Тема урока :«Обучение казахским национальным подвижным играм».
Цели урока: формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью; целостное развитие физических и психических качеств; творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи: дидактические задачи: Ознакомить учащихся с историей и возникновением национальных игр,ознакомить и научить учеников казахским национальным подвижным играм.
-оздоровительные задачи: укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническим действиям и приемам базовых видов спорта;
-воспитательные задачи: освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребностей в его укреплении и длительном сохранении; воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективно взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Тип урока: интегрированный урок. физкультура + история казахстана+ информатика.
Оборудование: Канат, проектор и компьютерное оборудование, спортивный инвентарь необходимый для проведения урока, наглядные пособия и т.д.
Эпиграф урока:
То, что я слышу, — я забываю.
То, что я вижу, — я помню.
То, что я делаю, — я понимаю.
Конфуций
древний мыслитель и философ Китая.
Ход урока:
I.Организациооный момент.
Построение, рапорт, сообщение задач урока. Выполнение строевых упражнений. Выполнение общеразвивающих упражнений.
II.Ход урока.
Учитель: Цель нашего урока -ознакомить Вас с историей и возникновением национальных игр, и научить казахским национальным подвижным играм. Но сначала мы должны разделить класс на две команды- на два аула.
Ученики выполняют перестроение из одной шеренги в две, затем из двухшереножного строя перестраиваются в две колонны.
Учитель: Итак у нас две команды. Так как тема нашего урока «Казахские национальные подвижные игры» и учитывая то, что казахи в древние времена вели кочевой образ жизни назовём команды аулами. У нас две команды: 1 команда- «Жолдасбек» аула, вторая «Бердибек» аула. По ходу урока каждая команда по мере выполнения игр будет получать очки –асыки и собирать их в «коржуны».В конце урока мы подведём итоги урока и определим команду победителя.
А теперь я ознакомлю вас с с историей и возникновением казахских национальных подвижных игр.
Этноним «?аза?» появился в XV веке, когда в 1460 году ханы Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на реку Чу, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом — «?аза?» («?аза?тар»), в русском языке — «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое ?, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах». Национальные игры во все времена и эпохи имели огромное общественное значение для народов. Все они возникли в далекой древности и в развитии своем прошли ряд изменений.
Они выполняли обществениные задачи: способствовал развитию у молодёжи силы, ловкости и выносливости, воспитанию храбрости, мужества и остальных свойств, нужных кочевнику-шаруа и воину-сарбазу.
А теперь проверим ваши знания о казахских национальных подвижных играх и проведём блиц-опрос. Команда правильно ответившая на вопрос получает очко и приз -1 асык, который вы должны положить в свой «коржун».
Блиц-викторина.
1 слайд. Как называется национальный вид борьбы изображённый на слайде?1.САМБО.2.?АЗА?ША К?РЕС.3.КУРЕШ.
2 слайд.Как называется игра изображённая на слайде?
1.К?КПАР.2.ОРДО.3.?ЛА? ТАРТЫШ.
3 слайд.Как называется игра изображённая на слайде?
1.ДОЙБЫ.2.НАРДЫ.3.ТО?ЫЗ??МАЛА?
4 слайд.Тушу какого животного используют в национальной игре «К?кпар»?1.БАРАНА.2.КОЗЛА.3.МОЛОДОГО БЫЧКА.
5 слайд. Как называется кочели изображённые на слайде? 1.Д?МПІЛДЕК.2.АЛТЫБА?АН.3.СЕЛКІНШЕК.11.Как н
6 слайд. 1.Назовите положение асыков изображённых на слайде?
чик, табан, бук, алшы
аз Ученики отвечают на вопросы блиц-викторины и получают очки-асыки за каждый правильный ответ.
Учитель: А теперь каждая команда получает карточку-задание. В карточке описывается игра. Вы должны изучить эту игру и выполнить в своих командах. После изучения и выполнения игры, команды должны поменяться местами и карточками-заданиями. Команда«Жолдасбек» аула получает задание изучить игру «Ар?ан тартыс», а команда «Бердибек» аула- изучить игру «Бу?а тартыс».
Ученики выполняют задание в группах и меняются местами. Учитель: А теперь команды должны построиться в две колонны.
выУч Ученики перестраиваются в 2 колонны по одному. Учитель объясняет правила и условия выполнения игры. е никистраМПІ
Игра «Казан»гра “?азан”
От линии старта, где стоят игроки, в 10 шагах стоят вазы для цветов диаметром 20см пустые. Игроки каждой команды поочередно стараются попасть в вазу асыками,соответственно начисляются очки. Победителем считается та команда, который наберет больше очков-асыков.
ить класс на ко Игра “Б?йге”.
1.Поставить 5 м от участников спущенные баскетбольные мячи. Из каждой команды участвуют 2 участника: 1- участник “лощадь”, 2- участник-всадник
Правила игры: быстро пробежать до стойки и обратно. Прибежавший первым побеждает. Очки подсчитываются после каждой пары
манд Игра Игра “Те?ге алу”.
1.Поставить 5 м от участников спущенные баскетбольные мячи. Из каждой команды участвуют 2 участника: 1- участник “лощадь”, 2- участник-всадник
Правила игры: быстро пробежать до стойки на бегу поднять узелок с монетами и, обогнув стойку, вернуться в свою команду обратно.
Прибежавший первым побеждает.Очки подсчитываются после каждой пары.
“Б?йгIII. Заключительная часть урока
Построение. Упражнение на восстановление дыхания. 3мин. Игра на внимание. «Пол-потолок»
Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.
Рефлексия. Ученики берут авторучки, оценивают свою работу записывают на. и приклеивают на 1 или 2 плакат
1.Заглавие 1 плаката : «Мне надо ещё поработать над собой.»
2. Заглавие 2 плаката: « Я доволен уроком.»