kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного Урока Мужества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит интегрированный подход к формированию нравственности и патриотизма школьников, раскрывает историческое прошлое Отечества, показывает героические подвиги уроженцев Чувашии, маленьких героев большой войны, позволяет увидеть, какой  трудный путь был к великой Победе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного Урока Мужества»

Сценарий интегрированного Урока Мужества

«История войны глазами детей»

Авторы: Трифонова Валентина Анатольевна, учитель культуры родного края

Степанова Светлана Михайловна, учитель музыки

Звучит инструментальная музыка. Демонстрируется военная фотохроника.


1-ый ведущий: О детях на войне, о героизме младшего поколения советских людей на фронте и вблизи фронта, в партизанских отрядах и подполье мы знаем и много, и мало. Подростками были молодогвардейцы Краснодона, в пионерских комнатах наших школ раньше часто можно было увидеть портреты пионеров - Героев Советского Союза. Есть чудесные книги: "Сын полка", "Улица младшего сына"... Имена юных героев носили многие пионерские отряды. В памяти фронтовиков сохранились теплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Болью и светлой грустью наполнены эти воспоминания. Ведь началом судьбы сыновей полка была непременно большая беда, и не для забавы шили двенадцатилетним мальчикам гимнастерки и маленькие сапоги...

2-ой ведущий: Подростки 1941-1945 гг. Они были всюду. Они заменили отцов на заводах. Они делали автоматы, гранаты, мины. Они дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестер. Они дежурили во время воздушных тревог на постах местной противовоздушной обороны. Они в своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки. Они строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки. Они тоже были защитниками Родины, как и их взрослые братья, сестры, отцы. Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

(На экране демонстрируется презентация «Пионеры-герои»).


1-ый ведущий: За боевые заслуги десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями:

Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков,

Володя Казначеев;

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров,

Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов,

Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев».


(Звучит в исполнении детей «Песня о пионерах-героях»

Музыка А. Пахмутовой, слова С. Гребенникова и Н. Добронравова).


2-ой ведущий: Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.
Уснул у костра на земле.
Не снилось ему, что о подвиге этом.
На утро узнают в Кремле.
Что будет герою Звезда золотая -
Награда за воинский труд.
Что люди, о подвиге славном мечтая,
На Лёньку равненье возьмут.

На экране демонстрируются фрагменты презентации «Пионеры-герои».


1-ый ведущий: Эти строки посвящены Лене Голикову- Герою Советского Союза. Он собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами.

2-ой ведущий: Зина Портнова – Герой Советского Союза. Она ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет… Но, жёлтая, как воск, она молчала.

1-ый ведущий: Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов.

2-ой ведущий: Марату Казею посвятил свои строки поэт В.Алексеев.

Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.

1-ый ведущий: Валя Котик вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым, скончался на руках товарищей.

2-ой ведущий: Мы вспомним о болях тех давних.
В них совершен был подвиг не один.
Вошёл в семью героев наших славных
Отважный мальчик Котик Валентин.
Он, как при жизни, утверждает смело
“Бессмертна молодость, бессмертно наше дело”.

Сколько храбрых сердец молодых
Беззаветно служили народу
Пионеры и тысячи их
Кто погиб за страну и свободу.
Их могилы ты всюду найдешь.
На дорогах минувших пожарищ.
Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь.
То сними свою шляпу, товарищ!

1-ый ведущий: 65 лет - это много или мало?... Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь…Если окинуть взором страну - маленькая страница истории…65 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины, когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ!!!

2-ой ведущий: Все меньше и меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны, за достойную жизнь своих детей и внуков на фронте, и тех, кто в годы войны трудился в тылу. Пока ветераны еще не покинули нас, мы хотим сохранить их мемуары - свидетельства о том, что они совершили, как жили, как сражались, как работали, во что верили и на что надеялись.

1-ый ведущий: В первые дни войны тысячи патриотов явились в военные комиссариаты с просьбой направить на фронт. Народ дал клятву - приложить все силы для разгрома врага.

2-ой ведущий: Свой достойный вклад в общенародную борьбу внесли и уроженцы Чувашии. Они плечом к плечу с другими братскими народами неустанно ковали победу на фронте и в тылу.

1-ый ведущий: В рядах мужественных защитников Родины находилось более 210 тыс. посланцев нашей республики. На территории Чувашии было сформировано несколько воинских соединений и частей: 324-я Верхнеднепровская стрелковая дивизия, Краснознаменная стрелковая дивизия. Бойцы показывали высокую доблесть, героизм, преданность своей Отчизне.

2-ой ведущий:

Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых отчизна зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Ринулись ввысь самолеты,

Двинулся танковый строй,

С песней пехотные роты

Вышли за Родину в бой.

Песня – крылатая птица –

Смелых скликает в поход.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Славой бессмертной покроем

В битвах свои имена.

Только отважным героям

Радость победы дана.

Смелый к победе стремится,

Смелым дорога вперед.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.


Песня смелых», Алексей Сурков)



(Звучат рассказы учащихся, на экране демонстрируется презентация

«Наши земляки - участники Великой Отечественной войны»)


1-ый ведущий: Брестская крепость. Среди ее защитников - воины и офицеры из Чувашии: А. Никифоров, М. Уткин, Ф. Храмов, И. Родионов.

2-ой ведущий: Б.М. Васильев совершил более ста боевых вылетов в воздушных боях, он сбил девять немецких самолетов. В ноябре 1941 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

1-ый ведущий: Под Москвой отличилась танковая бригада В.П. Винокурова. Другой земляк, А.М. Осипов, в 1941 году повторил бессмертный подвиг Николая Гастелло, направив объятый пламенем самолет на вражеский корабль. Наши земляки участвовали в сражениях под Сталинградом. Среди них Герои Советского Союза А.В. Кочетов, Л.М. Сапожников.

2-ой ведущий: Известно о легендарном подвиге командира пулеметной роты И. В. Смирнова и о летчике Н. Зарубине. Геройски сражался двадцатилетний лейтенант - танкист Яков Сульдин. Командир пулеметной роты И.К. Поляков проявил исключительное мужество при форсировании Днепра в 1943 году, за что удостоен звания Героя Советского Союза. В числе героев Днепра были также Николай Безруков, Иван Яшин, генерал Антон Петров, полковник Александр Беляев и другие.

1-ый ведущий: Прославленные летчики Герои Советского Союза Ф.Н. Орлов, М.Е.Ефимов сбили десятки немецких самолетов, уничтожили сотни танков, машин, десятки эшелонов, тысячи гитлеровских солдат и офицеров.

2-ой ведущий: Наши земляки храбро сражались и били врага в партизанских отрядах. На территории Польши действовала партизанская группа под названием «Чуваш», ее возглавлял Я. Н. Николаев, уроженец д. Чедино Чебоксарского района. Имя его стало легендарным, о его подвигах написаны статьи, книги на польском, русском и чувашском языках.

1-ый ведущий: В Севастополе в подпольной группе смело действовала и погибла бывшая артистка Русского республиканского театра Чувашии З.П. Яковлева.

(В исполнении учителей звучит песня «Смуглянка». Демонстрируются страницы презентации о Заслуженном учителе Чувашской Республики, участнике в Великой Отечественной войне, подполковнике П.М. Радунцеве).


2-ой ведущий: «Смуглянка» - любимая песня Петра Максимовича Радунцева. И пел «Смуглянку» Петр Максимович так, что можно было увидеть и красивую молдаванскую девушку-партизанку, и удалого бойца, и цветущий летний сад… Его голос разливался по всему залу. И это неслучайно. Песня о любви, свидание, расставание, про смуглянку-молдаванку. Она прозвучала в 1944г. и сразу полюбилась бойцам. Хотя в ней говорилось о партизанах Гражданской войны, воспринималась она как песня сегодняшняя.

1-ый ведущий: Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

(Участникам урока предлагаются следующие песни для исполнения: «Синий платочек», музыка Я.Галицкого; «Катюша» музыка М.И. Блантера, слова М.В.Исаковского;

«В землянке», музыка К.Я. Листова, слова А.А.Суркова).


2-ой ведущий: Победа достигнута большими усилиями воинов Красной Армии и тружеников тыла в результате больших, невосполнимых потерь. Война оборвала жизни более 100 тыс. наших земляков, то есть каждый второй не вернулся в родные края. Тысячи наших земляков умерли от ран в госпиталях.

1-ый ведущий: Около 54 тысяч вернувшихся с войны уроженцев Чувашии за мужество и отвагу, проявленные на фронтах Великой Отечественной войны, награждены орденами и медалями СССР. Свыше 120 тыс. тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Чувашский народ свято хранит память о своих сыновьях и дочерях.


(Звучат фрагменты лучших исследовательских работ учащихся, на экране демонстрируется презентация

«История Великой Отечественной войны в истории моей семье»).

2-ой ведущий: Страницы военной истории находят отражение в народной мудрости, фольклоре. Всем участникам предлагается продолжить вторую часть пословиц:

Солдат спит – служба идет

Кто храбр да стоик – тот десятерых стоит

Пуля дура – штык молодец

Кто за свое дерется, тому и сила – двойная дается

Русский солдат - не знает преград

Тяжело в учении – легко в бою

Автомат да лопата – друзья солдата

Щи да каша – пища наша

Храбрость сестра - победы

Письма с фронта


Треугольником сложен потемневший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.
Рвется ветер осенний и команда: вперёд!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последние письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.

Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни.
Хоть и были когда-то далёко они.
Прошу Вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу Вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

1-ый ведущий: (Показ и чтение фрагментов писем.) Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает – служить России!


Звучит песня в исполнении учащихся младших классов «Песня о России».


1-ый ведущий: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. Прошло много лет, а интерес к подвигам отважных не угасает.


(Звучит инструментальная музыка. Демонстрируется военная фотохроника).

Перечень литературы для обучающихся и педагогов

5-6-е классы

  1. А. П.Гайдар “Военная тайна” “Ракеты и гранаты” (Дети-герои войны. Война детскими глазами).

  2. А.Пантелеев. “Лёнька Пантелеев” (Раздумья героя о военных событиях).

  3. Л.П. Космодемьянская “Повесть о Зое и Шуре” (Духовный мир героев. Тяжёлые испытания войной)

  4. Л.А.Кассиль “Улица младшего сына”

  5. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Сост. В.М. Курганова

7-8-е классы

  1. К.Акимов “Подвиг юных”

  2. И.Таяновский “Верность” (Тема бессмертного подвига во имя Родины. Дети-герои войны)

  3. В.Соколов “Подвиг трёх”, “Обелиск над Ильменем” (Нравственные истоки подвига Советского народа, патриотического воинского долга, боевой дружбы, ненависти к фашизму)

  4. В.Никитин “Песня старорусских партизан” “Песня о Лёне Голикове”

9-11-е классы

  1. К. Акимов “Гроза над Шелонью” (Патриотический долг, боевая дружба, ненависть к фашизму).

  2. А. Чаковский “Крик ребёнка”, “Я-Чиж”. (Неприкрашенная правда о войне).

  3. В. Кулагин “22 июня”, “С мешком заплечным”, “Играл парнишка на гармошке”.

  4. В.М. Лукин “Подполье возглавил Васькин” (Документальность повести. Герои незримого фронта. Жизнь и деятельность подпольщиков).

  5. Л.А. Осипова “Огненные строки” (Борьба партизан и подпольщиков на оккупационной территории. Важная роль газет, листовок, в героической борьбе. Партизаны и подпольщики в советском тылу.

  6. В. Быков “Сотников”, “Обелиск” (Тема проверки истинных качеств человека. Проверка человека безысходностью. Правдивые картины войны в повести).

  7. А. Чивилихин “Битва на Волхове” (Героическая победа русских солдат. Изображение воинов-победителей).

  8. Н.В. Рождественский “Волховская битва”, “Господин Великий Новгород”, “Колыбель русской славы” (Новгородская земля. Слово правды через фронт. Сила патриотизма).

  9. А. Прокофьев “Россия”, “В августе 1944 года”.



Литература:



1. Бирюков Ю.Е. Всегда на страже (рассказы в песнях). - Просвещение.1988.

2. Великая Отечественная война 1941 -1945: Словарь – справочник/

Н.Г. Андронников, А.С. Галицан, М.М.Кирьян и др. – М.: Политиздат, 1958. – 559с.

3. Ефимов, Л. А. Чувашия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Л. А. Ефимов //Страницы истории Чувашии. – Чебоксары, 2001. – С. 203-215.

4. Из российской истории. 23 февраля - День защитника Отечества - // Читаем, играем. №11. 2007. С 4-14, №12. 2005. С 4-18.54.

5. МЭ История России XX век. – М. КЛИО СОФТ.

6. Наши земляки – Герои Советского Союза. – Чебоксары, Чувашское книжное изд-во, 1980. – 512с.

7. Эхо прошедшей войны. Автор-составитель А. Луковников. - М. Музыка.1983.

8. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет/Сост. В.М. Курганова; Россия, 19990. – 272с.

9. http://gpw.tellur.ru/

10. http://taina.aib.ru/historical-events/2-otechestvennaja-vojna.htm

11. http://www.otvoyna.ru/deti.htm

12. http://www.pobediteli.ru/

13. http://www. fotki.yandex.ru/

14. http://www. Wikipedia.org/







7




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект интегрированного Урока Мужества

Автор: Трифонова Валентина Анатольевна, Степанова Светлана Михайловна

Дата: 13.08.2019

Номер свидетельства: 517623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект интегрированного урока русского языка в колледже "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-russkogho-iazyka-v-kolliedzhie"
    ["file_id"] => string(6) "220275"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434560933"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект интегрированного урока истории и музыки "Блокада Ленинграда. Секретное оружие ленинградцев""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannogo_uroka_istorii_i_muzyki_blokada_leningrada_sekretnoe_or"
    ["file_id"] => string(6) "552338"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591112606"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект интегрированной, непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: « Урок доброты и мужества»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannoi_neposredstvenno_obrazovatelnoi_deiatelnosti_v_starshei_"
    ["file_id"] => string(6) "619503"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1670448704"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект  урока«Обучение  казахским  национальным  подвижным   играм». 5 класс."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-obuchieniie-kazakhskim-natsional-nym-podvizhnym-ighram-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "260186"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448902335"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства