Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 класса составлена в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковская СОШ №1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Белоберезковская СОШ №1.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по математике.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса предмета «Математика, 5 класс» используется УМК:
Математика: 5 кл. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016
Математика. Сборник рабочих программ. 5 — 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с.
Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 5 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016.
Потапов М. К. Математика: книга для учителя: 5—6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2012.
Потапов М. К. Математика: рабочая тетрадь: 5 кл. В двух частях / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.
Примерные программы основного общего образования. Математика. — (Стандарты второго поколения). — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2010.
Чулков П. В. Математика: тематические тесты: 5 кл. / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2011.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
МБОУ Белоберезковская СОШ № 1 Трубчевского района Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
5 класс
Шевцова Наталья Александровна,
учитель высшей
квалификационной категории
п. Белая Березка, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 класса составлена в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебным предметам, курсам, модулям в соответствии с ФГОС ООО МБОУ Белоберезковская СОШ №1 и на основании Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Белоберезковская СОШ №1.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта рабочая программа предмета «Математика» для 5 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по математике и позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы;
- умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирования учебной и обще-пользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
- умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Для достижения планируемых результатов освоения учебного курса предмета «Математика, 5 класс» используется УМК:
Математика: 5 кл. / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016
Математика. Сборник рабочих программ. 5 — 6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [сост. Т. А. Бурмистрова]. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с.
Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 5 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2016.
Потапов М. К. Математика: книга для учителя: 5—6 кл. / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2012.
Потапов М. К. Математика: рабочая тетрадь: 5 кл. В двух частях / М. К. Потапов, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.
Примерные программы основного общего образования. Математика. — (Стандарты второго поколения). — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова. — М.: Просвещение, 2010.
Чулков П. В. Математика: тематические тесты: 5 кл. / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О. Ф. Зарапина. — М.: Просвещение, 2011.
Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5—6 к л. / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. — М.: Просвещение, 2014.
учебно-практическое оборудование
Компьютер мультимедийный.
Мультимедийный проектор.
Проекционный экран
интернет – ресурсы
http://mat.lseptember.ru.
http://www.mon.gov.ru/
http://www. informika.ru/
http://www.kokch.kts.ru/cdo/
http://mega.km.ru/
и т.д.
На изучение предмета «Математика» в 5 классе отводится 5 часов в неделю (175 часов в год).
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию примерной программы учебного предмета «Математика», рекомендованной Минобрнауки России, и авторской программы общеобразовательных учреждений «Математика» 5-6 классы/(авт.-сост). Т.А. Бурмистрова.
В соответствии с письмом департамента образования и науки Брянской области №11089-04-О от 22 августа 2016 года о проведении в сентябре-октябре мониторинга знаний школьниковм5-7 классов по математике на территории Брянской области в тематическое планирование добавлен урок по теме: «Диагностическая работа по тестам электронной школы «Знаника».
Содержание
Натуральные числа и нуль (47 ч)
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения.
Основная цель- систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах: об их сравнении, сложении и вычитании, умножении и делении, добиться осознанного овладения учащимися приёмами вычислений, развивать навыки вычислений с натуральными числами.
Измерение величин (30 ч)
Прямая. Луч. Отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольники и четырехугольники. Прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы площади, объема, массы, времени.
Основная цель – систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах и единицах измерения величин.
Делимость натуральных чисел (19 ч)
Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.
Основная цель – познакомить обучающихся со свойствами и признаками делимости, сформировать навыки их использования.
Обыкновенные дроби (65 ч)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дроби к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представление дробей на координатном луче. Решение текстовых задач арифметическими методами.
Основная цель – сформировать умения сравнивать, складывать вычитать, умножать и делить обыкновенные и смешанные дроби. Вычислять значения выражений, содержащих обыкновенные и смешанные дроби, решать задачи на сложение и вычитание, на умножение и деление дробей, задачи на дроби, на совместную работу арифметическими методами.
Повторение - 15 ч
Тематическое планирование
№
п/п
Название раздела, темы урока, контрольных, практических лабораторных работ
Дата по
плану
Дата по
факту
Натуральные числа и нуль - 47 часов
Ряд натуральных чисел
Десятичная система записи натуральных чисел
Разложение натуральных чисел на разрядные слагаемые
Сравнение натуральных чисел
Сравнение натуральных чисел
Сложение натуральных чисел
Сложение. Законы сложения
Некоторые правила сложения
Вычитание натуральных чисел
Вычитание натуральных чисел
Некоторые правила вычитания
Алгоритм решения текстовых задач. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания
Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Занимательные задачи
Умножение натуральных чисел
Диагностическая работа по тестам электронной школы «Знаника»
Умножение. Законы умножения
Умножение. Законы умножения
Распределительный закон умножения. Раскрытие скобок
Распределительный закон умножения. Вынесение общего множителя за скобки
Сложение чисел столбиком
Вычитание чисел столбиком
Сложение и вычитание чисел столбиком
Контрольная работа №1 по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Умножение чисел столбиком
Умножение чисел столбиком
Умножение чисел столбиком. Исследовательская работа
Степень с натуральным показателем
Квадрат и куб натурального числа
Деление нацело
Деление нацело. Правила деления
Деление нацело. Свойство частного
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Решение задач «во сколько раз больше (меньше)?»
