Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГБ ПОУ ВО «Россошанский колледж мясной и молочной промышленности»
Технология группового обучения.
Эвристические задания, задачи и беседы
Преподаватель ВКК: Малахова М.И.
Россошь, 2018
Технология группового обучения. Эвристические задания, задачи и беседы
«В учениках живут «спящие» открытия». Не верите? Тогда предложите детям выполнить эвристическое задание. И Вы обязательно сумеете открыть Ваших учеников с новой стороны». А.В.Хуторской
Целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Но на каждом своем уроке учитель волен использовать такие методы и формы работы, такие типы заданий, которые позволяет ему не просто передать своим ученикам некоторую сумму знаний, прописанную в стандарте, а каждую минуту направить на рождение и раскрытие того чуда, той искры, что заложены в каждом человечке изначально. Решаются эти задачи с помощью эвристического обучения, истоки которого лежат еще в методах Сократа. Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристичекое задание. В руках творческого и неравнодушного учителя такие задания могут стать мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке.
Итак, эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).
Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак – опора на творческий потенциал обучающегося, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей. Следующий признак– наличие в задании актуальной проблемы, противоречия или потребности, касающейся обучающегося и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения обучающимся. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.
Оценка разрабатываемых заданий происходит по предложенным А.В.Хуторским шести критериям:
1. Зажигательность задания – степень побуждения обучающегося к выполнению задания через увлекательную форму задания, преамбулу и т.п.
2. Эвристичность задания – сила "творческой воронки", в которую задание погружает обучающегося. Нацеленность на создание им открытия, субъективно или объективно нового образовательного продукта.
3. Образовательная значимость – роль задания в обеспечении общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету.
4. Технологичность задания – заложенный в задании подход, алгоритм или инструментарий его выполнения. Обеспечение возможности выбора разных способов выполнения задания (открытость задания).
5. Человекосообразность задания – наличие личностно-значимого для обучающегося смыла в задании, предпосылки для личностной самореализации, проявления его индивидуальности, самобытности.
6. Практическая значимость задания – востребованность, актуальность его выполнения.
Таким образом, в структуре эвристического задания должны присутствовать три ключевых типа вопросов - «Что?», «Как?», «Почему?». Тип вопросов «Что?» определяет образовательные знаниевые объекты в рамках стандарта, а так же личностно-значимые элементы для обучающегося. Вопрос «Как?» позволяет обнаружить взаимосвязи между выявленными реальными объектами, наполнить их личностно-значимым для обучающегося смыслом. Третий, творческо-рефлексивный уровень задания, определяет постановку обучающимся самому себе личностно-значимого вопроса «Почему?».
Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже преподаватель. Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой обучающийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:
когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
оргдеятельностные ( способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).
В эвристическом задании играет определенную роль все: название; интрига задания, сюжет; доступность для учащихся того возраста, которым оно адресовано; технологичность, четкая формулировка, ориентирующая на создание собственного продукта. Для того, чтобы разработать открытое задание, или преобразовать в эвристическое задание стандартное задание учебника, преподавателю нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата обучающегося, который будет это задание выполнять.
Алгоритм создания эвристических заданий:
1. Название задания (яркое, образное, интригующее)
2.Фундаментальные образовательные объекты
(тема, раздел, модуль)
3.Виды деятельности (по А.В.Хуторскому):
а. когнитивные
б. креативные
в. оргдеятельностные
4. Образовательный продукт
(таблица, рассказ, схема, ребус, кроссворд, рисунок, сочинение, ответ на вопрос, и т.д.)
5.Методы выполнения задания
а. прочитай
б. заполни таблицу
в. нарисуй
г. составь
д. придумай
6.Текст задания
7.Критерии оценивания
Элементы технологии преобразования традиционных заданий в эвристические:
1.Начать с цели задания, ориентировав его на создание реального образовательного продукта.
2.В случае необходимости, переопределить образовательные объекты, на основе которых будет строиться задание, отдать предпочтение реальным объектам, а не их образам.
3. Определить методы деятельности, с помощью которых может быть достигнута цель задания.
4. Добавить в задание интригу, сюжет…
Классификация методов решения эвристических задач:
Метод «вживания».
Сущность метода: с помощью чувственно-образных и мыслительных представлений человек пытается «переселиться» в изучаемый объект, как бы почувствовать и познать его изнутри.
Метод смыслового видения.
Сущность метода: концентрация внимания на изучаемом объекте позволяет понять (увидеть) его причину, заключённую в нём идею, внутреннюю сущность. Для его применения необходимо создание определённого настроя. Могут задаваться вспомогательные вопросы: «Какова причина этого объекта, его происхождение?», «Как устроен объект, что происходит у него внутри?», «Почему он такой, а не другой?», «Почему это происходит?».
Метод придумывания.
Сущность метода: создание нового, неизвестного ранее продукта, в результате определённых умственных действий. Используются такие приёмы, как замещение качеств одного объекта качествами другого; поиск свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, изменённого.
Метод «Если бы…..»
Сущность метода: составляется описание или рисуется картина о том, что произойдёт, если в мире что-то изменится, если с объектом произойдут изменения. Подобный метод не только развивает способность воображения, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, его фундаментальные физические основы.
Метод гиперболизации.
Сущность метода: мысленно увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества. Новые свойства объекта приводят иногда к необычным идеям и решениям задачи.
«Мозговой штурм» (метод Осборна) и метод синектики (метод Гордона).
Эти методы похожи по организации и базируются на одних и тех же принципах. Но есть некоторые смысловые различия.
Сущность метода «мозговой штурм»: коллективный сбор как можно большего числа идей, в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринуждённой обстановке. Работа происходит в нескольких группах по схеме: выдвижение гипотез, проверка гипотез и их критическое оценивание, представление группой наиболее оптимального способа решения. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты.
Сущность метода синектики: метод основан на использовании различного вида аналогий (словесной, образной, личной), инверсии, ассоциации. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются аналогии, используются аналогии для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, затем возвращаются к проблеме.
Применяя те или иные методы, преподаватель должен учитывать, что каждый обучающийся может и, наверное, должен получить своё собственное решение творческой задачи. И это «добытое» знание можно преобразить и обогатить, но ни в коем случае не отвергать. Такой подход и будет эвристическим, от греческого слова «эвристика», что означает «нахожу».
На первоначальном этапе введения эвристических заданий в занятие необходимо планировать время на анализ самого задания, обсуждение его выполнения. Беседа может строиться по следующим примерным вопросам:
Какое впечатление вызвало у Вас прочитанное задание?
Что нового или интересного вы узнали, какие факты или какая информация в задании вас удивила, поразила, стала открытием?
Как вы понимаете заголовок задания? Зачем нужно название задания?
Что именно нужно сделать в этом задании? Найдите глаголы, показывающие перечень действий, которые нужно совершить при выполнении задания.
Что нужно сделать в задании устно, а что письменно? Зачем нужно размышлять над вопросами, не требующими письменного ответа?
Что должно стать результатом по итогам выполнения задания?
Каким образом предлагается выполнить задание?
В каком виде нужно представить ответ на задание?
Какие варианты решения задания вы видите?
Примерные эвристические задания по химии и биологии
Задание 1
Тема урока: «Вода. Растворы»
Название задания: «Эта удивительное вещество»
Текст задания: Самое-самое обычное в нашем представлении вещество, это – … Разгадайте ребус:
Вода... Её можно назвать как угодно – от романтического «источник жизни» до сухого и научного «H2O»…Многим вода кажется самой простой субстанцией, которую только можно себе представить. Однако, в действительности вода является крайне таинственным веществом. Ведь она скрывает много загадочного, и многие её свойства не изучены до сих пор. Придумайте и проведите исследование свойств водопроводной воды доступными вам методами. Результаты исследования оформите в виде небольшого отчета по плану:
Цель исследования;
Гипотеза;
Оборудование, реактивы;
Какие опыты проводил;
Результаты исследования;
Выводы.
Задание 2
Тема урока: «Решение расчетных задач на нахождение молекулярной формулы вещества»
Название задания: «Загадка Клеопатры»
Текст задания:
Римский историк Кай Плиний Старший (23 – 79 гг.н.э.) пересказал легенду о жемчужинах Клеопатры. Египетская царица устроила пир в честь римского полководца Марка Антония. А надо сказать, что среди сокровищ сказочно богатой Клеопатры больше всего славились серьги с огромными грушевидными жемчужинами, массу которых историки оценивали в 40,2г. Желая поразить римского гостя, Клеопатра растворила одну из жемчужин в кубке с вином и выпила это вино за здоровье Антония.
