|   № раздела/темы   |     Название раздела/темы   |    Основное содержание темы   |    Количество часов   |  
  |   Пример  ная програм  ма   |    Рабочая программа   |  
  |   1.   |    Вводный урок.    Цели и задачи предмета. Содержание и специфика предмета.   |    Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».   |    1   |    1   |  
  |   2.       |    Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ «Я» и профессии. «Секреты выбора профессии».  – 6часов.       |    
          |    7   |    6   |  
  |   2.1.   |    Представление о себе и выборе профессии. Самопознание личности.   |    Структура образа «Я». Образ «Я» как система представлений о себе. Методика «Кто я?» Уникальность личности каждого человека.       |    1   |    1   |  
  |   2.2.   |     Профессиональные намерения.   |    Знания о себе, оценка себя, умение управлять собой в процессе профессионального самоопределения.   |    1   |    1   |  
  |   2.3.   |    Типичные ошибки при выборе профессии.   |    Виды и характеристика типичных ошибок при выборе профессии. Причины ошибок при выборе профессии.   |    1   |    1   |  
  |   2.4.   |    Вид деятельности. Сфера деятельности.   |    Сходство и различие понятий «вид деятельности» и «сфера деятельности». Общее понятие о профессии, специальности, должности.       |    1   |    1   |  
  |   2.5.   |    «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Интересы, склонности и возможности личности.   |    Секреты выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Сопоставление желаний, возможностей, склонностей и потребностей рынка труда.   |    2   |    1   |  
  |   2.6.   |    Профессиональная карьера и здоровье.   |    Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность.   |    1   |    1   |  
  |   3.       |    Индивидуальные особенности личности. Возможности личности    в профессиональной деятельности. – 6 часов.       |    
          |    6   |    6   |  
  |   3.1.   |    Ведущие отношения личности и профессии.   |    Отношение к деятельности. Отношение к людям. Отношение к самому себе. Отношение к предметному миру.   |    1   |    1   |  
  |   3.2.   |    Интересы и выбор профессии.   |    Индивидуальные интересы. Соответствие интересов и профессий. Методика «Карта интересов».   |    1   |    1   |  
  |   3.3.   |    Профессия и способности. Способности и склонности.   |    Индивидуальные способности и склонности. Соответствие способностей, склонностей и профессий. Диагностика склонностей.       |    1   |    1   |  
  |   3.4.   |    Особенности творческих способностей.   |    Творческие способности и их особенности. Творческие способности как профессионально важное качество в некоторых группах профессий.   |    1   |    1   |  
  |   3.5.   |    Роль волевых качеств характера человека в его жизни   |    Воля и волевые качества. Характер и воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли.       |    1   |    1   |  
  |   3.6.   |    Личностные регуляторы выбора профессии: самооценка и уровень притязаний. Формула Джемса   |    Виды самооценки и уровня притязаний.  Адекватность и объективность самооценки и уровня притязаний. Зависимость уровня притязаний от самооценки.       |    1   |    1   |  
  |   4.   |    Многообразие мира профессий. – 4 часа.       |    
          |    4   |    4   |  
  |   4.1.   |    Мотивы труда.       |    Индивидуальные мотивы и направленность деятельности. Мотивы труда.       |    1       |    1       |  
  |   4.2.   |    Человек и его потребности: кто кого?   |    Потребности и мотивы как условие активности личности в профессиональном самоопределении.       |    1   |    1   |  
  |   4.3.   |    Труд как потребность человеческой жизни.   |    Формирование личности в процессе труда.         |    1   |    1   |  
  |   4.4.   |    Совершенствование человека в труде. Профессионализм.   |    Труд как условие самосовершенствования и самореализации.       |    1   |    1   |  
  |   5.   |    Человек среди людей. Эмоциональные состояния личности. – 3часа.       |    
          |    3   |    3   |  
  |   5.1.   |    Социальная направленность личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности.   |    Личность и межличностные отношения в группах. Направленность личности на взаимодействие. Эмоции и чувства: настроения, аффекты, фрустрация.       |    1   |    1   |  
  |   5.2.   |    Проблемы общения в трудовом коллективе. Основные формы эмоциональных переживаний.   |    Общение и его роль в процессе взаимодействия в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Социальные статусы. Социальные роли. Формы эмоциональных переживаний.       |    1   |    1   |  
  |   5.3.   |    Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях.   |    Виды общения. Нарушение взаимодействия как основа конфликтов. Пути разрешения конфликтных ситуаций.      |    1   |    1   |  
