«Критериальное оценивание»
Ф. Ницше «Жить - значит оценивать»
Цель:
- Дать общее представление о системе критериального оценивания.
- Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Задачи:
- Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.
- Познакомить с критериальным оцениванием.
- Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.
Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания? Прежде всего я стала размышлять над тем, что такое оценка. Если посмотреть на буквы этого слова, то можно увидеть в нем слово «цена», то есть дать цену за услугу или простым языком «оплатить». По мнению Александера, «за любой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным. Что это значит?
Приходиться задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные элементы и многие другие факторы. Хочется получить ответ на вопрос: Может ли существующая система оценивания полноценно влиять на формирования учебно-познавательной компетентности учащихся?
-
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
-
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
-
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
-
Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.
Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Лексика»
Критерий А. Знание и воспроизведение (6 баллов)
-
Знаю правила
-
Знаю лексическоезначение слов
-
Умею объяснить значение слова
1. Соедини линиями
Слова, имеющие противоположное значение синонимы
Слова, близкие по значению, но различные
по звучанию и написанию, многозначные
Слова, имеющие несколько лексических значений однозначные
Слова, имеющие одно лексические значение антонимы
2. Запиши слово по его толкованию.
Большое водное пространство с солёной водой –
Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –
3. Объясни значения слов загородный, подорожник. При объяснении используй их однокоренные слова.
Критерий В. Понимание и применение (6 баллов).
-
Умею подбирать слова по его лексическому значению
-
Умею различать однозначные и многозначные слова
-
Умею подбирать синонимы и антонимы
1. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.(1- 3)
. погода
. груша
. книга
2. Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов. (3)
название (собаки, города, ребёнка) –
игрушка (еловая, елочная) –
выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –
3. Выпиши сочетания слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.(2)
Уютная норка. Шустрая норка.
Вкусные лисички. Озорные лисички.
4. Подбери и подчеркни синонимы к выделенному слову.
маленькая машина - новая, небольшая, красивая, крошечная
5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Соедини линиями.
сильный
бодрый
усталый
слабый
слабость
усталость
Критерий С. Интеграция знаний (8 баллов)
-
Умею пользоваться источниками информации (толковые словари, Интернет)
-
Умею составлять словарь на заданную тему.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
-
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
-
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
-
Улучшить качество преподавания;
-
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
-
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
-
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
-
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
-
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
-
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
-
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
-
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
-
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
-
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
оценивания исключает неудовлетворительные оценки.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.