kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэзия Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Поэзия Великой Отечественной войны

Тип  урока: формирование знаний

Характеристика темы

Данная тема входит в  раздел  «Литература 1945-1955 годов»

      Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения  живописи (плакаты  художников Кукрыниксы), музыкальное произведение («Священная война» Лебедева-Кумача, «Катюша» М.Исаковского, «Тёмная ночь» Агатова и другие). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии. Изучение  художественных произведений  на уровне диалога с другими искусствами улучшает   восприятия произведений искусства.

Задачи     урока

Образовательные: познакомить  с  поэзией  и песнями периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия,

 как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя

 Развивающие:  содействовать развитию  навыков связной речи, умение слушать,делать записи, выделять главное

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой

позиции студентов; воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны.

 Форма урока:  панорама

Материально –техническое оснащение  урока

 Оборудование: ПК, экран, проектор мультимедиа

 Наглядность: презентация «Поэзия Великой Отечественной войны»

 Дидактический материал: распечатка стихотворений

 Межпредметные  связи: с   историей, с искусством ( живописью, музыкой, кино)

Методы обучения: словесный, наглядный

 

 

Ни одна армия в мире не имела такой силы,

 как наше искусство

Чуйков

 

 Ход урока:

 

1.Организационный этап

Приветствие, сообщение темы, задачи урока, чтение эпиграфа

2. Этап актуализации опорных знаний

Беседа о событиях Великой Отечественной войны по плану:

Даты начала и окончания Великой Отечественной войны

Основные сражения, итог окончания войны

Ассоциации к слову «война»

Цветовая ассоциация к слову «война»

3. Этап изучения нового материала

Лекция с демонстрацией презентации «Поэзия Великой Отечественной войны»

Задание: прослушать лекцию и составить опорный конспект

ОК составляется на чёрном листе бумаги ( он символизирует войну: страх,  смерть, ужас) и цветных стикеров ( они символизируют стихотворения и песни )

Форма работы по составлению ОК: парная

Для создания ролевой ситуации один из студентов становится бойцом

(выходит студент в камуфляже, пилотке  и с автоматом)

План лекции

  1. Роль поэтов в годы Великой Отечественной войны
  2. Поэты – военные корреспонденты газет
  3. Песни и стихи начала войны
  4. Музыка в блокадном Лениграде ( 7 симфония Д.И.Шостаковича)
  5. Творчество К.Симонова («Жди меня»)
  6. Творчество М.Исаковского («Катюша»)
  7. Кино во время войны («Два бойца», «Жди меня»)
  8. Темы стихотворений и песен Великой Отечественной войны
  9. Роль лирики во время войны

 

Начало войны: смерть, страх, ужас. Все мужчины идут на фронт.

Песня «Вставай страна огромная» ( плакаты Кукрыниксы)

   Нужно поддержать их дух. Что может поддержать их дух? Поэзия стала мощным оружием в войне. Поэзия Великой Отечественной войны – явление необозримое. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который смог выразится в таком жанре, как стихи Потрясение  отлилось в бронзу, эта бронза в поэзию. Перо было  приравнено к штыку. Писатели и поэты ушли на фронт. В Советской Армии была введена должность «писатель».

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.

В блокадном Ленинграде, где нечего есть, где люди сотнями  падают на улице и некому их поднимать композитор  Д. Шестакович создаёт свою Симфонию, которую ходят слушать люди.

Симфония Д.Шестаковича №7

Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». Стихи печатались в газетах, писатели и поэты стали военными корреспондентами. И в полевых условиях создавали мощное оружие: стихотворение и песни.

И вот боец отправляется защищать свою землю. Провожает его на фронт девушка.

Песня «Катюша» М.Исаковского ( краткая история)

А за что идёт воевать наш солдат? Конечно, за Родину

Именно в годы войны произошло становление творчества К.Симонова. Слово Родина. Родина – самое дорогое, самое близкое. Ни берёзы, ни родной земли, с городами и деревнями, лесами и полянами не отдадим врагу.

Чтение отрывка из стихотворения «Родина»

Да отступали, теряли друзей и родных. Самое страшное на любой войне – это потери. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из этих дней – это кровь, смерть, горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость общих и малых побед

Отрывок из стихотворения К.Симонова «Смерть друга»

Обостренное чувство Родины, чувство любви к тому, что осталось за чертой. Фронтовая жизнь усиливала чувство любви к жене, подруге, детям, матери. Менялся в войну человек – острее чувствовал время, момент, миг, и конечно, возвышеннее относился к любви. Вера, надежда и любовь слышались в письмах фронтовиков. Из этих писем рождались стихи и песни.

Письма с фронта в треугольных конвертах. Когда ты боец мог его написать?  Кому ты пишешь его боец?( на привале, на отдыхе, после боя)

Поэзия Великой Отечественной войны отражает важные человеческие ценности: любовь, долг, ценность семьи, уважение к другу, родным, любовь к Родине, чувство патриотизма. Многие стихи стали песнями и вошли в культуру и историю нашего народа. А мы должны помнить о том великом подвиге и чтить тех, кто спас жизнь на земле от фашизма.

Стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( краткая история)

О создании фильмов на алматинской киностудии

Песня А.Агатова «Тёмная ночь» ( краткая история)

 И вот любимая девушка, которая ждёт бойца получает его письмо

А как же там девушка? Она работает у станка.

Плакаты «Всё для фронта, всё для победы»

Женщины заменили мужчин: растили хлеб, работали на заводах, шли в бой, работали в госпитале, писали стихи

АА.Ахматова «Мужество»

1814 дней и ночей беспримерного мужества, миллионы жизней. Литература рядом с солдатами Лирика умеет говорить как никакой другой род литературы, умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Лирика воспевала мужество, связывала сердца людей, врачевала души, вселяла надежду и ненависть к врагу.

Уроки мужества и воинской чести давали им стихи, звали  к вершинам человеческого духа. И люди спасли мир от фашизма.

Беспримерное мужество нашего солдата никогда не забудем мы.

Песня «День победы»

4. Этап первичного закрепления знаний

Беседа:

1.Почему именно на чёрном листе мы составляли ОК?

2.Каким он стал по цвету к концу урока?

3.Почему это произошло?

4.Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?

5.Какие темы поднимала поэзия в годы войны?

 

5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия

Задание : продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал (а)………………….

Каким бы цветом вы выразили своё отношение к уроку?

6. Этап информации о домашнем задании: выучить наизусть любое стихотворение , написанное в годы войны

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия Великой Отечественной войны »


Сабақтың тақырыбы / Тема урока: Поэзия Великой Отечественной войны


Сабақтың типі /Тип урока: формирование знаний

Сабақ мақсаты / Цель урока:

Характеристика темы

Данная тема входит в раздел «Литература 1945-1955 годов».

На изучение этой темы отводится 1 час.

Урок проводится с демонстрацией презентации.

Связь с проблемной темой преподавателя

Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения живописи (плакаты художников Кукрыниксы), музыкальное произведение («Священная война» Лебедева-Кумача, «Катюша» М.Исаковского, «Тёмная ночь» Агатова и другие). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии. Изучение художественных произведений на уровне диалога с другими искусствами улучшает восприятия произведений искусства.


Сабақтың мәселелері

Задачи урока

Білімділік / Образовательные: познакомить с поэзией и песнями

периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия,

как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя

Дамытушылық / Развивающие: содействовать развитию навыков

связной речи, умение слушать,делать записи, выделять главное

Тәрбиелік / Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой

позиции студентов; воспитывать чувство патриотизма, уважительного

отношения к историческому прошлому своей страны.



Сабақтың Түрі / Форма урока: панорама

Материалдық және техникалық жағынан жабдықтау

Материально –техническое оснащение урока

Жабдығы / Оборудование: ПК, экран, проектор мультимедиа


Көрнекілігі / Наглядность: презентация «Поэзия Великой Отечественной войны»


Дидактикалық материалы / Дидактический материал: распечатка стихотворений


Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи: с историей, с искусством ( живописью, музыкой, кино)


Білім беру тәсілі / Методы обучения: словесный, наглядный


Оқыту үрдісін ұйымдастыру түрі / Формы организации учебной деятельности: лекция с демонстрацией презентации, беседа, составление ОК.


Сабақтың құрылымы / Структура урока:

  • 1. Организационный этап ( 2-3 мин)

  • 2. Этап актуализации опорных знаний ( 5 минут)

  • 3. Этап изучения нового материала ( 20 минут)

  • 4. Этап первичного закрепления знаний (5-7 минут)

  • 5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия ( 5 минут)

  • 6. Этап информации о домашнем задании ( 3 минуты)




Ни одна армия в мире не имела такой силы,

как наше искусство

Чуйков


Сабақтың барысы / Ход урока:


  1. Организационный этап

Приветствие, сообщение темы, задачи урока, чтение эпиграфа

2. Этап актуализации опорных знаний

Беседа о событиях Великой Отечественной войны по плану:

  • Даты начала и окончания Великой Отечественной войны

  • Основные сражения, итог окончания войны

  • Ассоциации к слову «война»

  • Цветовая ассоциация к слову «война»


3. Этап изучения нового материала

Лекция с демонстрацией презентации «Поэзия Великой Отечественной войны»

Задание: прослушать лекцию и составить опорный конспект

ОК составляется на чёрном листе бумаги ( он символизирует войну: страх, смерть, ужас) и цветных стикеров ( они символизируют стихотворения и песни )

Форма работы по составлению ОК: парная

Для создания ролевой ситуации один из студентов становится бойцом

(выходит студент в камуфляже, пилотке и с автоматом)

План лекции

  1. Роль поэтов в годы Великой Отечественной войны

  2. Поэты – военные корреспонденты газет

  3. Песни и стихи начала войны

  4. Музыка в блокадном Лениграде ( 7 симфония Д.И.Шостаковича)

  5. Творчество К.Симонова («Жди меня»)

  6. Творчество М.Исаковского («Катюша»)

  7. Кино во время войны («Два бойца», «Жди меня»)

  8. Темы стихотворений и песен Великой Отечественной войны

  9. Роль лирики во время войны


Начало войны: смерть, страх, ужас. Все мужчины идут на фронт.

Песня «Вставай страна огромная» ( плакаты Кукрыниксы)

Нужно поддержать их дух. Что может поддержать их дух? Поэзия стала мощным оружием в войне. Поэзия Великой Отечественной войны – явление необозримое. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который смог выразится в таком жанре, как стихи Потрясение отлилось в бронзу, эта бронза в поэзию. Перо было приравнено к штыку. Писатели и поэты ушли на фронт. В Советской Армии была введена должность «писатель».

Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.

В блокадном Ленинграде, где нечего есть, где люди сотнями падают на улице и некому их поднимать композитор Д. Шестакович создаёт свою Симфонию, которую ходят слушать люди.

Симфония Д.Шестаковича №7

Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». Стихи печатались в газетах, писатели и поэты стали военными корреспондентами. И в полевых условиях создавали мощное оружие: стихотворение и песни.

И вот боец отправляется защищать свою землю. Провожает его на фронт девушка.

Песня «Катюша» М.Исаковского ( краткая история)

А за что идёт воевать наш солдат? Конечно, за Родину

Именно в годы войны произошло становление творчества К.Симонова. Слово Родина. Родина – самое дорогое, самое близкое. Ни берёзы, ни родной земли, с городами и деревнями, лесами и полянами не отдадим врагу.

Чтение отрывка из стихотворения «Родина»

Да отступали, теряли друзей и родных. Самое страшное на любой войне – это потери. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из этих дней – это кровь, смерть, горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость общих и малых побед

Отрывок из стихотворения К.Симонова «Смерть друга»

Обостренное чувство Родины, чувство любви к тому, что осталось за чертой. Фронтовая жизнь усиливала чувство любви к жене, подруге, детям, матери. Менялся в войну человек – острее чувствовал время, момент, миг, и конечно, возвышеннее относился к любви. Вера, надежда и любовь слышались в письмах фронтовиков. Из этих писем рождались стихи и песни.

Письма с фронта в треугольных конвертах. Когда ты боец мог его написать? Кому ты пишешь его боец?( на привале, на отдыхе, после боя)

Поэзия Великой Отечественной войны отражает важные человеческие ценности: любовь, долг, ценность семьи, уважение к другу, родным, любовь к Родине, чувство патриотизма. Многие стихи стали песнями и вошли в культуру и историю нашего народа. А мы должны помнить о том великом подвиге и чтить тех, кто спас жизнь на земле от фашизма.

Стихотворение К.Симонова «Жди меня» ( краткая история)

О создании фильмов на алматинской киностудии

Песня А.Агатова «Тёмная ночь» ( краткая история)

И вот любимая девушка, которая ждёт бойца получает его письмо

А как же там девушка? Она работает у станка.

Плакаты «Всё для фронта, всё для победы»

Женщины заменили мужчин: растили хлеб, работали на заводах, шли в бой, работали в госпитале, писали стихи

АА.Ахматова «Мужество»

1814 дней и ночей беспримерного мужества, миллионы жизней. Литература рядом с солдатами Лирика умеет говорить как никакой другой род литературы, умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Лирика воспевала мужество, связывала сердца людей, врачевала души, вселяла надежду и ненависть к врагу.

Уроки мужества и воинской чести давали им стихи, звали к вершинам человеческого духа. И люди спасли мир от фашизма.

Беспримерное мужество нашего солдата никогда не забудем мы.

Песня «День победы»


4. Этап первичного закрепления знаний

Беседа:

  1. Почему именно на чёрном листе мы составляли ОК?

  2. Каким он стал по цвету к концу урока?

  3. Почему это произошло?

  4. Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?

  5. Какие темы поднимала поэзия в годы войны?


5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия

Задание : продолжите фразу

Сегодня на уроке я узнал (а)………………….

Каким бы цветом вы выразили своё отношение к уроку?

6. Этап информации о домашнем задании: выучить наизусть любое стихотворение , написанное в годы войны




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэзия Великой Отечественной войны

Автор: Замятина Татьяна Петровна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Внеклассное мероприятие по литературе "Поэзия Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(85) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "214157"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432222127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация по теме: "Поэзия Великой Отечественной войны" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-po-tiemie-poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "219176"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434032725"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Поэзия Великой Отечественной войны"
    ["seo_title"] => string(36) "poeziia_velikoi_otechestvennoi_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "553657"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1592551140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Историко-литературная игра  «Великая Отечественная война: год за годом». "
    ["seo_title"] => string(79) "istoriko-litieraturnaia-ighra-vielikaia-otiechiestviennaia-voina-ghod-za-ghodom"
    ["file_id"] => string(6) "151990"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420795749"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны "Сороковые. роковые.""
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_literaturnoi_gostinoi_posviashchennoi_poezii_velikoi_otechestvennoi_vo"
    ["file_id"] => string(6) "635611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1692209510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства