Управление образования Кызылординской области.
Кызылординский аграрно-технический колледж имени И.Абдукаримова.
Профессиональный русский язык.
Курс: второй.
Группа: РС-20о
Грамматическая тема урока: Деепричастный оборот.
Речевая теме урока: Черты характера.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Интегрированный (русский язык и психология, самопознание).
Цели:
образовательные: актуализировать прежние знания о деепричастии; формировать умения и навыки ситуативно уместного употребления деепричастных оборотов в связной речи,, разграничивания одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; продолжить работу над развитием речи и обогащением словарного запаса учащихся;
воспитательные: формирование правильных жизненных взглядов, умений видеть хорошее друг в друге; повышение творческой активности и интереса к предмету; способствовать формированию положительных черт характера;
развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения и фантазии, воли, наблюдательности, артистизма и других психических функций учащихся.
Методы: коммуникативный, методы духовно-нравственного развития личности (настрой на позитивные мысли, этические игры, разыгрывание сценок), интерактивные методы обучения, технология игрового обучения.
Оборудование и наглядность: интерактивная доска, тексты, флипчарды, видеосюжет, плакаты и маркеры.
Межпредметная связь: психология, самопознание.
Ход урока.
1.Актуализация.
А) Настрой на позитивные мысли.
Б) Проверка домашнего задания.
Чтение эссе на одну из тем: «Что такое культура?», «Кого можно назвать культурным человеком?».
2.Осмысление.
А) Определение понятия характер.
-Ребята, что вы можете сказать об этом человеке? (На интерактивной доске преподаватель рисует человека, вернее его силуэт). Пока ничего, так как нам ничего о нем неизвестно. Мы не знаем, как он выглядит и какой у него характер. Нам нужно изучить его. Для начала дадим ему имя. Давайте назовем его просто: Человек. А как вы думаете, что главное в изучении Человека? (внешность, характер…) Наверное, характер. Нельзя узнать характер Человека,не общаясь с ним, не зная, как он поведет себя в той или иной ситуации… А что такое вообще характер? (учащиеся переводят слово характер на родной язык).
Б) Работа в группах. Прочитайте тексты. Скажите, что общего в этих рассказах. О каких чертах характера в них говорится?
Первая группа. Осколки доброты.
Вторая группа. Потому что я – человек.
Вывод: Люди должны заботиться друг о друге. Заботливость, доброжелательность, добродушие – положительные черты характера.
(На интерактивной доске рядом с изображением человека появляются слова заботливость, доброжелательность, добродушие.)
В) Игра «У кого какой характер».
(На интерактивной доске рядом с человеком появляются слова хитрость, грубость, надменность, благородство, храбрость, справедливость, мужество.)
Г) Профессия и характер.
Предтекстовая работа.
1.Подбор родственных слов.
Характер – …
2.Определение значения фразеологизмов.
Без характера –
Выдержать характер –
Человек с характером –
Работа над текстовым материалом.
1.Прочитайте рассказ Елизаветы Ауэрбах «Я поздно понял…».
2.Словарная работа.
Послетекстовая работа.
1.Эвристическая беседа по содержанию текста.
2.Введение в грамматику.
- Ребята, давайте определим, что означает конструкция «рано овдовев». Это значит, что женщина очень рано потеряла мужа. Какой частью речи является «овдовев»? Это, как вы сами знаете, деепричастие. Давайте вспомним все о деепричастии и составим опорную схему (схема скрыта на интерактивной доске).
- Ребята, иногда одного деепричастия бывает недостаточно для раскрытия полного смысла предложения. В русском языке для передачи более точной информации деепричастие используется вместе с зависимыми словами. Как же их называют в науке о языке? Их называют деепричастными оборотами.
Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно употреблять в речи деепричастные обороты, выделять их на письме знаками препинания, а также определять их синтаксическую функцию в предложении.
Итак, ребята, запишите в тетради:
Грамматическая тема урока: Деепричастный оборот.
Речевая тема: Черты характера.
Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Д.о. в предложении выполняет функции обстоятельства.
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми:
Если д.о. находится в начале предложения, запятая ставится после него.
Если д.о. находится в середине предложения, запятая ставится с двух сторон.
Если д.о. находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.
- Давайте вернемся к текстам «Осколки доброты» и «Потому что я – человек». Обратите внимание на эти предложения:
Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (Здесь два деепричастных оборота относятся к одному и тому же лицу и соединены союзом и. Они находятся в конце предложения, поэтому мы ставим запятую перед первым оборотом.)
Отец, не заметив камень, споткнулся и ушиб ногу. (Здесь деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с двух сторон.)
Кряхтя от боли, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.
(Здесь первый деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому ставим запятую после него. Второй деепричастный оборот находится в конце предложения, и мы ставим запятую перед ним.)
- Ребята, есть ли в этих текстах еще предложения с деепричастным оборотом? Давайте проанализируем их.
3.Нахождение деепричастных оборотов в тексте «Я поздно понял…».
4.Работа в группах. Опишите черты характера главного героя рассказа, подтвердите ответы примерами из текста.
Первая группа. Вторая группа
До смерти матери. После смерти матери.
5.—Ребята, деепричастия часто встречаются в составе фразеологизмов. Во многом они указывают на черты характера человека. Давайте рассмотрим значения некоторых из них. (На интерактивной доске скрыты слова, данные в скобках).
Стиснув зубы – преодолевая внутреннее сопротивление, не показывая своих истинных чувств (лживость).
Спустя рукава – безответственно относиться к чему-либо, небрежно выполнять какую-то работу (безответственность, небрежность).
Сидеть сложа руки – лодырничать, ничего не делать (леность).
Засучив рукава – делать что-либо старательно и усердно (трудолюбие).
Положа руку на сердце – совершенно искренне (добросердечность).
Не покладая рук – очень усердно, старательно, без перерывов выполнять какую-то работу (трудолюбие).
Запомните! Деепричастие в составе фразеологизмов не является деепричастным оборотом.
6. Игра-пантонима. Работа в группах.
7.Работа в группах. Трансформирование простых осложненных предложений в сложноподчиненные предожения.
3.Рефлексия.
1.-Ребята, к сожалению, многие наши современники утратили некоторые положительные черты характера. Предлагаю вашему вниманию видеозапись сказки на современный лад «Репка», в съемках которой вы приняли активное участие.
(Просмотр видеозаписи сказки на современный лад «Репка» на интерактивной доске)
- Скажите, какими чертами характера наделены современные герои сказки.
Выводы: отрицательные черты характера – эгоизм, леность, безжалостность, хитрость, избалованность.
2.Минутное тестирование по теме (пользуемся тестерами).
3.Выводы:
4.Домашнее задание ( на выбор).
а) Определите характер своих младших братьев или сестер и напишите небольшое эссе. Для этого проведите тестирование с помощью цветов.
Настроение ребенка может выразиться во время раскрашивания рисунков. Дайте им, к примеру, рисунок горящей свечки и попросите его раскрасить.
Наблюдения психологов показали, что у людей, использующих в своих рисунках преимущественно черный цвет, обычно много эмоциональных проблем. У любителей красного цвета излишне неспокойный характер. Более спокойны по натуре те, кто чаще в рисунках использует синий (голубой) цвет. Розовый цвет говорит о том, что человек доброжелателен, полон любви.
б)Используя материал текста «Характер и темперамент», попробуйте определить тип своего темперамента и напишите эссе-откровение «Какой я человек?», используя деепричастные обороты.