Занятие представляет собой сборник игр и упражнений коррекционно-развивающего характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, мышление, наблюдательность, быстроту реакции. Именно такие упражнения помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу более динамичной и менее утомительной. Все задания соответствуют возрастным требованиям и психологическим особенностям учащихся. Решению основной задачи урока способствует использование различных форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
Использование ИКТ помогло сделать занятие разнообразным, эмоционально-приятным, что позволяет эффективно и в более короткие сроки достигать положительного результата у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка внеурочного занятия »
Пояснительная записка
Занятие представляет собой сборник игр и упражнений коррекционно-развивающего характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, мышление, наблюдательность, быстроту реакции. Именно такие упражнения помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Занятие построено так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу более динамичной и менее утомительной. Все задания соответствуют возрастным требованиям и психологическим особенностям учащихся. Решению основной задачи урока способствует использование различных форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная).
Использование ИКТ помогло сделать занятие разнообразным, эмоционально-приятным, что позволяет эффективно и в более короткие сроки достигать положительного результата у детей.
Данное занятие представлено в рамках систематической психологической работы с учащимися 1 класса.
Занятие включает в себя следующие направления:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль);
развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и координации;
развитие связной речи;
отработка умения согласованно работать в группе и коллективе.
Занятие нацелено не только на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие первоклассников, но и диагностику сформированности коммуникативных учебных действий, что делает занятие еще более продуктивным.
К конспекту прилагается мультимедийное сопровождение, разработанное в программе Power Point и Приложение.
Класс: 1
Внеурочное занятие по психологии
Разработала: Шрамова Юлия Александровна, МБОУ «Московская средняя общеобразовательная школа им. А.П. Кыштымова»
Тема занятия: В гостях у сказки
Тип занятия: коррекционно-развивающее и диагностическое
Цели занятия:
интеллектуально-личностно-деятельностное развитие первоклассников;
выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Подготовительная работа. Чтение сказки «Рукавичка» [3; с.28-31] или на сайте http://www.stihi-rus.ru/skazki/skazkarus17.htm
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, дети!
-Скажите, с каким настроением вы начинаете работу на занятии?
-Чего вы ожидаете от занятия?
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня?
II. Постановка учебной задачи. Определение целей занятия.
- Ребята мы продолжаем с вами наши увлекательные путешествия. Слайд 1.
Сегодня мы с вами попадем в одну очень известную сказку. Что это за сказка, и как она называется, вы можете угадать, ответив на загадки. Слайд 2.
Едва повеяло зимой – Слайд 3. Они всегда со мной. Согреют две сестрички, Зовут их ... (рукавички)
Две сестренки, две плетенки Слайд 4. Из овечьей шерсти тонкой. Как гулять – так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Рукавички)
Дали братьям тёплый дом, Слайд 5. Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился. (Варежка)
Пять пальцев, как у людей, Слайд 6. Но пальцы у неё без ногтей. (Перчатка)
Разошлись мальчики Слайд 7. В тёмные чуланчики, Каждый мальчик В свой чуланчик. (Перчатка)
Они, как мамины ладони, Слайд 8. Они, как гнездышко для птички. Их бабушки внучатам вяжут. Зовут их просто … (рукавички).
III. Актуализация знаний(Изображение рукавичек прикрепляется в виде сигнальной карточки к доске).
IV.Самостоятельная работа
А сейчас мы поработаем индивидуально. Каждый из вас проверит свои силы и умение работать на компьютере. (Дети работают с диском «Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6-7 лет.» Ч.I. Первая неделя, 1 и 2 занятия. Психологический центр «Адалин»). http://adalin.mospsi.ru
1 задание. Найти животное, которое прыгает.(Задание «Кто как передвигается»). В левой части экрана будут появляться изображения разных животных (зверей, птиц, насекомых и т.д.). В правой части даны 4 кнопки, на каждой из которых написан один из возможных способов передвижения (летает, плавает, прыгает, ползает). Необходимо выбрать, какое животное как передвигается.
2 задание. Исключи лишнее животное. (Задание «Исключение одного предмета из четырех предъявленных»). На экране появятся четыре картинки, три из которых объединены каким-то общим смыслом, четвертая – является лишней. Найдите этот лишний предмет и объясните, почему именно она не подходит к остальным.
V. Включение в систему знаний и повторение.
-Что же у вас получилось? Правильно, прыгает - заяц, а лишняя – мышка.
(Изображение зверей прикрепляется в виде сигнальной карточки к доске).
-А при чем же здесь мышка, заяц? Молодцы! Это герои сказки «Рукавичка», которую вы читали раньше [4; с.203]. Слайд 9.
- Давайте вспомним героев этой сказки (дети называют героев, и им предлагается попробовать себя в роли одного героев сказки: Мышки, Лягушки, Зайчика, Кабана, Лисы, Волка, Медведя). Слайд 10
- А сейчас вы станете артистами. А артисты не должны стесняться, говорят громко и четко! (В сильном, хорошо подготовленном классе можно использовать мультипликационный фильм «Рукавичка» и озвучить его. При этом слова автора проговаривает психолог, а дети озвучивают героев. В слабом классе сказка просто «проигрывается» детьми).http://multiki.arjlover.net
-Вы, наверное, немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть и размяться.
VI. Пальчиковая гимнастика «Перчатка».Слайд 11
Весёлая мышка Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши "ковшом") Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест)) Им корочку хлеба Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Погладила всех (Большим пальцем гладим остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). И отправила спать. (Ладони прижимаем, друг к другу, кладём под щёку (спим)).
VII. Гимнастика для глаз.
Найди пару каждой рукавичке, проводя линии глазами [ 2 ;с. 19]
Слайд 12
-Молодцы ребята! Все справились с заданием.
- Плохо ли деду без рукавички?
- Давайте сделаем деду, который потерял свою рукавичку, приятное. Наверняка, он вернется в лес за рукавицей.
VIII. Методика «Рукавички» (Диагностика уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. см. Приложение)
- Сейчас вы сядете парами. Каждому из вас я дам по одному изображению рукавички. Украсьте их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Вы сами можете придумать узор, но сначала вам надо договориться между собой, какой узор вы будете рисовать. А потом мы подарим эти рукавички деду из сказки (во время рисования детей психологом фиксируются промежуточные результаты:продуктивность совместной деятельности, умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать, взаимный контроль и т.д.)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Чему вы учились на этом занятии?
-Какие задания вам показались особенно интересными?
-Что запомнилось больше всего?
-Какую самооценку своему труду на занятии вы себе дадите?
-С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
-Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО!
X. Подведение итогов Слайд 13
Хорошо мы потрудились, Рисовали и резвились, Но прощаться нам пора! До свиданья, детвора!
.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми школьного возраста.- Харьков: Фалио, 1997. - 464 с.
http://www.stihi-rus.ru/skazki/skazkarus17.htm
http://adalin.mospsi.ru (Коррекционно-развивающие компьютерные занятия для детей 6-7 лет. Психологический центр «Адалин»)
http://multiki.arjlover.net
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман) [1; с.56]
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия. Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования;
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1.Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2.Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. 3.Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.