kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность по русскому языку, её роль и место в учебно-воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

еятельности учителя. Не секрет, что для многих уче-ников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является ос-новным внутренним мотивом обучения, поэтому раз-витие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. Понятно, что этот интерес развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предос-тавляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.
Внеклассная работа имеет свои цели и задачи, свое содержание, виды и формы проведения, свои ме-тоды и приемы. Прежде всего, необходимо отметить, что и урок, и внеклассные занятия имеют одну и ту же цель: подготовить грамотных учащихся, свободно владеющих русским языком в его устной и письмен-ной форме для того, чтобы успешно сдать экзамены.

В то же время внеурочная работа по русскому языку имеет свои цели:
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
Указанные цели определяют задачи внекласс-ной работы по русскому языку:
- расширить, углубить и дополнить языковые зна-ния, умения и навыки, получаемые учащимися на уро-ках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книга-ми, словарями-справками, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся (вы-ступать перед аудиторией, в стенной печати, органи-зовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.

В основе организации внеурочной деятельности по русскому языку лежат следующие методические принципы.
Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во вне-урочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребно-сти как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников.
Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания ин-тереса к внеклассной работе. Занимательность дости-гается главным образом путем использования мате-риалов занимательной грамматики — игр, шарад, ре-бусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности — картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внекласс-ной работы. Интерес к внеклассной работе поддержи-вается не только содержанием проводимых мероприя-тий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.
Принцип взаимосвязи отдельных видов вне-классной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по рус-скому языку, где каждое мероприятие имеет свое оп-ределенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внекласс-ные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше учащихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия во внеклассной работе.

Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является опре-деление ее содержания. Содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга во-просов: 1)вопросы, связанные с программным мате-риалом, направленные на углубление знаний учащих-ся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора уча-щихся.

 В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала — устные и письменные; по частоте проведения — сис-тематические (постоянные) и эпизодические (разо-вые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.
Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

К письменным формам внеурочной деятельно-сти по русскому языку относятся стенная газета, лист-ки русского языка, стенды. Все остальные виды вне-классной работы по русскому языку проводятся в уст-ной форме. По охвату учащихся они могут быть инди-видуальными, групповыми и массовыми. К индивиду-альным видам внеклассной работы относятся заучива-ние наизусть стихотворений и прозаических отрывков, работа над ролью, подбор языкового материала, инди-видуальные консультации, чтение детских книг, ска-зок и другие. Все эти виды индивидуальной работы являются по существу подготовительным этапом к проведению групповых и массовых внеклассных ме-роприятий.

К групповым относятся следующие виды рабо-ты: кружок русского языка, элективные курсы, кон-сультации, экскурсии, викторины и некоторые другие. К массовым видам внеклассной работы относятся: ут-ренники русского языка, праздники (например, празд-ник сказки, праздник детской книги), выставки (на-пример, выставка детских книг, выставка детских ри-сунков), конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца), олим-пиады, дни русского языка и некоторые другие.

Одни из видов работы проводятся систематиче-ски, по особому расписанию, другие - эпизодически, один-два раза в год. Постоянно действующие вне-классные занятия  (кружки, клубы, консультации, элективные курсы, журналы, стенная печать, инфор-мационный стенд) работают в течение всего учебного года,

- эпизодические - викторины, конкурсы, вечера, олим-пиады, КВНы, экскурсии. Комбинированные формы внеурочной работы – день русского языка, неделя, де-када Русского языка. В их состав входят обычно кон-курсы, доклады, викторины, лекции, беседы, вечера и много другого.
В последнее время появились новые эпизодиче-ские формы  внеклассной работы по русскому языку. Они напоминают публичные формы общения – кон-ференции,  телепередачи, диалоги, основанные на формах, жанрах и методах работ, известных в общест-венной практике (исследование, комментарии, интер-вью, репортаж, диспут, турнир,  регламентированная дискуссия ). Эти занятия выступают как разовые, они между собой не связаны тематически, но проводимые мероприятия действительно остаются ярким эпизодом в сердцах детей.

В процессе обучения русскому языку учащихся внеклассная работа приобретает особое значение. В условиях школы «это один из основных факторов, ко-торый действенно помогает настоящему изучению русского языка, свободному и активному овладению учащимися русской речью, это мощное средство фор-мирования у них интереса к русскому языку как учеб-ному предмету и лингвистическому явлению, эффек-тивная форма расширения и углубления знаний, при-обретаемых на уроках». Она имеет также большое воспитательное значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Магомедова Патимат Хабибулаевна

Дата: 01.12.2019

Номер свидетельства: 529748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства