Цель: Формирование представления о толерантном отношении.Задачи:1. Ввести и закрепить определение термина «толерантность»;2. Углубить понимание его значения;3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия.4. Показать, что такое толерантное отношение к окружающим, сверстникам.1. Вступительное слово.- Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас и ваших родителей на внеклассном мероприятии. Наше занятие предполагает работу в круге.Эмоциональный настрой.Ребята и уважаемые взрослые, мы просим вас встать в круге и взяться за руки. Прослушайте песню «Я, ты, он, она…».«Я, ты, он, она – вместе дружная страна,вместе – дружная семья,в слове «мы» - сто тысяч «я»! – так оптимистично и жизнерадостно начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.Вопрос: Какие чувства вы испытали? (ответы) Просим садиться.Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. В школах и классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых лежат явления нетерпимости. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.У этого слова есть своё понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.2. Сообщение темы и цели.Тема внеклассного занятия «Толерантность – путь к миру». На этом занятии вы познакомитесь с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.3. История понятия «толерантность».Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.С именем этого человека и связано понятие «толерантность»4. Этимология понятия «толерантность».Обратимся к этимологии понятия «толерантность»- в английском языке понятие «толерантность» - устойчивость, выносливость, терпимость;- во французском языке «толерантность» – уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов;- в китайском языке «быть толерантным» – позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;- в арабском языке «толерантность» - снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим;- в русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам.- Какое из определений вам импонирует более всего? (ответы)- А что же объединяет эти определения? (ответы)Термин «толерантность» объясняется, как терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.- Какими чертами должен обладать толерантный человек?Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.- А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)А вот нам кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.И сейчас мы вам это покажем, а вы нам поможете.5. Упражнение «Комплименты»Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.(После того, как все желающие дети и родители побывают на «волшебном стуле», лидеры ШСП обсуждают с классом то, что дети почувствовали во время упражнения).- Вам понравилось это упражнение? (ответы)- Что нового вы узнали друг о друге? (ответы)- Были комплименты одинаковыми или разными? (ответы)- Почему разные? (ответы)Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.6. Упражнение «Волшебный микрофон»(Каждый, кто получает микрофон, отвечает на вопросы лидеров ШСП)- Ваше увлечение, чем любите заниматься? (ответ- О чем вы мечтаете? (ответ)- Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое? (ответ)- Что нового вы узнали? (ответ)- Что вас удивило, что понравилось? (ответ)Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только на занятиях.7. Упражнение «Нарисуй себя»Каждый участник игры получает шаблон человека. На основе этого шаблона рисует себя, добавляя свои индивидуальные особенности.Обсуждение:- Что общего у всех человечков? (ответы: голова, руки, ноги.)- Чем они отличаются? (ответы: одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз)Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.8. Упражнение «Изгой»Лидеры ШСП сообщают каждому «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка). Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному - самому озорному, сообщается слово ворона.Задание: Не говоря того слова, что мы вам сказали, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».Вопросы для обсуждения:- Как вы узнали, где ваша группа? (ответ)- Легко ли было найти своих? (ответ)Обращаясь к вороне:- Почему никто не обращал на тебя внимания? (ответ)- Как ты себя чувствовал? (ответ)- Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (ответы)- Хотели ли вы быть на месте вороны? (ответы)- Тяжело ли быть не похожим на всех? (ответы)- Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (ответы)9. Упражнение «Звали, зовут, будут звать.»Ведущая произносит: «Когда я была совсем маленькой, меня звали Лизонька, сейчас в школе меня зовут Лиза, а когда я вырасту, меня будут звать Елизавета Дмитриевна». В кругу все по очереди, начиная с ведущей, данную фразу произносят аналогично.Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, чувствовать людей, их настроение, стараться никого не обижать.10. Творческая работа «Дерево толерантности»Ученики на листочках бумаги в форме листа дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается на доску. Лидеры ШСП, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе.Надписи, сделанные учениками на листочках «Дерева толерантности»:- чтобы наша школа была толерантной, нужно уважать других;- быть всегда добрыми, дружными;- уметь понимать других людей;- делать добро, не ругаться, не дразниться, любить;- провести беседу о толерантности в других классах;- мы должны помогать друг другу.11. Итог занятия:- Ребята, мы сегодня очень много нового узнали о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое? (ответы)- Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге? (ответы)- Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем? (ответы)К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но мы надеемся, что придет такое время, когда все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, и все люди научатся договариваться, и не будут воевать, ругаться, конфликтовать. Давайте же будем с большей долей терпения, уважения и понимания относиться друг к другу, тогда жить в мире и согласии нам станет намного проще.И очень хочется, чтобы нашим главным правилом по жизни стала фраза: «Не оценивайте людей, а цените их».Дорогие ребята, примите в подарок от нас - «Правила толерантного общения». (Распечатанные листочки – правила вручаются детям)Правила толерантного общения:Уважай собеседника.Старайся понять то, о чем говорят другие.Отстаивай свое мнение тактично.Ищи лучшие аргументы.Будь справедливым, готовым признать правоту другого.Стремись учитывать интересы других.Прощай.Уважай права другого.Уважай человеческое достоинство.Принимай другого таким, каков он есть.Сострадай.Проявляй терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.Стихотворение читают лидеры «Доброта и толерантность спасут мир» Ребята! Все, что мы услышали и увидели, наверное, помогло разобраться в своём отношении к людям, сверстникам и понятию толерантности. Благодарим всех за активное участие. Думаем, что мероприятие оставило глубокий след в душе каждого из вас, помогло всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.