«Все профессии важны, все профессии нужны!»
В мире много есть профессий
Всех их нам не перечесть,
Но одна из них тревожит
Та профессия, в которой
Будет счастлив человек.
Сделать выбор должен каждый,
Чтоб трудиться целый век.
Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества – важнейшая задача всей образовательной системы государства.Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам,экономическая по результатам,социальная по содержанию,педагогическая по методам сложная и многогранная проблема.
В том,что касается будущего, я повторю одно: за что бы вы не взялись, главное – будьте преданы своему делу до конца. Не обязательно достигать какого – то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии – обязательно.
Роберт Де Ниро
В выпускных классах дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии чаще всего лежит не свой собственный, а чужой опыт, т.е. сведения, полученные от друзей, родственников, знакомых и т. п. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего, по труду на общее благо. Выбор, от которого в дальнейшем зависит вся его судьба. Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? На сегодняшний день существует много профессий, и любой выпускник стоит перед сложным выбором,решая с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать.
Для этого, нужно оценить свои собственные возможности, уровень учебной подготовки, здоровье, и главное – свои способности и склонности.
Ключевая цель профориентационной работы выявить у выпускников детского дома представление о современном мире профессий, о возможностях реализовать свои жизненные цели и планы через избранный способ образования и возможную среду профессиональной деятельности, умение воспитанников применять результаты самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Начинаем свою работу по такому плану: по трудоустройству и поступлению в ВУЗы и колледжи осуществляется связь воспитателей с учебными заведениями, где обучаются выпускники. Вначале учебного года на совещании воспитателей распределяются направления,для дальнейшего отслеживания наших воспитанников. Также ведется журнал по дальнейшему отслеживанию выпускников в других учебных заведениях,проводится обновление базы данных по выпускникам за последние 5 лет.
Для того,чтобы жизнь и карьера воспитанников была успешной проводится профориентационная работа,месячник по профориентации: открытые внеклассные мероприятия – « Как превратить мечты в реальность», «Сто дорог – одна твоя», « Легко ли быть молодым», « К чему стремятся люди в жизни». Деловые игры - « В мире профессий» среди учащихся 7 класса и 8 класса. Круглые столы – « Условия приема в ВУЗы, колледжи», « С выпускниками детского дома», « Куда пойти учиться?». Семинар – «Роль семьи в определении будущей профессии учащихся». Уроки мужества «Есть такая профессия - Родину защищать» 5 – 11 классы. Видеолекторий « Профессии, востребованные на рынке труда». Проводятся экскурсии на предприятия города и района; проведение встреч с представителями различных профессий; посещение городского центра занятости, проведение психологом диагностик профессионального профиля личности учащихся 7 – 8 классов и 9 – 11 классов, а также проведение индивидуальных консультаций воспитателей и учащихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения воспитанников. Заканчивается месячник конференцией для старшеклассников « Выбирая свою дорогу». Каждый руководитель старается провести свое мероприятие ярким, запоминающимся, чтобы было интересно детям.
Принцип планирования жизни и карьеры воспитанников детского дома это то, что каждый ребенок вовлечен в общественно – полезную деятельность профориентационной работы. Он может участвовать в различных мероприятиях. Для этого поддерживается связь с центрами всех районов Акмолинской области с целью трудоустройства воспитанников,после окончания колледжа и ВУЗа. Определяем воспитанников, обучающихся в колледжах и ВУЗах, на практику в предприятия города. Обеспечиваем участие старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений ( АТК № 7 г. Есиль, Аграрный университет г.Астана).
Благодаря включению в воспитательную работу данной программы по профориентации « Все профессии важны, все профессии нужны!» воспитанники детского дома знакомятся с профессиями.
Очень важно, что благодаря данной программе школьники знакомятся с технологией проектирования и дистанционного обучения: разрабатывают свой проект ознакомления с профессиями,самостоятельно ищут информацию для реферата в литературных и Интернет – источниках.
Для решения задач по профориентации задействованы как внутренние,так и внешние ресурсы:
Библиотечный материал школы и города,
Внеклассные занятия,
Выездные экскурсии,
Беседы с представителями профессий,
Посещение рабочих мест,
Интернет – ресурсы.
В результате данной профориентационной работы осведомленность учащихся в области различных профессий возросла в среднем за год на 86 % (с 11% до 97%),а знания о качествах и способностях,необходимых для данной профессии улучшилась в среднем на 84% ( с 10 % до 94 %).
«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».
Апшерони А.
Заместитель директора
КГУ «Детский дом №2, г. Есиль» по ВР
Корниенко Л.Н.