Инновационные технологии на уроках эстетического цикла
Инновационные технологии на уроках эстетического цикла
«Использование интерактивных методик на уроках музыки»
Содержание
I. Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе.
I.1. Личностно-ориентированные образовательные технологии в преподавании
общественных дисциплин. ……………………………………………………….… 4 I.2. Характерные черты при интерактивном обучении. ………………………….. 5 I.3. Роль преподавателя при использовании интерактивной методики обучения……………………………………………………………………………….. 6 I.4. Что в современном обучении можно отнести к интерактивному обучению? 6
II. Технология развития познавательных интересов школьников: исследовательский проект.
II.1. Технология разработки учебного исследовательского проекта………………………………………………………………………………… 8
II.2. Виды проектов: индивидуальный и групповой (таблица)……………………………………………………………………………… 9
II.3. Внутренняя структура учебного проекта (таблица)……………………………………………………………………………... 9
II.4. Итоговый исследовательский проект «Влияние музыки на человека» 8 класс…………………………………………………………………………………. 10
II.5.Исследовательский проект социоигровых технологий «Мамин праздник»
4 класс ……………………………………………………………………………… 12
III. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки..……………………………………………………………………………… 14
III.1.Компьютерная презентация………………………………………………….. 14
III.2. Работа с интерактивной доской……………………………………………… 15
IV. Заключение. …………………………………………………………………….. 17
V. Список источников………………………………………………………………. 18
Приложение 1……………………………………………………………………….. 19
Приложение 2……………………………………………………………………….. 20
Приложение 3 ………………………………………………………………………. 21
Цели и задачи:
- развитие у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
- освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Гипотезы исследования:
1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка.
2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средствами музыки.
I. Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе.
« Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню, Сделай меня соучастником - и я пойму»
Китайская мудрость
Радикальные изменения, которые происходят в жизни нашего государства и общества, вызванные ими гуманистические и демократические сдвиги и мировоззрения идеологии, науке и культуре, требуют внедрения новой концепции образования. Введение новшеств должно стать основой подготовки молодежи к самостоятельной активной и творческой жизнедеятельности. Мы живём в век современных технологий, важно, что бы ученики не только добывали знания но и могли их систематизировать и применять в своей жизни.
С использованием интерактивных технологий простое слушание для учителя музыки открывается новые возможности по использованию наглядно - дидактического и демонстрационного материала на уроке.
I.1. Личностно-ориентированные образовательные технологии в преподавании общественных дисциплин.
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.
Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик — ученик»(работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер» и т.д.
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, в Законе
«Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся. Вспомним, какие же методы обучения существуют в настоящее время.
I.2. В интерактивном обучении выделяют следующие характерные черты:
Во - первых, интерактивное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.
Во - вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.
В - третьих, это обучение реальности, или можно сказать обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
В - четвёртых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса. Такое взаимодействие возможно при использовании таких методов активного обучения как деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностная игра, дискуссия, коллективное решение конкретных ситуаций, а также при организации беседы, проблемного обучения, групповой и парной работы и т.д.
I.3. Роль преподавателя при использовании интерактивной методики обучения резко меняется - перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, опре¬деляет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и своих товари¬щей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были за¬действованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для российской системы образования. Подростки чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.
I.4. Что же в современном обучении можно отнести к интерактивному обучению?
Это – деловые и ролевые игры:
- дискуссии
- диспуты
- анализ конкретных ситуаций
- беседы
- лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала
- исследования
- практикумы
- работа в малых группах и парах сменного состава
- различные формы взаимообучения и взаимоконтроля
- лабораторно-исследовательские работы
- проекты
- эвристическое обучение
- проблемно-поисковое обучение
- элементы дистанционного обучения
- урок-исследование,
- урок-поиск,
- кейс-технологии и др.
Нельзя отрицать, что у многих современных методов обучения имеются определённые недостатки. Но достоинств всё же гораздо больше. Как показывает практика, интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, учат школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии на уроках эстетического цикла »
«Использование интерактивных методик на уроках музыки»
Содержание
I. Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе.
I.1. Личностно-ориентированные образовательные технологии в преподавании
общественных дисциплин. ……………………………………………………….… 4 I.2. Характерные черты при интерактивном обучении. ………………………….. 5 I.3. Роль преподавателя при использовании интерактивной методики обучения……………………………………………………………………………….. 6 I.4. Что в современном обучении можно отнести к интерактивному обучению? 6
II. Технология развития познавательных интересов школьников: исследовательский проект.
II.1. Технология разработки учебного исследовательского проекта………………………………………………………………………………… 8
II.2. Виды проектов: индивидуальный и групповой (таблица)……………………………………………………………………………… 9
II.3. Внутренняя структура учебного проекта (таблица)……………………………………………………………………………... 9
II.4. Итоговый исследовательский проект «Влияние музыки на человека» 8 класс…………………………………………………………………………………. 10
II.5.Исследовательский проект социоигровых технологий «Мамин праздник»
4 класс ……………………………………………………………………………… 12
III. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки..……………………………………………………………………………… 14
III.2. Работа с интерактивной доской……………………………………………… 15
IV. Заключение. …………………………………………………………………….. 17
V. Список источников………………………………………………………………. 18
Приложение 1……………………………………………………………………….. 19
Приложение 2……………………………………………………………………….. 20
Приложение 3 ………………………………………………………………………. 21
Цели и задачи:
- развитие у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
- освоение знаний об искусстве, о классическом наследии отечественного и мирового искусства и современном творчестве;
- овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к искусству, к художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Гипотезы исследования:
1. Целостное, гармонизирующее воздействие музыки на личность ребенка.
2. Создание максимально благоприятных условий для личностного развития учащихся средствами музыки.
I. Интерактивные формы работы с учащимися в учебном процессе.
« Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню, Сделай меня соучастником - и я пойму»
Китайская мудрость
Радикальные изменения, которые происходят в жизни нашего государства и общества, вызванные ими гуманистические и демократические сдвиги и мировоззрения идеологии, науке и культуре, требуют внедрения новой концепции образования. Введение новшеств должно стать основой подготовки молодежи к самостоятельной активной и творческой жизнедеятельности. Мы живём в век современных технологий, важно, что бы ученики не только добывали знания но и могли их систематизировать и применять в своей жизни.
С использованием интерактивных технологий простое слушание для учителя музыки открывается новые возможности по использованию наглядно - дидактического и демонстрационного материала на уроке.
I.1. Личностно-ориентированные образовательные технологии в преподавании общественных дисциплин.
Современная педагогическая наука по-новому рассматривает содержание образования. В педагогической практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих и личностно-ориентированных технологий. Модернизация российского образования направлена не только на изменение содержания изучаемых предметов, но и на изменение подходов к методикам преподавания, расширения арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближении изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. Исследования, которые проводят ученые в школах, показывают, что преобладание репродуктивных подходов создает у половины обучающихся безразличное отношение к учению, а у трети – отрицательное отношение. Именно поэтому в гражданском образовании важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти нужную информацию, обменяться мнением по определенной теме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы, выполнять разнообразные роли.
Необходимость развивать общую культуру учащихся продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке детей. Этот заказ – сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, методы и приемы, используемые на уроках истории и обществознания для расширения кругозора школьников и их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик — ученик»(работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер» и т.д.
Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование методов и форм обучения. Кроме того, в Законе
«Об Образовании» сказано, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации. В этой связи в учебной деятельности должны использоваться такие методы обучения, которые будут способствовать самореализации личности учащихся. Вспомним, какие же методы обучения существуют в настоящее время.
I.2. В интерактивном обучении выделяют следующие характерные черты:
Во - первых, интерактивное обучение подразумевает взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятельности.
Во - вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения.
В - третьих, это обучение реальности, или можно сказать обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. Если это не так, то такое обучение нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.
В - четвёртых, использование интерактивных методов обучения предполагает следующую логику учебной деятельности: мотивация - формирование нового опыта - его осмысление через применение - рефлексия. Причем формирование нового опыта осуществляется с учетом имеющегося опыта, создания проблемных диалогических ситуаций, образующихся на основе возникающих противоречий, рождения новых познавательных мотивов и интересов.
Все это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это скорее тип, режим обучения, который позволяет наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса. Такое взаимодействие возможно при использовании таких методов активного обучения как деловая игра, ролевая игра, организационно-деятельностная игра, дискуссия, коллективное решение конкретных ситуаций, а также при организации беседы, проблемного обучения, групповой и парной работы и т.д.
I.3. Роль преподавателя при использовании интерактивной методики обучения резко меняется - перестает быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяет общее направление (готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах), контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины и помогает в случае серьезных затруднений. При этом у учащихся появляются дополнительные источники информации — книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они также обращаются к социальному опыту — своему и своих товарищей, при этом необходимо вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, а при необходимости идти на компромиссы. При этом важно, чтобы в работе группы были задействованы все ее члены, не было подавления инициативы или возложение ответственности на одного или нескольких лидеров. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга. На схеме показано, что воздействие преподавателя не прямое, а опосредованное, что пока еще не характерно для российской системы образования. Подростки чаще вступают в контакт друг с другом, а взрослые должны заботиться о направлении их усилий для достижения положительного результата, консультировать и помогать в организации рефлексии.
I.4. Что же в современном обучении можно отнести к интерактивному обучению?
Это – деловые и ролевые игры:
- дискуссии
- диспуты
- анализ конкретных ситуаций
- беседы
- лекции с элементами дискуссий, проблемного изложения материала
- исследования
- практикумы
- работа в малых группах и парах сменного состава
- различные формы взаимообучения и взаимоконтроля
- лабораторно-исследовательские работы
- проекты
- эвристическое обучение
- проблемно-поисковое обучение
- элементы дистанционного обучения
- урок-исследование,
- урок-поиск,
- кейс-технологии и др.
Нельзя отрицать, что у многих современных методов обучения имеются определённые недостатки. Но достоинств всё же гораздо больше. Как показывает практика, интерактивные методики способствуют активизации процесса усвоения необходимых знаний, учат школьников конструктивному общению, умению поиска компромиссов, помогают формировать критическое мышление, позволяют ребенку глубже познать самого себя, выявить свои сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Дают мощный толчок для развития природных способностей, для выработки определенных моделей поведения в обществе, для самопознания и самосовершенствования. На мой взгляд, это прекрасный способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
II. Технология развития познавательных интересов школьников:
исследовательский проект.
Проблема интереса в педагогической науке остаётся важнейшим направлением научных поисков современной теории и практики воспитания. Способствуя умственному, нравственному эмоциональному, физическому, эстетическому развитию ребёнка, интересы выступают приоритетной педагогической категорией. В учебно – воспитательном процессе фигурирует особый вид интереса – познавательный. Его областью является познавательная деятельность учащихся, организуемая в целостном педагогическом процессе, в ходе обучения и воспитательной работы. «Познавательный интерес» в современной педагогике рассматривается не только как интерес учащихся к учебным предметам, но и понимает его более широко: как интерес к жизни, к истории, культуре, к другому человеку – интерес как основу новых достижений на протяжении всей жизни человека.
II.1. Технология разработки учебного исследовательского проекта.
Данную технологию рассматривают как систему обучения, дающую возможность учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий — проектов.
Цель проектного обучения — создать условия, позволяющие ученикам:
- самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников для решения научно и практически значимых проблем;
- применять приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, понимания социальной и личностной значимости учебной деятельности и ее результатов;
- вырабатывать коммуникативные навыки, работать в различных группах, ответственно принимать решения, регулировать конфликты;
- развивать исследовательские умения (выявление проблем, построение гипотез, сбор и обработка информации, разработка и проведение эксперимента, интерпретация результатов исследования и т.п.);
- развивать системное мышление в процессе определения цели проектного задания, планирования работы, распределения обязанностей, реализации проекта, оформления результатов, общественной презентации экспертизы проекта в соответствии с заданными критериями, обсуждения процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
II.2. Виды проектов.
Индивидуальный
Групповой
Тема проекта выбрана в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями структуры личности учащегося.
Тема проекта выбирается в соответствии с коллективными интересами.
Формируется чувство персональной ответственности «за все», требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициатива.
Формируется чувство коллективной ответственности.
Возможность продвигаться к результату в своем темпе. Приобретается опыт работы на всех этапах.
Согласованность по срокам выполнения отдельных частей проекта.
Формируются важнейшие умения и навыки: исследовательские, презентационные, оценочные и др.
Навык в выполнении отдельного вида работы, например, только подготовка визуального ряда проекта.
Формируются навыки индивидуальной работы
Формируются навыки сотрудничества.
Уверенность опирается на личное мнение.
Мнение каждого участника принимается и поддерживается, учащиеся приобретают уверенность
в себе.
Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
Создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой личности.
Деятельность носит социальную направленность.
Деятельность носит социальную направленность.
Проект может быть выполнен односторонне и предвзято.
Проект может быть выполнен глубоко и разносторонне.
II.3. Внутренняя структура учебного проекта
Проблема,
требующая решения
Компоненты проекта:
Практически значимый
предмет исследования
материальный
цель проекта
культурный
гипотеза
задачи
методы решения проблемы
II.4. Итоговый исследовательский проект
«Влияние музыки на человека» 8 класс.
Краткое содержание проекта Проект посвящен проблеме художественного воздействия музыки на человека.
Цель проекта:
- раскрыть значение музыки как феномена, обладающего колоссальной силой воздействия на человека. Анкетирование учащихся и учителей.
Предмет(ы): Музыка, биология, экология, физика.
Приблизительная продолжительность проекта - 8 уроков.
Целевые образовательные стандарты.
Проект ориентирован на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия и с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности на основе междисциплинарного воздействия (музыка. физика, биология, экология).
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения.
После завершения проекта учащиеся, используя коммуникативные умения и навыки информационной и медиа грамотности, смогут отразить свое понимание художественного воздействия музыки на человека в своих размышлениях о музыке, а также найти взаимодействие между музыкой и жизнью.
Вопросы, направляющие процесс обучения.
Основополагающий вопрос: Как музыка воздействует на человека?
Проблемные вопросы: 1. Почему музыка волнует и трогает? 2. Музыка - это язык звуков или голос нашей души?
Учебные вопросы: 1. Что такое музыка? 2. Что такое звук? 3. Как разные звуки влияют на людей? 4. Можно ли слушать и не слышать музыку?
График оценивания
До работы
над проектом
Ученики работают
над проектами и выполняют задания
После завершения работы над проектом
Фронтальная беседа в ходе демонстрации вводной презентации учителя; планирование работы над проектом в группах.
Исследования, поиск информации в разных источниках (по группам), корректировка планов работы в группах, самооценивание и взаимное оценивание. По результатам исследований учащиеся готовят мультимедийную презентацию, на которой каждая группа представляет результаты своей работы. Во время выступлений ученики оценивают работу групп в соответствии с критериями оценки ученических работ.
По итогам проекта готовится его презентация с приглашением родителей, учителей и учащихся.
Описание методов оценивания.
В течение работы над проектом группы учащихся (биологи, физики, экологи, музыканты) представляли межуточные результаты своей работы друг другу с обсуждением и рекомендациями учащихся друг другу (самооценивание и взаимная оценка).
Необходимые начальные знания, умения, навыки. Знания базового курса музыки. Навык самостоятельной работы с различными источниками информации.
Учебные мероприятия. На первом установочном занятии учитель с помощью презентации организует групповое обсуждение темы проекта. Затем учащимся предлагается разделиться на 4 группы, каждая из которых будет исследовать один из аспектов проблемы: биологический, экологический, физический , собственно, музыкальный.
Перед каждой группой ставится цель исследования, сформулирована проблемными вопросами. Этап 2 (2- 5занятие). Проведение исследований, поиск информации в различных источниках, представление промежуточных результатов, корректировка планов работы, взаимное оценивание и самооценка промежуточных результатов. Этап 3 (6-7 занятие). Составление мультимедийной презентации. Этап 4 (8 занятие). Презентация проекта на классном родительском собрании. Рефлексия. Защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Рефлексия.
Материалы для дифференцированного обучения.
Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований, которое вызывает больший интерес, желание расширить свои знаний и умения по теме, используя те возможности, методы при изучении и исследовании, которые наиболее близки учащемуся. Для слабых учеников возможно участие в подборе информации в устной форме.
Одаренный ученик. Одаренным ученикам будут предложены наиболее сложные разделы при подборе информации и исследовании: например, в группе физиков, поскольку эта группа будет работать на опережение, консультируясь у учителя физики и используя «Занимательную физику» или «Физику для маленьких», так как предмет «Физика» начинается только в 7 классе.
II.5. Исследовательский проект социоигровых технологий.
Социоигровые технологии это -
1) системно-деятельностный подход в обучении:
- это метод обучения, при котором школьник не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. 2) групповая работа – как ведущий вид обучения.
- формирует деловые отношения в классе, готовность оказать помощь другим, партнерство;
- способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, самостоятельность;
- позволяет расширить индивидуальный подход к ученикам;
- только в групповой работе развивается интеллект каждого ребенка;
- ребенок раскрепощается: ведь не каждый может легко встать у доски и отвечать учителю;
- групповая работа делает каждого ребенка активным участником учебного процесса;
- придаёт учебному дню качества интересного и веселого труда, потому что вместе – веселее.
Микрогруппы – это сообщество 3-6 детей, объединённых единой целью, общим интересом и стремлением понять, освоить, выполнить задание всем вместе, помочь тому, кто затрудняется.
Состав детей в группах сменный, что позволяет каждому ученику по - очереди заниматься (обучать и учиться) с каждым членом класса. 3) проблемно-поисковый метод обучения:
учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию и организует коллективно-групповое обсуждение возможных вариантов решения данного вопроса.
4) формирование универсальных учебных действий:
- в результате обучения у выпускников начального общего образования будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
В традиционной педагогике заложено множество канонов, которые с обычной жизнью никак не связаны. Можно ли говорить на уроке, помогать товарищу, сверять ход решения задачи и ответ, спросить о вставленной букве, поспорить с одноклассником, обсудить непонятное не с учителем, а с ребятами, можно ли к доске выйти вдвоём, можно ли сесть с кем хочешь?
Все эти вопросы решает социоигровая технология, а значит и Стандарты второго поколения.
Если ученик, пройдя такое обучение, научился мыслить, сравнивать, рассуждать, контролировать себя, соотносить свои знания, делать выводы, значит знания, приобретённые по любым предметам, будут основательнее, крепче, прочнее, и как следствие, повысится качество обучения.
Сегодня, когда система образования перешла на новый уровень, возрастает интерес к социоигровой технологии обучения, т.к. эта методика возвращает не только педагога ребёнку, но и самих детей друг другу. Социоигровая методика позволяет педагогу состояться как творческой личности, выработать свой особый и неповторимый почерк, нестандартные приёмы и методы работы.
Модернизация и инновация образования заключается не в перекраивании программ, учебников, учебных пособий. Только изменив урок, мы можем говорить об инновациях. Главное - как ребёнок овладевает знаниями. Было бы здорово, если бы все дети могли жить и учиться именно по такой системе.
Учителя смогут реализовать новые Стандарты без проблем, если они не боятся перемен и открыты для нового подхода к современному уроку.
В исследовательском проекте социоигровых технологий участвовал 4 класс и ученица 11 класса Маханькова Наталья по методике разновозрастного сотрудничества начальной школы.
План работы:
1. Выбор темы
2. Разделение на группы
3. Распределение обязанностей
4. Пути решения
5. Результат
Приложение 1. Фото с урока на тему: « Мамин праздник».
III. Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках музыки.
Как известно, в школьном образовании существует множество информационно - коммуникационных технологий, которые преследуют одну из целей - усвоения знаний учащимися. Информационно – коммуникационные технологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Формами овладения информационно – коммуникационых технологий на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point.
Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой. Проектную деятельность используют на уроках усвоения материала, на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения. В проектных заданиях на уроках музыки в 6 – 9 классах ученики используют хорошо знакомые им понятия в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях.
Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу.