  |   6.   |    Секреты профессиональной успешности. Социальные проблемы труда.–   4 часа.       |    
          |    5   |    4   |  
  |   6.1.   |    Уровни профессиональной пригодности.   |    Понятие профпригодности. Профессионально важные качества.       |    1   |    1   |  
  |   6.2.   |    Человеческий фактор.   |    Активная роль личности при выборе профессии. Мера ответственности за выбор профессии.       |    1   |    1   |  
  |   6.3.   |    Профессиональные знания и умения. Профессионально важные качества.   |    Профессионализация. Специализация. Квалификация. Характер труда. Культура труда.       |    2   |    1   |  
  |   6.4.   |    Профессия и карьера.   |    Современные требования к труду. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Профессиональная карьера.       |    1   |    1   |  
  |   7.   |    Анализ профессий.  – 3 часа.       |         |    3   |    3   |  
  |   7.1.   |    Предмет и цели профессионального труда. Понятие о профессиограмме.   |    Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда.       |    1   |    1   |  
  |   7.2.   |    Проблемность и коллективность труда.   |    Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Проблемность трудовых ситуаций.       |    1   |    1   |  
  |   7.3.   |    Особенности деловых контактов в труде.   |    Деловые контакты. Профессиональный портрет.   |    1   |    1   |  
  |        8.   |    Человек на рынке труда. Социально-психологический портрет современного профессионала. –   2 часа.   |    
          |    3       |    2       |  
  |   8.1.   |    Основные принципы формирования рынка труда.   |    Рынок труда. Принципы формирования рынка труда. Характеристики регионального и муниципального рынка труда.   |    1   |    1   |  
  |   8.2.   |        Почему люди становятся безработными.   |    Понятие «безработица». Условия профессиональной адаптации и переподготовки.   |    1       |    1       |  
  |   9.   |    Отраслевая структура общественного производства РФ.   |    Промышленность. Сельское хозяйство.         |    0   |    1   |  
  |   10.   |    Отраслевая структура общественного производства РФ.   |    Экономика. Сфера услуг.   |    0   |    1   |  
  |   11.   |    Отраслевая структура общественного производства РФ.   |    Здравоохранение. Социальное обеспечение. Образование. Культура.       |    0   |    1   |  
  |   12.   |    Личный профессиональный план.   |    Творческая работа.   |    1   |    1   |  
  |   13.   |    Личный профессиональный план.   |    Презентация творческой работы.   |    1   |    1   |  
 
        |   № раздела/ темы   |    Название раздела/ темы   |    Основное содержание темы   |    Количество часов     |  
  |   Пример  ная програм  ма   |    Рабочая программа   |  
  |   1.   |    Человек в новых социально-экономических условиях. – 2 часа.       |         |    2   |    2   |  
  |   1.1.   |    Структурная перестройка экономики. Социальный и структурный характер труда.       |    Человек в условиях экономических отношений. Структура экономических отношений. Индустриализация общества. Хозяйственный механизм. Социальный структурный характер труда.   |    1   |    1   |  
  |   1.2.   |    Профессиональная ориентация. Профессиональная принадлежность.       |    Профессиональная ориентация как система мер, направленных на профессиональное самоопределение личности. Виды профессиональной ориентации. Профессиональная принадлежность.   |    1   |    1   |  
  |   2.   |    Здоровье и выбор профессии.       |    Группы здоровья и профессиональные противопоказания. Компенсирующий фактор.   |    1   |    1   |  
  |   3.   |    Образ «Я» и профессии.   |    Образ «Я» как «Я»-реальное и «Я»-идеальное.   |    0   |    1   |  
  |   4.   |     Типичные ошибки при выборе профессии.       |    Профессиограмма. Ошибки профессионального самоопределения.   |    1   |    1   |  
  |   5.   |    Склонности и интересы в профессиональном выборе.       |    Диагностика склонностей и интересов. Самонаблюдение динамики результата.   |    1   |    1   |  
  |   6.   |     Психологические особенности личности и успешность    профессионального труда. – 8 часов.   |             |    8   |    8   |  
  |   6.1.   |    Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.       |    Нервная система и ее свойства (сила, уравновешенность, подвижность). Теппинг-тест. Проба Ланчиса.   |    1   |    1   |  
  |   6.2.   |    Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.   |    Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности.   |    1   |    1   |  
  |   6.3.   |     Темперамент.       |    Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.   |    1   |    1   |  
  |   6.4.   |     Темперамент, характер и выбор профессии.       |    Диагностика темперамента. Психологические состояния в трудовом процессе.   |    1   |    1   |  
  |   6.5.   |    Эмоциональные состояния личности.       |    Опросник «Беспокойство-тревога».   |    1   |    1   |  
  |   6.6.   |    Эмоциональные состояния личности.       |    Методика «Незаконченные предложения». Самонаблюдение за динамикой настроения.   |    1   |    1   |  
  |   6.7.   |    Стресс.       |    Стрессовые состояния человека. Стресс фазы стресса.     |    1   |    1   |  
  |   6.8.   |     Приемы саморегуляции.       |    Ознакомление с простейшими приемами саморегуляции.   |    1   |    1   |  
  |   7.   |    Неисчерпаемость человеческих ресурсов.    Интеллектуальные способности и успешность   профессионального труда. – 7 часов.   |             |    8   |    7   |  
  |   7.1.   |    Память.       |    Общее понятие о памяти как познавательном процессе. Процессы памяти. Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности.   |    1   |    1   |  
  |    7.2.   |    Способность к запоминанию.       |    Условия развития памяти. Сравнительный анализ механического и смыслового запоминания. Выявление объема кратковременной памяти.   |    1   |    1   |  
  |   7.3.   |     Внимание.       |    Общее представление о внимании как познавательном процессе. Объем, устойчивость, распределение, избирательность.   |    1   |    1   |  
  |   7.4.   |     Способность быть внимательным.       |    Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Методика «Корректурная проба».   |    1   |    1   |  
  |   7.5.   |     Способность оперировать пространственными представлениями.       |    Роль образов в процессе переработки информации. Значение строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач.   |    1   |    1   |  
  |   7.6.   |    Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями.        |    Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Методика «Сложные ассоциации».   |    1   |    1   |  
  |   7.7.       |    Способность изменять способы интеллектуальной деятельности.   |    Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления.   |    2   |    1   |  
  |   8.   |    Мир профессионального труда. Разделение труда. – 3 часа.       |    
          |    3   |    3   |  
  |   8.1.   |     Общее, частное и единичное разделение труда.       |    Развитие общества и разделение труда. Виды разделения труда.       |    1   |    1   |  
  |   8.2.   |    Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей.       |    Функциональное разделение труда. Профессиональное разделение труда. Многообразие и непрерывность процесса разделения труда.   |    1   |    1   |  
  |   8.3.   |    Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека.   |    Способность к перемене труда. Социально-профессиональные перемещения.       |    1   |    1   |  
  |   9.   |    Современный рынок труда и его требования к профессионалу. – 3 часа.       |    
          |    3   |    3   |  
  |   9.1.   |    Предприятия и формы собственности.       |    Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Организация людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики.   |    1   |    1   |  
  |   9.2.   |    Рынок, его функции и структура.       |    Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка.   |    1   |    1   |  
  |   9.3.   |    Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица.       |    Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы.   |    1   |    1   |  
  |    10.   |    Пути получения профессии.       |    Структура образования в Российской Федерации. Непрерывность и последовательность. Система профессионального образования. Возможности квалификационного роста.   |    1   |    1   |  
  |   11.   |    Моя профессиональная карьера. – 2 часа.       |         |    2   |    2   |  
  |   11.1.       |    Профессиональная карьера. Критерии профессиональной компетентности.  Индивидуальный профессиональный план.   |    Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программ личностного и профессионального роста человека.   |    1   |    1   |  
  |   11.2.   |    Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.       |    Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Деловая игра «Биржа труда».   |    1   |    1   |  
  |   12.   |    Профессиональная ориентация: Экономика России.       |    Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск.   |    1   |    1   |  
  |   13.   |     Профессиональная ориентация: Экономика России.       |    Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Инвестиционная политика.   |    1   |    1   |  
  |   14.   |    Оценка способности к выбору профессии.        |    Личный профессиональный план. Творческая работа.       |    1   |    1   |  
  |   15.   |    Оценка способности к выбору профессии.         |    Презентация творческой работы.       |    1   |    1   |