kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по истории России для 9-го класса Тема урока: «Гражданская война в России» Тип урока: комбинированный Цели урока: 1) образовательная – формирование и систематизация знаний об особенностях, ходе и результатах гражданской войны в России 2) развивающая – развитие навыков решения проблемных задач 3) воспитательная – воспитание уважения к истории своего Отечества Формы организации урока: самостоятельная работа, практическая работа эвристическая беседа, Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, графический Средства обучения: карта «Гражданская война в России», компьютер и мультимедийный проектор, учебник Данилов А.А. История России XX – начало XXI века Технологическая карта урока истории России по теме «Гражданская война» Этапы урока Цели, задачи, методы Содержание этапа 1. Организационный Стимулирование деятельности учащихся Организация внимания и внутренней готовности учеников 2. Актуализация темы Организация и направление к цели деятельности учеников Актуализация ранее полученных знаний и умений 3. Изучение нового материала Формирование основных знаний и умений по теме Постановка проблемного вопроса и организация поисковой работы этап 1 Лекционный материал Причины и периодизация гражданской войны этап 2 Постановка проблемного вопроса Кто одержал победу в гражданской войне и почему? этап 3 Работа со схемой Анализ сил противоборствующих сторон этап 4 Работа по группам Графическое изображение хода гражданской войны на карточки этап 5 Анализ таблицы Учащиеся делают вывод о преимуществе «красных» 4. Заключительный этап Усвоение умений пользоваться знаниями Решение проблемного вопроса, рефлексивно-оценочный момент Конспект урока по истории России по теме: «Гражданская война в России». Класс: 9 Количество часов: 2 Тип урока: комбинированный. Цели урока: 1) Образовательная – сформировать и систематизировать знания об особенностях, о ходе, о результатах гражданской войны в России. 2) Развивающая – развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера; формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника. 3) Воспитательная – воспитывать уважение к истории своего Отечества. Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, графический Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, практическая работа. Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая. Средства обучения: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; компьютер и мультимедийный проектор, карта «Гражданская война в России», маркеры и карточки, схема «Противоборствующие лагеря». Литература: 1) С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006. 2) Т.В. Селевко Современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 1998. 3) Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988. 4) А.И. Деникин Очерки русской смуты.- М., «Мысль», 1991. 5) Н.Е. Какурин Как сражалась революция.- М., «Политическая литература», 1990. План урока I. Организационный момент II. Актуализация темы III. Изучение новой темы 1) Лекционный материал 2) Постановка проблемного вопроса 3) Работа со схемой 4) Работа по группам с материалами учебника 5) Анализ деятельности противоборствующих сторон IV. Заключительный этап 1) Закрепление темы путем решения проблемного вопроса 2) Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание. Ход урока Организационный момент. Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке ребята будут работать самостоятельно, с учебником, по группам. Актуализация темы. Беседа по вопросам: 1. Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году? (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата). 2. Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики. (Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества). 3. Какие слои населения были недовольны политикой большевиков? (Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство) 4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году? (Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией). I. Изучение новой темы. 1. Лекционный материал. Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны. Короче: гражданская война – это вооруженная борьба за власть в стране между двумя частями народа. Особенности гражданской войны: А) нет точной даты начала и завершения войны; Б) нет четких линий фронта; В) жесткие формы борьбы, террор; Г) использование цветов для обозначения противоборствующих сил. Особенность гражданской войны в России: переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией. Периодизация гражданской войны в России. (Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение). I. май – ноябрь 1918 год; II. ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.; III. март 1919 г. – весна 1920 г.; IV. весна 1920 г. – ноябрь 1920 г. 2. Постановка проблемного вопроса. К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему? 3. Работа со схемой. С помощью компьютера и проектора на экран выводится таблица, которая позволяет увидеть социальный состав противоборствующих сторон и сравнить военные силы. Противоборствующие лагеря Вопросы «Белые» «Красные» «Зеленые» Время создания Конец 1917 г. Январь 1918 г. Личности Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров Махно Вооруженные силы Добровольческая армия Красная армия «Революционная повстанческая армия Украины» Социальная основа Офицеры, юнкера, казаки, буржуазия, интеллигенция Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои Крестьяне, дезертиры из Красной и Белой армий Политическая основа Кадеты, правые эсеры, монархисты, меньшевики Большевики Националисты, анархисты Учащиеся делают вывод: На стороне «белых» было военное преимущество, так как их поддерживало большинство кадровых офицеров царской армии, но зато «красные» пользовались поддержкой большей части населения, прежде всего крестьянства. 4. Работа по группам с материалом учебника. Ребята получают карточки, куда они должны нанести карту-схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам. Каждая группа работает с определенным этапом. Маркерами учащиеся наносят на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направления движения воюющих сторон, имена командующих армий по этапам. Красным – все, что связано с Красной Армией, синим – с Белой армией, черным – с интервентами. Работа идет по параграфам 14 «Начало гражданской войны» и 15 «На фронтах Гражданской войны» 1 группа – 1этап (Начальный этап войны) 2 группа – 2 этап (Боевые действия в конце 1918 – начале 1919 года) 3 группа – 3 этап (Решающие сражения гражданской войны) 4 группа – 4 этап (Завершение гражданской войны и интервенции) После выполнения работы каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам. Здесь же, заслушиваются сообщения учащихся о командующих Белой и Красной армий. ( См. приложение) Командующие Белой армией: А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель. Командующие Красной армией: М.В. Фрунзе, М.М. Тухачевский, И.И. Вацетис, А.И. Егоров, С.С. Каменев. . 5. Анализ деятельности противоборствующих сторон. Данная таблица выводится на экран с помощью компьютера. Она позволяет проследить, каковы итоги деятельности воюющих сторон. Причем, значения различных видов деятельности, определяются самими учащимися в ходе беседы и работы с учебником. «Красные» «Белые» Деятельность Значение Деятельность Значение Январь 1918 г. – декрет об организации РККА и КФ, июнь 1918 г. – мобилизация военных специалистов Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов Создание Добровольческой армии на юге Не было сплоченности и единства действий Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь» Поддержка со стороны интервентов Подрывало авторитет Белого движения Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор» Парализация, запугивание политических противников «Белый террор» Запугивание противников, народных масс Массовая пропаганда среди населения Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества Идеология непредрешенчества лозунг «единой и неделимой России» Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы Политика «военного коммунизма» Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства Отмена «Декрета о земле» Отталкивание крестьянства от «белого движения» IV. Заключительный этап урока. На заключительном этапе урока происходит закрепление
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по истории России для 9»

Проект урока по истории России для 9-го класса

Тема урока: «Гражданская война в России»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1) образовательная – формирование и систематизация знаний об особенностях, ходе и результатах гражданской войны в России

2) развивающая – развитие навыков решения проблемных задач

3) воспитательная – воспитание уважения к истории своего Отечества

Формы организации урока: самостоятельная работа, практическая работа эвристическая беседа,

Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая

Методы обучения: эвристический, проблемно-поисковый, графический

Средства обучения: карта «Гражданская война в России», компьютер и мультимедийный проектор, учебник Данилов А.А. История России XX – начало XXI века

Технологическая карта урока истории России по теме «Гражданская война»

Этапы урока

Цели, задачи, методы

Содержание этапа

1. Организационный

Стимулирование деятельности учащихся

Организация внимания и

внутренней готовности

учеников

2. Актуализация темы

Организация и направление к цели деятельности учеников

Актуализация ранее

полученных знаний и

умений

3. Изучение нового материала

Формирование основных знаний и умений по теме

Постановка проблемного

вопроса и организация

поисковой работы

этап 1

Лекционный материал

Причины и периодизация

гражданской войны

этап 2

Постановка проблемного вопроса

Кто одержал победу

в гражданской войне

и почему?

этап 3

Работа со схемой

Анализ сил

противоборствующих

сторон

этап 4

Работа по группам

Графическое изображение

хода гражданской войны

на карточки

этап 5

Анализ таблицы

Учащиеся делают вывод о преимуществе «красных»

4. Заключительный этап

Усвоение умений пользоваться знаниями

Решение проблемного

вопроса,

рефлексивно-оценочный

момент



Конспект урока по истории России

по теме: «Гражданская война в России».



Класс: 9



Количество часов: 2



Тип урока: комбинированный.



Цели урока:

  1. Образовательная – сформировать и систематизировать знания об особенностях, о ходе, о результатах гражданской войны в России.

  2. Развивающая – развивать навыки решения проблемных задач исследовательского характера; формировать умение самостоятельно работать с текстом учебника.

  3. Воспитательная – воспитывать уважение к истории своего Отечества.



Методы обучения: эвристический, исследовательский, проблемно-поисковый, графический



Формы организации урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа,

практическая работа.



Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая.



Средства обучения: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX-начало XXI века; компьютер и мультимедийный проектор, карта «Гражданская война в России», маркеры и карточки, схема «Противоборствующие лагеря».



Литература:

  1. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений.- Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2006.

  2. Т.В. Селевко Современные образовательные технологии.- М., Народное образование, 1998.

  3. Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988.

  4. А.И. Деникин Очерки русской смуты.- М., «Мысль», 1991.

  5. Н.Е. Какурин Как сражалась революция.- М., «Политическая литература», 1990.

План урока



  1. Организационный момент

  2. Актуализация темы

  3. Изучение новой темы

  1. Лекционный материал

  2. Постановка проблемного вопроса

  3. Работа со схемой

  4. Работа по группам с материалами учебника

  5. Анализ деятельности противоборствующих сторон

IV. Заключительный этап

  1. Закрепление темы путем решения проблемного вопроса

  2. Рефлексивно-оценочный момент. Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель называет тему, которой будет посвящен урок, называет цели урока, говорит о том, что на уроке ребята будут работать самостоятельно, с учебником, по группам.

Актуализация темы.

Беседа по вопросам:

  1. Какая политическая система утверждается в Советском государстве в 1918 году? (Однопартийная система, установление диктатуры пролетариата).

  2. Назовите шаги, предпринятые большевиками в области экономики.

(Национализация предприятий, банков; создание ВСНХ; установление рабочего контроля на финансовую деятельность предприятий; установление продовольственной диктатуры; борьба с кулаками и середняками в деревне; ликвидация сословного деления общества).

3. Какие слои населения были недовольны политикой большевиков?

(Крупная и мелкая буржуазия, кулаки и середняки, офицерский состав царской армии, духовенство)

4. Что характерно было для антибольшевистских сил в 1918 году?

(Разобщенность, дезорганизованность, потеря контроля над армией).



  1. Изучение новой темы.

  1. Лекционный материал.

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри одной страны. Короче: гражданская война – это вооруженная борьба за власть в стране между двумя частями народа.

Особенности гражданской войны:

А) нет точной даты начала и завершения войны;

Б) нет четких линий фронта;

В) жесткие формы борьбы, террор;

Г) использование цветов для обозначения противоборствующих сил.



Особенность гражданской войны в России: переплетение гражданской войны с антисоветской военной интервенцией.



Периодизация гражданской войны в России. (Можно указать, что существует несколько периодизаций. См. приложение).



  1. май – ноябрь 1918 год;

  2. ноябрь 1918 г. – февраль 1919 г.;

  3. март 1919 г. – весна 1920 г.;

  4. весна 1920 г. – ноябрь 1920 г.



  1. Постановка проблемного вопроса.

К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тысяч солдат и офицеров против 380 тысяч красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Тем не менее, победу в гражданской войне одержали большевики. Почему?



  1. Работа со схемой.

С помощью компьютера и проектора на экран выводится таблица, которая позволяет увидеть социальный состав противоборствующих сторон и сравнить военные силы.





Противоборствующие лагеря



Вопросы

«Белые»

«Красные»

«Зеленые»

Время создания

Конец 1917 г.

Январь 1918 г.


Личности

Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель

Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров

Махно

Вооруженные силы

Добровольческая армия

Красная армия

«Революционная повстанческая армия Украины»

Социальная основа

Офицеры, юнкера, казаки, буржуазия, интеллигенция

Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои

Крестьяне, дезертиры из Красной и Белой армий

Политическая основа

Кадеты, правые эсеры, монархисты, меньшевики

Большевики

Националисты, анархисты



Учащиеся делают вывод: На стороне «белых» было военное преимущество, так как их поддерживало большинство кадровых офицеров царской армии, но зато «красные» пользовались поддержкой большей части населения, прежде всего крестьянства.



4. Работа по группам с материалом учебника.

Ребята получают карточки, куда они должны нанести карту-схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам.

Каждая группа работает с определенным этапом. Маркерами учащиеся наносят на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направления движения воюющих сторон, имена командующих армий по этапам. Красным – все, что связано с Красной Армией, синим – с Белой армией, черным – с интервентами. Работа идет по параграфам 14 «Начало гражданской войны» и 15 «На фронтах Гражданской войны»

1 группа – 1этап (Начальный этап войны)

2 группа – 2 этап (Боевые действия в конце 1918 – начале 1919 года)

3 группа – 3 этап (Решающие сражения гражданской войны)

4 группа – 4 этап (Завершение гражданской войны и интервенции)



После выполнения работы каждая группа делает сообщение о ходе войны по этапам. Здесь же, заслушиваются сообщения учащихся о командующих Белой и Красной армий. ( См. приложение)

Командующие Белой армией: А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, А.В. Колчак, Н.Н. Юденич, П.Н. Врангель.

Командующие Красной армией: М.В. Фрунзе, М.М. Тухачевский, И.И. Вацетис, А.И. Егоров, С.С. Каменев.





.

5. Анализ деятельности противоборствующих сторон.

Данная таблица выводится на экран с помощью компьютера. Она позволяет проследить, каковы итоги деятельности воюющих сторон. Причем, значения различных видов деятельности, определяются самими учащимися в ходе беседы и работы с учебником.



«Красные»

«Белые»

Деятельность

Значение

Деятельность

Значение

Январь 1918 г. – декрет об организации РККА и КФ, июнь 1918 г. – мобилизация военных специалистов

Рост численности армии, усиление за счет царских военных специалистов

Создание Добровольческой армии на юге

Не было сплоченности и единства действий

Создание Реввоенсовета и Совета рабочей и крестьянской обороны

Концентрация государственной власти, превращение страны в «единый военный лагерь»

Поддержка со стороны интервентов

Подрывало авторитет Белого движения

Восстановление смертной казни, расширение полномочий ВЧК, «красный террор»

Парализация, запугивание политических противников

«Белый террор»

Запугивание противников, народных масс

Массовая пропаганда среди населения

Психологическая поддержка, энтузиазм разных слоев общества

Идеология непредрешенчества лозунг «единой и неделимой России»

Не затрагивала серьезных проблем, оттолкнула национальные силы

Политика «военного коммунизма»

Сосредоточение всех материальных ресурсов в руках советского государства

Отмена «Декрета о земле»

Отталкивание крестьянства от «белого движения»



IV. Заключительный этап урока.



На заключительном этапе урока происходит закрепление темы путем решения проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Предлагается проанализировать следующие высказывания по данной проблеме:

А) «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И. Солоневич).

Б) «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 миллионов русских не хотят «белых», а хотят «красных», то бесцельно помогать «белым»» (английский генерал Нокс, помощник Колчака).

Учащиеся высказывают свое мнение.

В итоге, делается вывод о том, что победу в гражданской войне одержали «красные» (большевики). Это произошло благодаря поддержке большей части населения, прежде всего крестьянства, а также из-за разобщенности и отсутствия цельности «белого» движения. Уместно будет привести слова генерала Деникина: «Белое движение начинали почти святые, а закончили почти бандиты».

В заключение, учитель обращается к ребятам с вопросом: «Решили ли мы поставленную в начале урока проблему?» Обобщает высказывания ребят, дает оценку работе класса и отдельных учащихся, благодарит за плодотворную работу, задает домашнее задание: письменно выполнить задания №1 и №2 из учебника на странице 128. Выполнение задания №2, об уроках Гражданской войны, не обязательно для учащихся из второй группы (имеющих задержку в развитии).


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война в России»

Автор: Смирнова Татьяна Ивановна

Дата: 24.02.2015

Номер свидетельства: 178010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект «Я помню! Я горжусь!»"
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt_ia_pomniu_ia_ghorzhus"
    ["file_id"] => string(6) "378931"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484305712"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка интегрированного урока ИЗО и истории в 7 классе на тему "Символика государства""
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-izo-i-istorii-v-7-klassie-na-tiemu-simvolika-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "248848"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446797174"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "История семьи в истории страны: династия Романовых"
    ["seo_title"] => string(51) "istoriia_semi_v_istorii_strany_dinastiia_romanovykh"
    ["file_id"] => string(6) "560208"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602834912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства