kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока русского языка в колледже

Нажмите, чтобы узнать подробности

Управление образования Кызылординской области.

Кызылординский аграрно-технический колледж имени И.Абдукаримова.

Профессиональный русский язык.

Курс: второй.

Группа: РС-20о

Грамматическая тема урока: Деепричастный оборот.

Речевая теме урока: Черты характера.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Интегрированный (русский язык и психология, самопознание).

Цели:

образовательные: актуализировать  прежние  знания о деепричастии; формировать  умения  и навыки  ситуативно уместного  употребления деепричастных оборотов в связной речи,, разграничивания  одиночных деепричастий  и деепричастных оборотов; продолжить  работу над  развитием  речи и обогащением словарного запаса учащихся;                                                           

 воспитательные: формирование правильных жизненных взглядов, умений видеть хорошее друг в друге; повышение творческой  активности и интереса к предмету; способствовать формированию положительных черт характера;

развивающие: развитие памяти, логического  мышления, воображения и фантазии, воли, наблюдательности, артистизма и других психических функций учащихся.

Методы: коммуникативный, методы духовно-нравственного развития личности (настрой на позитивные мысли, этические игры, разыгрывание сценок), интерактивные методы обучения, технология игрового обучения.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, тексты, флипчарды, видеосюжет, плакаты и маркеры.  

Межпредметная связь: психология, самопознание.

Ход урока.

1.Актуализация.

А) Настрой на позитивные мысли.

Б) Проверка домашнего задания.

Чтение эссе на одну из тем: «Что такое культура?», «Кого можно назвать культурным человеком?».

2.Осмысление.

А) Определение понятия характер.

-Ребята, что вы можете сказать об этом человеке? (На интерактивной доске преподаватель рисует человека, вернее его силуэт). Пока ничего, так как нам ничего о нем неизвестно. Мы не знаем, как он выглядит и какой у него характер. Нам нужно изучить его.  Для начала дадим ему имя. Давайте назовем его просто: Человек. А как вы думаете, что главное в изучении Человека? (внешность, характер…) Наверное, характер. Нельзя узнать характер Человека,не общаясь с ним, не зная, как он поведет себя в той или иной ситуации…  А что такое вообще характер? (учащиеся переводят слово характер на родной язык).   

Б) Работа в группах. Прочитайте тексты. Скажите, что общего в этих рассказах. О каких чертах характера  в них говорится?

Первая группа.                                         Осколки доброты.

Вторая группа.                                      Потому что я – человек.

Вывод: Люди должны заботиться друг о друге. Заботливость, доброжелательность, добродушие – положительные черты характера.

(На интерактивной доске рядом с изображением человека появляются слова заботливость, доброжелательность, добродушие.)

В) Игра «У кого какой характер».

 (На интерактивной доске рядом с человеком появляются слова хитрость, грубость, надменность, благородство, храбрость, справедливость, мужество.)

Г) Профессия и характер.

Предтекстовая работа.

1.Подбор родственных слов.

Характер –  …

2.Определение значения фразеологизмов.

Без характера –

Выдержать характер –

Человек с характером –  

Работа над текстовым материалом.

1.Прочитайте рассказ Елизаветы  Ауэрбах «Я поздно понял…».

 2.Словарная работа.   

Послетекстовая работа.

1.Эвристическая беседа по содержанию текста.

2.Введение в грамматику.

- Ребята, давайте определим, что означает  конструкция «рано овдовев». Это значит, что женщина очень рано потеряла мужа. Какой частью речи  является «овдовев»? Это, как вы сами знаете, деепричастие. Давайте вспомним все о деепричастии и составим опорную схему (схема скрыта на интерактивной доске).

- Ребята, иногда одного деепричастия бывает недостаточно для раскрытия полного смысла предложения. В русском языке для передачи более точной информации деепричастие используется вместе с зависимыми словами. Как же их называют в науке о языке? Их называют деепричастными  оборотами.

Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами будем учиться  правильно употреблять в речи деепричастные обороты, выделять их на письме знаками препинания, а также определять их синтаксическую функцию в предложении.

      Итак, ребята, запишите в тетради:

Грамматическая тема  урока: Деепричастный оборот.

Речевая тема: Черты характера.

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Д.о.  в предложении выполняет функции обстоятельства.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми:

Если д.о. находится в начале предложения, запятая ставится после него.

Если д.о. находится в середине предложения, запятая ставится с двух сторон.

Если д.о. находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.

- Давайте вернемся к текстам «Осколки доброты» и «Потому что я – человек». Обратите внимание на эти предложения:

Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (Здесь два деепричастных оборота относятся к одному и тому же лицу и  соединены союзом и.  Они находятся в конце предложения, поэтому мы ставим запятую перед первым оборотом.)

Отец, не заметив камень, споткнулся и ушиб ногу. (Здесь деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с двух сторон.)

Кряхтя от боли, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.

(Здесь первый деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому ставим запятую после него. Второй деепричастный оборот находится в конце предложения, и мы ставим запятую перед ним.)

- Ребята, есть ли в этих текстах еще предложения с деепричастным оборотом? Давайте проанализируем их.

3.Нахождение деепричастных оборотов в тексте  «Я поздно понял…».

4.Работа в группах. Опишите черты характера главного героя рассказа, подтвердите ответы примерами  из текста.

Первая группа.                                                        Вторая группа

До смерти матери.                                              После смерти матери.

5.—Ребята, деепричастия часто встречаются в составе фразеологизмов. Во многом они указывают на черты характера человека. Давайте рассмотрим значения некоторых из них. (На интерактивной доске скрыты слова, данные в скобках).

Стиснув зубы – преодолевая внутреннее сопротивление, не показывая своих истинных чувств (лживость).

Спустя рукава – безответственно относиться к чему-либо, небрежно выполнять какую-то работу (безответственность, небрежность).

Сидеть сложа руки – лодырничать, ничего не делать (леность).

Засучив рукава – делать что-либо старательно и усердно (трудолюбие).

Положа руку на сердце – совершенно искренне (добросердечность).

Не покладая рук – очень усердно, старательно, без перерывов выполнять какую-то работу (трудолюбие).

Запомните! Деепричастие в составе фразеологизмов не является деепричастным оборотом.

6. Игра-пантонима. Работа в группах.

7.Работа в группах. Трансформирование простых  осложненных предложений в сложноподчиненные предожения.

3.Рефлексия.

1.-Ребята, к сожалению, многие наши современники  утратили некоторые положительные черты характера. Предлагаю вашему вниманию  видеозапись сказки на современный лад «Репка»,  в съемках которой вы приняли активное участие.

 (Просмотр видеозаписи сказки на современный лад «Репка» на интерактивной доске)

- Скажите, какими чертами характера  наделены современные герои сказки.

Выводы: отрицательные черты характера – эгоизм, леность, безжалостность, хитрость, избалованность.

2.Минутное тестирование по теме (пользуемся тестерами).

3.Выводы:

4.Домашнее задание ( на выбор).

а) Определите характер своих младших братьев или сестер и напишите небольшое эссе. Для этого проведите  тестирование с помощью цветов.

     Настроение ребенка может выразиться во время раскрашивания рисунков. Дайте им, к примеру, рисунок горящей свечки и попросите его раскрасить.

     Наблюдения психологов показали, что у людей, использующих в своих рисунках преимущественно черный цвет, обычно много эмоциональных проблем. У любителей красного цвета излишне неспокойный характер. Более спокойны по натуре те, кто чаще в рисунках использует синий (голубой) цвет. Розовый цвет говорит о том, что человек доброжелателен, полон любви.

б)Используя материал текста «Характер и темперамент», попробуйте определить тип своего темперамента и  напишите эссе-откровение  «Какой я человек?», используя деепричастные обороты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект интегрированного урока русского языка в колледже »

Управление образования Кызылординской области.

Кызылординский аграрно-технический колледж имени И.Абдукаримова.

Профессиональный русский язык.

Курс: второй.

Группа: РС-20о

Грамматическая тема урока: Деепричастный оборот.

Речевая теме урока: Черты характера.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Интегрированный (русский язык и психология, самопознание).

Цели:

образовательные: актуализировать прежние знания о деепричастии; формировать умения и навыки ситуативно уместного употребления деепричастных оборотов в связной речи,, разграничивания одиночных деепричастий и деепричастных оборотов; продолжить работу над развитием речи и обогащением словарного запаса учащихся;

воспитательные: формирование правильных жизненных взглядов, умений видеть хорошее друг в друге; повышение творческой активности и интереса к предмету; способствовать формированию положительных черт характера;

развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения и фантазии, воли, наблюдательности, артистизма и других психических функций учащихся.

Методы: коммуникативный, методы духовно-нравственного развития личности (настрой на позитивные мысли, этические игры, разыгрывание сценок), интерактивные методы обучения, технология игрового обучения.

Оборудование и наглядность: интерактивная доска, тексты, флипчарды, видеосюжет, плакаты и маркеры.

Межпредметная связь: психология, самопознание.

Ход урока.



1.Актуализация.


А) Настрой на позитивные мысли.

Б) Проверка домашнего задания.

Чтение эссе на одну из тем: «Что такое культура?», «Кого можно назвать культурным человеком?».

2.Осмысление.

А) Определение понятия характер.

--Ребята, что вы можете сказать об этом человеке? (На интерактивной доске преподаватель рисует человека, вернее его силуэт) . Пока ничего, так как нам ничего о нем неизвестно. Мы не знаем, как он выглядит и какой у него характер. Нам нужно изучить его. Для начала дадим ему имя. Давайте назовем его просто: Человек. А как вы думаете, что главное в изучении Человека? (внешность, характер…) Наверное, характер. Нельзя узнать характер Человека,не общаясь с ним, не зная, как он поведет себя в той или иной ситуации… А что такое вообще характер? (учащиеся переводят слово характер на родной язык).


Б) Работа в группах. Прочитайте тексты. Скажите, что общего в этих рассказах. О каких чертах характера в них говорится?


Первая группа. Осколки доброты.

Вторая группа. Потому что я – человек.

Вывод: Люди должны заботиться друг о друге. Заботливость, доброжелательность, добродушие – положительные черты характера.

(На интерактивной доске рядом с изображением человека появляются слова заботливость, доброжелательность, добродушие.)


В) Игра «У кого какой характер».

(На интерактивной доске рядом с человеком появляются слова хитрость, грубость, надменность, благородство, храбрость, справедливость, мужество.)


Г) Профессия и характер.

Предтекстовая работа.


1.Подбор родственных слов.

Характер – …

2.Определение значения фразеологизмов.

Без характера –

Выдержать характер –

Человек с характером –


Работа над текстовым материалом.

1.Прочитайте рассказ Елизаветы Ауэрбах «Я поздно понял…».


2.Словарная работа.

Послетекстовая работа.

1.Эвристическая беседа по содержанию текста.

2.Введение в грамматику.


-- Ребята, давайте определим, что означает конструкция «рано овдовев». Это значит, что женщина очень рано потеряла мужа. Какой частью речи является «овдовев»? Это, как вы сами знаете, деепричастие. Давайте вспомним все о деепричастии и составим опорную схему (схема скрыта на интерактивной доске).


-- Ребята, иногда одного деепричастия бывает недостаточно для раскрытия полного смысла предложения. В русском языке для передачи более точной информации деепричастие используется вместе с зависимыми словами. Как же их называют в науке о языке? Их называют деепричастными оборотами.

Итак, ребята сегодня на уроке мы с вами будем учиться правильно употреблять в речи деепричастные обороты, выделять их на письме знаками препинания, а также определять их синтаксическую функцию в предложении.

Итак, ребята, запишите в тетради:

Грамматическая тема урока: Деепричастный оборот.

Речевая тема: Черты характера.



Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Д.о. в предложении выполняет функции обстоятельства.

Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми:

Если д.о. находится в начале предложения, запятая ставится после него.

Если д.о. находится в середине предложения, запятая ставится с двух сторон.

Если д.о. находится в конце предложения, запятая ставится перед ним.


-- Давайте вернемся к текстам «Осколки доброты» и «Потому что я – человек». Обратите внимание на эти предложения:


Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. (Здесь два деепричастных оборота относятся к одному и тому же лицу и соединены союзом и. Они находятся в конце предложения, поэтому мы ставим запятую перед первым оборотом.)


Отец, не заметив камень, споткнулся и ушиб ногу. (Здесь деепричастный оборот находится в середине предложения и выделяется запятыми с двух сторон.)


Кряхтя от боли, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше.

(Здесь первый деепричастный оборот находится в начале предложения, поэтому ставим запятую после него. Второй деепричастный оборот находится в конце предложения, и мы ставим запятую перед ним.)


-- Ребята, есть ли в этих текстах еще предложения с деепричастным оборотом? Давайте проанализируем их.



3.Нахождение деепричастных оборотов в тексте «Я поздно понял…».

4.Работа в группах. Опишите черты характера главного героя рассказа, подтвердите ответы примерами из текста.

Первая группа. Вторая группа

До смерти матери. После смерти матери.


5.—Ребята, деепричастия часто встречаются в составе фразеологизмов. Во многом они указывают на черты характера человека. Давайте рассмотрим значения некоторых из них. (На интерактивной доске скрыты слова, данные в скобках).

Стиснув зубы – преодолевая внутреннее сопротивление, не показывая своих истинных чувств (лживость).

Спустя рукава – безответственно относиться к чему-либо, небрежно выполнять какую-то работу (безответственность, небрежность).

Сидеть сложа руки – лодырничать, ничего не делать (леность).

Засучив рукава – делать что-либо старательно и усердно (трудолюбие).

Положа руку на сердце – совершенно искренне (добросердечность).

Не покладая рук – очень усердно, старательно, без перерывов выполнять какую-то работу (трудолюбие).

Запомните! Деепричастие в составе фразеологизмов не является деепричастным оборотом.


6. Игра-пантонима. Работа в группах.

7.Работа в группах. Трансформирование простых осложненных предложений в сложноподчиненные предожения.


3.Рефлексия.


1.--Ребята, к сожалению, многие наши современники утратили некоторые положительные черты характера. Предлагаю вашему вниманию видеозапись сказки на современный лад «Репка», в съемках которой вы приняли активное участие.

(Просмотр видеозаписи сказки на современный лад «Репка» на интерактивной доске)


-- Скажите, какими чертами характера наделены современные герои сказки.


Выводы: отрицательные черты характера – эгоизм, леность, безжалостность, хитрость, избалованность.


2.Минутное тестирование по теме (пользуемся тестерами).

3.Выводы:

4.Домашнее задание ( на выбор).

а) Определите характер своих младших братьев или сестер и напишите небольшое эссе. Для этого проведите тестирование с помощью цветов.

Настроение ребенка может выразиться во время раскрашивания рисунков. Дайте им, к примеру, рисунок горящей свечки и попросите его раскрасить.

Наблюдения психологов показали, что у людей, использующих в своих рисунках преимущественно черный цвет, обычно много эмоциональных проблем. У любителей красного цвета излишне неспокойный характер. Более спокойны по натуре те, кто чаще в рисунках использует синий (голубой) цвет. Розовый цвет говорит о том, что человек доброжелателен, полон любви.



б)Используя материал текста «Характер и темперамент», попробуйте определить тип своего темперамента и напишите эссе-откровение «Какой я человек?», используя деепричастные обороты.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект интегрированного урока русского языка в колледже

Автор: Мусурманкулова Гульмира Ануаровна

Дата: 17.06.2015

Номер свидетельства: 220275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства