Добрый день уважаемые коллеги
. Эпиграфом к своему выступлению я выбрала высказывание М. Барбера
«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует их способность точно оценивать прогресс учеников». У меня сейчас второй класс. и я расскажу об оценивании, начиная с первого класса
В программе курсов рассматриваются два вида оценивания: формативное и суммативное. Что значит «оценивать» ?
Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.
Современное оценивание должно быть гибким многоинструментальным, понятным, психологически комфортным, двусоставным: сочетать в себе суммативное и формативное оценивание.
Суммативное или итоговое оценивание (экзамен, итоговый тест, срез и др.) выявляет результат обученности учащихся за определенный период времени. Формы и способы оценки определяет учитель. Центром в классе является учитель.
Формативное оценивание используется - в повседневной практике (ежеурочно, ежедневно); При данном виде оценивания обязательно должна осуществляться обратная связь, обеспечивающая прогресс в обучении.
Формативное оценивание помогает учителю отслеживать успеваемость в классе;
Таким образом, оно несет в себе формирующую, стимулирующую и мотивирующую функции.
С 1 класса дети включаются в творческий процесс как формирующего, так и констатирующего оценивания, приобретая навыки и привычку к самооценке, взаимооценке, самоконтролю, участию в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий. Первые полгода обучение безоценочное
Формирующее оценивание позволяет управлять процессом формирования знаний, умений, устранить возможные пробелы. Его становление начинается в период обучения грамоте и проходит в несколько этапов. Первый этап связан с качественно-эмоциональным оцениванием. Обучающиеся договариваются и обсуждают основные правила работы на уроке. В первые дни обучения особое внимание уделяется созданию положительного настроя ученика на учебный процесс. Обучающиеся получают звездочки, флажки за активное участие в работе на уроке, интересный ответ, умение правильно организовать работу в паре. За письменные работы в последнее время очень распространены смайлики,которые я вклеивала в пропись своим ученикам (слайд). Но все равно в первом классе дети очень ждут оценки и спрашивают,а какую оценку получил, но мы по инструкции не имеем право ставить им в тетрадь, я ставлю за устные ответы пятерки на руку это детям очень нравится. такой метод оценивания я переняла у Терентьевой Т. П. считаю, что он очень дейстенный и эффективный,дети стараются тянутся друг за другом Родители рассказывают на собрании,что дети даже не хотят мыть руку в том месте где стоит «5» Некоторые учителя используют стенд «Наши достижения»,у нас в 1 классе было «Дерево достижений»
Есть такой красный уголочек,где мы помещаем лучшие тетради обычно это на первоначальном этапе,когда дети начинают писать в косую линию Также когда дети научатся писать я всегда завожу образцовую тетрадь,где пишут лучшие ученики с красивым каллиграфическим почерком,дети очень стараются тянутся друг за другом и каждый хочет писать в этой тетради.
Кроме этого, учителю в детских тетрадях может выразить своё эмоциональное отношение к работе. «Молодец!», «Ты очень хорошо постарался, умничка!», «Сегодня у тебя получилось еще лучше, чем вчера!», «Ты всех порадовал своей работой». Или если не совсем получается -Постарайся.Надо стараться !
Есть у нас в классе ракета, машина и черепаха. Мы выясняем с детьми,что движется быстрее ? В игровой форме все это связываем с учебой,кто будет стараться и все очень хорошо делать будет летать на ракете, кто немного ошибаться на машине, а кто не будет стараться,тот на черепахе. Дети сами пишут свои имена и сами себя могут оценивать
Таким образом, осуществляются первые шаги по формированию личностных и регулятивных универсальных учебных действий
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении в первом классе состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, для которых существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки. Критерии и форма оценивания каждой ученической работы могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и ученика. Если говорить простыми словами,то ученик должен сам себя оценить.
В 1 классе формирующее оценивание основывается на критериях с использованием волшебных линеечек, лесенок успеха.
Одновременно с оцениванием по критериям со 2 полугодия 1 класса, когда обучающиеся научатся осознанно пользоваться правилами оценивания, вводится первая балльная отметка – это 5. Обучающиеся учатся выделять среди всех работ отличную, не такую, как все. С ребятами обсуждается, что отличная работа – это не такая, как все, она может отличаться от остальных:
- правильным выполнением всего, над чем работали;
- выполнением задания несколькими способами;
- наличием доказательства;
- решением, которого нет больше ни у кого;
- особой аккуратностью.
Учитель демонстрирует как домашние работы, так и выполненные в классе, как во время обычной работы на уроке, так и во время проверки.
Второй этап начинается со второго месяца обучения. Он связан с освоением важнейших компонентов учебной деятельности - способов и средств контроля и оценки. В тетрадях учеников появляются «волшебные линеечки». Их появлению предшествует целенаправленная работа по формированию осознанного отношения к критериям оценки по волшебной линеечке. Первоначально учитель и дети обсуждают два критерия оценивания: правильность и аккуратность. Значение этих шкал обсуждается через их противопоставление. Постепенно критерии добавляются, используются другие шкалы.
Оценочная шкала
Критериальное оценивание предоставляет возможность вовлечь учащихся в объективное оценивание работы своих одноклассников, т.е. происходит обучение взаимоконтролю. Обучающиеся любят проверять работы своих одноклассников. Увидеть недостатки в чужой работе или на доске гораздо легче, чем у себя. Учитель имеет ещё одну возможность формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Он учит детей совместной работе, корректным высказываниям при оценке работы своего одноклассника. При этом происходит уточнение значения критериев. Такой подход способствует снижению тревожности у обучающихся.
Со 2 класса, обучающиеся переходят к третьему этапу формирования контрольно-оценочной деятельности. Инновационность данного этапа заключается в том, что включаются разные способы оценивания: выработка критериев, самооценивание по образцу (эталону), пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном, взаимоконтроль.
Технология критериального оценивания позволяет формировать у обучающихся адекватную самооценку, рефлексивные умения. Мои ученики для самооценки выполненного задания с удовольствием кроме волшебных линеечек используют цветовые сигналы:
- зелёный – я задание выполнил самостоятельно, в теме хорошо разбираюсь;
-жёлтый - я задание выполнил самостоятельно, но при выполнении задания испытывал небольшие затруднения;
- красный – с заданием не могу справиться самостоятельно, нужна помощь
Это помогает мне как учителю своевременно оказать помощь ребёнку, а ученику не испытывать тревоги. Он знает, что на помощь ему придёт или учитель, или другие ребята.
При выполнении контрольной работы каждый ученик получает лист с критериями для оценивания.Приведу пример как я работаю над закреплением изученного материала по теме «Безударные гласные в корне слова
(рассказать)
Критерии
Задание
Уровень
достижения
Баллы
Фактически полученные баллы
Работа над ошибками
( дата, результат)
Оцениваю сам
Оценивает учитель
Умею подбирать проверочные слова
№1
Проверочных слов подобрать не смог
0
Подобрал проверочные слова к 2-3 словам, и верно вставил букву
3
Подобрал проверочные слова к 4-5 словам, и верно вставил букву
4
Подобрал проверочные слова ко всем словам, и верно вставил букву
5
Тематический и итоговый контроль может быть в форме тестовой работы каждой теме. Вместо положительных и отрицательных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1-2 балла – необходимый уровень;
3-4 балла – базовый уровень;
5-6 баллов – максимальный уровень.
Итак, я считаю, что технология критериального оценивания способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся, но и ставит обучающегося в субъектную позицию при оценке своих результатов.
Применение критериального оценивания даёт возможность и учителю оценить эффективность применяемой педагогической технологии, увидеть, чего ему удалось достичь в обучении детей, и над чем еще предстоит работать