Роль уроков гуманитарного цикла в воспитании обучающихся
Уважаемые коллеги! Будущее любой страны решается за школьной партой. А учительство – одно из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Именно учителю поручена высокая духовная миссия: он строит жизнь человека. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной у творчеству и самоопределению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на педсовет»
Роль уроков гуманитарного цикла в воспитании обучающихся
Уважаемые коллеги! Будущее любой страны решается за школьной партой. А учительство – одно из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Именно учителю поручена высокая духовная миссия: он строит жизнь человека. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной у творчеству и самоопределению.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана со следующими положениями: во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается окруженный множеством источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на еще не окрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Система духовно-нравственного воспитания включает в себя несколько направлений: патриотическое, гражданское, эстетическое, интернациональное, культура поведения.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы, ориентированные на формирование воспитания нравственных ценностей:
Развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;
Создание условий для нравственного выражения личности;
Принятие индивидуальных черт каждого воспитанника;
Поддержка личности ребенка;
Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности;
Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя.
Сегодня на предметы гуманитарного цикла возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, с ее богатыми традициями, нравственными и духовными законами.
Я хочу поговорить о роли уроков гуманитарного цикла в воспитании учащихся нашей школы. Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника, рационально мыслящего, становится все сложнее. Но я увидела обратное и получила потрясающее удовольствие, побывав на уроках у своих коллег.
Человек совершенствуется всю свою сознательную жизнь. Дух школы, ее направление, ее цель, должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени ее развития, его характеру, его религии. Постигая отечественную культуру, литературу, школьник приходит к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивают его предки.
Открытый урок литературы в 5 «А» классе ФГОС – настоящее подтверждение воспитания глубокой нравственности, гражданственности, патриотизма.
Необычное начало урока, доброжелательная атмосфера благоприятствовали созданию ситуации успеха.
Тема урока: «Дети войны и стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»»
Я счастлив жить, служить Отчизне,
Я за нее ходил на бой…
А. Т. Твардовский
Все этапы урока глубоко продуманы учителем. Видна система работы с детьми. Говорящий, рассуждающий класс, знающий (из уст старшего поколения) о событиях ВО войны, коснувшихся непосредственно их семей.
Обращение к эпиграфу урока. Дети рассуждают о его смысле. Подбирают синонимы к слову «бой». (Межпредметная связь)
Что такое война? (Дают определение слову)
Разговор о ВОВ. Хронология войны 22.06.1941г – 09.05.1945г
Применение ИКТ. Демонстрация высказываний со словом подвиг. Разъяснение лексического значения слова.
Определение задачи урока (Дети активно работают)
Выпускники советской школы хорошо знают, что 8.02. – День юного героя-антифашиста. Демонстрация слайдов с портретами героев-антифашистов сопровождается рассказами подготовленных учащихся о подвигах Марата Казея, Вали Котик, Лени Голикова и Зины Портновой. Учитель подчеркивает, что все они удостоены высокого звания –Герой Советского Союза, что они их сверстники.
Обращение к выставке книг на военную тематику. Этап изучения нового материала сопровождался чтением наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» и информацией о поэме:
Беседа по содержанию стихотворения;
О сюжете стихотворения рассказывает подготовленный ученик;
Работа над лексикой стихотворения (На протяжении работы на уроке видно, какую роль отводит учитель развитию ценностно-смысловых компетенций, целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств. Что такое патриотизм? Родина? Отечество?)
Формирование духовности не возможно без воспитания любви к Отечеству, без знания истории своей страны, без любви к малой родине.
Весь урок «соткан» на теме «Дети войны».
Обращение к жившим. На слайдах картины известных художников на тему «Дети войны»: Это «Детский мир», «Дети войны», «Среди своих», «Буханка хлеба». Дети активно рассуждают по содержанию картины. Учитель постоянно обращает внимание на возраст и лица детей. Какое впечатление произвела на них та или иная картина.
Обращение к детским рисункам. Их видение войны.
Многие рисунки сопровождаются лозунгами, которые показывают их понимание о войне, какой ценой завоевана победа. Музыкальная запись песни «Дети войны» произвела особое впечатление на душу и сердца учащихся. (Их высказывания – подтверждение этому)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Композиция стихотворения: начальная и последние строчки одинаковы. С какой целью? (Дети активно отвечают) Дети получили достойную оценку.
В процессе воспитания духовно-нравственных качеств у детей главную роль (после родителей) играет личность учителя, а потому и учитель должен быть высоконравственным и духовным человеком, верящим в своего ученика и любящим его, всей своей жизнью подтверждающим действие нравственных законов Любви, Добра, Милосердия.
«Не знать истории своего края нельзя, потому что недостаток знаний делает человека равнодушным, а равнодушие, как ржавчина, разъедает души людей.»
Воспитание высоких духовно-нравственных чувств, культуры поведения, патриотизма у наших юных сограждан – этой цели можно достичь, приобщая ребят к истории, литературе, и, в первую очередь, прошлого своего края, своей малой родины. Все это мы увидели на уроке литературы в 5 классе.
Открытый урок русского языка в 9 «А» классе
Учитель: Кошкина Н. В.
Лучше добрым на свете
быть – злого в мире итак довольно.
Л. Н. Толстой
Ход урока.
Организационный момент. Создание учителем ситуации успеха.
Обращение к эпиграфу
Разъяснение и правописание;
Лексическое значение слова «доброта»;
Определение слова «доброта»;
Использование ИКТ
Слайд с определением слова;
Какое это предложение по строению? (БСП)
Объяснение пунктограмм, смыслового значения предложения. (Причины)
Формулировка темы урока. Повторение и обобщение по теме «БСП»
Определение личных задач урока (Дети отвечают)
Демонстрируется групповая работа учащихся на уроке.
Задание: Составить цветными фломастерами кластер по теме «БСП», используя прием РАФТ. Объяснить значение и содержание кластера. (Лидеры групп выходят к доске и объясняют содержание кластера) Учащиеся устно подбирают примеры по каждому значению БСП.
На партах лежат оценочные листы. Учитель напоминает, сколько баллов нужно поставить за знание теоретического материала – 1б; 0б – есть проблема.
Самостоятельная работа.
(Задания распечатаны и на экране)
Подготовка к ОГЭ. Видна система работы по подготовке к ОГЭ. Дети формулируют задание. (Все предложения о доброте)
Взаимопроверка, используя прием «Лови ошибку». Идет и индивидуальная проверка, и коллективная работа с учащимися. Дети оценивают друг друга в оценочных листах.
Конструирование предложений, чтобы получилось БСП.
- Где можно использовать эти предложения?
Дети: в начале и в конце сочинения
Релаксация. Поэтическая минутка. Дети подбирали стихотворения о добре, доброте. Каждая группа рассказывала наизусть – 1 человек. Чтение сопровождалось вопросами учителя. (Межпредметная связь)
Какое чувство вызвало это стихотворение?
Как поняли содержание стихотворения Ю. Кузнецова? (Доброта русской женщины по отношению к немецкому солдату) Учитель напомнил произведение В. Закруткина «Матерь человеческая» (Эпизод доброты)
Где можно применить эти стихи? (Читательский опыт – аргумент в сочинении)
Работа с текстом о доброте.
Текст читает ученик.
Учитель: Вы должны подобрать аргумент для написания сочинения. Дети выполняют поисковую работу по тексту (Подготовка к ОГЭ). Комментирование учащихся. Работают с оценочными листами.
Подводится итог оценок.
Рефлексия: Выполнили задачи урока?
-Есть над чем работать.
Д/З: написать сочинение-рассуждение о доброте; сочинить акростих со словом «доброта».
Мною посещенные уроки коллег показывают, что через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и духовное взаимообогащение учащихся и преподавателя.
Наша российская школа должна стать важнейшим компонентом духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.