планирование уроков технологии "Твоя профессиональная карьера"
Планирование уроков технологии "Твоя профессиональная карьера"
Рабочая программа по технологии "Твоя профессиональная карьера" предназначена для учителей, преподающих курс в 8-9 классах, либо для педагогов, реализующих программы предпрофильной подготовки и профильной ориентации учащихся. Рабочая программа содержит все структурные элементы, а так же ссылки на используемую на каждом уроке методическую литературу. Возможно, программа станет хорошим помощником классным руководителям и школьным психологам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«планирование уроков технологии "Твоя профессиональная карьера" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
142300, Московская область, г.Чехов, ул. Лопасненская, стр.1/1
Телефоны: 8(49672)2-38-70; 8(49672)6-52-74
Утверждена
приказом директора МБОУ СОШ№3
30 августа 2014 года
№_____
Рабочая программа по технологии
«Твоя профессиональная карьера»
(базовый уровень)
8-9 классы
Составитель: Бебешина Наталья Михайловна,
учитель технологии высшей категории
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера») составлена в соответствии с одноименной примерной программой общеобразовательных учреждений В.П.Бондаревой, М.С.Гуткина, Т.М.Занковской (4-е издание, Москва, «Просвещение», 2009 год).
Рабочая программа предполагает изучение предмета в объеме 68 учебных часов, из которых 34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе.
Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы.
Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда. В связи с этим профессиональная ориентация призвана в школе решить задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда.
Таким образом, личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения.
Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся. Общая концепция системы профориентации использована для организации профориентационной работы с учащимися 8-х, 9-х классов, у которых формируется представление о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Для формирования у учащихся способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приемы:
Обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности, проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий.
Сообщение сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб.
Разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии. Краткая характеристика технологических, психологических параметров деятельности профессионала, формула профессии.
Включение в практику индивидуальной консультации анализа характеристик профессиональной деятельности.
Программа развивающей психологической диагностики охватывает шесть сфер, характеризующих индивидуальные психологические ресурсы личности:
психофизиологическую (поведенческие проявления основных свойств нервной системы);
мотивационную (присущие личности склонности и интересы, связанные с выбором профессии);
характерологическую (черты характера, проявляющиеся в системе ведущих отношений личности – к деятельности, другим людям, самому себе, предметному миру);
эмоционально-волевую (типичные для личности эмоциональные состояния, а также возможности волевой регуляции деятельности);
интеллектуальную (сформированность интеллектуальных способностей с учетом показателей интеллектуальной продуктивности);
социально-психологическую (коммуникативные качества личности, проявляющиеся в условиях взаимодействия с людьми).
Программа курса осуществляется за счет часов, отводимых на изучение технологии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цели курса:
● Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб.
● Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
● Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
● Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
● Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
● Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессии. Практическая представляет собой предметно-ориентированные пробы по всем сферам профессиональной деятельности. Учащиеся 8-х – 9-х классов пробуют свои возможности по всем типам профессий: «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». В соответствии с рекомендациями примерной программы «Технология. Твоя профессиональная карьера» (с.20), но с учетом ограниченности условий (материально-техническое оснащение, производственное окружение, отсутствие муниципальных УПК, УПЦ) в раздел «Профессиональные пробы» внесена корректировка, позволяющая учащимся диагностировать собственные интересы, способности и склонности в каждой из сфер посредством комплексной профориентационной диагностики. Тематика учебных занятий практической части курса дает возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения; проверяет готовность успешно осваивать интересующий предмет на повышенном уровне; создает условия для самореализации ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношений личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о своевременных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о своевременных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
8 класс
Учебно-тематический план
Всего по программе
34 часа
1.
Цели и задачи курса.
1 час
2.
Внутренний мир человека и возможности его познания.
Арефьев И.П., Васильева Т.В., Журкина А.Я. и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера: Книга для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Бондарева В.П., Гуткин М.С., Занковская Т.Н. Программа курса «Технология. Твоя профессиональная карьера». 8-9 классы. - 4-е издание. Москва «Просвещение», 2009.
5.
Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М: ВАКО, 2008.
6.
Кропивянская С.О., Лернер П.С., Пало О.Д. и др.; под ред. С.Н.Чистяковой. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
7.
Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.; под редакцией С.Н.Чистяковой. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8,9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
8.
Поздняков С.В. Тестирование в психологической диагностике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
9.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2010.
11
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Рабочая тетрадь учащихся. – М.: Генезис, 2010.
12
Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
13
Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Пряжников Н.С., Умовская И.А. Под ред. С.Н.Чистяковой. Технология: Твоя профессиональная карьера: дидактические материалы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
14
Чистякова С.Н., Умовская И.А., Шалавина Т.И., Цуканов А.И.; под ред. С.Н.Чистяковой. Твоя профессиональная карьера: методика: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2009.