Цель мероприятия: формирование качества толерантности.
Задачи:
ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
развивать коммуникативные умения детей
формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
развивать умение пользования словарями
Оборудование:
индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
индивидуальные рабочие листы (Приложение2)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
«Краткий словарь современных понятий и терминов»
Ход мероприятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
Учитель. Сегодня необычный урок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Планета толерантности»
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качествах его личности.
III. Вступительная беседа
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
легкое устанавливание контактов (общительность)
мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
стремление сделать другому добро (доброта)
сострадание (милосердие)
почтительное отношение (уважение)
готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость).
Учащиеся с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Учащиеся. Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Учащиеся. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)
Приложение 1
Тест
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг)
Главная цель тренинга: повышение толерантности в общении подростков, рост уровня сплоченности в группе, создание команды.
Целью тренинга является также расширение осознания, понимания, усиление эмпатийных процессов, коррекция поведения подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки.
Задачи тренинга: дать возможность подростку побывать в роли другого человека, усилить процессы идентификации, выработать толерантные формы общения учащихся друг с другом.
Методы, используемые в тренинге: основные психодраматические техники, социометрические процедуры, психогимнастические упражнения и игры, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, создание команды.
Группы тренинга формируются на следующих условиях: закрытость, неразглашение информации, добровольность.
Проведение тренинга не требует какого-либо демонстративно-иллюстративного материала. Применение видеозаписи возможно, но не обязательно.
Результатом тренинга следует считать создание команды и изменение нетолерантных партнеров общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
"Мне нравится". Ведущий предлагает образовать 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу. Затем говорят те, кто во внутреннем круге. Необходимо сказать приятное человеку, начиная с фразы "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Задача упражнения: дать возможность всем взаимодействовать друг с другом
«Меняющаяся комната»
Инструкция:
Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…
Опросник интолерантного общения (Приложение 2)
1. Есть ли в Вашем классе ученики, по отношению к которым Вы испытываете стойкую неприязнь, обусловленную тем, что они "не такие как все", в силу своих личностных особенностей не соответствуют "уровню" остальных?
Да, нет, затрудняюсь ответить
3. Вы считаете, что таким ученикам не место в вашей группе, классе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
4. Есть ли в Вашем классе ученики, которые раздражают Вас своим отличающимся от других поведением, интересами, взглядами, особенностями культурного воспитания?
Да, нет, затрудняюсь ответить
5. Часто ли Вам приходилось морально или физически воздействовать на других людей, чтобы показать им, что они не должны быть "такими"?
Да, нет, затрудняюсь ответить.
6. Вам трудно понять их, представить себя на их месте, почувствовать то, что чувствуют они?
Да, нет, затрудняюсь ответить
7. У Вас возникало желание не ходить в школу из-за сложившихся там отношений неприязни и непонимания между одноклассниками?
Да, нет, затрудняюсь ответить
8. У Вас возникало чувство, что Вас многие в классе, школе воспринимают как "другого" человека не такого как все, что вызывает агрессию с их стороны?
Да, нет, затрудняюсь ответить
9. У Вас возникали мысли, что Вас не любят, не понимают, не принимают в классе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
10. Вы часто испытываете чувство одиночества в классе, "вакуум" вокруг себя?
Да, нет, затрудняюсь ответить
10. Вы часто испытываете нервное напряжение и чувство бессилия, связанное с невозможностью что-либо изменить в Ваших отношениях со сверстниками?
Да, нет, затрудняюсь ответить
11. У Вас возникают фантазии, в которых Вы агрессивно, жестоко ведете себя по отношению к какому-либо из Ваших одноклассников?
Да, нет, затрудняюсь ответить
12. У Вас были ситуации, когда Вы чувствовали, что Вас не понимают и отвергают просто из-за того, что Вы в силу материальных трудностей Вашей семьи или ее культурных особенностей не можете быть такими, как все?
Да, нет, затрудняюсь ответить
Обработка результатов опросника предусматривает общее суммирование баллов, полученных при ответе на все вопросы (1 балл за каждый ответ "да"). Вопросы: 1-6,11 выявляют тенденцию интолерантного взаимодействия. Вопросы 7-10,12 выявляют наличный уровень интолерантного взаимодействия.
Анализ полученных результатов, позволяет ориентировочно судить о степени выраженности тенденции интолерантного поведения и наличном уровне интолерантного взаимодействия, общения подростка с другими подростками.
Ответы на вопросы 1-6,11:
0 - тенденция отсутствует или же скрывается;
1-2 -слабо выраженная тенденция;
3-4 - средне выраженная тенденция;
5-7 - высоко выраженная тенденция.
Ответы на вопросы 7-10, 12:
0 -интолерантное взаимодействие отсутствует или же его переживание скрывается;
1-2 - слабо и средне выраженное интолерантное взаимодействие;
3-4 - высоко выраженное интолерантное взаимодействие;
5-6 -выраженность интолерантного взаимодействия на критическом уровне.
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция:
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VII. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Учащиеся обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
VIII. Итог. История-притча
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычное мероприятие – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Толерантность - дорога к миру »
Толерантность – дорога к миру
Цель мероприятия: формирование качества толерантности.
Задачи:
ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
развивать коммуникативные умения детей
развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
развивать умение пользования словарями
Оборудование:
индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
индивидуальные рабочие листы (Приложение2)
история-притча (Приложение 3)
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, магнитофон
«Краткий словарь современных понятий и терминов»
Ход мероприятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
Учитель. Сегодня необычный урок.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ « Планета толерантности»
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качествах его личности.
III. Вступительная беседа
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера (души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
легкое устанавливание контактов (общительность)
мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
стремление сделать другому добро (доброта)
сострадание (милосердие)
почтительное отношение (уважение)
готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость).
Учащиеся с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Учащиеся. Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Учащиеся. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)
Приложение 1
Тест
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом, поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг)
Главная цель тренинга: повышение толерантности в общении подростков, рост уровня сплоченности в группе, создание команды.
Целью тренинга является также расширение осознания, понимания, усиление эмпатийных процессов, коррекция поведения подростков, стабилизация их эмоционального состояния и самооценки.
Задачи тренинга: дать возможность подростку побывать в роли другого человека, усилить процессы идентификации, выработать толерантные формы общения учащихся друг с другом.
Методы, используемые в тренинге: основные психодраматические техники, социометрические процедуры, психогимнастические упражнения и игры, направленные на повышение уровня доверия, сплоченности, создание команды.
Группы тренинга формируются на следующих условиях: закрытость, неразглашение информации, добровольность.
Проведение тренинга не требует какого-либо демонстративно-иллюстративного материала. Применение видеозаписи возможно, но не обязательно.
Результатом тренинга следует считать создание команды и изменение нетолерантных партнеров общения и взаимодействия на более толерантные, что выражается в готовности конструктивно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.
"Мне нравится". Ведущий предлагает образовать 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу. Затем говорят те, кто во внутреннем круге. Необходимо сказать приятное человеку, начиная с фразы "Мне нравится в тебе". Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
Задача упражнения: дать возможность всем взаимодействовать друг с другом
«Меняющаяся комната»
Инструкция:
Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…
Опросник интолерантного общения (Приложение 2)
1. Есть ли в Вашем классе ученики, по отношению к которым Вы испытываете стойкую неприязнь, обусловленную тем, что они "не такие как все", в силу своих личностных особенностей не соответствуют "уровню" остальных?
Да, нет, затрудняюсь ответить
3. Вы считаете, что таким ученикам не место в вашей группе, классе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
4. Есть ли в Вашем классе ученики, которые раздражают Вас своим отличающимся от других поведением, интересами, взглядами, особенностями культурного воспитания?
Да, нет, затрудняюсь ответить
5. Часто ли Вам приходилось морально или физически воздействовать на других людей, чтобы показать им, что они не должны быть "такими"?
Да, нет, затрудняюсь ответить.
6. Вам трудно понять их, представить себя на их месте, почувствовать то, что чувствуют они?
Да, нет, затрудняюсь ответить
7. У Вас возникало желание не ходить в школу из-за сложившихся там отношений неприязни и непонимания между одноклассниками?
Да, нет, затрудняюсь ответить
8. У Вас возникало чувство, что Вас многие в классе, школе воспринимают как "другого" человека не такого как все, что вызывает агрессию с их стороны?
Да, нет, затрудняюсь ответить
9. У Вас возникали мысли, что Вас не любят, не понимают, не принимают в классе?
Да, нет, затрудняюсь ответить
10. Вы часто испытываете чувство одиночества в классе, "вакуум" вокруг себя?
Да, нет, затрудняюсь ответить
10. Вы часто испытываете нервное напряжение и чувство бессилия, связанное с невозможностью что-либо изменить в Ваших отношениях со сверстниками?
Да, нет, затрудняюсь ответить
11. У Вас возникают фантазии, в которых Вы агрессивно, жестоко ведете себя по отношению к какому-либо из Ваших одноклассников?
Да, нет, затрудняюсь ответить
12. У Вас были ситуации, когда Вы чувствовали, что Вас не понимают и отвергают просто из-за того, что Вы в силу материальных трудностей Вашей семьи или ее культурных особенностей не можете быть такими, как все?
Да, нет, затрудняюсь ответить
Обработка результатов опросника предусматривает общее суммирование баллов, полученных при ответе на все вопросы (1 балл за каждый ответ "да"). Вопросы: 1-6,11 выявляют тенденцию интолерантного взаимодействия. Вопросы 7-10,12 выявляют наличный уровень интолерантного взаимодействия.
Анализ полученных результатов, позволяет ориентировочно судить о степени выраженности тенденции интолерантного поведения и наличном уровне интолерантного взаимодействия, общения подростка с другими подростками.
Ответы на вопросы 1-6,11:
0 - тенденция отсутствует или же скрывается;
1-2 -слабо выраженная тенденция;
3-4 - средне выраженная тенденция;
5-7 - высоко выраженная тенденция.
Ответы на вопросы 7-10, 12:
0 -интолерантное взаимодействие отсутствует или же его переживание скрывается;
1-2 - слабо и средне выраженное интолерантное взаимодействие;
3-4 - высоко выраженное интолерантное взаимодействие;
5-6 -выраженность интолерантного взаимодействия на критическом уровне.
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция:
Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VII. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Учащиеся обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
VIII. Итог. История-притча
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычное мероприятие – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки:Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться. Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь. И день, и ночь»
Приложение 3
Ворота сада
(Притча)
Жил – был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришёл к отцу и сообщил ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сообщить отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвёл сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вёл, но посмотри, сколько дырок на воротах! Никогда они уже не будут таким как раньше. Когда ты с кем–то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана… И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана всё равно останется. Рана, принесённая словами, причиняет ту же боль, что и физическая».