В течение 5минут обсудите в группе достоверность предлагаемой легенды с точки зрения химического процесса растворения. Выскажите мнение от группы. Предложите название жидкости, которая могла бы содержаться в кубке, чтобы растворить жемчужину. Составьте молекулярную формулу основного вещества, составляющего жемчуг и перламутр на основе данных о массовых долях элементов в веществе: 40% кальция, 12% углерода, 48% кислорода.
Дополнительные сведения:
Жемчуг – это округлые, с перламутровым отливом образования из минерала арагонита. Основное вещество в его составе – карбонат кальция. Жемчуг может образовываться в раковинах моллюсков, которые выделяют перламутр. По составу жемчуг и перламутр одинаковы. Растворимость жемчуга в вине такая же, как в воде.
Примечание: Это задание можно также использовать:
- при изучении темы: «Карбоновые кислоты»;
- на уроках решения задач на вывод молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов;
- на уроках истории.
Задание 3
Тема урока: «Основные классы неорганических соединений»
Название задания: «Сказка о семейке мышей, в которой мама хорошо знала химию»
Текст задания:
В кабинете химии, в вытяжном шкафу жили-были мышки – серые хвостышки. Химусь, Химуль, Химяка- большие забияки, и Химора – малышка, любознательная мышка. И сказал Химяка как-то: «Жарко здесь, хочу я пить! У кого б воды спросить!» «Я бы выпил хоть немного газировки без сиропа, пузырьков я не боюсь» – храбро заявил Химусь. «Ну а я хочу с сиропом, чтобы в нём чуть-чуть, немного, сделать трубочкой буль-буль» – вслед за ним сказал Химуль. «Братцы, мне нужна корова, молочка хочу парного!» – пропищала тут Химора. И сказала мама-мыша: «Ну-ка, детки, сядьте тише! Вы, мышата, пить хотите, так внимательно смотрите. В колбе сказочная жидкость! Вот – вода (наливает сказочную жидкость в первый стаканчик)! Вот – газировка (наливает сказочную жидкость во второй стаканчик)! Вот – просил Химуль с сиропом (наливает сказочную жидкость в третий стаканчик)! Вот – парное молоко (наливает сказочную жидкость в четвёртый стаканчик)! Получилось очень ловко! А секрет узнать легко: я ведь химию учу, что хочу, то получу!»
Но, вы же помните, друзья, в этом строгом кабинете есть серьёзные запреты: здесь ни есть, ни пить нельзя!
|
Рис. Знак техники безопасности: «Нельзя пробовать на вкус!» Задание: Проведите описанные опыты. Ответьте на следующие вопросы: Как называется «сказочная жидкость»? Какое вещество может находиться в первом стакане? Какое вещество может находиться во втором стакане? Какие вещества могут находиться в третьем стакане? Какое вещество может находиться в четвертом стакане? Запишите уравнения химических реакций, лежащих в основе проведенных опытов. |
Примечание: Разгадка «сказочного» секрета: в 1-м стакане – ½ чайной ложки воды, во 2-м – ½ чайной ложки карбоната или гидрокарбоната натрия, в 3-м – ½ чайной ложки карбоната или гидрокарбоната натрия с крупинками индикатора метилового оранжевого, в 4-м – ½ чайной ложки раствора нитрата или хлорида бария, в колбе – разбавленный раствор серной кислоты.
Задание 4.
Тема урока: «Индикаторы метода нейтрализации»
Название задания: «Танграм-указатель»
Текст задания:
«Индикатор» означает с латинского языка «указатель». В химических экспериментах индикатор «указывает» «погоду» - среду в растворе. Как? Изменяет свой цвет. И, в этом смысле, он - идеальный «указатель». Хотите запомнить его «указания», выучите считалочку об универсальном индикаторе: «Красный рак сидит в реке – Индикатор в кислоте! Посинел от злости рак – выпил щёлочь натощак! А в воде купался рак – цвет не изменил никак!»
Задание: Сложите из 7 геометрических фигур танграма КВАДРАТ. При правильном сложении вы получите картинку «Универсальный индикатор-указатель».
|
Рис. Ключ к «Танграм-указателю» |
Сборка танграма сопровождается озвучиванием легенды об изобретении этой головоломки.
Легенда о танграме. Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос не по летам здоровым и сообразительным. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал терпеливым, как истинный философ, и понял, что зачастую сложные явления и вещи состоят из простых. И три мудреца придумали игру «ши чао бан» («семь дощечек мастерства»), которую позднее в другой части света назвали танграм.
