Доклад: Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках СБО
Доклад: Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках СБО
Социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Почти каждый урок СБО имеет практическую направленность, нацеленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.
На уроках успешно ведётся профориентационная работа, с внедрением в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности. Технология уровневой дифференциации, как составляющая личностно – ориентированного подхода, представляет шанс каждому ребёнку организовать обучение с максимальным использованием учебных возможностей, прежде всего, социально – бытовых. При таком подходе каждый ученик принимает самое активное участие в познавательной и трудовой деятельности на уроке и уверенно может переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.
На уроках СБО вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников посвящён целый раздел «Трудоустройство».
В пятых классах происходит знакомство с рабочими профессиями. Календарное планирование предусматривает изучение таких тем, как:
Завод, фабрика, ферма. Назначение.
Рабочие профессии
Работники почты
Работники транспорта
Строительные профессии.
В шестых- седьмых классах:
Собственность, формы собственности, (понятия « моё», «твоё», «наше», «чужое»).
Человек и его индивидуальная собственность.
Государственные, частные, малые предприятия.
Трудовой коллектив в роли собственника.
Промышленные объекты. Работники промышленных специальностей.
Сельскохозяйственные объекты. Работники сельского хозяйства.
Моя будущая профессия.
По темам «Профессии», «Транспорт» и др. нами были разработаны компьютерные презентации.
Использование информационных компьютерных технологий на уроках СБО способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Изучение тематического раздела «Трудоустройство» в девятых классах предусматривает усвоение учащимися следующих тем:
1. учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, бюро по трудоустройству);
2. оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление;
3. деловые бумаги (заявление, анкета, расписка), правила их составления.
Целями этого раздела являются:
Формирование у детей ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;
Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.
Необходимым звеном профориентационной работы является разработка методической продукции с учётом современных требований и личностно – ориентированного подхода, направленная на повышение эффективности образовательного процесса.
Учителями социально-бытовой ориентировки были разработаны рабочие тетради с 5 по 9 классы, в которых предусмотрены практические задания и элементы программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.
При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение таблиц, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления учащихся.
Для решения профориентационнных задач незаменима игровая технология обучения. С целью формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, передачи целостного представления о профессиональной деятельности с учетом эмоционально-личностного восприятия на уроках проводятся деловые и сюжетно-ролевые игры.
Такой подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты и повышение интереса у учащихся к предмету. Инновационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
Совместно с учителями трудового обучения и воспитателями выпускных классов нами планируется разработка и выпуск «Сборника методических рекомендаций по постинтернатному пространству для выпускников специальной школы», куда будут включены разделы:
Колледжи города (адрес, № автобусов и маршрутных такси, название остановки);
Учреждения и отделы по трудоустройству, биржи труда (адрес, правила обращения) и т. д. что в конечном итоге должно значительно облегчить социальную адаптацию и социализацию учащихся в обществе.
Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что успешное решение профориентационной работы может быть достигнуто при условии комплексного подхода, который не только создаст возможность для более широкой целенаправленной работы по подготовке школьников к выбору профессии, но и будет способствовать сглаживанию и положительному разрешению многих противоречий, возникающих в процессе трудового самоопределения школьников с нарушением интеллекта, особенно между профессиональным намерением и его реальным осуществлением.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад: Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках СБО »
Доклад
(выступление на педсовете)
Реализация инновационных идей – как основа эффективности учебно-образовательного процесса на уроках СБО.
Социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир. Почти каждый урок СБО имеет практическую направленность, нацеленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни.
На уроках успешно ведётся профориентационная работа, с внедрением в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности. Технология уровневой дифференциации, как составляющая личностно – ориентированного подхода,представляет шанс каждому ребёнку организовать обучение с максимальным использованием учебных возможностей, прежде всего, социально – бытовых. При таком подходе каждый ученик принимает самое активное участие в познавательной и трудовой деятельности на уроке и уверенно может переносить полученные знания и умения в новую ситуацию.
На уроках СБО вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников посвящён целый раздел «Трудоустройство».
В пятых классах происходит знакомство с рабочими профессиями. Календарное планирование предусматривает изучение таких тем, как:
Завод, фабрика, ферма. Назначение.
Рабочие профессии
Работники почты
Работники транспорта
Строительные профессии.
В шестых- седьмых классах:
Собственность, формы собственности, (понятия « моё», «твоё», «наше», «чужое»).
Человек и его индивидуальная собственность.
Государственные, частные, малые предприятия.
Трудовой коллектив в роли собственника.
Промышленные объекты. Работники промышленных специальностей.
Сельскохозяйственные объекты. Работники сельского хозяйства.
Моя будущая профессия.
По темам «Профессии», «Транспорт» и др. нами были разработаны компьютерные презентации.
Использование информационных компьютерных технологий на уроках СБО способствуют повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО вызывает у обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в информационное общество. Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается концентрация внимания; включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; осуществляется более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала. Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам.
Изучение тематического раздела «Трудоустройство» в девятых классах предусматривает усвоение учащимися следующих тем:
1. учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, бюро по трудоустройству);
2. оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление;
3. деловые бумаги (заявление, анкета, расписка), правила их составления.
Целями этого раздела являются:
Формирование у детей ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;
Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.
Необходимым звеном профориентационной работы является разработка методической продукции с учётом современных требований и личностно – ориентированного подхода, направленная на повышение эффективности образовательного процесса.
Учителями социально-бытовой ориентировки были разработаны рабочие тетради с 5 по 9 классы, в которых предусмотрены практические задания и элементы программированного обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.
При программированном обучении реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности, доступности обучения. Заполнение таблиц, выполнение цифровых или буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти, логического мышления учащихся.
Для решения профориентационнных задач незаменима игровая технология обучения. С целью формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов, передачи целостного представления о профессиональной деятельности с учетом эмоционально-личностного восприятия на уроках проводятся деловые и сюжетно-ролевые игры.
Такой подход к организации образовательного процесса дает положительные результаты и повышение интереса у учащихся к предмету. Инновационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.
Совместно с учителями трудового обучения и воспитателями выпускных классов нами планируется разработка и выпуск «Сборника методических рекомендаций по постинтернатному пространству для выпускников специальной школы», куда будут включены разделы:
Колледжи города (адрес, № автобусов и маршрутных такси, название остановки);
Учреждения и отделы по трудоустройству, биржи труда (адрес, правила обращения) и т. д. что в конечном итоге должно значительно облегчить социальную адаптацию и социализацию учащихся в обществе.
Заканчивая свое выступление, хочется отметить, что успешное решение профориентационной работы может быть достигнуто при условии комплексного подхода, который не только создаст возможность для более широкой целенаправленной работы по подготовке школьников к выбору профессии, но и будет способствовать сглаживанию и положительному разрешению многих противоречий, возникающих в процессе трудового самоопределения школьников с нарушением интеллекта, особенно между профессиональным намерением и его реальным осуществлением.