Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны: «… осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
Таким образом, важным документом для организации образовательной деятельности становится рабочая программа, которая в свете требований ФГОС НОО приобретает новый формат.
Образовательный стандарт начальной школы повсеместно внедрен в Российской Федерации в 2011 году. За этот период можно сделать некоторые выводы о том, как проектируются и, соответственно, реализуются рабочие программы учителями начальных классов Республики Башкортостан.
Для начала необходимо отметить, что рабочие программы являются обязательным компонентом основной образовательной программы (ООП НОО) (ст.2 п.9 ФЗ «Об образовании в РФ»). Именно в рабочей программе педагог создает индивидуальную педагогическую модель преподавания предмета на основе требований ФГОС НОО с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей учащихся данного образовательного учреждения.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: 1) требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2) программы формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
Часто педагоги относятся к данному пункту рабочей программы несколько формально, однако важно понимать, что государство средствами ФГОС определяет систему базовых национальных ценностей и содержание предмета должно обеспечивать их усвоение учащимися. Поэтому задача педагога - выделить ресурсы предмета в формировании тех или иных ценностных основ младших школьников.
5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
Основой их разработки станут планируемые результаты, описанные во ФГОС, и конкретизированные в соответствии с особенностями используемой методики. В документах ФГОС планируемые результаты представлены на начальную ступень освоения общего образования, поэтому, если рабочая программа разработана на один год, задача учителя -сформулировать планируемые результаты по предмету (личностные, метапредметные и предметные) на каждый год обучения, что позволит в дальнейшем выстроить систему промежуточного контроля и станет основой для выбора его видов.
6) содержание учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета представляет перечень изучаемого учебного материала, количество часов для изучения раздела, темы; краткое содержание учебной темы, основные изучаемые вопросы.
7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся описывает последовательность изучения вышеперечисленных разделов и тем, количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы. Обязательной новацией является описание видов деятельности учащихся по каждой теме - в данном случае необходимо обратиться к предметным примерным программам, в которых перечислены виды деятельности, специфические для каждого предмета, например: понимание учебного текста, выборочное чтение, восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа, прогнозирование результата вычисления, решения задачи, планирование хода решения задачи, выполнения задания и т.д.
8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, в связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, документ-камера и др.). Ис-пользуются возможности Интернета и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал. Образовательный процесс должен быть оснащён специфическим предметным оборудованием, например измерительными приборами для преподавания предмета «Математика»: весами, часами и их\моделями, сантиметровыми линейками й т.д.
Чаще всего педагоги (и это законом не запрещено) пользуются готовыми авторскими программами, которые разработаны составителями УМК для начальной школы. Важно понимать, что авторские программы, хоть они и составляются на основе примерных программ по учебным предметам начальной школы в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения ООП НОО, тем не менее, представляют собой некий вариант разработки предметного курса, в котором указаны авторские акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий. Учителю необходимо выбрать тот вариант, который наиболее полно удовлетворяет потребности и запросы конкретных обучающихся конкретного образовательного учреждения. И даже при наличии варианта, наиболее полно удовлетворяющего запросам, без корректировок не обойтись, так как проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и уровнем готовности и развития обучающихся и эти позиции не могут быть всегда одинаковыми.
Объем рабочей программы не регламентирован нормативными документами федерального и регионального уровней, однако важно помнить, что текст должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать ФГОС НОО, а при их отсутствии - должны быть общепринятыми в научной литературе
Рассмотрим основные проблемы, возникающие при проектировании предметных рабочих программ в начальной школе.
При разработке рабочих программ предлагается ориентироваться на примерные программы по учебным предметам, разработанные на федеральном уровне. Эти программы можно найти на сайте standart.edu.ru. Прежде чем обсуждать и утверждать рабочие программы на заседаниях методических объединений и педагогических советов школ, необходимо проанализировать содержание примерных предметных программ, обратить внимание, какие особенности выделены разработчиками в содержании и целевых установках каждого предмета. Необходимо оценить собственные возможности для реализации данных положений: уровень профессиональной компетентности, степень готовности учащихся к обучению, а также те особенности образовательного учреждения, в котором планируется реализовывать данную программу. Эти особенности указаны в основной образовательной программе и в других локальных актах, утвержденных педагогическим советом школы.