№ раздела/темы | Название раздела/темы | Основное содержание темы | Количество часов |
Пример ная програм ма | Рабочая программа |
1. | Вводный урок. Цели и задачи предмета. Содержание и специфика предмета. | Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера». | 1 | 1 |
2. | Внутренний мир человека и возможности его познания. Образ «Я» и профессии. «Секреты выбора профессии». – 6часов. |
| 7 | 6 |
2.1. | Представление о себе и выборе профессии. Самопознание личности. | Структура образа «Я». Образ «Я» как система представлений о себе. Методика «Кто я?» Уникальность личности каждого человека. | 1 | 1 |
2.2. | Профессиональные намерения. | Знания о себе, оценка себя, умение управлять собой в процессе профессионального самоопределения. | 1 | 1 |
2.3. | Типичные ошибки при выборе профессии. | Виды и характеристика типичных ошибок при выборе профессии. Причины ошибок при выборе профессии. | 1 | 1 |
2.4. | Вид деятельности. Сфера деятельности. | Сходство и различие понятий «вид деятельности» и «сфера деятельности». Общее понятие о профессии, специальности, должности. | 1 | 1 |
2.5. | «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Интересы, склонности и возможности личности. | Секреты выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». Сопоставление желаний, возможностей, склонностей и потребностей рынка труда. | 2 | 1 |
2.6. | Профессиональная карьера и здоровье. | Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. | 1 | 1 |
3. | Индивидуальные особенности личности. Возможности личности в профессиональной деятельности. – 6 часов. |
| 6 | 6 |
3.1. | Ведущие отношения личности и профессии. | Отношение к деятельности. Отношение к людям. Отношение к самому себе. Отношение к предметному миру. | 1 | 1 |
3.2. | Интересы и выбор профессии. | Индивидуальные интересы. Соответствие интересов и профессий. Методика «Карта интересов». | 1 | 1 |
3.3. | Профессия и способности. Способности и склонности. | Индивидуальные способности и склонности. Соответствие способностей, склонностей и профессий. Диагностика склонностей. | 1 | 1 |
3.4. | Особенности творческих способностей. | Творческие способности и их особенности. Творческие способности как профессионально важное качество в некоторых группах профессий. | 1 | 1 |
3.5. | Роль волевых качеств характера человека в его жизни | Воля и волевые качества. Характер и воля. Специфика волевого поведения в отличие от импульсивного и зависимого. Условия развития воли. | 1 | 1 |
3.6. | Личностные регуляторы выбора профессии: самооценка и уровень притязаний. Формула Джемса | Виды самооценки и уровня притязаний. Адекватность и объективность самооценки и уровня притязаний. Зависимость уровня притязаний от самооценки. | 1 | 1 |
4. | Многообразие мира профессий. – 4 часа. |
| 4 | 4 |
4.1. | Мотивы труда. | Индивидуальные мотивы и направленность деятельности. Мотивы труда. | 1 | 1 |
4.2. | Человек и его потребности: кто кого? | Потребности и мотивы как условие активности личности в профессиональном самоопределении. | 1 | 1 |
4.3. | Труд как потребность человеческой жизни. | Формирование личности в процессе труда. | 1 | 1 |
4.4. | Совершенствование человека в труде. Профессионализм. | Труд как условие самосовершенствования и самореализации. | 1 | 1 |
5. | Человек среди людей. Эмоциональные состояния личности. – 3часа. |
| 3 | 3 |
5.1. | Социальная направленность личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. | Личность и межличностные отношения в группах. Направленность личности на взаимодействие. Эмоции и чувства: настроения, аффекты, фрустрация. | 1 | 1 |
5.2. | Проблемы общения в трудовом коллективе. Основные формы эмоциональных переживаний. | Общение и его роль в процессе взаимодействия в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Социальные статусы. Социальные роли. Формы эмоциональных переживаний. | 1 | 1 |
5.3. | Общение и его роль в трудных жизненных ситуациях. | Виды общения. Нарушение взаимодействия как основа конфликтов. Пути разрешения конфликтных ситуаций. | 1 | 1 |
6. | Секреты профессиональной успешности. Социальные проблемы труда.– 4 часа. |
| 5 | 4 |
6.1. | Уровни профессиональной пригодности. | Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. | 1 | 1 |
6.2. | Человеческий фактор. | Активная роль личности при выборе профессии. Мера ответственности за выбор профессии. | 1 | 1 |
6.3. | Профессиональные знания и умения. Профессионально важные качества. | Профессионализация. Специализация. Квалификация. Характер труда. Культура труда. | 2 | 1 |
6.4. | Профессия и карьера. | Современные требования к труду. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы. Профессиональная карьера. | 1 | 1 |
7. | Анализ профессий. – 3 часа. | | 3 | 3 |
7.1. | Предмет и цели профессионального труда. Понятие о профессиограмме. | Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда. | 1 | 1 |
7.2. | Проблемность и коллективность труда. | Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Проблемность трудовых ситуаций. | 1 | 1 |
7.3. | Особенности деловых контактов в труде. | Деловые контакты. Профессиональный портрет. | 1 | 1 |
8. | Человек на рынке труда. Социально-психологический портрет современного профессионала. – 2 часа. |
| 3 | 2 |
8.1. | Основные принципы формирования рынка труда. | Рынок труда. Принципы формирования рынка труда. Характеристики регионального и муниципального рынка труда. | 1 | 1 |
8.2. | Почему люди становятся безработными. | Понятие «безработица». Условия профессиональной адаптации и переподготовки. | 1 | 1 |
9. | Отраслевая структура общественного производства РФ. | Промышленность. Сельское хозяйство. | 0 | 1 |
10. | Отраслевая структура общественного производства РФ. | Экономика. Сфера услуг. | 0 | 1 |
11. | Отраслевая структура общественного производства РФ. | Здравоохранение. Социальное обеспечение. Образование. Культура. | 0 | 1 |
12. | Личный профессиональный план. | Творческая работа. | 1 | 1 |
13. | Личный профессиональный план. | Презентация творческой работы. | 1 | 1 |
№ раздела/ темы | Название раздела/ темы | Основное содержание темы | Количество часов |
Пример ная програм ма | Рабочая программа |
1. | Человек в новых социально-экономических условиях. – 2 часа. | | 2 | 2 |
1.1. | Структурная перестройка экономики. Социальный и структурный характер труда. | Человек в условиях экономических отношений. Структура экономических отношений. Индустриализация общества. Хозяйственный механизм. Социальный структурный характер труда. | 1 | 1 |
1.2. | Профессиональная ориентация. Профессиональная принадлежность. | Профессиональная ориентация как система мер, направленных на профессиональное самоопределение личности. Виды профессиональной ориентации. Профессиональная принадлежность. | 1 | 1 |
2. | Здоровье и выбор профессии. | Группы здоровья и профессиональные противопоказания. Компенсирующий фактор. | 1 | 1 |
3. | Образ «Я» и профессии. | Образ «Я» как «Я»-реальное и «Я»-идеальное. | 0 | 1 |
4. | Типичные ошибки при выборе профессии. | Профессиограмма. Ошибки профессионального самоопределения. | 1 | 1 |
5. | Склонности и интересы в профессиональном выборе. | Диагностика склонностей и интересов. Самонаблюдение динамики результата. | 1 | 1 |
6. | Психологические особенности личности и успешность профессионального труда. – 8 часов. | | 8 | 8 |
6.1. | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | Нервная система и ее свойства (сила, уравновешенность, подвижность). Теппинг-тест. Проба Ланчиса. | 1 | 1 |
6.2. | Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. | Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Возможность компенсации свойств нервной системы за счет выработки индивидуального стиля деятельности. | 1 | 1 |
6.3. | Темперамент. | Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. | 1 | 1 |
6.4. | Темперамент, характер и выбор профессии. | Диагностика темперамента. Психологические состояния в трудовом процессе. | 1 | 1 |
6.5. | Эмоциональные состояния личности. | Опросник «Беспокойство-тревога». | 1 | 1 |
6.6. | Эмоциональные состояния личности. | Методика «Незаконченные предложения». Самонаблюдение за динамикой настроения. | 1 | 1 |