III.1. Компьютерная презентация является одной из форм использования метода проекта на уроке музыки. Презентации позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учителя и учащихся. Следующей формой деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках.
Цель – систематизировать и обобщить ключевые знания, полученные в течение четверти и года. При защите проекта, презентации школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе. Главное – это приобщение ребёнка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда, оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Приложение 2. Образцы слайдов различных презентаций.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
III.2. Работа с интерактивной доской.
Мне очень нравится работать с интерактивной доской Smart. Интерактивная доска позволяет использовать огромное количество наглядного материала. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере: печатать и сохранять текст, показывать слайды и фильмы, искать необходимую информацию в Интернете.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Писать и делать пометки можно поверх всех документов диаграмм и веб-страниц, в презентациях Power Point и др.
Я могу использовать различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, использовать спецэффекты (например «Шторка») и т.д. Также удобно повторять любой материал, возвращаясь к нему в любой момент урока. Им можно управлять, не отходя от самого экрана, достаточно лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть файл, или запустить Интернет, или сделать необходимую запись.
Применение интерактивной доски на уроке музыки позволяет:
- по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники;
- обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Возможности для работы и творчества учителя и ученика на уроке музыки уникальны:
- интерактивные доски позволяют уйти от чисто презентационной формы подачи материала. Учащиеся по окончании занятия могут получить файлы с записью музыкального произведения, текст песни, дидактический материал к уроку и др., которые можно просмотреть дома на ПК.
Я по-разному использую компьютер на уроке: при объяснении нового материала, при закреплении, повторении предыдущего, для контроля знаний, умений и навыков. Также незаменим он и на внеклассных мероприятиях.
Интерактивная доска удобна для моих уроков тем, что позволяет экономить его рабочее время, дает больше возможностей для творчества. И ученикам урок, на котором используется интерактивная доска, нравится больше. Этот факт подтверждает анкетирование. Они отмечают, что такие уроки более современны, интересны, понятны, легче воспринимаются.
Преимущества использования интерактивной доски на уроке музыки перед традиционным обучением:
- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации;
- применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.
Интерактивная доска позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
Применение интерактивной доски вовлекает обучающихся в учебный процесс, способствует наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
Применение интерактивной доски помогает качественно изменить контроль деятельности учащихся.
Приложение 3. Перечень направлений и примеров в использовании интерактивной доски.
IV. Заключение
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки - это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Результаты проведенных уроков в рамках интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения материала может быть гораздо более высоким. Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
V. Список источников:
Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка». // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 4 апреля.
Виноградов Г., Красовская Е. «Занимательная теория музыки».-М.: Сов. композитор, 1991 г.
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии: - 1966 г.
Дорохов А.А. «Про тебя самого», издательство «Дрофа», 2004 г.
Зильберквит М., «Мир музыки», «Детская литература»,1988 г.
Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002 г.
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М., 1988 г.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение.Здоровье. – М., 1989 г.
Селевко Г.К. «Информационно-коммуникационные технологии: цифровые образовательные ресурсы, информационные источники сложной структуры, развивающие компьютерные игры, офисные программы». ("Народное образование", М. 1998 г.)
Сергеева Г.П. «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях». ГОУ Педагогическая академия. Учебное пособие, 2010 г.
Энциклопедия «Я познаю мир», М. «Астрель», 2002 г.
Приложение 1. Фото с исследовательского проекта социоигровых технологий
Приложение 2. Образцы слайдов различных презентаций
Презентация «Образы киномузыки» «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века.
Презентация «Музыка не знает границ» 4 класс
Презентация «Музыка в поэтических произведениях»
Приложение 3. Направления использования интерактивной доски
в работе учителя музыки:
Как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
Презентации учителя к уроку;
проведение практических занятий, самостоятельной работы;
контроль и проверка знаний учащихся (викторины, нотная грамота);
Нотная грамота.
Интерактивная игра «Угадай мелодию».
диагностика качества обучения (тесты, в т.ч. онлайн-тесты);
Подготовка презентаций, докладов, выступлений учащихся;
Творческая работа (кроссворды, создание буклетов);
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}