Рабочая программа по математике для 5-х классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями). Учебный план школы на 2015/2016 учебный год представлен тремя компонентами: федеральным, региональным и компонентом образовательного учреждения. Математика входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 43»муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Срок реализации рабочей программы: 2015 – 2016 учебный год
Учитель: Расулова Ливиза Валиевна
г. Симферополь
2015год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 5-х классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (с изменениями). Учебный план школы на 2015/2016 учебный год представлен тремя компонентами: федеральным, региональным и компонентом образовательного учреждения. Математика входит в перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждой ступени обучения в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В федеральном компоненте учебного плана, который призван обеспечить достижение государственного стандарта, определено количество учебных часов на изучение учебных предметов государственного образовательного стандарта.
Программа по математике для 5-х классов является документом, обязательным для выполнения в полном объёме.
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
2. Примерной программы по учебным предметам по математике. М.: Просвещение, 2011
3. Примерной программы основного общего образования по математике (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2009)
4. Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 классы /Сост. Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009
5. Требованиям примерной образовательной программы образовательного учреждения, утверждённых письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04. 2015 №01-14/1256 (Приложение 1)
6. Методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей в образовательных учреждениях, утверждённых письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 27.04. 2015 №01-14/1256 (Приложение 2)
7. Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (письмо Министерства образования, науки и молодежи) Республики Крым от 19.05.2014 года № 01-14/68).
Цель рабочей программы:
обновление требований к уровню подготовки школьников в системе естественно-математического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта-переход от суммы «предметных результатов» к «метапредметным результатам».
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей основного общего математического образования:
Формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
Развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления; пространственного воображения; математической речи; умения вести поиск информации и работать с ней;
Развивать познавательные способности;
Воспитывать стремление к расширению математических знаний;
Способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Воспитывать культуру личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Решение названных задач обеспечит осознание школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Общий курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержаниеобучения представлено в программе разделами: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Уравнения и неравенства», «Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин».
Программа предусматривает дальнейшую работу с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит основным элементом для изучения смежных дисциплин.
В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и т.д.).
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата.
В процессе освоения программного материала школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 12-е. – М.: Просвещение, 2014.
2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К. Потапов, А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014.
3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2014
4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина - М.: Просвещение, 2014
5. Математика 5 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2011
6. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011
Общая характеристика учебного предмета,
курса
Математическое образование играет важную роль в практической жизни общества, которая связана с формированием способностей к умственному эксперименту.
Практическая полезность предмета обусловлена тем, что происходит формирование общих способов интеллектуальной деятельности, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Обучение математике дает возможность формировать у обучающихся качества мышления необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Новизна данной программы определяется тем, что в основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят обучающимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:
личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно скорректировать её;
технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности;
информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся.
Описание места учебного предмета,
курса в учебном плане школы
На изучение математики в 5 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов. Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год (5 часов в неделю), в том числе на проведение контрольных работ - 9 часов.
Для реализации программного содержания используется учебник: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин Математика: учебник для 5 класса – М. Просвещение, 2014 год.
Планируемые результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
1) ответственное отношение к учению;
2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
5) составлять план и последовательность действий;
6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2) использовать общие приёмы решения задач;
3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
4) осуществлять смысловое чтение;
5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
7) интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
1) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
учащиеся научатся:
1) работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
3) выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
5) самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
7) знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного курса
1. Натуральные числа и ноль(46 ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Умножение чисел столбиком. Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления . Задачи «на части». Деление с остатком. Числовые выражения. Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности.
2. Измерение величин (28 ч.)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.
3. Делимость натуральных чисел (21 ч.)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
4. Обыкновенные дроби (66 ч.)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.
5. Итоговое повторение курса математики (9 ч.)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач. Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.
Контроль уровня обученности
№
п/п
Тема
1
Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
2
Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел»
3
Контрольная работа №3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков»
4
Контрольная работа №4. «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед»
5
Контрольная работа №5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК»
6
Контрольная работа №6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей»
7
Контрольная работа №7 «Умножение и деление дробей»
8
Контрольная работа №8. «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей»
9
Итоговая контрольная работа №9
Тематический план
№
п/п
Тема
Количество
часов
Количество контрольных работ
1
Натуральные числа и ноль
46
2
2
Измерение величин
28
2
3
Делимость натуральных чисел
21
1
4
Обыкновенные дроби
66
3
5
Итоговое повторение курса математики
9
1
ИТОГО
170
9
Календарно – тематическое планирование
математика 5 класс, 5 часов в неделю (170 ч)
№
п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
часов
Сроки выполнения
Повторение
план
факт
I четверть
Повторение
3
1
Сложение,вычитание,деление,умножение натуральных чисел
1
01.09.2015
2
Решение задач
1
02.09.2015
3
Решение уравнений
1
03.09.2015
Натуральные числа и нуль
46
4
Ряд натуральных чисел
1
04.09.2015
Цифры и числа
5
Десятичная система записи натуральных чисел
1
07.09.2015
Запись числа; классы, разряды, запись числа в виде суммы разрядных слагаемых
6
Десятичная система записи натуральных чисел
1
08.09.2015
7
Сравнение натуральных чисел
1
09.09.2015
Знаки больше, меньше.
8
Сравнение натуральных чисел
1
10.09.2015
9
Сложение. Законы сложения
1
11.09.2015
Сложение.
Компоненты сложения
Свойства сложения.
10
Сложение. Законы сложения
1
14.09.2015
11
Сложение. Законы сложения
1
15.09.2015
12
Вычитание
1
16.09.2015
Вычитание.
Компоненты вычитания
13
Вычитание
1
17.09.2015
14
Вычитание
1
18.09.2015
15
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
1
21.09.2015
Понятия «на сколько больше» «на сколько меньше» «сколько всего» «сколько осталось»
16
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
1
22.09.2015
17
Умножение. Законы умножения
1
23.09.2015
Умножение
Компоненты умножения
18
Умножение. Законы умножения
1
24.09.2015
19
Умножение. Законы умножения
1
25.09.2015
20
Распределительный закон
1
28.09.2015
Таблица умножения
21
Распределительный закон
1
29.09.2015
22
Сложение и вычитание чисел столбиком
1
30.09.2015
Разряды, запись числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сложение и вычитание столбиком
23
Сложение и вычитание чисел столбиком
1
01.10.2015
24
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
1
02.10.2015
25
Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание натуральных чисел»
1
05.10.2015
26
Умножение чисел столбиком
1
06.10.2015
Умножение Компоненты умножения Таблица умножения
27
Умножение чисел столбиком
1
07.10.2015
28
Умножение чисел столбиком
1
08.10.2015
29
Степень с натуральным показателем
1
09.10.2015
Умножение на разрядную единицу Умножение столбиком
30
Степень с натуральным показателем
1
12.10.2015
31
Деление нацело
1
13.10.2015
Деление на разрядную единицу
32
Деление нацело
1
14.10.2015
33
Деление нацело
1
15.10.2015
34
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
1
16.10.2015
Понятия «во сколько раз больше», «во сколько раз меньше», скорость, время, расстояние
35
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления
1
19.10.2015
36
Задачи «на части»
1
20.10.2015
Часть от числа
37
Задачи «на части»
1
20.10.2015
Часть от числа
38
Задачи «на части»
1
21.10.2015
Часть от числа
39
Деление с остатком
1
22.10.2015
Деление
Компоненты деления Неполное частное, остаток
40
Деление с остатком
1
23.10.2015
II четверть
41
Деление с остатком
1
02.11.2015
42
Числовые выражения
1
03.11.2015
Порядок действий
Свойства сложения и вычитания
43
Числовые выражения
1
04.11.2015
44
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
1
05.11.2015
45
Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности
1
06.11.2015
46
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
1
09.11.2015
47
Контрольная работа №2 «Умножение и деление натуральных чисел»
1
10.11.2015
48
Занимательные задачи к главе 1
1
11.11.2015
49