6.7. | Стресс. | Стрессовые состояния человека. Стресс фазы стресса. | 1 | 1 |
6.8. | Приемы саморегуляции. | Ознакомление с простейшими приемами саморегуляции. | 1 | 1 |
7. | Неисчерпаемость человеческих ресурсов. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. – 7 часов. | | 8 | 7 |
7.1. | Память. | Общее понятие о памяти как познавательном процессе. Процессы памяти. Виды памяти и их роль в различных видах профессиональной деятельности. | 1 | 1 |
7.2. | Способность к запоминанию. | Условия развития памяти. Сравнительный анализ механического и смыслового запоминания. Выявление объема кратковременной памяти. | 1 | 1 |
7.3. | Внимание. | Общее представление о внимании как познавательном процессе. Объем, устойчивость, распределение, избирательность. | 1 | 1 |
7.4. | Способность быть внимательным. | Наблюдательность как профессионально важное качество. Условия развития внимания. Методика «Корректурная проба». | 1 | 1 |
7.5. | Способность оперировать пространственными представлениями. | Роль образов в процессе переработки информации. Значение строить в уме пространственные представления и оперировать ими для решения определенных профессиональных задач. | 1 | 1 |
7.6. | Способность устанавливать связи и закономерности между понятиями. | Способность к выявлению и установлению связей как условие эффективности профессионального труда. Основные типы связей. Методика «Сложные ассоциации». | 1 | 1 |
7.7. | Способность изменять способы интеллектуальной деятельности. | Психологическая характеристика ригидности (гибкости) интеллектуальной деятельности. Познавательные «барьеры» в различных типах профессий, возможности их преодоления. | 2 | 1 |
8. | Мир профессионального труда. Разделение труда. – 3 часа. |
| 3 | 3 |
8.1. | Общее, частное и единичное разделение труда. | Развитие общества и разделение труда. Виды разделения труда. | 1 | 1 |
8.2. | Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. | Функциональное разделение труда. Профессиональное разделение труда. Многообразие и непрерывность процесса разделения труда. | 1 | 1 |
8.3. | Социально-профессиональная мобильность – качество современного человека. | Способность к перемене труда. Социально-профессиональные перемещения. | 1 | 1 |
9. | Современный рынок труда и его требования к профессионалу. – 3 часа. |
| 3 | 3 |
9.1. | Предприятия и формы собственности. | Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Кооперация, аренда, индивидуальная трудовая деятельность. Организация людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. | 1 | 1 |
9.2. | Рынок, его функции и структура. | Рынок, его функции, структура. Спрос и предложение, методы их регулирования. Внутренний и внешний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка. | 1 | 1 |
9.3. | Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. | Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложение). Прогнозирование состояния рынков рабочей силы. | 1 | 1 |
10. | Пути получения профессии. | Структура образования в Российской Федерации. Непрерывность и последовательность. Система профессионального образования. Возможности квалификационного роста. | 1 | 1 |
11. | Моя профессиональная карьера. – 2 часа. | | 2 | 2 |
11.1. | Профессиональная карьера. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план. | Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программ личностного и профессионального роста человека. | 1 | 1 |
11.2. | Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. | Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение. Деловая игра «Биржа труда». | 1 | 1 |
12. | Профессиональная ориентация: Экономика России. | Хозяйственный механизм: экономические рычаги, управление. Разгосударствление экономики. Хозяйственная инициатива. Коммерческий риск. | 1 | 1 |
13. | Профессиональная ориентация: Экономика России. | Маркетинг. Менеджмент. Контрактные связи. Малый бизнес. Инвестиционная политика. | 1 | 1 |
14. | Оценка способности к выбору профессии. | Личный профессиональный план. Творческая работа. | 1 | 1 |
15. | Оценка способности к выбору профессии. | Презентация творческой работы. | 1 | 1 |