Цель : Закрепить полученные на уроке знания о синонимах, развивать речь учащихся расширять словарный запас, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Личностные результаты - развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время;
Метапредметные результаты изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Предметные результаты – умение применять орфографические правила, умение проверять написанное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе.»
Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе.
Учитель Руденко И. А.
СЛОВА-ДРУЗЬЯ
(синонимы)
Занятие 1
Цель : Закрепить полученные на уроке знания о синонимах, развивать речь учащихся расширять словарный запас, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход занятия:
- Прежде, чем говорить о новых, очень интересных словах, попрощаемся со старыми нашими знакомыми, словами-близнецами. Вот стихотворение Д.Лукича об одном таком знакомом.
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный
Ключ дверной.
- Почему слова ключ(родник), ключ(скрипичный) и ключ(дверной) называются омонимами? Приведите примеры омонимов.
- Итак, омонимы- это слова, звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение. А сегодня мы познакомимся с такими словами, которые по разному называют один и тот же предмет, признак или действие. Вот один пример. Как по-другому можно назвать ключ, где можно напиться? (Родник)
Скажи: «Родник» -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом,
(Ключ от дверей тут не при чем!)
А.Барто
-Разные слова родник и ключ называют одно и то же. И таких слов в русском языке много. С ними вы не раз встречались на уроках чтения и, конечно, сразу же вспомните, когда услышите небольшую историю о Незнайке и его друзьях.
В клубе веселых человечков переполох: исчез Незнайка. Никто не видел его с самого утра. Пропал, как в воду канул.
- Я думаю, он снова улетел на Луну,- сказал Гурвинек.
- Нет, нет! Он опять взял с собой пончика. А я только утром его видела, возразила Дюймовочка. Она помолчала и, вспомнив что-то, добавила: - Правда, у него был очень загадочный вид.
-Безобразие!- кричал Буратино.- Почему он все время мешает нам? И теперь мы опоздаем на встречу с ребятами.
- Подождем еще немного и пойдем без него,- решил Карандаш.
Минуты через три дверь распахнулась, и в комнату ворвался Незнайка. За ним вбежали Пончик и Сиропчик.
- Я не опоздал?- спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что провинился:
-Не сердитесь на нас.
_- Не обижайтесь,- попросил Пончик.
-Не дуйтесь, - прошептал Сиропчик.
- Где вы были?- строго сдвинул брови Карандаш.
- В школе. Тут недалеко,- сообщил Незнайка.
-Совсем близко, подтвердил Пончик.
- Рядом, - пролепетал Сиропчик.
- Что же вы там делали?- заинтересовались веселые человечки.- И почему вы так странно отвечаете? Все говорите об одном и том же, но по- разному.
- Я узнал,- объяснил Незнайка,- что второклассникам обещали рассказать сегодня о словах-друзьях. Их еще называют…называют… Как их называют?- обратился незнайка к Пончику.
- Их называют синонимами,- в один голос ответили Пончик и Сиропчик
- Вот-вот! Воскликнул Незнайка. Например, можно сказать : Дюймовочка маленькая…
- А можно,- перебил Незнайку Пончик,- по-другому: Дюймовочка небольшая…
- А еще лучше,- вмешался Сиропчик,- Дюймовочка крошечная.
Незнайка одобрительно посмотрел на друзей и продолжал:
- Ведь можно сказать так : Пончик и Сиропчик- мои друзья.
- А я скажу: Незнайка и Сиропчик- мои товарищи,- подтвердил Пончик.
-И я тоже: Незнайка и Пончик- мои приятели,- согласился Сиропчик.
- Друзья, товарищи, приятели! Мы опаздываем!- послышалось со всех сторон.
- Быстро бежим в школу!- скомандовал Карандаш.- А по пути мы узнаем все остальное.
Веселые человечки поспешили к ребятам, но еще долго слышался голос Незнайки: «Вот, например, ограда…,летчик…,богатырь…»все называли какие-то слова, но мы не расслышали.
? 1) Какие слова называют СИНОНИМАМИ?
2) Вспомните, какие примеры приводили Незнайка и его друзья?
3) Как по- другому можно сказать: Незнайка исчез; дверь неожиданно раскрылась; Незнайка вбежал в комнату; у Пончика был таинственный вид?
4) Какие синонимы вы подберете к словам ограда, (забор, изгородь), летчик (пилот), богатырь(силач)?
Далее дети отыскивают синонимы в стихотворениях.
«Бураны, вьюги и метели-
Как много с ними канители,
Как много шума, толкотни,
Как надоели мне они!»
Так проворчал мороз угрюмый,
И речку лед сковал без шума,
Деревья скрыла седина,
И наступила
Тишина.
В. Берестов
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
И. Токмакова
Дети называют синонимы поочередно из каждого прочитанного стихотворения. Учитель обращает их внимание на то, что синонимы могут обозначать предметы (бураны, вьюги и метели), действия (зябнет, стынет, мерзнет), признаки (выносливый, закаленный).
Далее ученикам предлагается таблица «Найди друзей». На ней два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу словам из правого. Пять первых пар записываются в тетрадях.
алфавит аккуратный
огонь алый
шалун скакать
чистый азбука
конница пламя
прыгать озорник
бросать кавалерия
красный кидать
В стихотворении М.Дудина «деревья зимою» ученики не только отыскивают синонимы, но и подбирают к некоторым словам новые.
Деревья зимою,
Деревья зимою
Пронизаны ветром
И стужей самою.
И старые сосны,
И острые ели
Встают, как солдаты,
Навстречу метели.
В пурге по колени,
Буранами гнутся,
Вершинами машут, сдают?
Не сдаются!
? 1) Какие синонимы встретились в стихотворении? (Делаются новое наблюдение: синонимов может быть не два а больше).
2) Какое слово еще можно поставить в ряд метель-буран-пурга?
3) Что сильнее вьюга или пурга? Метель или буран?
4) какие синонимы можно подобрать к словам: стужа(холод, мороз), солдат (боец, воин), встают (поднимаются), гнутся (сгибаются, склоняются).
В заключении учитель читает четверостишие, в которых последнее слово заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.
С задорной звонкой песней
Мы идем на лыжный кросс.
Воздух чистый, день чудесный!
Не пугает нас (холод).
Веселый вестник ливней вешних,
Промчался в небе первый гром,
И вот
Открыл глаза подснежник
И озирается (вокруг).
Я трудилась не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснеет не от масла,
Хлеб вкуснеет от (работы).
Что делать дома?
Синонимы часто употребляются в народных сказках, например: в некотором царстве, в некотором государстве; знать не знаю и ведать не ведаю; тоска-кручина горькая; путь-дорога дальняя и т.п. Прочитайте сказку «Окаменелое царство» и найдите в ней слова, близкие по значению.
Пословицы и поговорки
Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках: 1) Спеши не спеши, а потарапливайся.
2) Приятелей много, а друга нет.
3) Переливает из пустого в порожнее.
Четырьмя буквами.
Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?