«Толерантность – дорога к миру»
Девиз : «Жить в мире с собой и другими»
Цель: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к
конструктивному взаимодействию с людьми.
Задачи:
? Воспитание у детей и подростков миролюбия
? Развитие понимания и принятия других людей, других национальностей
? Развитие умения позитивно взаимодействовать с окружающими
Тема «Толерантность – дорога к миру» была выбрана неслучайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных особенностей стремятся к быстрым решениям социальных проблем.
Понятие "толерантность" в современном обществе стало международным термином. Оно наполнено своим особым смыслом, который отражает интуитивное восприятие единства человечества, состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе, классе.
Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Таким образом, основной целью толерантности является научить школьников уважать других людей, быть дружнее и вежливее.
Ход мероприятия:
Ведущий:
16 ноября- Международный день толерантности. Не для всех, может быть, знакомо это слово. Но сегодня мы с ним познакомимся. Что означает это слово на разных языках?
Термин «Толерантность» на разных языках.
французский - отношение, при котором допускается, что другие могут действовать или думать иначе, нежели ты сам;
испанский - способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;
английский- готовность быть терпимым, снисходительным;
китайский- позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
арабский- прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
русский- способность терпеть что- то или кого- то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого- либо).
Все люди на земле разные. Чем они могут отличаться? Давайте попробуем найти эти отличия. (Ученики могут назвать: пол, возраст, национальность, раса, религия, внешний вид, физические данные и недостатки, характер, темперамент, материальный достаток, положение в обществе, состояние здоровья, культура поведения и тд.).
А что было бы, если все люди были похожи друг на друга и ничем не отличались? Интересно ли жить в таком мире клонов? (ответы учащихся). Думаю, ответ у всех один- нет. Хорошо или плохо, что все мы разные? И как надо уживаться в таком обществе? Люди своими отличительными чертами дополняют друг- друга.
Давайте вспомним, как вас звали в детстве? Как зовут сейчас? Как бы вы хотели, чтобы вас звали, когда станете взрослым? (Сашенька, Саша, Александр Васильевич…) Видите, в детстве нам хочется, чтобы нас звали ласково, нежно, чтобы нас любили. А во взрослой жизни нам хочется к себе уважения со стороны окружающих, коллег по работе. Хотим, чтобы все нас оберегали, любили, терпели наши выходки. Но для этого нам самим надо быть добрыми, терпеливыми, открытыми к разговору и тд.
Бабушка с тяжелой сумкой идет от магазина. Мама просит вынести мусор. Почему-то дети охотнее помогут бабушке, ищут повод отказаться от просьбы мамы: делаю уроки, иду гулять…В случае с бабушкой дети понимают, что надо делать людям добро. Но его надо делать и близким, регулярно. Не нужно выглядеть хорошим только в чужих глазах и думать, что близкие итак тебя любят, что не нужно прикладывать усилия для поддержания этой любви. Подумай- кто ты? Ученик, сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка? Как ты выполняешь свою роль? Что тебе удается, а что нет? Какие хорошие качества в себе ты можешь выделить, а какие хотел бы изменить?
Добрые слова поддерживают человека в трудную минуту. Чтобы с самого утра у ваших друзей и близких было хорошее настроение, делайте им комплименты. Давайте поиграем в игру «комплимент» Для этого встанем в круг, возьмемся за руки. Каждый придумывает комплимент соседу и произносит его, сосед благодарит его и делает комплимент своему соседу и тд. Видите, нам приятно получать комплименты в свой адрес? Когда мы думаем, что нам говорить, мы перебираем хорошие черты соседа. Хотя мы можем знать и некоторые его отрицательные качества, мы не говорим о них, понимая, что и у нас есть что-то, что мы хотим в себе исправить.
Задание:
Нарисуй на листе ладошку. На пальцах напиши свои 5 хороших по твоему мнению качеств, а на ладони- что ты хочешь в себе изменить.
Некоторые дети, встав взрослыми, забывают о своих родителях и оставляют их в старости в одиночестве. А некоторые бескорыстно ухаживают за совсем им чужими больными стариками и соседями. Какие качества присущи первым и вторым? 1- безразличие, эгоизм, равнодушие. 2- жалость, сострадание, терпимость, умение поддержать добрым словом.
В современном мире молодежь развивается не по годам быстро. Сказывается темп компьютерного века. Молодежь «продвинутая», образованная, развитая. Но в то же время по телевизору и радио часто видим и слышим о национальном неприятии, дискриминации. Ну почему мы не можем быть терпимым к другим национальностям? Ведь у каждого своя культура, своя религия. Как мы поем в известной песне:
До сих пор все мы- такие разные- неплохо уживались на этой планете. Это требует от каждого из нас положительных человеческих качеств. Попробуем назвать черты толерантной и интолерантной личности.
Пусть наш класс, наша школа и наша Родина станут островками толерантности. Вырастим наше дерево толерантности. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Напишите на листочке свои пожелания и советы, приклейте на дерево.
Диагностика уровня сформированности толерантности подростков
Тест «Насколько Вы терпимы?» (О. И. Тушканова)
1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто не знает правил.
3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;
б) мне всегда неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иными, чем у Вас, профессией, положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я отвечу в такой же манере.
7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание
отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете Вы?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
А теперь подсчитаем очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, 36,4а, 56, 66, 76, 86, 9а. Суммируйте результат
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и упрямы. Возникает впечатление, что Вы стремитесь навязать свое Мнение другим во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. Из-за Вашего характера Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми) которые думают иначе, чем Вы, не соглашаются с тем, что Вы говорите и думаете
6-12 очков. Вы способны твердо отставать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость неуважение к собеседнику. И в такой момент Вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого слабый характер Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно?
14-18 очков. Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью Вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному, на первый взгляд, поступку, даже если Вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов которые, как выяснилось, были ошибочны.
Пусть наш класс, наша школа и наша Родина станут островками толерантности. Вырастим наше дерево толерантности. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Напишите на листочке свои пожелания и советы, приклейте на дерево.