kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая статья Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников.

Кузьмина М.В.

учитель учебного курса

 «Твоя профессиональная карьера»

МБОО СОШ №4 г. Советский

Выбор профессии - решение судьбоносного вопроса. Профессиональное самоопределение требует хорошего самопонимания, знание своих сильных и слабых сторон, ориентировки на рынке труда.

Профессиональная ориентация учащихся 9-х классов особенно важна, поскольку школьники оканчивают курс средней школы, и их дальнейшее обучение зависит от выбора: профильные классы старшей школы (10-11 класс) или среднеспециальные и начально-профессиональные учебные заведения. Широкими возможностями для достижения названных задач обладает метод проектов. В процессе работы над проектами обучающимся предоставляется возможность задуматься о своих профессиональных интересах, поразмышлять о той или иной сфере профессиональной деятельности.

Работа над проектами учащимся 9-х классов на уроках «Твоя профессиональная карьера» выполнялась с использованием технического потенциала информационно – коммуникационных технологий, активно использовались интернет-сервисы и электронная почта. Часть самостоятельной работы проводилась учениками дома, коммутация между участниками проектов осуществлялась посредством электронной почты.

 В ходе работы ученики беседовали с представителями избираемых профессий, развивая, таким образом, навыки коммуникативного взаимодействия и культуры делового общения.

Перед началом работы над проектом был составлен план, где были определены следующие этапы работы.

1 этап: подготовительный

На этом этапе ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека), и распределяются роли.

Содержание этапа: сбор информации в т.ч. с использованием ресурсов Интернета. На основании анализа полученной информации составляется план интервью с представителями предприятий, организаций и формируется «банк» вопросов.

Задача учителя: координация действий учеников, проведение совместного анализа полученной информации.

2 этап: этап разработки

Содержание этапа: Организовать практическую работу группы.

В ходе этого этапа учащиеся работают непосредственно с представителями предприятий и организаций:

- устанавливают контакт;

-встречаются с представителями профессий по предварительной договоренности;

-проводят интервью, фотосъемку и наблюдения во время посещения организации;

- сравнивают полученную информацию с информацией представленной Интернет-ресурсами;

- анализируют, какими профессиональными знаниями должен обладать представитель той или иной специальности.

Задача учителя: Оказание консультативной и организационной помощи.

3 этап: этап реализации

Содержание этапа: Произвести анализ всей информации с учетом темы и цели проекта.

С целью визуализации материала и наглядности, результаты работы над проектами ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций либо творческих работ.

Задача учителя: Оказание консультативной и технической помощи в создании презентаций.

4 этап: Представление проекта

Содержание этапа: Представить свой проект с использованием мультимедийной презентации.

Выполняя описанные этапы работы, учащимися 9 классов были разработаны следующие проекты:  «Виртуальное путешествие в  профессию», направленный на ознакомление с содержанием труда различных специальностей; «Я б в рабочие пошел…» проект по популяризации высококвалифицированных рабочих профессий и т.д.

Использование метода проектов как методики профессиональной ориентации, наш взгляд, позволяет развивать профессионально - значимые качества:

 - Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выделять главную и второстепенную информацию выявлять, какой информации или каких умений недостает);

- Презентационные (выступать перед непривычной аудиторией, отвечать на незапланированные (каверзные) вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность: время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Используемая литература

  1. Методики определения степени эффективности организации профориентационной работы со старшеклассниками/Л.С.Козыренцева, Л.М. Волкова.- Минск: Красико - Принт, 2010.- С.103 (Деятельность классного руководителя)
  2. Косогоров, В. Выбор жизненного пути /В. Косогоров //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№10.-С.27-29
  3. Сухарева, Е. Без ошибок: Занятия по профориентации для старшеклассников /Е. Сухарева //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№5.-С.20-21
  4. Симонян, Р. Выбор профиля и психолого-педагогическая поддержка девятиклассников //Школьное планирование.- 2008.- №6.-С.43-50
  5. Резапкина, Г. Профориентация школьников/ Г. Резапкина //Классное руководство. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2007.- №21.-С.39-43

Просмотр содержимого документа
«Методическая статья Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников »

Метод проектов как средство реализации профессиональной ориентации школьников.

Кузьмина М.В.

учитель учебного курса

«Твоя профессиональная карьера»

МБОО СОШ №4 г. Советский


Выбор профессии - решение судьбоносного вопроса. Профессиональное самоопределение требует хорошего самопонимания, знание своих сильных и слабых сторон, ориентировки на рынке труда.

Профессиональная ориентация учащихся 9-х классов особенно важна, поскольку школьники оканчивают курс средней школы, и их дальнейшее обучение зависит от выбора: профильные классы старшей школы (10-11 класс) или среднеспециальные и начально-профессиональные учебные заведения. Широкими возможностями для достижения названных задач обладает метод проектов. В процессе работы над проектами обучающимся предоставляется возможность задуматься о своих профессиональных интересах, поразмышлять о той или иной сфере профессиональной деятельности.

Работа над проектами учащимся 9-х классов на уроках «Твоя профессиональная карьера» выполнялась с использованием технического потенциала информационно – коммуникационных технологий, активно использовались интернет-сервисы и электронная почта. Часть самостоятельной работы проводилась учениками дома, коммутация между участниками проектов осуществлялась посредством электронной почты.

В ходе работы ученики беседовали с представителями избираемых профессий, развивая, таким образом, навыки коммуникативного взаимодействия и культуры делового общения.

Перед началом работы над проектом был составлен план, где были определены следующие этапы работы.



1 этап: подготовительный

На этом этапе ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека), и распределяются роли.

Содержание этапа: сбор информации в т.ч. с использованием ресурсов Интернета. На основании анализа полученной информации составляется план интервью с представителями предприятий, организаций и формируется «банк» вопросов.

Задача учителя: координация действий учеников, проведение совместного анализа полученной информации.

2 этап: этап разработки

Содержание этапа: Организовать практическую работу группы.

В ходе этого этапа учащиеся работают непосредственно с представителями предприятий и организаций:

- устанавливают контакт;

-встречаются с представителями профессий по предварительной договоренности;

-проводят интервью, фотосъемку и наблюдения во время посещения организации;

- сравнивают полученную информацию с информацией представленной Интернет-ресурсами;

- анализируют, какими профессиональными знаниями должен обладать представитель той или иной специальности.

Задача учителя: Оказание консультативной и организационной помощи.

3 этап: этап реализации

Содержание этапа: Произвести анализ всей информации с учетом темы и цели проекта.

С целью визуализации материала и наглядности, результаты работы над проектами ученики оформляют в виде мультимедийных презентаций либо творческих работ.

Задача учителя: Оказание консультативной и технической помощи в создании презентаций.

4 этап: Представление проекта

Содержание этапа: Представить свой проект с использованием мультимедийной презентации.

Выполняя описанные этапы работы, учащимися 9 классов были разработаны следующие проекты: «Виртуальное путешествие в профессию», направленный на ознакомление с содержанием труда различных специальностей; «Я б в рабочие пошел…» проект по популяризации высококвалифицированных рабочих профессий и т.д.

Использование метода проектов как методики профессиональной ориентации, наш взгляд, позволяет развивать профессионально - значимые качества:

- Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);

- Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

- Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выделять главную и второстепенную информацию выявлять, какой информации или каких умений недостает);

- Презентационные (выступать перед непривычной аудиторией, отвечать на незапланированные (каверзные) вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

- Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

- Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность: время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Используемая литература

  1. Методики определения степени эффективности организации профориентационной работы со старшеклассниками/Л.С.Козыренцева, Л.М. Волкова.- Минск: Красико - Принт, 2010.- С.103 (Деятельность классного руководителя)

  2. Косогоров, В. Выбор жизненного пути /В. Косогоров //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№10.-С.27-29

  3. Сухарева, Е. Без ошибок: Занятия по профориентации для старшеклассников /Е. Сухарева //Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№5.-С.20-21

  4. Симонян, Р. Выбор профиля и психолого-педагогическая поддержка девятиклассников //Школьное планирование.- 2008.- №6.-С.43-50

  5. Резапкина, Г. Профориентация школьников/ Г. Резапкина //Классное руководство. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2007.- №21.-С.39-43












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Кузьмина Марина Валерьевна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Повышение профессиональной компетентности учителя химии и биологии в условиях обновления содержания образования"
    ["seo_title"] => string(130) "povyshieniie-profiessional-noi-kompietientnosti-uchitielia-khimii-i-biologhii-v-usloviiakh-obnovlieniia-sodierzhaniia-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "131256"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416128939"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Памятники моего города "
    ["seo_title"] => string(26) "pamiatniki-moiegho-ghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "172466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423825449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства