2. Вводная часть (проблемная ситуация и целеполагание) | -(слайд № 2) «Все мы разные, но мы вместе» -Ребята, что обозначают эти слова?
-А как вы понимаете слово «разные»?
- Верно ребята, молодцы!
- Ребята, а вы знаете какие народы проживают в нашей стране? Верно, ребята! - В нашей стране проживает около 190 разных народов. -А сколько людей разных национальностей проживает в Ростовской области? Посмотрите на это предложение которое написано на доске «Дон – столица сталиц». (подчеркиваю в последнем слове 2 слога) - Поднимите руку, кто догадался, сколько национальностей проживает в Ростовской области. - Верно, ребята, молодцы! - Ребята, какова же тема нашего классного часа? - Тема нашего классного часа «Толерантность – дорога к миру.» - Некоторые национальности вы мне назвали и я вам предлагаю познакомиться с ними поближе. 1. Представляю вашему вниманию русский народ. (слайд 3) - Ребята, а вы знаете из чего состоят женский и мужской костюмы русского народа?
-Какие традиционные праздники отмечают в нашей стране русские люди? -Какие вы знаете национальные блюда русского народа? Спасибо за ответы. Я также знаю, что в вашем классе большинство учащихся русские. А сейчас поговорим о традициях украинцев (слайд 4) - Ребята, а вы знаете из чего состоял женский и мужской костюмы украинского народа?
- Какие праздники являются традиционными у народов Украины? -Какие вы знаете национальные блюда украинского народа? 3. Еще познакомимся с национальными особенностями татар (Слайд 5) А вы знаете, в чем особенности женского и мужского костюмов татарского народа?
Какой национальный праздник отмечается у татар?
-Какие вы знаете национальные блюда татарского народа? 4. В России проживает много людей грузинской национальности. (слайд 6) А вы знаете, как выглядят женский и мужской костюмы грузинской кухни?
-Какой национальный праздник отмечается в Грузии?
-Какие вы знаете национальные блюда грузинского народа? Спасибо за ответы. 5. Хотелось бы познакомить вас с жителями России армянской национальности. (слайд 7) А вы знаете, из чего состоит женский и мужской костюмы армянского народа? (Выслушиваю ответы, дополняю и обращаю внимание на слайд) -Какой национальный праздник отмечается у армян? -Какие вы знаете национальные блюда армянского народа? Молодцы, ребята, многие из ваших ответов оказались верны. И все эти народы живут в России. -А чем богата наша страна? -Верно, ребята! Главное богатство нашей страны – это люди, которые в ней живут. - Скажите, какие черты характера помогают людям общаться? (слайд 8) -Согласна с вами, ребята, молодцы! - А как все эти качества можно назвать одним словом? - Верно, ребята, молодцы! (слайд 9) - 16 Ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи Организация Объединенных Наций. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у людей, проживающих во всем мире. -Я предлагаю вам послушать стихотворение о толерантности. «Толерантность - это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасение.
Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты. И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет!» -Ребята, что вы главное выделили из этого стихотворения? Соглашусь с вами. | - что все люди на свете разные. Мы все живем в одной стране, России. - В нашей стране проживает много народов. И у каждой народности свои обычаи. Также они отличаются друг от друга разным цветом кожи, разрезом глаз, цветом волос, говорят на разных языках. -Русские, украинцы, белорусы, татары, грузины, армяне, греки, корейцы, казахи, марийцы, удмурты и т.д
Смотрят на доску, читают предложение. Сто национальностей проживает в Ростовской области. Толерантность – дорога к миру -Женский костюм состоял из рубахи, сарафана, кокошника. Мужской костюм состоял из рубахи, штанов и пояса. -Масленица, Вербное воскресение, Пасха. -Блины, уха, щи, бублики. Мужской костюм состоял из: рубахи, сшитой из конопляного или льняного полотна и суконных (шерстяных) штанов. Женский костюм состоит из: рубашки, сорочки, сарафана и венка с разноцветными лентами на голове. - Колядки, -Борщ, вареники. Мужской костюм состоит из кулмэка (рубаха-платье) и шаровар, фески – головной убор. Женский костюм состоит из чекменя — приталенная длиннополая крестьянская одежда, жилетка, а их головной убор называется - калфак - Сабантуй - ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ. -Чак - чак (восточная сладость, представляющая собой изделия из теста с мёдом) Основными элементами комплекса мужского костюма являются плечевая одежда (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная одежда (штаны, шаровары). Черкеска – головной убор. Женское платье состоит из рубахи, штанов, платья с нагрудной вышивкой и внутренними рукавами, пояса и головного убора, а также верхней одежды. -Лампроба - Дата праздника переходящая — за десять недель до Пасхи, как правило, отмечается в феврале. -Харчо́, хачапури. -Основными элементами комплета мужского костюма является архалух и чуха и штаны. Арахча – головной убор. Женская одежда состоит из рубахи и нижних штанов, длинное распашное платье – архалух -Терендез – похож на русскую Масленицу. Отмечается 14 Февраля. -Бастурма (вяленая вырезка из говяжьего мяса) Айлазан (это овощное рагу по-армянски) - полезными ископаемыми, лесами, реками, полями, но главное богатство – это жители нашей страны. - прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого, таким какой он есть, сострадание. - толерантность -Слушать своих близких, быть вежливым и терпимым, не покидать друга в беде. | Поощрение Одобрение Рассказ одобрение Показ рассказ одобрение Показ рассказ Показ Рассказ Показ Рассказ Показ Рассказ Одобрение Одобрение рассказ |
3. Основная часть (операционно – деятельностный метод) | - А теперь, ребята, я вам предлагаю принять участие в игре. - Игра называется «Поднимите руку, у кого…». (говорю фразы с паузами) Поднимите руку, у кого… - русый цвет волос; (как замечательно, что у вас в классе столько русоволосых ребят) - родился зимой; (как здорово, вы родились в самое холодное время года) - карие глаза; (замечательно, как вас много) - любит мороженое; (я не сомневалась что все из вас любят мороженое) - родился весной; (как замечательно, я тоже родилась весной) - голубые глаза; (очень хорошо, что некоторые ребята из вашего класса имеют такой нежный цвет глаз) - родился летом (отлично, самые солнечные ребята в классе) Хорошо ребята, какие вы молодцы!
- Ну, а сейчас я вам предлагаю немного разнообразить наш вид деятельности, вы должны в течении 5 мин. нарисовать «Жителя нашей великой России любой национальности»! (Раздаю листы каждому на парту) -На работу вам дается 5 минут. Удачи! (наблюдаю за индивидуальной работой каждого учащигося) - Ваше время истекло, прошу рисунки повесить на доску. - Какая замечательная выставка рисунков у нас получилась. Все рисунки у вас получились разные и значит, что мы с вами дружелюбно относимся к людям любой национальности. Молодцы, ребята. Хотя все мы и разные, но живем в одной стране, в одном городе, учимся в одной школе и значит должны дружить и жить в мире и согласии. | На каждый вопрос поднимают руки те дети к кому он непосредственно относится. У каждого ребенка на парте лежит лист бумаги ½ А4. (На столе у вас карандаши или фломастеры) В течение 5 минут дети изображают человека любой национальности. В завершение дети вешают свои рисунки на доску. | Поощрение Одобрение |