kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (1839).  Поэма  «Мцыри»  ее эпиграф и сюжет. 

Цели: продолжить знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова,
с содержанием поэмы «Мцыри», познакомить с философским содержанием эпиграфа,  с композицией произведения;продолжить работу над формированием и дальнейшим развитием навыков работы в группах;

развивать устную речь учащихся;

воспитывать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, картины Лермонтова на кавказскую тематику, иллюстрации к поэме «Мцыри», задание группам, материалы для метода «Займи позицию»; презентация Power Point.
Тип урока: начало работы над литературным произведением (с использованием  ИКТ).

Ход урока

I.Орг. момент.
II. Определение целей и мотивов урока.

Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости.  А мы сегодня плодотворно

поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и

успехов.

Цель нашего урока, определить   идейное содержание эпиграфа к поэме «Мцыри», узнать,  как Кавказ связан с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтова и проверить ваши знания по  содержания произведения, которое вы прочитали дома.
III. Основное содержание урока.
1. Вступительное слово учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова (презентация)
(обращение к картинам-пейзажам поэта). (5 минут)

- Поэма М. Ю. Лермонтова  относится к раннему  романтическому периоду творчества и написана в 1839 году.  Посвящена теме одиночества, отверженности.

События  в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.

Жизнь Лермонтова  была тесно связана с Кавказом. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей,Е.А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Далее, в 1837 году Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. По приказу царя Михаил Юрьевич был сослан на Кавказ.

На Кавказе поэтом было написано много   произведений. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

 

Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А.А. Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи. Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

На Кавказе поэт погиб на дуэли. Это произошло15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Романтическая поэма «Мцыри» также отчасти посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик-послушник.

- Сейчас давайте посмотрим на пейзаж Кавказа и рисунки самого великого поэта.

- Что эти картины рассказали вам о своем создателе?

- С какой целью вам представлены эти картины?

- Что такое поэма?

Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.  
 

2.Слово учителя – идейное содержание  эпиграфа в поэме (презентация).

Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле,  чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует.
3) Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак (презентация)

III.  Групповая работа  будет оцениваться критериально (10 минут на подготовку + 3 минуты на выступления = 20 минут). Критерии оценивания:

Выступление  всей группой от 1до 3 баллов

Интересная подача информации от 1 до 3 баллов.

I  группа – нарисовать географические места, где скитался Мцыри и изобразить аул, где  когда -то жил Мцыри»  (подтвердить текстом, то есть прочитать цитаты из поэмы главы 6-7) ;

II  группа – подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова (4-5 вопросов).

III  группа – 1) ответить устно на вопрос: «Что такое композиция произведения?». 2) Соотнести композиционные элементы  произведений с  главами поэмы (работа на  постере);

экспозиция (1-2 главы, о чем узнаем?);
завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
 развитие действия (3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);
 кульминация (17-18 главы - битва с барсом);
 развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

IVгруппа –  1) Определите, какой иллюстрации не хватает?  (1)побег Мцыри из монастыря, 2) Встреча с грузинкой, 3) Бой с Барсом)

2) Инсценируйте  пропущенный фрагмент или перескажите его.
 

Vгруппа –  1) Определите, какой иллюстрации не хватает?  (1)побег Мцыри из монастыря, 2) Встреча с грузинкой, 3) Бой с Барсом)

2) Инсценируйте  пропущенный фрагмент или перескажите его.
Задания IV и  V  группам задаются заранее, выучить отрывок наизусть «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой», подготовить инсценировку (Использования КМ «Ролевые игры» - перевоплощение в героев). Предложены иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Восстановите хронологию изображенных событий.

IV.Выступление групп (критериальное оценивание).

V. Подведение итогов:

Метод «Займи позицию»- индивидуальная работа..

-  Определите свое отношение к прочитанной поэме. На  листах  записать 2-3 предложения, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)
 VI. Рефлексия.

- Какое настроение у вас после урока?

Во время выхода из кабинета ученики наклеивают стикеры на  «Дерево настроения» или «Поляну настроения», показывая свое настроение после урока.

Розовый стикер -  отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер - плохое
   Оценивание.  На этом уроке оценивание формативное,  на следующем уроке все получат оценки за работу в классе.
VIII. Домашнее задание: Подготовиться к уроку – конференции. Каждый участник групп готовит 3 вопроса -2 простых и 1 сложный, то есть над которым нужно размышлять или философский вопрос.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс) »

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (1839). Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет. 

Цели: продолжить знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова,
с содержанием поэмы «Мцыри», познакомить с философским содержанием эпиграфа, с композицией произведения;продолжить работу над формированием и дальнейшим развитием навыков работы в группах;

развивать устную речь учащихся;

воспитывать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, картины Лермонтова на кавказскую тематику, иллюстрации к поэме «Мцыри», задание группам, материалы для метода «Займи позицию»; презентация Power Point.
Тип урока: начало работы над литературным произведением (с использованием ИКТ).

Ход урока

I.Орг. момент.
II. Определение целей и мотивов урока.

Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно

поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и

успехов.

Цель нашего урока, определить идейное содержание эпиграфа к поэме «Мцыри», узнать, как Кавказ связан с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтова и проверить ваши знания по содержания произведения, которое вы прочитали дома.
III. Основное содержание урока.
1. Вступительное слово учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова (презентация)
(обращение к картинам-пейзажам поэта). (5 минут)

- Поэма М. Ю. Лермонтова относится к раннему романтическому периоду творчества и написана в 1839 году. Посвящена теме одиночества, отверженности.

События в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.

Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей,Е.А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Далее, в 1837 году Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А.С. Пушкина. По приказу царя Михаил Юрьевич был сослан на Кавказ.

На Кавказе поэтом было написано много произведений. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.


Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А.А. Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи. Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

На Кавказе поэт погиб на дуэли. Это произошло15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Романтическая поэма «Мцыри» также отчасти посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик-послушник.

- Сейчас давайте посмотрим на пейзаж Кавказа и рисунки самого великого поэта.

- Что эти картины рассказали вам о своем создателе?

- С какой целью вам представлены эти картины?

- Что такое поэма?

Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

2.Слово учителя – идейное содержание эпиграфа в поэме (презентация).

Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует.

3) Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак (презентация)

III. Групповая работа будет оцениваться критериально (10 минут на подготовку + 3 минуты на выступления = 20 минут). Критерии оценивания:

Выступление всей группой от 1до 3 баллов

Интересная подача информации от 1 до 3 баллов.

I группа – нарисовать географические места, где скитался Мцыри и изобразить аул, где когда -то жил Мцыри» (подтвердить текстом, то есть прочитать цитаты из поэмы главы 6-7) ;

II группа – подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова (4-5 вопросов).

III группа – 1) ответить устно на вопрос: «Что такое композиция произведения?». 2) Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы (работа на постере);

экспозиция (1-2 главы, о чем узнаем?);
завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);
развитие действия (3-16 главы - подъем, 19-23 главы - спад);
кульминация (17-18 главы - битва с барсом);
развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).


IVгруппа – 1) Определите, какой иллюстрации не хватает? (1)побег Мцыри из монастыря, 2) Встреча с грузинкой, 3) Бой с Барсом)

2) Инсценируйте пропущенный фрагмент или перескажите его.

Vгруппа – 1) Определите, какой иллюстрации не хватает? (1)побег Мцыри из монастыря, 2) Встреча с грузинкой, 3) Бой с Барсом)

2) Инсценируйте пропущенный фрагмент или перескажите его.

Задания IV и V группам задаются заранее, выучить отрывок наизусть «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой», подготовить инсценировку (Использования КМ «Ролевые игры» - перевоплощение в героев). Предложены иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Восстановите хронологию изображенных событий.

IV.Выступление групп (критериальное оценивание).

V. Подведение итогов:

Метод «Займи позицию»- индивидуальная работа..

- Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 2-3 предложения, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)
 VI. Рефлексия.

- Какое настроение у вас после урока?

Во время выхода из кабинета ученики наклеивают стикеры на «Дерево настроения» или «Поляну настроения», показывая свое настроение после урока.

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер - плохое
Оценивание.  На этом уроке оценивание формативное, на следующем уроке все получат оценки за работу в классе.
VIII. Домашнее задание: Подготовиться к уроку – конференции. Каждый участник групп готовит 3 вопроса -2 простых и 1 сложный, то есть над которым нужно размышлять или философский вопрос.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русской литературы по теме: "Поэма «Мцыри» ее эпиграф и сюжет".(8 класс)

Автор: Астраханцева Татьяна Александровна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 167692

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства