«ПРОСТО Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ»
(Беседа, ситуативные задачи, творческая мастерская)
Цели: воспитывать уважение к старшим членам семьи; прививать культуру поведения в семье; вырабатывать навыки поведения в конкретных конфликтных ситуациях.
Предварительно учащимся дается задание принести фотографии, рассказывающие об их родственниках, историю их семьи. Эти фотографии прикрепляют на доске.
Оформление: выставка "Умей красиво подарить" с моделями упаковки подарков, поделками: сувенирами, поздравительными открытками-самоделками.
Ход мероприятия
Звучит песня "Просто я работаю волшебником" из репертуара М. Бернеса.
I. Введение в тему.
Учитель. Сапожник починяет вам ботинки,
А плотник - табуретку и крыльцо,
Но только у волшебника в починке
Светлеют ваше сердце и лицо.
Какая тонкая работа -
Счастливым сделать хоть кого-то,
Цветок удачи принести,
От одиночества спасти.
А самому потом тихонечко уйти...
Волшебник - это сказочная личность,
И сказочно он скромен, господа,
В нем сказочно отсутствует двуличность,
И выгод он не ищет никогда.
Язык чужой обиды и печали
Волшебник изучает с детских лет,
Его вселять надежду обучали -
И это основной его предмет.
В этом стихотворении Юнны Мориц речь как раз о том волшебнике, каким может стать каждый из нас. Главное - захотеть... и научить свое сердце быть чутким, а руки - умелыми и щедрыми. Ведь хорошо, когда ты - домашний волшебник и можешь помочь своим близким словом и делом.
Но каждому ли из нас живется в своем доме тепло и уютно? Как живете вы? Как живется вашим близким и знакомым людям?
(Дети рассказывают о своей семье, о взаимоотношениях в семье. Или же можно прочитать рассказ о взаимоотношениях родственников.)
Учитель. Вот какие мы разные! Ершистые, обидчивые, требовательные, придирчивые. А ведь раньше о доме, о семье не иначе как с доброй улыбкой говорили. Из этого далека дошли до нас сказки, пословицы да поговорки. Их много.
Давайте вспомним некоторые. Я начинаю, а вы заканчивайте.
- В гостях хорошо — .... (а дома лучше).
- Не красна изба углами - .... (красна пирогами).
- Хозяюшка в дому - .... (что оладышек в меду).
- Каково на дому - .... (таково и самому).
- Дом вести - .... (не бородой трясти).
- Не нужен клад - .... (когда в семье лад).
Нехитрая, кажется, наука, правда? А какая нужная! И как же она передается от дедушек-бабушек к молодым? Ну, конечно же, в больших семьях. В них друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели.
Вот о такой большой семье есть загадка.
Задам сейчас задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья?
(Ответ: шесть. Отгадавшего просят назвать, кто же входит в состав семьи. Оказывается, это брат и сестра, их родители и бабушка с дедушкой, родители папы. На это указывает, например, слово "невестка ", так называют родители папы его супругу, то есть маму этих детей.)
Учитель. А вы сможете назвать своих родственников? А вы кому кем являетесь? (Ответы детей.)
Учитель. Вот видите, у ребенка может еще не быть имени, но он уже чей-то сын или дочь, брат или сестра, внук или внучка, племянник или племянница. А иногда даже младенец может оказаться кому-то уже дядей или тетей.
А сейчас попробуйте ответить на вопросы:
- Есть ли у вас родственники, живущие в другом городе или поселке? Пишете ли вы им письма?
- Есть ли в вашем доме семейный альбом? Часто ли вы его смотрите? Можете ли вы назвать по именам всех людей, изображенных на фотографиях?
- Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, ваши дедушки и бабушки? Откуда ваш род?
- Случалось ли вам оказать помощь кому-то из своих близких, доставить им радость?
(Дети с учителем рассматривают фотографии, принесенные детьми, и отвечают на вопросы.)
Учитель. Стать добрым волшебником ну-ка попробуй,
Здесь хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово!
Сейчас вы в этом убедитесь. Ведь наша жизнь ежедневно подбрасывает нам задачки, и решать их приходится нам самим. Хотите их порешать?
Сначала мы выберем членов семьи: папу, маму, бабушку, дедушку, детей (брата и сестру или двух братьев).
II. Ситуативные задачи.
1. Телевизор в доме и сплачивает всех домашних, но часто и ссорит.
Как быть в такой ситуации, когда в субботний вечер одновременно идет бабушкин фильм, папин матч по хоккею, а младший братишка с нетерпением ждет продолжения мультфильма...
(Дети, подражая взрослым мимикой, жестами, манерами поведения, проигрывают эту ситуацию.)
Учитель. А какие же могут быть выходы из этой ситуации? Предложите свои варианты. (Ответы учащихся.)
А я предложила бы вот такие:
- провести домашнее собрание с голосованием;
- розыгрыш телевечера (кому повезет);
- учесть желание старших (бабушки, дедушки).
2. "У меня сестренки нет, у меня братишки нет...". А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живется: старшему или младшему?..
А как быть в такой ситуации: если в квартире два брата, старший и младший, а стекло разбил младший, и он виноват. Как быть? Кому отвечать?
Как достойно выйти из этой ситуации?
(Дети проигрывают данную ситуацию. Обсуждение начать лучше с «папы» .)
Выходы из ситуации:
- Не разбираться, кто прав, кто виноват. Виноваты оба. Лучше сразу перейти к делу: убрать битое стекло, посмотреть, не порезался ли малыш и оказать ему помощь, успокоить его, если он испугался. А затем папа предложил бы сыновьям посмотреть, как надо вынимать стекла, оставшиеся в раме. Потом все вместе могли бы отправиться в магазин, купили бы стекло и вставили его.
3. Маша с Колей живут с мамой и папой. Их мама работает и учится в вечернем институте. А папа работает на заводе, до которого приходится
долго добираться, так как он находится на другом конце города. Вечером все собираются дома, а ужин еще не готов. Мама с папой начинают ссориться.
Выходы из ситуации:
- Всем вместе помочь маме готовить ужин.
- Детям заранее подготовить продукты (почистить овощи, нарезать хлеб и т. д.) и, если это возможно, сварить ужин.
Учитель. Ну, что, убедились в том, что каждый из нас в силах стать добрым волшебником? Помните, что главное тут... захотеть.
И начать можно с самого простого. Приближается праздник и если вы хотите научиться устраивать своим близким приятные сюрпризы, превращать для своих друзей хмурый день в "солнечный", обратите внимание, как можно творить чудеса.
III. Творческая мастерская "волшебников".
Учитель. Каждый из нас любит праздники. Каждый из нас их ждет с нетерпением. А многие еще и с радостью готовятся к ним: выбирают или делают сами подарки для своих близких и друзей. Но выбрать подарок - это еще половина дела, надо еще и красиво подарить.
Есть несколько секретов этого искусства, с которыми я хочу поделиться с вами.
Обратите внимание на выставку, где представлены и поделки - сувениры, и модели оформления подарков, и варианты поздравительных открыток. Все они сделаны из обыкновенных материалов. Но если пригласить себе в помощницы фантазию, то коробку от молока можно превратить в сказочный дом или в Деда Мороза. В такие упаковки можно поместить самые разные подарки: испечь печенье и подарить его маме или бабушке; сюда поместятся и салфетка, и носовой платочек, и небольшой сувенир. А как приятно младшему брату или сестренке будет получить огромную конфету, полную сладостей.
Придумать подарок, оформить его - это искусство, которым нужно овладеть. Но у "волшебников" - умелые руки. Не правда ли? Поэтому сегодня мы сделаем поздравительную открытку "Раскладные цветы".
Раскладные цветы
Вам потребуются: плотная глянцевая бумага 18 х 40 см, цветы, вырезанные из журнала или красочной обертки, яркая оберточная бумага 4x8 см, луженая проволока, белая бумага, клеящий карандаш, ножницы, прозрачный скотч, карандаш, линейка, калька, фломастеры, скрепки.
- Вырежьте кусок плотной глянцевой бумаги 18 х 28 см. Это будет открытка. Короткие стороны сложите вместе и хорошо согните сгиб. Разложите снова.
- Отрежьте кусок такой же бумаги 8 х 10 см (часть А). Короткие стороны сложите вместе. На каждой из них отогните полоску 1 см и смажьте клеем.
- Переверните часть А и вклейте ее в середину раскладной открытки, выровняв сгибы. Когда клей высохнет, сложите открытку и прижмите сгибы.
- Из такой же бумаги вырежьте квадрат 6 х 6 см (часть В) и повторите с ним операцию 2. Разложив открытку, приклейте сгибы части В над частью А и части В над частью А и сожмите.
- Из красочной обертки вырежьте кусок 4 х 8 см и наклейте его на нижнюю половину части А. Наклейте раскладные цветы на открытку над частью В.
- Наклейте группу вырезанных цветов на листок белой бумаги, по ширине равный вашей открытке. Когда высохнет, вырежьте по контуру и наклейте на нижнюю половину части В.
- Подготовьте другую группу цветов на белой бумаге, чтобы приклеить сверху на нижнюю сторону детали А. Прежде чем клеить, расположите ее красиво.
- Нарисуйте бабочку. Вырежьте ее грубо. Прикрепите выкройку скрепками и сложенной белой бумаге. Совместите тельце со сложенным краем.
- Обрежьте выкройку по контуру вместе с обоими слоями белой бумаги. Фломастером нарисуйте узоры на крыльях.
- Прозрачным скотчем приклейте вдоль тельца короткий кусок луженой проволоки. Свободный конец проволоки приклейте скотчем под основание части В.
- Изогните проволоку так, чтобы бабочка висела над цветами и не помялась при складывании открытки. Наклейте цветы на лицевую сторону открытки.
IV. Подведение итогов.
Учитель. Какие красивые поделки получились у нас сегодня! И так должно быть. Ведь дарить надо такие подарки, которые сам себе подарил бы с удовольствием. Приятно, когда подарок сделан своими руками, с любовью и аккуратно. Только такой подарок принесет радость. Будьте волшебниками для своих близких и друзей.