Ответьте на следующие вопросы:
Какие вещества называются индикаторами?
Какие индикаторы вы знаете?
Какую окраску имеет универсальный индикатор в сильнокислой среде?
Какую окраску имеет универсальный индикатор в сильнощелочной среде?
Какую окраску имеет универсальный индикатор в нейтральной среде?
В трех стаканах налиты: вода, лимонад и раствор пищевой соды. Определите, в каком стакане находится каждая из перечисленных жидкостей.
Помните, что в кабинете химии ни есть, ни пить нельзя!
Комментарий: В конструкции головоломки реализована оригинальная изобретательская идея, разгадка которой (решение головоломки) пробуждает интеллектуальную активность и творческую мысль обучащиюхся с целью создания представляемого образа (метод вживания). Задание 5. |
Тема урока: «Карбоновые кислоты»
Название задания: «Муравьиная история»
Текст задания:
Вас покусали муравьи, когда вы собирали землянику в лесу. Когда муравей кусает, он вспрыскивает в ранку капли жидкости, содержащей изрядное количество муравьиной кислоты. Ядовитая железа, например, рыжего муравья содержит до 70% муравьиной кислоты. Кислоты – это едкие вещества. Муравьиная кислота относится к кислотам средней силы, а из одноосновных предельных кислот является самой сильной. Она вызывает сильные ожоги на коже, разъедает живые ткани, поэтому место укусов чешется и болит.
Для кислот характерна основная реакция – нейтрализации. Действие кислоты можно нейтрализовать раствором вещества, образующего слабую щелочную среду. Напишите название вещества из домашней аптечки, которое вы можете использовать, чтобы уменьшить зуд и боль. Составьте уравнение реакции.
Задание 6.
Тема урока: «Углеводы»
Название задания: «Для любителей солененького»
Текст задания:
На дачном участке вы собрали хороший урожай овощей. Делая заготовки на зиму, вы решили засолить огурцы. Для этого вам нужно приготовить раствор для засолки. Для засолки огурцов используют раствор хлорида натрия (пищевой или поваренной соли) с массовой долей 7%. Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов и плесневелого грибка и тем самым стимулирует развитие других бактерий: Leuconostoc mesenteroides и Lactobacillu plantarum. Эти бактерии утилизируют глюкозу и продуцируют молочную кислоту, которая придает огурцам своеобразный, острый привкус.
Молочная кислота при концентрации 1-2% прекращает и молочно-кислое брожение. Тем самым она выступает прекрасным консервантом, сохраняя нам овощи в зимнее время.
Рассчитайте массу соли и объем воды, для приготовления 5л 7% раствора поваренной соли, если его плотность равна 1048 г/л. Напишите название органического вещества, обуславливающего консервирующее действие. Составьте уравнение реакции молочнокислого брожения.
Примечание: Данное задание можно использовать на уроках:
- математики (нахождение части от целого числа);
- на уроках биологии (тема: «Органические вещества клетки»).
Задача много вариативна, так как можно изменить объем раствора, предложить рассчитать количество ложек поваренной соли, которое потребуется для приготовления раствора с заданной массовой долей вещества.
Задание 7.
Тема урока: «Влияние антропогенных факторов на окружающую среду »
Название задания: «Микроклимат в городе и химический завод»
Текст задания: В городе Россошь в 1978 году был построен химический завод по производству минеральных азотных удобрений. Разработайте предложения по охране природы города и здоровья его жителей.
Итак, открытые эвристические задания на занятии решают образовательные задачи, которые ставит перед преподавателем официальная система образования, однако выводят обучающихся далеко за рамки требований этой системы.
Таким образом обучающийся сконструировал свое новое знание, а не получил его из готового источника;
он основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;
он реально ощутил, что знания, которые дает ему учебное заведение, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;
он высказал свое мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость;
произошло личное приращение ребенка, его знаний, чувств, способностей, опыта.
Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути к решению проблемы и большинство которых требует от учащихся не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого поиска.
При эвристической беседе преподаватель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия, создает конфликтные ситуации, сам строит шаги этой беседы, а обучающиеся самостоятельно ищут решения в каждом звене проблемы.
Очень важный момент при ведении эвристической беседы - осуществление перехода от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного обучающегося.
Предлагаю фрагмент эвристической беседы по дисциплине «Биология» при изучении темы: «Борьба за существование».
Постановка проблемы.
В природе рождается гораздо больше особей, чем может выжить. Например, одуванчик дает 100 семян. Из них на следующий год могло бы вырасти 100 растений, каждое из которых дало бы по 100 семян, следовательно, при беспрепятственном размножении число потомков одного одуванчика заняло бы площадь в 15 раз больше всей суши Земли через 30 лет. Но такого числа потомков никогда не бывает. Как вы это объясните?
Решение проблемы.
Обучающийся: Вероятно, велика гибель организмов.
Преподаватель: Верно. С чем это связано?
Обучающийся: Растениям не хватает территории, воды и минеральных веществ.
Преподаватель: Это одна из причин - недостаток ресурсов. Какие еще причины можете назвать?
Обучающийся: Растения поедают животные. Их вытесняют другие, более «сильные» растения.
Преподаватель: Верно. Вторая причина - отношения с другими видами. Еще есть причины?
Обучающийся: Может, из-за резкого изменения климата?
Преподаватель: Таким образом, третья причина - влияние неблагоприятных условий среды. Подведите итог вышесказанному и дайте название процессу, постоянно происходящему в природе, в результате которого большая часть потомства может погибнуть?
Обучающийся: Борьба за существование.
Преподаватель: Что же приводит к ее возникновению?
Обучающийся: К возникновению борьбы за существование приводят отношения особей внутри вида, между разными видами и неблагоприятными условиями среды.
Преподаватель: Ч. Дарвин пришел к тем же выводам, на их основе выделил три формы борьбы за существование. Можете ли вы предположить, как он их назвал?
Обучающийся: Внутривидовая, межвидовая и с неблагоприятными условиями среды.
Преподаватель: Верно. Какую из этих форм борьбы за существование Дарвин называл самой острой и почему?
Обучающиеся высказывают предположения, а затем приходят к выводу, что самая острая внутривидовая борьба, так как особи одного вида используют одинаковые ресурсы и приспособлены к одинаковым условиям среды.
При изучении углеводов, когда рассматривается вопрос о строении и свойствах глюкозы, провожу эвристическую беседу с выдвижением гипотез и проверкой их демонстрационным и лабораторным экспериментами. Перед обучающимися ставится задача – установление и доказательство состава и химического строения глюкозы (С6Н12О6). Для решения этого вопроса им необходимо вспомнить кислородсодержащие функциональных групп и экспериментальным путём установить, какие функциональные группы и в каком количестве имеются в молекуле данного вещества.
Результаты эксперимента и выводы:
Ярко синее окрашивание, которое даёт раствор глюкозы в реакции со свежеосаждённым гидроксидом меди (II), является доказательством того, что в молекуле имеется несколько гидроксильных групп. Реакция «серебряного зеркала», которую даёт раствор глюкозы, свидетельствует о наличии в молекуле альдегидной группы. После чего, делается вывод, что глюкоза является бифункциональным соединением – альдегидоспиртом. Обучающиеся легко составляют структурную формулу, исходя ещё и из того, что известно существование пяти-уксусного эфира глюкозы и атомы углерода в ней образуют неразветвлённую цепь:
Таким образом, подобные проблемные ситуации могут быть созданы в каждой учебной теме при изучении всех наиболее важных вопросов органической и неорганической химии. Они связаны с основными проблемами самой науки – зависимостью свойств веществ от строения и обусловленностью этим их практического применения.
Подобные проблемные ситуации могут быть созданы в каждой учебной теме при изучении всех наиболее важных вопросов биологии и химии.
Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть обучающиеся способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать и преобразовывать их.
Вы хотите, чтобы Ваши ученики на занятиях делали свои собственные открытия? Вы мечтаете о том, чтобы открыть в каждом ребенке новые грани его таланта? Тогда Вам стоит применять методы эвристического обучения. Овладев педагогическим инструментарием эвристического обучения, Вы сможете на качественно новом уровне решать задачи развития у обучающихся познавательных интересов к изучению учебного предмета, раскрытия их творческой индивидуальности. Вполне вероятно, что среди Ваших учеников будущие Менделеевы, Эйнштейны и Ньютоны! Помогите им раскрыться и реализовать свой творческий потенциал на Ваших уроках!
А преподаватель всегда должен помнить слова Луи де Бройля: «Знания- это дети удивления и любопытства»!