Проект урока по истории России для 9-го класса
Тема урока: «Гражданская война в России»
Тип урока: комбинированный
Цели урока: 1) образовательная – формирование и систематизация знаний об особенностях, ходе и результатах гражданской войны в России
2) развивающая – развитие навыков решения проблемных задач
3) воспитательная – воспитание уважения к истории своего Отечества
Формы организации урока: самостоятельная работа, практическая работа эвристическая беседа,
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая
Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, графический
Средства обучения: карта «Гражданская война в России», компьютер и мультимедийный проектор, учебник Данилов А.А. История России XX – начало XXI века
Технологическая карта урока истории России по теме «Гражданская война»
Этапы урока | Цели, задачи, методы | Содержание этапа |
1. Организационный | Стимулирование деятельности учащихся | Организация внимания и внутренней готовности учеников |
2. Актуализация темы | Организация и направление к цели деятельности учеников | Актуализация ранее полученных знаний и умений |
3. Изучение нового материала | Формирование основных знаний и умений по теме | Постановка проблемного вопроса и организация поисковой работы |
этап 1 | Лекционный материал | Причины и периодизация гражданской войны |
этап 2 | Постановка проблемного вопроса | Кто одержал победу в гражданской войне и почему? |
этап 3 | Работа со схемой | Анализ сил противоборствующих сторон |
этап 4 | Работа по группам | Графическое изображение хода гражданской войны на карточки |
этап 5 | Анализ таблицы | Учащиеся делают вывод о преимуществе «красных» |
4. Заключительный этап | Усвоение умений пользоваться знаниями | Решение проблемного вопроса, рефлексивно-оценочный момент |
Конспект урока по истории России
по теме: «Гражданская война в России».
Класс: 9
Количество часов: 2
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная – сформировать и систематизировать знания об особенностях, о ходе, о результатах гражданской войны в России.
Развивающая – развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера; формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника.
Воспитательная – воспитывать уважение к истории своего Отечества.
Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, графический
Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа,
практическая работа.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.
Средства обучения: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; компьютер и мультимедийный проектор, карта «Гражданская война в России», маркеры и карточки, схема «Противоборствующие лагеря».
Литература:
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006.
Т.В. Селевко Современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 1998.
Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988.
А.И. Деникин Очерки русской смуты.- М., «Мысль», 1991.
Н.Е. Какурин Как сражалась революция.- М., «Политическая литература», 1990.
План урока
Организационный момент
Актуализация темы
Изучение новой темы
Лекционный материал
Постановка проблемного вопроса
Работа со схемой
Работа по группам с материалами учебника
Анализ деятельности противоборствующих сторон
IV. Заключительный этап
Закрепление темы путем решения проблемного вопроса
Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке ребята будут работать самостоятельно, с учебником, по группам.
Актуализация темы.
Беседа по вопросам:
Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году? (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).
Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики.
(Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества).
3. Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?
(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)
4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?
(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).
Изучение новой темы.
Лекционный материал.
Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны. Короче: гражданская война – это вооруженная борьба за власть в стране между двумя частями народа.
Особенности гражданской войны:
А) нет точной даты начала и завершения войны;
Б) нет четких линий фронта;
В) жесткие формы борьбы, террор;
Г) использование цветов для обозначения противоборствующих сил.
Особенность гражданской войны в России: переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.
Периодизация гражданской войны в России. (Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение).
май – ноябрь 1918 год;
ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;
март 1919 г. – весна 1920 г.;
весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.
Постановка проблемного вопроса.
К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?
Работа со схемой.
С помощью компьютера и проектора на экран выводится таблица, которая позволяет увидеть социальный состав противоборствующих сторон и сравнить военные силы.
Противоборствующие лагеря
Вопросы | «Белые» | «Красные» | «Зеленые» |
Время создания | Конец 1917 г. | Январь 1918 г. | |
Личности | Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель | Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров | Махно |
Вооруженные силы | Добровольческая армия | Красная армия | «Революционная повстанческая армия Украины» |
Социальная основа | Офицеры, юнкера, казаки, буржуазия, интеллигенция | Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои | Крестьяне, дезертиры из Красной и Белой армий |
Политическая основа | Кадеты, правые эсеры, монархисты, меньшевики | Большевики | Националисты, анархисты |
Учащиеся делают вывод: На стороне «белых» было военное преимущество, так как их поддерживало большинство кадровых офицеров царской армии, но зато «красные» пользовались поддержкой большей части населения, прежде всего крестьянства.
4. Работа по группам с материалом учебника.
Ребята получают карточки, куда они должны нанести карту-схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам.
Каждая группа работает с определенным этапом. Маркерами учащиеся наносят на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направления движения воюющих сторон, имена командующих армий по этапам. Красным – все, что связано с Красной Армией, синим – с Белой армией, черным – с интервентами. Работа идет по параграфам 14 «Начало гражданской войны» и 15 «На фронтах Гражданской войны»
1 группа – 1этап (Начальный этап войны)
2 группа – 2 этап (Боевые действия в конце 1918 – начале 1919 года)
3 группа – 3 этап (Решающие сражения гражданской войны)
4 группа – 4 этап (Завершение гражданской войны и интервенции)
После выполнения работы каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам. Здесь же, заслушиваются сообщения учащихся о командующих Белой и Красной армий. ( См. приложение)
Командующие Белой армией: А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель.
Командующие Красной армией: М.В. Фрунзе, М.М. Тухачевский, И.И. Вацетис, А.И. Егоров, С.С. Каменев.
.
5. Анализ деятельности противоборствующих сторон.
Данная таблица выводится на экран с помощью компьютера. Она позволяет проследить, каковы итоги деятельности воюющих сторон. Причем, значения различных видов деятельности, определяются самими учащимися в ходе беседы и работы с учебником.
«Красные» | «Белые» |
Деятельность | Значение | Деятельность | Значение |
Январь 1918 г. – декрет об организации РККА и КФ, июнь 1918 г. – мобилизация военных специалистов | Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов | Создание Добровольческой армии на юге | Не было сплоченности и единства действий |
Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны | Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь» | Поддержка со стороны интервентов | Подрывало авторитет Белого движения |
Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор» | Парализация, запугивание политических противников | «Белый террор» | Запугивание противников, народных масс |
Массовая пропаганда среди населения | Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества | Идеология непредрешенчества лозунг «единой и неделимой России» | Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы |
Политика «военного коммунизма» | Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства | Отмена «Декрета о земле» | Отталкивание крестьянства от «белого движения» |
IV. Заключительный этап урока.
На заключительном этапе урока происходит закрепление темы путем решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Предлагается проанализировать следующие высказывания по данной проблеме:
А) «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И. Солоневич).
Б) «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят «белых», а хотят «красных», то бесцельно помогать «белым»» (английский генерал Нокс, помощник Колчака).
Учащиеся высказывают свое мнение.
В итоге, делается вывод о том, что победу в гражданской войне одержали «красные» (большевики). Это произошло благодаря поддержке большей части населения, прежде всего крестьянства, а также из-за разобщенности и отсутствия цельности «белого» движения. Уместно будет привести слова генерала Деникина: «Белое движение начинали почти святые, а закончили почти бандиты».
В заключение, учитель обращается к ребятам с вопросом: «Решили ли мы поставленную в начале урока проблему?» Обобщает высказывания ребят, дает оценку работе класса и отдельных учащихся, благодарит за плодотворную работу, задает домашнее задание: письменно выполнить задания №1 и №2 из учебника на странице 128. Выполнение задания №2, об уроках Гражданской войны, не обязательно для учащихся из второй группы (имеющих задержку в развитии).