Данная тема входит в раздел «Литература 1945-1955 годов»
Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения живописи (плакаты художников Кукрыниксы), музыкальное произведение («Священная война» Лебедева-Кумача, «Катюша» М.Исаковского, «Тёмная ночь» Агатова и другие). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии. Изучение художественных произведений на уровне диалога с другими искусствами улучшает восприятия произведений искусства.
Задачи урока
Образовательные: познакомить с поэзией и песнями периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия,
как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя
позиции студентов; воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны.
Форма урока: панорама
Материально –техническое оснащение урока
Оборудование: ПК, экран, проектор мультимедиа
Наглядность: презентация «Поэзия Великой Отечественной войны»
Дидактический материал: распечатка стихотворений
Межпредметные связи: с историей, с искусством ( живописью, музыкой, кино)
Методы обучения: словесный, наглядный
Ни одна армия в мире не имела такой силы,
как наше искусство
Чуйков
Ход урока:
1.Организационный этап
Приветствие, сообщение темы, задачи урока, чтение эпиграфа
2. Этап актуализации опорных знаний
Беседа о событиях Великой Отечественной войны по плану:
Даты начала и окончания Великой Отечественной войны
Основные сражения, итог окончания войны
Ассоциации к слову «война»
Цветовая ассоциация к слову «война»
3. Этап изучения нового материала
Лекция с демонстрацией презентации «Поэзия Великой Отечественной войны»
Задание: прослушать лекцию и составить опорный конспект
ОК составляется на чёрном листе бумаги ( он символизирует войну: страх, смерть, ужас) и цветных стикеров ( они символизируют стихотворения и песни )
Форма работы по составлению ОК: парная
Для создания ролевой ситуации один из студентов становится бойцом
(выходит студент в камуфляже, пилотке и с автоматом)
План лекции
Роль поэтов в годы Великой Отечественной войны
Поэты – военные корреспонденты газет
Песни и стихи начала войны
Музыка в блокадном Лениграде ( 7 симфония Д.И.Шостаковича)
Творчество К.Симонова («Жди меня»)
Творчество М.Исаковского («Катюша»)
Кино во время войны («Два бойца», «Жди меня»)
Темы стихотворений и песен Великой Отечественной войны
Роль лирики во время войны
Начало войны: смерть, страх, ужас. Все мужчины идут на фронт.
Песня «Вставай страна огромная» ( плакаты Кукрыниксы)
Нужно поддержать их дух. Что может поддержать их дух? Поэзия стала мощным оружием в войне. Поэзия Великой Отечественной войны – явление необозримое. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который смог выразится в таком жанре, как стихи Потрясение отлилось в бронзу, эта бронза в поэзию. Перо было приравнено к штыку. Писатели и поэты ушли на фронт. В Советской Армии была введена должность «писатель».
Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.
В блокадном Ленинграде, где нечего есть, где люди сотнями падают на улице и некому их поднимать композитор Д. Шестакович создаёт свою Симфонию, которую ходят слушать люди.
Симфония Д.Шестаковича №7
Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». Стихи печатались в газетах, писатели и поэты стали военными корреспондентами. И в полевых условиях создавали мощное оружие: стихотворение и песни.
И вот боец отправляется защищать свою землю. Провожает его на фронт девушка.
Песня «Катюша» М.Исаковского ( краткая история)
А за что идёт воевать наш солдат? Конечно, за Родину
Именно в годы войны произошло становление творчества К.Симонова. Слово Родина. Родина – самое дорогое, самое близкое. Ни берёзы, ни родной земли, с городами и деревнями, лесами и полянами не отдадим врагу.
Чтение отрывка из стихотворения «Родина»
Да отступали, теряли друзей и родных. Самое страшное на любой войне – это потери. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из этих дней – это кровь, смерть, горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость общих и малых побед
Отрывок из стихотворения К.Симонова «Смерть друга»
Обостренное чувство Родины, чувство любви к тому, что осталось за чертой. Фронтовая жизнь усиливала чувство любви к жене, подруге, детям, матери. Менялся в войну человек – острее чувствовал время, момент, миг, и конечно, возвышеннее относился к любви. Вера, надежда и любовь слышались в письмах фронтовиков. Из этих писем рождались стихи и песни.
Письма с фронта в треугольных конвертах. Когда ты боец мог его написать? Кому ты пишешь его боец?( на привале, на отдыхе, после боя)
Поэзия Великой Отечественной войны отражает важные человеческие ценности: любовь, долг, ценность семьи, уважение к другу, родным, любовь к Родине, чувство патриотизма. Многие стихи стали песнями и вошли в культуру и историю нашего народа. А мы должны помнить о том великом подвиге и чтить тех, кто спас жизнь на земле от фашизма.
И вот любимая девушка, которая ждёт бойца получает его письмо
А как же там девушка? Она работает у станка.
Плакаты «Всё для фронта, всё для победы»
Женщины заменили мужчин: растили хлеб, работали на заводах, шли в бой, работали в госпитале, писали стихи
АА.Ахматова «Мужество»
1814 дней и ночей беспримерного мужества, миллионы жизней. Литература рядом с солдатами Лирика умеет говорить как никакой другой род литературы, умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Лирика воспевала мужество, связывала сердца людей, врачевала души, вселяла надежду и ненависть к врагу.
Уроки мужества и воинской чести давали им стихи, звали к вершинам человеческого духа. И люди спасли мир от фашизма.
Беспримерное мужество нашего солдата никогда не забудем мы.
Песня «День победы»
4. Этап первичного закрепления знаний
Беседа:
1.Почему именно на чёрном листе мы составляли ОК?
2.Каким он стал по цвету к концу урока?
3.Почему это произошло?
4.Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?
5.Какие темы поднимала поэзия в годы войны?
5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия
Задание : продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал (а)………………….
Каким бы цветом вы выразили своё отношение к уроку?
6. Этап информации о домашнем задании: выучить наизусть любое стихотворение , написанное в годы войны
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Поэзия Великой Отечественной войны »
Сабақтың тақырыбы /Тема урока: Поэзия Великой Отечественной войны
Сабақтың типі /Тип урока: формирование знаний
Сабақ мақсаты / Цель урока:
Характеристика темы
Данная тема входит в раздел «Литература 1945-1955 годов».
На изучение этой темы отводится 1 час.
Урок проводится с демонстрацией презентации.
Связь с проблемной темой преподавателя
Данный урок является одним из видов работ по опытно-экспериментальной теме: «Межпредметные связи и интеграция на уроках русского языка и литературы». На уроке используются произведения живописи (плакаты художников Кукрыниксы), музыкальное произведение («Священная война» Лебедева-Кумача, «Катюша» М.Исаковского, «Тёмная ночь» Агатова и другие). Таким образом осуществляется интегрированная связь различных видов искусства: музыки, живописи, поэзии. Изучение художественных произведений на уровне диалога с другими искусствами улучшает восприятия произведений искусства.
Сабақтың мәселелері
Задачи урока
Білімділік / Образовательные: познакомить с поэзией и песнями
периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия,
как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя
Дамытушылық / Развивающие: содействовать развитию навыков
Көрнекілігі / Наглядность: презентация «Поэзия Великой Отечественной войны»
Дидактикалық материалы / Дидактический материал: распечатка стихотворений
Пәнаралық байланыс / Межпредметные связи: с историей, с искусством ( живописью, музыкой, кино)
Білім беру тәсілі / Методы обучения: словесный, наглядный
Оқыту үрдісін ұйымдастыру түрі / Формы организации учебной деятельности: лекция с демонстрацией презентации, беседа, составление ОК.
Сабақтың құрылымы / Структура урока:
1. Организационный этап ( 2-3 мин)
2. Этап актуализации опорных знаний ( 5 минут)
3. Этап изучения нового материала ( 20 минут)
4. Этап первичного закрепления знаний (5-7 минут)
5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия ( 5 минут)
6. Этап информации о домашнем задании ( 3 минуты)
Ни одна армия в мире не имела такой силы,
как наше искусство
Чуйков
Сабақтың барысы / Ход урока:
Организационный этап
Приветствие, сообщение темы, задачи урока, чтение эпиграфа
2. Этап актуализации опорных знаний
Беседа о событиях Великой Отечественной войны по плану:
Даты начала и окончания Великой Отечественной войны
Основные сражения, итог окончания войны
Ассоциации к слову «война»
Цветовая ассоциация к слову «война»
3. Этап изучения нового материала
Лекция с демонстрацией презентации «Поэзия Великой Отечественной войны»
Задание: прослушать лекцию и составить опорный конспект
ОК составляется на чёрном листе бумаги ( он символизирует войну: страх, смерть, ужас) и цветных стикеров ( они символизируют стихотворения и песни )
Форма работы по составлению ОК: парная
Для создания ролевой ситуации один из студентов становится бойцом
(выходит студент в камуфляже, пилотке и с автоматом)
План лекции
Роль поэтов в годы Великой Отечественной войны
Поэты – военные корреспонденты газет
Песни и стихи начала войны
Музыка в блокадном Лениграде ( 7 симфония Д.И.Шостаковича)
Творчество К.Симонова («Жди меня»)
Творчество М.Исаковского («Катюша»)
Кино во время войны («Два бойца», «Жди меня»)
Темы стихотворений и песен Великой Отечественной войны
Роль лирики во время войны
Начало войны: смерть, страх, ужас. Все мужчины идут на фронт.
Песня «Вставай страна огромная» ( плакаты Кукрыниксы)
Нужно поддержать их дух. Что может поддержать их дух? Поэзия стала мощным оружием в войне. Поэзия Великой Отечественной войны – явление необозримое. Экстремальные условия создали такой душевный напор, который смог выразится в таком жанре, как стихи Потрясение отлилось в бронзу, эта бронза в поэзию. Перо было приравнено к штыку. Писатели и поэты ушли на фронт. В Советской Армии была введена должность «писатель».
Известно, что в годы войны многие представители мира искусства (писатели, поэты, композиторы, художники, актёры…) встали в ряды защитников Родины. С оружием в руках они защищали Родину, а в короткие минуты отдыха писали, передавая в своих произведениях настроения, переживания участников сражений. В суровое военное время советская песня стала мощным идейным оружием. Она была неотъемлемой частью быта на фронте и в тылу, звала в бой за Родину и получала живой отклик в сердцах людей.
В блокадном Ленинграде, где нечего есть, где люди сотнями падают на улице и некому их поднимать композитор Д. Шестакович создаёт свою Симфонию, которую ходят слушать люди.
Симфония Д.Шестаковича №7
Не случайно герой Великой Отечественной войны маршал Чуйков сказал, что «ни одна армия в мире не имела такой силы, как наше искусство». Стихи печатались в газетах, писатели и поэты стали военными корреспондентами. И в полевых условиях создавали мощное оружие: стихотворение и песни.
И вот боец отправляется защищать свою землю. Провожает его на фронт девушка.
Песня «Катюша» М.Исаковского ( краткая история)
А за что идёт воевать наш солдат? Конечно, за Родину
Именно в годы войны произошло становление творчества К.Симонова. Слово Родина. Родина – самое дорогое, самое близкое. Ни берёзы, ни родной земли, с городами и деревнями, лесами и полянами не отдадим врагу.
Чтение отрывка из стихотворения «Родина»
Да отступали, теряли друзей и родных. Самое страшное на любой войне – это потери. Путь к победе был труден и долог. 1418 дней войны. И каждый из этих дней – это кровь, смерть, горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей, радость общих и малых побед
Отрывок из стихотворения К.Симонова «Смерть друга»
Обостренное чувство Родины, чувство любви к тому, что осталось за чертой. Фронтовая жизнь усиливала чувство любви к жене, подруге, детям, матери. Менялся в войну человек – острее чувствовал время, момент, миг, и конечно, возвышеннее относился к любви. Вера, надежда и любовь слышались в письмах фронтовиков. Из этих писем рождались стихи и песни.
Письма с фронта в треугольных конвертах. Когда ты боец мог его написать? Кому ты пишешь его боец?( на привале, на отдыхе, после боя)
Поэзия Великой Отечественной войны отражает важные человеческие ценности: любовь, долг, ценность семьи, уважение к другу, родным, любовь к Родине, чувство патриотизма. Многие стихи стали песнями и вошли в культуру и историю нашего народа. А мы должны помнить о том великом подвиге и чтить тех, кто спас жизнь на земле от фашизма.
И вот любимая девушка, которая ждёт бойца получает его письмо
А как же там девушка? Она работает у станка.
Плакаты «Всё для фронта, всё для победы»
Женщины заменили мужчин: растили хлеб, работали на заводах, шли в бой, работали в госпитале, писали стихи
АА.Ахматова «Мужество»
1814 дней и ночей беспримерного мужества, миллионы жизней. Литература рядом с солдатами Лирика умеет говорить как никакой другой род литературы, умеет говорить всеми голосами человеческого сердца. Лирика воспевала мужество, связывала сердца людей, врачевала души, вселяла надежду и ненависть к врагу.
Уроки мужества и воинской чести давали им стихи, звали к вершинам человеческого духа. И люди спасли мир от фашизма.
Беспримерное мужество нашего солдата никогда не забудем мы.
Песня «День победы»
4. Этап первичного закрепления знаний
Беседа:
Почему именно на чёрном листе мы составляли ОК?
Каким он стал по цвету к концу урока?
Почему это произошло?
Какова роль поэзии в годы Великой Отечественной войны?
Какие темы поднимала поэзия в годы войны?
5. Этап подведения итогов урока. Рефлексия
Задание : продолжите фразу
Сегодня на уроке я узнал (а)………………….
Каким бы цветом вы выразили своё отношение к уроку?
6. Этап информации о домашнем задании: выучить наизусть любое стихотворение , написанное в годы войны