Научный проект
«Воспитание толерантной личности»
Б. Т. Жумабаева
Содержание.
- Введение.
- Факторы.
- Проект. Воспитание толерантной личности.
- Условия реализации проекта.
- Формы и методы реализации проекта.
- Мониторинги.
- Полученный результат.
- Ожидаемый результат.
- Заключение.
- Используемая литература.
- Приложения:
- Школа и ученик
- Уровень воспитанности
- Моя самостоятельность
- Социометрия
Аннотация.
Данный проект содержит условия и способы решения проблемы «Воспитание толерантной личности» у учащихся. В нем приводятся анкеты и конкретные педагогические ситуации, прививающие учащимся терпимость к другим, принимать другого таким, какой он есть, изучать другого и конечно, воспитывает чувство юмора, которая помогает выйти из любой сложной ситуации. Целесообразность изучаемой проблемы показаны в полученных результатах.
Тема: Воспитание толерантной личности.
Цель: 1) Способствовать развитию конструктивного общения и самоанализа.
2) развить способности адекватно и полно познавать себя и других.
3) воспитать терпимость к инакомыслию.
4) повысить уровень творческой активности учащихся.
5) Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и
культуре разных народов.
Задачи:
- развивать навыки самоанализа и самосовершенствования.
- содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себе и уважительно к себе относиться.
- развитие коммуникативных способностей, как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
- Введение.
Сегодня все большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности, уважения прав и свобод других, непохожих на тебя, людей.
«Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».(1)
Я, как классный руководитель, пришла к пониманию невозможности таких изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства.
- Факторы.
Однако существуют факторы препятствующие этому.
Во – первых, это отсутствие в обществе устоявшихся традиций плюрализма.
Во – вторых, это развившиеся у людей в последнее время чувство «национального унижения», связанного с распадом Союза, нарастающей финансовой зависимостью от других стран. Следствием этого является рост националистических настроении и популярность экстремистских идей, которые передаются и молодежи, и детям.
В – третьих, это свойственные многим школьникам эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это ведение мира через призму только своих интересов с точки зрения наивно оцениваемой как исключительно правильной. Дети часто испытывают трудности, связанные с не умением и отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого.
- Проект «Толерантная личность».
- Условия реализации проекта.
Я считаю, что реализация данного мною проекта возможна при соблюдении некоторых несложных условий:
- Не стремиться подчинить себе другого.
- Изучать другого.
- Принимать другого таким, какой он есть
- Акцентировать внимание на объединяющих факторах.
- Иметь чувство юмора.
- Формы и методы реализации проекта.
Способы решения данного проекта могут быть различны. Прежде всего целесообразно, повторим, организовывать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие – увидеть хорошее в ком – то или в чем – то. Идти таким путем – значит стимулировать, «провоцировать» общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, радуясь удаче, преодолевая трудности.
Работая по предложенному проекту, воспитания толерантной личности, я провожу классные часы в виде игр, тренингов, анкетирования.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуаций, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого. Так, каждый узнает себя, партнеры по общению открывают в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому. Занятия строятся в игровой форме: Например:
- Игра «Свой среди чужих» - учит слушать рассказчика и накапливать варианты толерантного поведения в чужой среде. Рефлексия, свой – чужой.
- «Чужой среди своих» - учит толерантному поведению в условиях неприятия и конфликта. Рефлексия «Счастье – это когда тебя понимают».
В задачи игр входит:
- развивать уважение и самоуважение,
- преодолевать внутреннее беспокойство,
- учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться,
- преуспевать без соперничества,
- верить, что все это необходимо и в школе.
В тестах, «Изменить себя или другого и других», предлагаю ребятам обсудить различные ситуации.
- Диаграммы, мониторинги.
Анкета «Школа и ученик»
Цели:Определить взаимоотношение между учителем и учеником.
(приложение №1)
6 в класс
5 в класс.
По диаграммам видно что за год увеличелось количество детей с высоким уровнем взаймоотношением между учителем и учеником. Это объясняется результатами проделанной работы
Уровень воспитанности 5 “в” класса (приложение №2)
Любознательность. Прилежание. Отношение к природе. Я и школа. Прекрасное в моей жизни.
УЧАСТВОВАЛО: 16 ДЕТЕЙ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Жумабаева Б.Т.
2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
Уровень воспитанности 6 “в” класса
УЧАСТВОВАЛО: 16 ДЕТЕЙ
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Жумабаева Б.Т.
2007-2008 УЧЕБНЫЙ ГОД
Данные диаграммы показывают, что за год работы по проекту увеличились проценты любознательности, прилежания, улучшилось отношение к школе
ТЕСТ: Моя самостоятельность. (приложение №3)
5 в класс
ТЕСТ: Моя самостоятельность.
6 в класс
Данный тест показывает, что у детей увеличилось уверенность в себе возрасло доверие к окружающим.
Социометрия 6в класс (приложение №4)
ЦЕЛИ: Определить лидера,и взаимоотношение друг с другом
Участвовало: 16 детей.
Лидер: Кенжегарин Бауыржан.
Аудсаидер: Ишбулатов Шернияз, Жанұзақов Мерлан.
0
Классный руководитель: Жумабаева Б.Т.
Социометрия. 5в класс
Цели: Определить лидера.
Участвовало: 16 бала 0
Лидер: Кульписов Данияр.
Аудсаидер: Ишбулатов Шернияз.
Кл. руководитель: Жумабаева Б.Т.
Описание социаметрии в приложении №4
- Полученные результаты.
- Воспитание терпимости к инакомыслию.
- Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
- Воспитание у детей среднего школьного возраста неприятие к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, окружающему миру.
- Готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации.
- Умеют ценить и чужую работу.
- Закрепилось чувство радости от совместного труда и творчества.
- Ожидаемые результаты.
- Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
- Уменьшение проявлений межличностных этнических разногласий.
- Достижение гармонии между «я» каждого ученика и «мы», под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем людям.
- Заключение.
Я организую в данном проекте осмысление школьниками своих действии в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции. Помогаю выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, она направлена на помощь ребенку в овладении им навыками групповой коммуникации, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Литература:
- Асмолов А. Исорическая культура и педагогика толерантности// Мемориал.2001. №24, с.61 – 63.
- Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия// Семья и школа 2001. №11 – 12, с.36 – 40.
- Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1.
- Степанов П. Как воспитать толерантность?// Народное образование, 2001, №9, 2002, №9
- Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыкав. Ярославь. Академия развития.2001.
- Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
Ренцензия.
Воспитание толерантности личности была и остается актуальной проблемой во все времена. Особо остро ощущается она в период рыночных отношений. В данный работе указаны конкретные пути решение данной проблемы и показаны полученные положительные результаты. Предлагаем проект может служить методической рекомендацией в помощь классным руководителям общеобразовательных школ.
Воспитание толерантной личности была и остается актуальной во все времена. В данной работе указаны конкретные пути решения этой проблемы и приведены примеры полученных результатов. Предлагаемый проект может быть использован в работе классных руководителей общеобразовательных средних школ.