аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущий контроль и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ГОС СПО и основной образовательной программы и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия профессиональной готовности выпускника СПО этим требованиям.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения;
надежность, использование единообразных стандартов и критериев для оценивания достижений;
объективность, разные обучающиеся должны иметь равные возможности добиться успеха.
Основными свойствами ФОС являются:
предметная направленность (соответствие предмету изучения конкретной учебной дисциплины);
содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины);
объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС);
качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.
В соответствии с ГОС СПО, фонды оценочных средств, включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
Комплект оценочных средств может включать тестовые задания и другие оценочные средства по каждому разделу дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала В комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова (открытая форма задания), графическая форма тестового задания;На каждый проверяемый учебный элемент по теме должно быть не менее одного тестового задания.
Комплект других оценочных материалов (типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборы проблемных ситуаций, соответствующих будущей профессиональной деятельности, сценарии деловых игр и т.п.) также должен быть структурирован в соответствии с содержанием рабочей программы дисциплины.
Создание фонда оценочных средств следует проводить поэтапно. Предварительный этап – это формирование конкретных заданий, предъявляемых обучающимся. На этом этапе предстоит сформировать необходимое количество заданий, в состав каждого из которых входят несколько вопросов (задач) из полученного на предыдущем этапе контрольных вопросов. Прежде чем приступить к этой работе, необходимо установить процедуру проведения промежуточной аттестации (нормативный срок выполнения аттестуемым задания, предъявляемого ему на аттестации, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения и др.). На заключительной стадии формирования содержания оценочных средств для проведения аттестационных процедур необходимо установить критерии, по которым можно судить о соответствии или несоответствии уровня подготовки обучающегося по дисциплине требованиям ГОС.
Рассмотрим наиболее перспективные типы оценочных средств (испытательных заданий) для образовательного процесса в парадигме компетентностного подхода.
К инновационным оценочным средствам, позволяющим вести непрерывное отслеживание качества учебных достижений и формирование личных качеств, творческих характеристик студента можно отнести: портфолио; рубежные аттестационные тесты для системы мониторинга качества образования; кейс-измерители; компетентностные тесты для итоговой государственной аттестации выпускников, стандартизированные на репрезентативных выборках студентов СПО, входящих в УМО.
Каждому оценочному средству должен соответствовать определенный критерий оценивания, определяющий степень соответствия заданному ответу, норме. Этот критерий задает логику оценивания. Совокупность оценочного средства и критерия - средство оценки качества образования.
- надежность, оптимизм, мотивация к достижению, стремление к повышению качества работы;
Профессиональные
-осуществлять деятельность на основе внутреннего побуждения к ней и потребности в собственном профессиональном росте и совершенствовании;
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, обогащать свою профессиональную компетентность.
-развивать эстетическую чувствительность, ощущение прекрасного в реальной действительности, усваивать эталоны красоты и дизайна, ощущать красоту создаваемого продукта профессиональной деятельности.
Регулятивные
Общие
-способность осознавать цели деятельности и умение их пояснить;
-осуществлять постановку задач деятельности отдельных работников и группы;
- способность и готовность адаптироваться;
Профессиональные
- потребность в труде, владение технологией производства;
-использовать нормативно – правовую документацию по профессии, ГОС по профессии, учитывать нормы и правила техники безопасности;
-организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество;
- нести ответственность за результат действий в рамках своего индивидуального функционала;
Социальные
Общие
- способность и готовность сотрудничать;
-умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне;
-обмен информацией, проявление терпимости к другим мнениям и позициям;
Профессиональные
- координировать коллективные действия сотрудников (в том числе работников смежных подразделений)
- организовывать деловое общение, приносящее максимальную пользу выполнению работы;
-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
-осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
-анализировать информацию, выделять в ней главное, структурировать, представлять в доступном для других уровне, презентовать;
- использовать источники информации как средства повышения эффективности деятельности и профессионального саморазвития;
-осуществлять согласование работ на порученном участке деятельности с другими службами и подразделениями;
Учебно – познавательные
Общие
- готовность к учению, умение концентрироваться на учебе;
- способность к рефлексивному и критическому мышлению;
-решать проблемы, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;
- осуществлять поиск путей повышения производительности;
-использовать специальные (теоретические и практические) знания (в том числе и инновационные) в конкретной области или на стыке областей;
-умение осуществлять самостоятельную работу по самообразованию и самосовершенствованию;
- видеть разные способы решения задач;
Профессиональные
- владение профессиональной терминологией;
-способность постоянно обогащать свою профессиональную компетентность;
-понимать, осознавать, критически оценивать принципы и механизмы деятельности в рамках отдельного участка;
-определять профессиональные затруднения отдельных сотрудников или групп и средства их преодоления на основе совместно разработанных путей профессионального развития;
Творческие
Общие
- способность к творчеству;
- способность генерировать альтернативные варианты решения проблемы;
- владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности;
-знать индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профобразования;
- осуществление социально - профессионального саморазвития;
-генерировать необычные, оригинальные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, готовность к инновациям;
-умение создавать продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Професси-ональные
- моделировать различные виды продукции;
- разрабатывать модели и конструкции изделий разных форм;
- составлять семейство моделей на основе исходной модели;
- оценивать уровень новизны полученных изделий;
- самостоятельно решать проблемы, связанные со способами выполнения работ на отдельном участке деятельности;
Компетенции самосовершенствования
Общие
-уметь реализовывать в повседневной жизни полученные знания и навыки;
-планировать будущее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов;
-брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания;
-владеть разнообразными методами (в том числе и инновационными) для осуществления деятельности на уровне технологического процесса;
Профессиональные
-уметь осуществлять выбор оптимальной модели профессионального поведения с учетом реальной практической ситуации;
- социально - профессиональная мобильность (готовность и способность к быстрой смене профессии (переквалификации), выполняемых производственных заданий, рабочего места).
- решение профессиональных проблем;
-обучать подчиненных и равных по квалификации специальным знаниям и умениям, необходимым для осуществления производственного процесса и профессионального развития сотрудников;
- проектирование профессиональной карьеры;
Данные критерии являются основой для разработки критериев оценки уровня сформированности компетенций при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Недостаток какого - либо уровня в оценке ставит под сомнение полноту оценивания. Разрабатывая критерии, педагогу необходимо учитывать все уровни деятельности для полного охвата показателей оценки уровня образовательных достижений.
Компоненты
оценки
Объекты оценки
(личностно - развивающие результаты)
Процедура
оценки
Методы
оценки
Субъектные качества
(компетенции)
Социально - значимые качества (добродетели)
Эмоционально– психологический
Сформирован-
ность мотивов,
эмоций, установок
Доверие к миру,
стремление к красоте
и нравственной чистоте
Психологи-
ческое анкетирование,
собеседование, ролевые игры
Анализ анкет,
включенное
наблюдение
Регулятивный
Владение базовыми знаниями, умениями, навыками,
выполнение нормативных требований
Трудолюбие,
терпение,
аккуратность,
ответственность
Сравнение продукта или процесса деятельности с эталоном
Формализо-
ванное наблюдение
в регламенти-рованной ситуации
Социальный
Умение
применять освоенные знания, умения и навыки в стандартной ситуации,
коммуникатив-ные умения
Доброжелатель-
ность, милосердие, великодушие,
бескорыстие
Процесс практической деятельности,
работа в команде,
в группе
Формализо-
ванное наблюдение
в стандартной ситуации
Аналитический
Познавательные
умения, применение знаний, умений и навыков
в проблемной ситуации
Стремление к поиску истины, благоразумие,
нравственность
Анализ
проблемной
ситуации
Оценка
по критериям
Творческий
Применение знаний, умений и навыков в нестандартной (творческой) ситуации, способность генерировать идеи
Стойкость,
стремление к самопознанию и саморазвитию
Решение творческой задачи,
выполнение проекта
Оценка
по критериям
Самосовершенствования
Оценка и самооценка результатов деятельности,
видение «точек роста»,
способность к
самосовершенст-вованию
Целомудрие,
стремление к нравственной самооценке и самоконтролю