kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Убеждена в целесообразности и необходимости профессиональной направленности преподаваемых мною дисциплин и на своих уроках по мере возможности стараюсь использовать учебный материал, связанный с будущей профессией моих учеников. Приведу примеры из практики работы с группами, осваивающими профессию «продавец, контролёр - кассир». Изучила модульные программы по спецдисциплинам и выяснила, что результатом освоения профессиональных модулей является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций. К их числу относятся следующие: умение обслужить покупателя; умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; умение анализировать рабочую ситуацию, давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.                                  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы»

Из опыта работы

Жукова Людмила Александровна

ОГБОУ СПО УТПС, преподаватель русского языка и литературы


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Убеждена в целесообразности и необходимости профессиональной направленности преподаваемых мною дисциплин и на своих уроках по мере возможности стараюсь использовать учебный материал, связанный с будущей профессией моих учеников.

Приведу примеры из практики работы с группами, осваивающими профессию «продавец, контролёр - кассир». Изучила модульные программы по спецдисциплинам и выяснила, что результатом освоения профессиональных модулей является овладение обучающимися рядом профессиональных и общих компетенций. К их числу относятся следующие: умение обслужить покупателя; умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами; умение анализировать рабочую ситуацию, давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Я задала себе вопрос: какую лепту могут внести уроки литературы в формирование этих важнейших компетенций? Проанализировала содержание ФГОС, Примерной программы по литературе и в рабочую программу включила поэму Н.А.Некрасова «Коробейники», рассказ В.М.Шукшина «Обида» и повесть В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Герои этих произведений - продавцы, уже одно это сразу привлекает внимание всех обучающихся, уроки по изучению этих произведений всегда вызывают большой интерес.

Эпиграфом к уроку по изучению рассказа «Обида» служат слова В.М.Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть…».

Рассказ анализируем с помощью самостоятельно составленных обучающимися вопросов-суждений. (Приём педагогической технологии Способ диалектического обучения)

Обучающиеся составляют, например, такие вопросы-суждения и дают следующие ответы:

-Почему «тётя» позволила себе оскорбить человека и не извиниться?

-Она нарушила правила торговли, не знает правил обслуживания покупателей, правил этикета, не умеет анализировать рабочую ситуацию, «давать оценку и производить коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы».

-Почему В.М.Шукшин ни разу не назвал главную героиню продавцом?

-Потому что главная героиня не достойна этого звания. Она нарушила Кодекс чести продавца и не может называться продавцом.

На этапе обобщения и систематизации знаний задаю вопрос:

-Что сказал В.М.Шукшин лично вам, будущим продавцам?

Ответы звучат так:

-В.М.Шукшин сказал нам о высокой личной ответственности продавца, о том, к каким тяжёлым последствиям может привести неправильная деятельность продавца.

-Он помог понять, что это очень важно - правильно вести себя на работе, потому что от тебя, от каждого твоего слова, порой зависит здоровье человека, его судьба. Спасибо писателю за то, что помогает нам осваивать профессию.

В качестве домашнего задания предлагаю:

1.Написать Гимн Покупателю.

Примеры: Покупатели - это цель нашей работы, поэтому они не могут мешать и раздражать. Покупатели-главные люди в нашем деле. Не они зависят от нас, а мы от них. Улыбка на лице Покупателя-деньги в нашем кармане. Раздражение на лице Покупателя - дырка в нашем кармане. Наши Покупатели - это наши самые бесценные сокровища. Самая печальная судьба продавца-жизнь без Покупателя. О Покупателе либо хорошо, либо еще лучше!

2.Дописать рецепт (Дайте совет героине рассказа В.М.Шукшина «Обида»).

Если у вас сегодня плохое настроение с утра, то делайте следующее:…

Примеры: Уходя из дома, помашите домашним или кому-нибудь на дороге. Скажите кому-нибудь три комплимента. Скажите первому встречному что-то такое, что наполнит его радостью на целый день. Чем больше отдадим, тем больше получим радости от других. Сделайте два добрых дела так, чтобы люди не знали, кто их автор.Назло злым - будь доброй!

Особенно эффективными, с моей точки зрения, являются межпредметные занятия.

На уроке изучается поэма Н.А.Некрасова «Коробейники»: звучит начало русской народной песни, затем выясняется, как называется песня, кто такие коробейники; выразительно читается поэма, проводится её анализ, затем выясняется, как осуществлялись торговые операции в старину, сохранилось ли в речевой практике слово «коробейники». Во второй части занятия обучающиеся дают определение устаревших слов, историзмов, архаизмов, записывают под диктовку и анализируют следующий текст: «Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Однако слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в русской торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол-скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем выгодно перепродавал более крупным торговцам. Также существовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий. (Названия людей, занимающихся торговлей, записаны на доске, работа с ними проводится с использованием словаря В.И.Даля.)

На уроке русского языка при изучении темы «Лексика русского языка с точки зрения употребления», говоря об антонимах, предлагаю выполнить следующее задание:

Записать начало предложения и закончить его: «Личностные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности продавца:… (общительность, терпение, выдержка, оперативность, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, красноречие)

Предлагаю записать начало следующего предложения и тоже закончить его, употребив слова, противоположные по смыслу записанным в первом предложении: «Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности продавца:…(замкнутость, несдержанность, вспыльчивость, импульсивность, медлительность, рассеянность, легкомысленность, лживость, злобность, косноязычие)

Считаю целесобразным на уроках русского языка составление мини-словаря, который включает профессиональную лексику.

Особо хочется сказать о проектной деятельности. В 2012-2013 учебном году обучающимися, осваивающими профессию «продавец, контролёр-кассир», выполнен проект «Эмпоронимы города Зеленогорска». Проведено исследование 377 наименований торговых предприятий города. Выявлены особенности и определены основные тенденции в выборе названий. Главная ценность работы заключается в разработанных практических рекомендациях владельцам торговых предприятий.

Некоторые материалы проекта используются на уроках русского языка.

Приведу пример. Изучая тему «Заимствованные слова», обучающиеся работали с тематической группой эмпоронимов, представляющей собой иноязычную лексику. Эта группа включает 36 наименований, в которых используется латиница, транслитерация, русско-латинская графика. Проведённый опрос показал, что обучающиеся не могут перевести на русский язык названия большинства этих торговых предприятий, эмпоронимы не дают информации о специфике продаваемых товаров. Такие наименования не привлекают покупателей и не кажутся удачными большинству обучающихся. Таким образом, ребята на практике убедились в том, что «употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В.Г.Белинский).

Считаю, что подобные приёмы и виды работы способствуют формированию позитивного отношения обучающихся к избранной профессии.



Список литературы

1.Власова Н.М.Продавец: законы, заповеди и табу.- М.: Эксмо, 2008.- 96с.

2. Шукшин В.М. Беседы при ясной луне, - М.: Советская Россия, 1975г.-320с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование профессиональных компетенций на уроках русского языка и литературы

Автор: Жукова Людмила Александровна

Дата: 29.06.2016

Номер свидетельства: 336509

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Формирование метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы в 8 - 9 классах ( из опыта работы учителя) "
    ["seo_title"] => string(129) "formirovaniie-mietapriedmietnykh-riezul-tatov-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-8-9-klassakh-iz-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "142692"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418328988"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
    ["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
    ["file_id"] => string(6) "239185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444737470"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технология критического мышления на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhiia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "119270"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413375461"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "«Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях новых ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-novykh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "215894"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432816291"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства