Занятие кружка «Загадки русского языка».
« Путешествие по страницам словарей»
Учитель: Саркисова Е.В. Предмет: Русский язык
Класс: 5 Цель: познакомить учащихся с многообразием словарей.
Задачи:
образовательные: создать условия для того, чтобы обучающиеся умели пользоваться лексикографическими источниками.
развивающие: развитие внимания, памяти, быстроты реакции, логического мышления.
воспитательные:
воспитание активного интереса к изучению уже существующей информации и созданию своей собственной.
УУД: ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов и учебных мотивов, формирование границ собственного «знания-незнания», объективное оценивание своего вклада в совместную деятельность.
Регулятивные УУД: формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность для её достижения, умения работать в группе.
Коммуникативные УУД: формирование умения строить логичные полные ответы на поставленные вопросы, слушать ответы одноклассников.
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи, структурировать новую информацию, составлять продукт собственной деятельности.
Предметные:
Знать виды словарей, принцип их построения.
Уметь работать со словарями, составлять самому словарные статьи.
Личностные: стремление к активному участию в любом виде деятельности, желание развиваться, учиться всему новому, не бояться трудностей, искать нестандартные способы решения предложенных задач.
Метапредметные: сформированные навыки наблюдения, сравнения, анализа, поиска информации.
Основные понятия: словарь, словарная статья, лексикография.
Межпредметные связи: могут быть любыми, если дать задание найти словарную статью слова из любой научной области или области искусства.
Ресурсы:
Словари: толковый словарь В. И. Даля, С.И. Ожегова, орфографический, этимологический, иностранных слов, синонимов, антонимов, омонимов и др.
Формы урока
Г- групповая.
Индивидуальная.
Технология – поисково-исследовательская.
Оформление:
Выставка словарей.
Карта сказочного леса словарей.
Презентация.
Конверты разных цветов с заданиями.
Плакат, на котором изображен пейзаж.
Ход занятия.
Уч. Ребята, Добрый день. На нашем занятии мы будем работать в группах (Приложение 1). Я вам желаю творческого настроя, будьте активны, внимательны, доброжелательны, терпимы к высказываниям своих одноклассников. Слайд №1
Уч. Вспомним о правилах работы в группах (Приложение 2).
Правило активности.
Всякий должен быть активным
Группа станет очень сильной.
Правило корректности.
Не оценивать суждений.
Говорить о том, что нас
Здесь волнует и сейчас.
Правило конструктивности.
Ситуация проста:
Должен каждый говорить
и проблему обсудить.
Уч. Читая книгу, газету, журнал, слушая радио, смотря телевизор, общаясь с друзьями, наверняка, вы встречали незнакомые слова, выражения, которые вам непонятны.
И, конечно, возникает потребность понять их значение. К каким книгам вы в таких случаях обращаетесь? (К словарям)
А когда в диктанте сделали ошибку и необходимо выяснить написание орфограмм, к какой книге обращаетесь? (К словарям)
Вы изучаете английский язык, когда вы не знаете, как переводится слово, к какой книге обращаетесь за помощью? (К словарю)
Действительно, во всех перечисленных случаях мы обращаемся к словарям. Это необходимая книга, первый помощник в учебе.
Словарь – сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словари - наши помощники, они помогают нам учиться. Словари помогают правильно писать слова, объясняют их значение, дают сведения о самых разных предметах, рассказывают обо всём на свете.
Следовательно, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о словарях Слайд №2.
Объявляется тема занятия.
Уч. Сегодня мы с вами совершим путешествие по страницам словарей. Дорога наша будет пролегать через сказочный лес.
Мы познакомимся с разными словарями, будем учиться ими пользоваться, пополнять свой словарный запас, развивать в себе чувство слова.
Эпиграф: «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке»
А. Франс
Мотивация внеурочной деятельности.
Уч. Ребята, посмотрите, сколько у нас здесь словарей. Рассмотрите их внимательно. Что в них общего? (Учат, дают знания, расширяют кругозор) В чем их разница? (Разное назначение, разные авторы.)
А кто авторы, составители словарей? Назовите их. Это огромная, титаническая работа – составление словаря. Давайте, ребята, сегодня порадуем составителей словарей, выполнив задания, которые они нам прислали. Хотите их прочитать?
Я надеюсь, вы сегодня сами научитесь составлять словарь. А когда станете взрослыми, быть может, кто-то издаст свой собственный словарь.
Все слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Как вы думаете для чего? Для удобства.
Путешествие.
Мы с вами отправляемся в путешествие, на пути будем любоваться лужайками с травой, кустарниками, деревьями (Плакат с пейзажем). Обратите внимание на доску, плакат с травой, кустом, деревом. Ваши книжечки – словари - в конце путешествия, если ваши ожидания сбудутся, поместите на дерево, если частично сбудутся – на куст, если совсем не сбудутся – на траву.
Ученики делятся на три группы.
1 группа- «Эрудиты»
2 группа – «Знатоки»
3 группа – «Уникумы»
На столы устанавливаются таблички с названиями групп.
За правильно выполненное задание дается команде ключ, на котором изображена буква. Из полученных ключей в итоге команды должны составить слово из семи букв. Чем больше команда заработает ключей, тем легче будет составить слово.
Итак, перед каждой командой лежат конверты разных цветов. Поочередно вскрываем конверты и выполняем задания? Каждая команда вскрывает два конверта.
Конверт №1 Уважаемые пятиклассники, вам нужно выполнить задание по орфографическому словарю Д.Н.Ушакова, С.Е. Крючкова. Перед вами самый простой и распространенный из всех словарей – орфографический. Но для того, чтобы быстро найти нужное слово в словаре и узнать, как оно пишется, необходимо знать алфавит.
Расставьте слова в алфавитном порядке.
мастер март марево (марево, март, мастер)
август автор авеню (август, авиа, автор)
Расставьте фамилии в алфавитном порядке.
Иванова, Иванов, Игонина
Кулаева, Кривошеев, Кулагина, Кислякова
Вставьте пропущенные буквы в слова:
ч.хол, ч.рнила, р.мень, в.н.грет ;
сп.ртакиада, р.сцвет, с.лют, пи.нино.
Проверьте свой ответ по составленному мною орфографическому словарю. Я думаю вам полезно будет узнать, что орфографическим словарем разрешено пользоваться и на ГИА по русскому языку.
Лопатин Владимир Владимирович
Конверт №2.
Фразеологические словари включают фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов, которые имеют переносный смысл.
Наиболее популярными и известными фразеологическими словарями являются сборники С.В. Максимова «Крылатые слова», Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова»,
«Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова.
«Школьный фразеологический словарь русского языка» составлен Власом Платоновичем и Анатолием Власовичем Жуковыми. Фразеологические словари объясняют значение и нормы произношения.
Задание: определите значение фразеологизмов, заменив их одним словом.
- Яблоку негде упасть (тесно);
- Хоть глаз выколи (темно);
- Хоть пруд пруди (много);
- Кот наплакал (мало);
- Не успел оглянуться (быстро);
- Черепашьим шагом (медленно);
- Ни свет, ни заря (рано);
- Рукой подать (близко);
- Из рук вон (плохо).
Конверт №3.
Первый словарь иностранных слов относится к XIX веку. Он был рукописным.Выделяется трехтомный словарь Н.М. Яновского. Самым полным в настоящее время является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова.
«Школьный словарь иностранных слов» составили для нас Виктор Васильевич Одинцов, Галина Петровна Смолицкая, Елена Ивановна Голанова и Инна Александровна Василевская. Из этого словаря можно узнать происхождение слов, их значение, грамматические особенности, нормы произношения и ударение.
Вам нужно определить, о каких заимствованных словах идет речь.
1.Учреждение, занимающееся собиранием и хранением редких памятников истории, искусства. (Музей, греч.)
2.Мягкая подстилка для лежания, спанья. (Матрац, арабск.)
3. Мягкая мебель для сидения и лежания. (Диван, перс.)
Конверт №4.
По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем (под псевдонимом Казак Луганский), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление толкового словаря. Это научный подвиг ученого. Слайд №5
Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось много, иногда до обмороков. В.Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором.
Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка.
Задание по толковому словарю С.И.Ожегова.
Чтобы узнать лексическое значение слова, нужно обратиться к толковому словарю.
А вы сейчас попробуйте определить слово по лексическому значению.
1) Заранее намеченный путь. (Маршрут).
2) Мысленно представлять себе что-нибудь. (Воображать).
3) Очень большой. (Огромный)
4) Желтый, с красноватым оттенком. (Оранжевый).
5) Знаки для обозначения звуков речи. (Буквы).
6 )Бледно-фиолетовый. (Лиловый).
Конверт №5.
Задание по этимологическому словарю Н.М. Шанского.
Чтобы узнать происхождение того или иного слова или выражения, мы должны обратиться к этимологическому словарю.
Что общего между дачей и подарком? (Дарят.)
Являются ли родственниками слова лебедь и лебеда?
( Да. Оба названия произошли от латинского слова «белый»: у лебедя белое оперение, а у лебеды белые цветы.)
Что общего между городом и огородом? ( Город - ограда, забор, огород - огражденное место).
Конверт №6.