Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы
Убеждена в целесообразности и необходимости профессиональной направленности преподаваемых мною дисциплин и на своих уроках по мере возможности стараюсь использовать учебный материал, связанный с будущей профессией моих учеников. Приведу примеры из практики работы с группами, осваивающими профессию «продавец, контролёр - кассир». Изучила модульные программы по спецдисциплинам и выяснила, что результатом освоения профессиональных модулей является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций. К их числу относятся следующие: умение обслужить покупателя; умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; умение анализировать рабочую ситуацию, давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы»
Из опыта работы
Жукова Людмила Александровна
ОГБОУ СПО УТПС, преподаватель русского языка и литературы
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Убеждена в целесообразности и необходимости профессиональной направленности преподаваемых мною дисциплин и на своих уроках по мере возможности стараюсь использовать учебный материал, связанный с будущей профессией моих учеников.
Приведу примеры из практики работы с группами, осваивающими профессию «продавец, контролёр - кассир». Изучила модульные программы по спецдисциплинам и выяснила, что результатом освоения профессиональных модулей является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций. К их числу относятся следующие: умение обслужить покупателя; умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; умение анализировать рабочую ситуацию, давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Я задала себе вопрос: какую лепту могут внести уроки литературы в формирование этих важнейших компетенций? Проанализировала содержание ФГОС, Примерной программы по литературе и в рабочую программу включила поэму Н.А.Некрасова «Коробейники», рассказ В.М.Шукшина «Обида» и повесть В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Герои этих произведений - продавцы, уже одно это сразу привлекает внимание всех обучающихся, уроки по изучению этих произведений всегда вызывают большой интерес.
Эпиграфом к уроку по изучению рассказа «Обида» служат слова В.М.Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…».
Рассказ анализируем с помощью самостоятельно составленных обучающимися вопросов-суждений. (Приём педагогической технологии Способ диалектического обучения)
Обучающиеся составляют, например, такие вопросы-суждения и дают следующие ответы:
-Почему «тётя» позволила себе оскорбить человека и не извиниться?
-Она нарушила правила торговли, не знает правил обслуживания покупателей, правил этикета, не умеет анализировать рабочую ситуацию, «давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы».
-Почему В.М.Шукшин ни разу не назвал главную героиню продавцом?
-Потому что главная героиня не достойна этого звания. Она нарушила Кодекс чести продавца и не может называться продавцом.
На этапе обобщения и систематизации знаний задаю вопрос:
-Что сказал В.М.Шукшин лично вам, будущим продавцам?
Ответы звучат так:
-В.М.Шукшин сказал нам о высокой личной ответственности продавца, о том, к каким тяжёлым последствиям может привести неправильная деятельность продавца.
-Он помог понять, что это очень важно - правильно вести себя на работе, потому что от тебя, от каждого твоего слова, порой зависит здоровье человека, его судьба. Спасибо писателю за то, что помогает нам осваивать профессию.
В качестве домашнего задания предлагаю:
1.Написать Гимн Покупателю.
Примеры: Покупатели - это цель нашей работы, поэтому они не могут мешать и раздражать. Покупатели-главные люди в нашем деле. Не они зависят от нас, а мы от них. Улыбка на лице Покупателя-деньги в нашем кармане. Раздражение на лице Покупателя - дырка в нашем кармане. Наши Покупатели - это наши самые бесценные сокровища. Самая печальная судьба продавца-жизнь без Покупателя. О Покупателе либо хорошо, либо еще лучше!
2.Дописать рецепт (Дайте совет героине рассказа В.М.Шукшина «Обида»).
Если у вас сегодня плохое настроение с утра, то делайте следующее:…
Примеры: Уходя из дома, помашите домашним или кому-нибудь на дороге. Скажите кому-нибудь три комплимента. Скажите первому встречному что-то такое, что наполнит его радостью на целый день. Чем больше отдадим, тем больше получим радости от других. Сделайте два добрых дела так, чтобы люди не знали, кто их автор.Назло злым - будь доброй!
Особенно эффективными, с моей точки зрения, являются межпредметные занятия.
На уроке изучается поэма Н.А.Некрасова «Коробейники»: звучит начало русской народной песни, затем выясняется, как называется песня, кто такие коробейники; выразительно читается поэма, проводится её анализ, затем выясняется, как осуществлялись торговые операции в старину, сохранилось ли в речевой практике слово «коробейники». Во второй части занятия обучающиеся дают определение устаревших слов, историзмов, архаизмов, записывают под диктовку и анализируют следующий текст: «Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Однако слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в русской торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол-скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем выгодно перепродавал более крупным торговцам. Также существовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий. (Названия людей, занимающихся торговлей, записаны на доске, работа с ними проводится с использованием словаря В.И.Даля.)
На уроке русского языка при изучении темы «Лексика русского языка с точки зрения употребления», говоря об антонимах, предлагаю выполнить следующее задание:
Записать начало предложения и закончить его: «Личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности продавца:… (общительность, терпение, выдержка, оперативность, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, красноречие)
Предлагаю записать начало следующего предложения и тоже закончить его, употребив слова, противоположные по смыслу записанным в первом предложении: «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности продавца:…(замкнутость, несдержанность, вспыльчивость, импульсивность, медлительность, рассеянность, легкомысленность, лживость, злобность, косноязычие)
Считаю целесобразным на уроках русского языка составление мини-словаря, который включает профессиональную лексику.
Особо хочется сказать о проектной деятельности. В 2012-2013 учебном году обучающимися, осваивающими профессию «продавец, контролёр-кассир», выполнен проект «Эмпоронимы города Зеленогорска». Проведено исследование 377 наименований торговых предприятий города. Выявлены особенности и определены основные тенденции в выборе названий. Главная ценность работы заключается в разработанных практических рекомендациях владельцам торговых предприятий.
Некоторые материалы проекта используются на уроках русского языка.
Приведу пример. Изучая тему «Заимствованные слова», обучающиеся работали с тематической группой эмпоронимов, представляющей собой иноязычную лексику. Эта группа включает 36 наименований, в которых используется латиница, транслитерация, русско-латинская графика. Проведённый опрос показал, что обучающиеся не могут перевести на русский язык названия большинства этих торговых предприятий, эмпоронимы не дают информации о специфике продаваемых товаров. Такие наименования не привлекают покупателей и не кажутся удачными большинству обучающихся. Таким образом, ребята на практике убедились в том, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г.Белинский).
Считаю, что подобные приёмы и виды работы способствуют формированию позитивного отношения обучающихся к избранной профессии.
Список литературы
1.Власова Н.М.Продавец: законы, заповеди и табу.- М.: Эксмо, 2008.- 96с.
2. Шукшин В.М. Беседы при ясной луне, - М.: Советская Россия, 1975г.-320с.
object(ArrayObject)#862 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}