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Решение задач на рассуждение
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Занимательные задачи
Задачи «на части»
Задачи «на части». Решение задач на рассуждение
Задачи «на части». Занимательные задачи
Деление с остатком. Правило
Деление с остатком. Нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя
Решение задач по теме «Деление с остатком»
Числовые выражения. Порядок действий
Чтение и запись числовых и буквенных выражений
Контрольная работа №2 по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»
Нахождение двух чисел по их разности и сумме. Эксперименты с величинами
Нахождение двух чисел по их разности и сумме. Составление числового выражения
Решение задач по теме: «Нахождение двух чисел по их разности и сумме»
Измерение величин - 30 часов
Прямая. Луч. Отрезок
Прямая. Луч. Отрезок. Параллельные прямые
Измерение отрезков с помощью циркуля и линейки.
Измерение отрезков.
Метрические единицы длины. Соотношения между ними
Метрические единицы длины
Представление натуральных чисел на координатном луче
Представление натуральных чисел на координатном луче. Сравнение натуральных чисел
Контрольная работа №3 по теме: «Прямая. Луч. Отрезок»
Окружность и круг. Сфера и шар
Углы. Виды углов
Углы. Измерение углов
Треугольники. Виды треугольников
Треугольники. Решение задач
Четырёхугольники. Виды четырёхугольников
Четырёхугольники. Решение задач
Многоугольники
Площадь прямоугольника. Единицы площади
Соотношения между единицами площади
Прямоугольный параллелепипед
Куб
Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма
Соотношения между единицами объёма
Единицы массы
Единицы времени
Задачи на равномерное движение
Задачи на движение по реке
Задачи на движение в одном направлении и противоположном направлении
Занимательные задачи
Контрольная работа №4 по теме: «Измерение величин»
Делимость натуральных чисел - 19 часов
Свойства делимости
Свойства делимости
Признаки делимости на 2, 5 и 10
Признаки делимости на 3, 9
Решение задач на признаки делимости
Простые и составные числа
Простые и составные числа
Делители натурального числа
Разложение составного числа на множители
Разложение составного числа на множители
Наибольший общий делитель.
Нахождение наибольшего общего делителя
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа
Занимательные задачи
Наименьшее общее кратное
Нахождение наименьшего кратного
Нахождение наименьшего кратного
Занимательные задачи
Контрольная работа №5 по теме: «Делимость натуральных чисел»
Обыкновенные дроби - 65 часов
Понятие дроби
Равенство дробей. Основное свойство дроби
Сокращение дробей
Сокращение дробей
Нахождение части от числа
Нахождение части от числа
Нахождение числа по его части
Нахождение числа по его части
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю
Приведение дробей к общему знаменателю
Приведение дробей к общему знаменателю
Сравнение дробей с одинаковым знаменателем
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сложение дробей с равными знаменателями
Сложение дробей с разными знаменателями
Сложение дробей с разными знаменателями
Переместительный и сочетательный законы сложения
Применение законов сложения
Применение законов сложения
Решение задач на работу
Вычитание дробей с равными знаменателями
Вычитание дробей с разными знаменателями
Вычитание дробей с разными знаменателями
Решение задач по теме: «Сложение и вычитание дробей»
Занимательные задачи
Контрольная работа №6 по теме: «Обыкновенные дроби»
Умножение дробей
Умножение дробей
Умножение натурального числа на дробь
Обратная дробь. Взаимно обратные дроби
Переместительный и сочетательный законы умножения
Распределительный закон умножения
Деление дробей
Деление дроби на натуральное число
Решение задач на деление дробей
Вычисление значений числовых выражений
Нахождение части целого
Нахождение целого по его части
Контрольная работа №7 по теме: «Умножение и деление дробей»
Задачи на совместную работу
Задачи на совместную работу
Старинные задачи на совместную работу
Занимательные задачи
Понятие смешенной дроби
Запись дроби в виде смешанной дроби и обратно
Сравнение смешанных дробей
Сложения смешанной дроби с целым числом и дробью
Сложение смешанных дробей с равным знаменателем
Сложение смешанных чисел с разными знаменателями
Вычитание из смешанной дроби целого числа и дроби
Вычитание смешанных дробей с равным знаменателем
Вычитание смешанных дробей с разными знаменателями
Умножение смешанных дробей
Применение распределительного закона при упрощении вычислений
Деление смешанных дробей
Вычисление числовых выражений
Вычисление числовых выражений
Контрольная работа №8 по теме: «Смешанные дроби»
Представление обыкновенных дробей на координатном луче
Представление смешанных дробей на координатном луче
Среднее арифметическое
Площадь прямоугольника
Объём прямоугольного параллелепипеда
Повторение - 15 часов
Повторение по теме: «Сложение и вычитание натуральных чисел»
Повторение по теме: «Умножение и деление натуральных чисел»
Повторение по теме: «Угол. Измерение углов»
Повторение по теме: «Делимость натуральных чисел»
Повторение по теме: «НОД и НОК »
Повторение по теме: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Повторение по теме: «Умножение и деление обыкновенных дробей»
Повторение по теме: «Сложение и вычитание смешанных дробей»
Повторение по теме: «Умножение и деление смешанных дробей»