Занимательные задачи к главе 1
1
12.11.2015
Измерение величин
28
50
Прямая. Луч. Отрезок
1
13.11.2015
Отрезок
Длина отрезка. Измерение отрезка
51
Прямая. Луч. Отрезок
1
16.11.2015
52
Измерение отрезков
1
17.11.2015
53
Измерение отрезков
1
18.11.2015
54
Метрические единицы длины
1
19.11.2015
Метрические единицы длины
Натуральный ряд чисел
Число 0
55
Метрические единицы длины
1
20.11.2015
56
Представление натуральных чисел на координатном луче
1
23.11.2015
57
Представление натуральных чисел на координатном луче
1
24.11.2015
58
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
1
25.11.2015
59
Контрольная работа №3 «Прямая. Отрезок. Измерение отрезков»
1
26.11.2015
60
Окружность и круг. Сфера и шар
1
27.11.2015
61
Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Измерение углов
1
30.11.2015
62
Углы. Измерение углов
1
01.12.2015
Виды углов
63
Треугольники
1
02.12.2015
Треугольники
Виды треугольников
64
Треугольники
1
03.12.2015
65
Четырехугольники
1
04.12.2015
Прямоугольник, квадрат
66
Четырехугольники
1
07.12.2015
67
Площадь прямоугольника. Единицы площади
1
08.12.2015
Периметр и площадь
68
Площадь прямоугольника. Единицы площади
1
09.12.2015
69
Прямоугольный параллелепипед
1
10.12.2015
Прямоугольник, квадрат, длина, ширина
70
Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма
1
11.12.2015
71
Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма
1
14.12.2015
Периметр и площадь
72
Единицы массы. Единицы времени
1
15.12.2015
73
Задачи на движение
1
16.12.2015
Скорость, время, расстояние
Направление движения
74
Урок обобщения и систематизации знаний и умений
1
17.12.2015
75
Контрольная работа №4. «Углы. Измерение углов. Треугольник. Прямоугольник. Прямоугольный параллелепипед»
1
18.12.2015
76
Многоугольники
1
21.12.2015
77
Занимательные задачи к главе 2
1
22.12.2015
ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ
21
78
Свойства делимости
1
23.12.2015
Свойства делимости, произведения, суммы, разности
79
Свойства делимости
1
24.12.2015
80
Признаки делимости
1
25.12.2015
III четверть
81
Признаки делимости
1
82
Признаки делимости
1
83
Простые и составные числа
1
84
Простые и составные числа
1
85
Делители натурального числа
1
86
Делители натурального числа
1
87
Делители натурального числа
1
88
Наибольший общий делитель
1
89
Наибольший общий делитель
1
90
Наибольший общий делитель
1
91
Наименьшее общее кратное
1
92
Наименьшее общее кратное
1
93
Наименьшее общее кратное
1
94
Решение задач
1
95
Урок обобщения и систематизации знаний
1
96
Контрольная работа №5 «Свойства и признаки делимости. НОД, НОК»
1
97
Занимательные задачи
1
98
Занимательные задачи
1
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ
66
99
Понятие дроби
1
100
Равенство дробей
1
101
Равенство дробей
1
102
Равенство дробей
1
103
Задачи на дроби
1
104
Задачи на дроби
1
105
Задачи на дроби
1
106
Приведение дробей к общему знаменателю
1
107
Приведение дробей к общему знаменателю
1
108
Приведение дробей к общему знаменателю
1
109
Сравнение дробей
1
110
Сравнение дробей
1
111
Сравнение дробей
1
112
Сложение дробей
1
113
Сложение дробей
1
114
Сложение дробей
1
115
Законы сложения
1
116
Законы сложения
1
117
Законы сложения
1
118
Вычитание дробей
1
119
Вычитание дробей
1
120
Вычитание дробей
1
121
Урок обобщения и систематизации знаний
1
122
Контрольная работа №6 «Понятие дроби. Сложение и вычитание дробей»
1
123
Умножение дробей
1
124
Умножение дробей
1
125
Умножение дробей
1
126
Законы умножения. Распределительный закон
1
127
Законы умножения. Распределительный закон
1
128
Деление дробей
1
129
Деление дробей
1
130
Деление дробей
1
IV четверть
131
Деление дробей
1
132
Нахождение части целого и целого по его части
1
133
Нахождение части целого и целого по его части
1
134
Нахождение части целого и целого по его части
1
135
Решение задач
1
136
Урок обобщения и систематизации знаний
1
137
Контрольная работа №7 «Умножение и деление дробей»
1
138
Задачи на совместную работу
1
139
Задачи на совместную работу
1
140
Понятие смешанной дроби
1
141
Понятие смешанной дроби
1
142
Сложение смешанных дробей
1
143
Сложение смешанных дробей
1
144
Сложение смешанных дробей
1
145
Сложение смешанных дробей
1
146
Вычитание смешанных дробей
1
147
Вычитание смешанных дробей
1
148
Вычитание смешанных дробей
1
149
Вычитание смешанных дробей
1
150
Умножение смешанных дробей
1
151
Умножение смешанных дробей
1
152
Умножение смешанных дробей
1
153
Деление смешанных дробей
1
154
Деление смешанных дробей
1
155
Деление смешанных дробей
1
156
Представление дробей на координатном луче
1
157
Представление дробей на координатном луче
1
158
Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда
1
159
Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда
1
160
Решение задач
1
161
Решение задач
1
162
Урок обобщения и систематизации знаний
1
163
Контрольная работа №8. «Сложение, вычитание, умножение и деление смешанных дробей»
1
164
Занимательные задачи к главе 4
1
Повторение
6
165
Повторение «Натуральные числа»
1
166
Повторение «Измерение величин»
1
167
Повторение «Делимость натуральных чисел»
1
168
Повторение «Обыкновенные дроби
1
169
Итоговая контрольная работа №9
1
170
Решение задач
1
Критерии оценивания
Общая классификация ошибок
Ошибка – это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), которые определены программой по математике для средней школы.
К ошибкам относятся погрешности, которые обнаруживают незнание учащимися формул, правил, основных свойств и алгоритмов, неумение их применять, например, потеря корня или сохранение постороннего корня в ответе, неумение строить и читать графики функций в объеме программных требований и т.п.; а также вычислительные ошибки, если они не являются описками и привели к искажению или существенному упрощению задачи.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно полное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, которые программой не относятся к основным.
К недочетам относятся описки, недостаточность или отсутствие необходимых пояснений, небрежное выполнение чертежа (если чертеж является необходимым элементом решения задачи), орфографические ошибки при написании математических терминов и т.п.
В тоже время следует иметь ввиду, что встречающиеся в работе зачеркивания и исправления, свидетельствующие о поиске учащимся верного решения не должны считаться недочетами и вести к снижению отметки, равно как и «неудачное», по мнению учителя, расположение записей и чертежей при выполнении того или иного задания. К недочетам не относится также и нерациональный способ решения тех или иных задач, если отсутствуют специальные указания (требования) о том, каким образом или способом должно быть выполнено это задание.
Оценка устных ответов учащихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
- полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна — две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на
оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при изложении теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся по математике
Отметка «5» ставится, если:
- работа выполнена верно и полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- решение не содержит неверных математических утверждений (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
- выполнено без недочетов не менее ¾ заданий.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме; без недочетов выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
- правильно выполнено менее половины работы
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы при решении задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам относятся:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Описание учебно – методического и материально – техничекского обеспечения образовательного процесса
Рабочая программа ориентирована на использование учебно -методического
комплекса:
1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М.
Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 5-е. – М.:
Просвещение, 2013,
2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К .Потапов , А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2013.
3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике : пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ М .К. Потапов , А. В. Шевкин – М.:
4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф
Зарапина - М.: Просвещение,2013
5. Математика 5 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.:
Просвещение,2013
6. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2013