kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока истории и музыки "Блокада Ленинграда. Секретное оружие ленинградцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать учащимся представление о стойкости и мужестве      ленинградцев в годы блокады.     Познакомить учащихся с историей создания 7-ой симфонии Д.Шостаковича.                              

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока истории и музыки "Блокада Ленинграда. Секретное оружие ленинградцев"»

Конспект

интегрированного урока истории и музыки "Блокада Ленинграда. Секретное оружие ленинградцев".


Цели. 1). Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в годы блокады.

2). История создания 7-ой симфонии Д.Шостаковича.

Задачи.

Образовательные: объяснить понятие "Блокада", познакомить с

жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев. Познакомить с 7-ой симфонией

Д. Шостаковича.

Коррекционно-развивающие: развивать умение связно и развернуто излагать факты, воспринимать мир целостно; формировать музыкальный вкус, расширять кругозор.

Воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество, за свой народ, невосприимчивость к попыткам перекроить историю; чувство прекрасного.

Основные знания. Блокада Ленинграда 900 дней, Дорога Жизни, Седьмая симфония Д.Шостаковича.

Основные термины и понятия. Блокада. Симфония. Партитура.

Оборудование и материалы. Карта "Великая Отечественная война", презентация "Блокада Ленинграда", странички из дневника Т.Савичевой, "блокадный хлеб", фонограмма фрагментов 7 симфонии Д. Шостаковича, аудиозапись о спасении ленинградской семьи, аудиозапись песни И.Резника в исполнении Т. Гвердцители "Дети войны".

Тип урока интегрированный.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит отрывок из песни Александрова и Лебедева-Кумача "Священная война" (1 куплет и припев), на экране идут кадры из хроники.

Учитель истории: ребята, мы продолжаем изучение темы "Великая Отечественная война".

Сегодня у нас необычный урок. Урок истории и урок музыки.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель музыки:

- Отрывок из какой песни прозвучал?

- Кто и когда написал ее?....

Учитель истории:

- Когда началась Великая Отечественная война?

- В чем заключался план "Барбаросса"?

- Какие 3 направления выбрал Гитлер для наступления своих войск?

- Как называется сейчас город Ленинград?

- Когда проходила битва за Москву? Чем закончилась? В чем значение этой битвы?

3. Актуализация знаний. Объявление новой темы.

Учитель истории:

Тема нашего урока "Блокада Ленинграда"

Учитель музыки: "Секретное оружие ленинградцев - Ленинградская симфония Д. Шостаковича"

На экране ТЕМА: " БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 7 СИМФОНИЯ Д.ШОСТАКОВИЧА".

Мы выясним, что такое БЛОКАДА, СКОЛЬКО ДЛИЛАСЬ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА, КАКОЙ ЦЕНОЙ ДОСТАЛАСЬ ПОБЕДА И КАК В ТАКИХ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ЛЕНИНГРАДЦЫ ОСТАВАЛИСЬ ЛЮДЬМИ.

4. Изучение нового материала.

Учитель истории: Одновременно с битвой под Москвой гитлеровские войска начали крупное наступление на Ленинград. Гитлер поставил перед своей армией задачу - захватить и уничтожить этот город, стереть его с лица земли.

Ребята, как вы думаете, почему Гитлер хотел уничтожить Ленинград?

Ответы учащихся.

В Ленинграде находились крупнейшие советские военные предприятия, Ленинград являлся крупным морским портом.

Ленинград был нашей культурной и научной столицей, несколько веков он был столицей нашего государства, в Ленинграде находится огромное количество архитектурных памятников. В великолепных дворцах хранятся картины, скульптуры и другие произведения искусства, наконец, это был один из красивейших городов мира.

В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу. Наши войска после упорных кровопролитных боев вынуждены были отступить за реку Неву и Ладожское озеро. ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТЫ.

Ленинград оказался в кольце окружения. Началась блокада.

Как вы понимаете слово БЛОКАДА?

Прикрепить на магнитную доску слово " БЛОКАДА"

Правильно, блокада - это окружение с целью изоляции.

Вражеская авиация и артиллерия ежедневно обстреливали и бомбили город. Ленинградцы маскировочными сетками и мешками закрывали скульптуры, чтобы их не было видно с воздуха. Часть картин и произведений искусства спрятали в подвалы, а часть эвакуировали из города.

Все, кто способен был держать оружие, вышли на защиту Ленинграда. На место ушедших на фронт к станкам становились их жены, их дети. Часто они были такого маленького роста, что не доставали до станков, подставляли ящики, становились на них и продолжали выпускать снаряды.

Кировский завод не прекращал выпуск танков. Танки, поврежденные в боях за Ленинград, прямо с поля боя возвращались в город, там, на заводе их ремонтировали, а утром они снова шли в бой.

В начале сентября при бомбежке сгорели продовольственные склады, где хранились запасы продуктов для города. Так как доставка продуктов из-за блокады была невозможна, в городе начинается голод. Хлеб выдают по карточкам. Норма на ребенка 125 г., на работающих немного больше. ДЕМОНСТРАЦИЯ "БЛОКАДНОГО ХЛЕБА". И это не был хлеб из муки, сюда добавляли опилки, кору деревьев. Люди ели клей, олифу, кожаные ремни.

Учащиеся читают стихи.

ДА, МЫ НЕ СКРОЕМ:

В ЭТИ ДНИ МЫ ЕЛИ ЗЕМЛЮ, КЛЕЙ, РЕМНИ.
НО СЪЕВ ПОХЛЕБКУ ИЗ РЕМНЕЙ,
ВСТАВАЛ К СТАНКУ УПРЯМЫЙ МАСТЕР,

ЧТОБЫ ТОЧИТЬ ОРУДИЙ ЧАСТИ,

НЕОБХОДИМЫЕ ВОЙНЕ.

И ОН ТОЧИЛ, ПОКА РУКА
МОГЛА ПРОИЗВОДИТЬ ДВИЖЕНЬЕ,
И ЕСЛИ ПАДАЛ УСТАНКА,
КАК ПАДАЕТ СОЛДАТ В СРАЖЕНЬИ,

БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ, БЛОКАДНАЯ ВОДА.

БЛОКАДНЫЙ ПУТЬ ПОД ВЬЮГОЙ ЛЕДЯНОЮ,
КАКОЙ БЕССМЕРТЬЕ КУПЛЕНО ЦЕНОЮ-

МОЙ ГОРОД НЕ ЗАБУДЕТ НИКОГДА.

Презентация "Блокадный Ленинград".

В городе не было света, тепла, воды. В декабре люди начали умирать от голода. В квартирах двери не запирались, по утрам санитарные команды обходили дома с вопросом: " Живые есть?", мертвых выносили и складывали у подъезда, чтобы потом отвезти на Пискаревку, где были вырыты траншеи, в которые складывали трупы в одну братскую могилу без гробов. Всего на Пискаревском кладбище покоится почти полмиллиона ленинградцев. Это населения такого города, как Ставрополь. Полмиллиона!!! Сколько это тысяч?

Ответ учащихся.

Там, на Пискаревском кладбище находится музей, а в нем дневник Ленинградской школьницы ТАНИ САВИЧЕВОЙ. Чтобы представить, какой ужас пережила эта 11-летняя девочка, а давайте прочтем страницы ее дневника.

Учащиеся читают по 1 странице.

1 страница. ЖЕНЯ УМЕРЛА 27 ДЕКАБРЯ, В 12 часов 30 минут утра 1941 года.

2 стр. БАБУШКА УМЕРЛА 25 ЯНВАРЯ В 3 часа ДНЯ 1942 года.

3 стр. ЛЕКА УМЕР 17 МАРТА, в 6 ЧАСОВ УТРА 1942 года.

4 стр. ДЯДЯ ВАСЯ УМЕР 13 АПРЕЛЯ В 2 ЧАСА НОЧИ 1942 года.

5 стр. МАМА - 13 мая, в 7 час. 30 мин. утра 1942 года.

6 стр. САВИЧЕВЫ УМЕРЛИ. УМЕРЛИ ВСЕ. ОСТАЛАСЬ ОДНА ТАНЯ.

Таню вывезли по Дороге жизни. Но силы ее были подорваны, и она умерла на большой земле, где были продукты, забота, но не было сил жить...

Но чудеса случались и в блокадном Ленинграде. Прослушайте аудиозапись о чудесном спасении семьи.

Прослушивание аудиозаписи.

Учитель музыки:

- Кто спас эту ленинградскую семью?

- Почему кот приносил свою добычу людям?

Да, забота друг о друге, любовь, человечность помогали оставаться людьми и выживать в этих нечеловеческих условиях.

Учитель истории: Как только льды сковали воды Ладожского озеро Государственный Комитет Обороны принял решение по льду пустить грузовики с продуктами для осажденного Ленинграда, а обратно вывозить женщин и детей. ДЕМОНСТРАЦИЯ СХЕМЫ "ДОРОГА ЖИЗНИ".

Грузовики ехали по ночам с выключенными фарами, чтобы фашистские самолеты не обстреливали и не бомбили их. Двери шоферы не закрывали, чтобы можно было покинуть машину, если попадали в полынью. Дорога Жизни действовала только зимой, пока на Ладоге был лед. Как вы думаете, почему она так называлась? ОНА СПАСАЛА ЖИЗНИ ЛЕНИНГРАДЦАМ.

А блокада продолжалась. Она длилась 892 дня, У вас в учебнике написано 900 дней и ночей. А сколько это лет и месяцев?

2 ГОДА, 5 МЕСЯЦЕВ, 12 ДНЕЙ, Тысячи людей погибли под артиллерийскими обстрелами, умерли от голода и холода. Десятки зданий и дворцов были разрушены. Фашисты ожидали, что весной 1942 года они войдут в пустой мертвый город. Но, несмотря на все трудности, ленинградцы выстояли и выжили. Звучало ленинградское радио, и поэтесса Ольга Бергольц читала стихи, Работали театры.

Что же помогало оставаться им людьми?

Учитель музыки: У них было «секретное» оружие. И это музыка!

9 августа 1942 года в колонном зале Ленинградской филармонии состоялся концерт, запись которого слышали по всему миру. Гитлер был в ярости, так как на этот день он запланировал полное падение блокадного Ленинграда. Уже были напечатаны во вражеской типографии билеты на торжественный банкет в лучшей гостинице города.

Учитель истории: Кто же сидел в зале филармонии?

Учитель музыки: Это были измученные холодом и голодом жители блокадного Ленинграда, моряки, одетые в фуфайки бойцы ПВО, вооруженные пехотинцы. И слушали СИМФОНИЮ! (на доску прикрепить)

- Кто знает, что такое симфония?

Ученик: Симфония – это музыкальное произведение для симфонического оркестра, которое состоит из 4-х частей.

Учитель Музыки: Да, ребята. Это была 7 симфония молодого ленинградского композитора Дмитрия Шостаковича. Он жил и работал в Ленинграде. И когда началась война, он оставался в голодном, осажденном городе и продолжал работать. Тема войны и судьба народа не оставила его в стороне.

Через музыку композитор хотел поддержать и помочь измученным жителям города. Когда писал Шостакович партитуру 7-ой симфонии и, он иногда прерывал свою работу и на партитуре ставил знак ВТ (воздушная тревога) и шел на крышу тушить зажигательные бомбы. Давайте вспомним, что такое партитура? ( слово на доске)

Ученик: Партитура - это …

Закончил писать он симфонию уже не в Ленинграде, а в Куйбышеве, куда его эвакуировали.

Учитель истории: А как же эта музыка вновь вернулась в родной город?

Ученик: Четыре нотные тетради доставили самолетом вместе с медикаментами, как величайшую драгоценность и передали из рук в руки главному дирижеру симфонического оркестра Карлу Элиасбергу. И он пришел в отчаяние: Где искать музыкантов? Дирижер горестно перебирал в памяти скрипачей, духовиков, ударников, которые погибли в снегах долгой и голодной зимы. И тогда по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. Шатаясь от слабости, Карл Элиасберг обходил госпитали в поисках музыкантов. Ударника Жаудата Айдарова он отыскал в мертвецкой. Где и заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись. «Да он же живой!»- воскликнул дирижер, и это мгновение было вторым рождением Жаудата. Без него исполнение «Седьмой» было бы невозможным - ведь он должен был выбивать барабанную дробь в «теме нашествия». С фронта потянулись музыканты. Тромбонист пришел из пулеметной роты, из госпиталя сбежал альтист. Валторниста отрядил в оркестр зенитный полк, флейтиста привезли на санках - у него отнялись ноги. Трубач притопал в валенках, несмотря на весну: распухшие от голода ноги не влезали в другую обувь. Сам дирижер был похож на собственную тень.

(Поднимается занавес - стена, за которой сидят музыканты. Дирижер у пульта. Эта картина показывает первую репетицию.)

Но на первую репетицию они все же собрались. Руки одних огрубели от оружия, у других тряслись от истощения, но все старались изо всех сил держать инструменты, словно от этого зависела их жизнь. Это была самая короткая репетиция в мире, 15 минут, на большее у них не было сил. Пусть слабо, пусть нестройно, пусть фальшиво, но оркестр играл. Несмотря на то, что на время репетиций - два месяца- музыкантам увеличили продуктовый паек и даже получали горячий обед, несколько артистов не дожили до концерта - 9августа 1942 года.

Учитель музыки: Симфония состоит из четырех частей. Первая часть начинается широкой раздольной мелодией в мажоре, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Показывается мирная жизнь ленинградцев, их мечты и планы. И вдруг из далека раздается дробь барабана, а потом появляется и примитивная мелодия. Это начинается «тема нашествия». Поначалу звучание кажется безобидным. Однако этот музыкальный оборот повторяется 11 раз, все более усиливаясь. Сама мелодия не меняется, только уплотняется, становится мощнее, присоединяются новые инструменты, а потом мелодия звучит не одноголосно, а аккордами. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище – скрежещущую машину уничтожения, которая сотрет все живое.

Катит махина – кто преградит ей путь?

Сталь и огонь жаждут сжигать и гнуть. (Алексей Мурашов)

II часть – написана мягко, лирично. Это белые ночи Ленинграда. Светлый образ. III часть написанная в жанре реквиема по погибшим людям. Война унесла их навсегда, музыка трагична и печальна. Финал продолжает борьбу света со тьмой, главная партия набирается энергии сил и побеждает «эпизод нашествия». Музыка воспевает всех, кто погиб в борьбе за мир, а затем происходит утверждение главной партии. Музыка звучит как настоящий символ светлого будущего!

Люди, сидевшие в зале, вжавшись в кресло, закрыв глаза, многие плакали, ведь до победы было еще очень далеко.

Учитель истории: Но ни один вражеский снаряд не упал рядом с филармонией. Наши артиллеристы обрушили за час до концерта на фашистские батареи лавину огня, обеспечив тишину, необходимую для исполнения симфонии. Эта операция называлась «Шквал». И мир, услышав ее, поверил: этот город не сдастся. Этот народ непобедим!

Учитель музыки: Музыку расстрелять нельзя! Потому что каждый делал свое: в окопах, в госпиталях и в залах филармонии. Музыка – это тоже оружие.

 Учитель истории: Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, впервые прозвучавшая в блокадном Ленинграде, когда враг стоял всего в нескольких километрах от Дворцовой площади, сыграла громадную роль в поднятии духа советского народа в борьбе с фашизмом.

Учитель музыки: Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.

4. Закрепление по вопросам:

1. О чем мы говорили сегодня на уроке?

Ответ учащихся.

2. Что такое блокада?

Ответ уч-ся.

3. Сколько длилась блокада Ленинграда?

Ответ уч-ся.

4. Какое секретное оружие было у ленинградцев?

Ответ учащихся.

5. Кто создал Ленинградскую симфонию?

Ответ учащихся.

6. Какое значение имел этот симфонический концерт для ленинградцев, для страны?

6. Подведение итогов.

Каждый на войне совершал подвиги - на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу, на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича сыграла громадную роль в поднятии духа советского народа с фашизмом, в том, что Ленинград выстоял.

Учитель истории:

Опять война,

Опять блокада...

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда: "Не надо, не надо раны бередить..."

Ребята, а может, правда пора забыть о войне?

Ответы учащихся.

Ученица читает отрывок из стихотворения Р.Рождественского "Реквием".

Учитель истории:

Вторая мировая война унесла жизни 13 млн. детей Памяти погибших детей посвящается танец "Дети войны".

Двое учащихся:

Блокадный хлеб... Блокадная вода... Мы это не забудем никогда...

Ученицы раздают "блокадный" хлеб (кусочки черного хлеба).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колотушкина Таисия Федоровна, Фоменко Ольга Владимировна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552338

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства