В данной разработке воспитатель и дети совершают экскурс в историю возникновения манер, проводится конкурс знатоков этикета, анализируются жизненные ситуации,и делаются выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Манеры поведения"»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Внеклассное мероприятие
"Манеры поведения"
(Для воспитанников 10 класса)
Воспитатель:
Магомедова Л.Н.
Место проведения: Гуковская школа –интернат №12
Время проведения: 11.10.2023 г. 16-30, каб. №10
Цель:
Повторение и закрепление правил культуры поведения.
Задачи:
-Обсудить с ребятами поведение в послеурочное время, в школьной столовой, между собой.
-Воспитывать уважительное отношение к труду других людей, культуре поведения в общественных местах.
Ход мероприятия
Вступительное слово.
- Сегодня мы с вами еще раз поговорим о культуре поведения в школе. Для этого мы будем идти по следующему маршруту:
1 «Об истории хороших манер».
2 « Конкурс знатоков этикета»
3«Хорошие манеры»
4 «Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?».
5" Учись смеяться над собой ”.
6. Когда соблюдение правил этикета спасло жизнь….
Прочитайте афоризм написанные на доске:
“Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто не воспитаны и грубы”.
1. «Путешествие в прошлое»
В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)
-. Вежа – ведать, знать.
-. Вежа – человек, знающий, как вести себя. И не знающий – невежа. Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске)
Права ли девочка?
Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело». Права ли девочка? Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.
2. Начнем конкурс знатоков этикета.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили?
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что…
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете…
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
Как ты думаешь, что считается дурными манерами? Да, это грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.
Какое же следующее правило вежливости? «Не доставляйте неудобств окружающим людям».
3. Хорошие манеры
Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)
1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.
2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.
3. У двери он пропустит старшего или девочку.
4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.
4. Зевать в обществе неприлично.
Воспитанный человек:
А) прикроет рот рукой;
Б) зевнёт широко раскрыв рот;
В) отвернётся в сторону и зевнёт.
5. С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует:
А) громко кашлять, не обращая внимания на окружающих;
Б) повернуть голову в сторону и прикрыть рот рукой;
В) приложить ко рту платок.
6. В былые времена любили чихать.
В настоящее время мы:
А) чихнём от души, «со вкусом»;
Б) отвернёмся;
В) по возможности подавим, поднеся к носу платок.
7. Икота – неприятное явление.
Если это всё же началось:
А) зажимая нос левой рукой, пьём воду маленькими глотками или вздыхаем глубоко;
Б) ''подпрыгиваем’’ от души;
В) запиваем лимонадом.
8. Воспитанный человек смеётся:
А) после каждой фразы;
Б) ни с того, ни с сего;
В) только по определённому поводу.
9. В отношении друзей мы нередко испытываем потребность отблагодарить за оказанную услугу. Но здесь:
А) никак не следует торопиться, судорожно искать подарок и срочно вручать;
Б) не лишним бывает сделать приятный мелкий подарок;
В) следует забыть обо всём.
10. Одалживание денег – услуга особого характера. Одалживая деньги:
А) сразу обговариваем срок их возврата (занимающий деньги сам называет срок);
Б) просто даём их и забываем;
В) записываем долг в записную книжку в присутствии человека.
Хорошо воспитанный человек везде и всегда будет корректен. Согласно нормам этикета, его манеры поведения будут одинаковыми всюду, как на работе или во время официальных мероприятий, так и в домашних условиях. Потому что манера поведения – это способность человека при любых обстоятельствах достойно держать себя, свою речь, походку, тон, мимику и жестикуляцию. Но манеры бывают как хорошими, так и плохими.
Вывод:
Хорошие манеры:
- скромность;
- внимательное обращение с окружающими;
- способность держать под контролем свои слова;
- обладание чувством такта.
Дурные манеры:
- бестактность;
- привычка громко говорить;
- недоброжелательность к окружающим проявляется открыто;
- намеренное желание оскорбить достоинство окружающих людей;
- пренебрежительное отношение к чужим интересам;
- сквернословие;
- грубость;
- беззастенчивое навязывание своих желаний и воли другим людям;
- неряшливость в одежде.
4. Учись смеяться над собой
В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Вспомни веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
Какое золотое правило внесем в нашу копилку? «Учись смеяться над собой
5..Какие жесты не приняты в обществе воспитанных людей?
Нельзя:
• хлопать собеседника по плечу;
• размахивать руками;
• теребить одежду, крутить пуговицы;
• чесать голову и теребить себя за ухо;
• барабанить пальцами по столу;
• трогать лицо руками;
• чихать, не прикрывшись рукой или платком;
• бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.
Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом. Он обязывает их обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным, выражая уважительное отношение к окружающим.
Зачем нужно соблюдать людям правила этикета?
Соблюдение и знание этикета позволяют представить общую картину о человеке, например, о том, насколько он внимательно относится к людям, где он вырос, каков стиль его общения, одним словом, по поведению человека можно определить уровень его воспитания.
Когда соблюдение правил этикета спасло жизнь….
4. Беседа по прочитанному «Сказка о вежливости кролика».
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Вывод:
Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.