Организационный | Приветствие | - Здороваются с учителем. | Данные УУД формируются на протяжении всего внеурочного занятия Личностные: - Развивать чувство осознания себя как члена семьи, общества; - Учиться сопоставлять доходы и расходы. Регулятивные: - Формулировать учебную задачу; - Находить пути решения этой задачи. Коммуникативные: - Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми; - Понимать цели своих действий. Познавательные: - Расширять представления о семейной экономике; - Овладевать логическими действиями сравнения. |
Мотивация | - устно: Какие виды доходов семьи вы знаете? Какие из них являются постоянными/непостоянными? - На получение каких доходов должен ориентироваться человек в трудовой деятельности? - слайд: Установите соответствие: «Кто какие доходы получает» Инженер на заводе | Получает гонорар | Студент университета | Получает прибыль | Музыкант за создание музыкального альбома | Получает пенсию | Пенсионер | Получает заработную плату | Писатель за очередной выпуск издания своей книги | Получает детское пособие | Мама с маленьким ребенком | Получает дивиденды | Предприниматель, открывший свою пекарню | Получает потиражные | Владелец акций | Получает стипендию | | - Отвечают на вопросы. Устанавливают соответствия по слайду. |
Актуализация | - Слайд «Весы»: Как эта картинка связана с нашей темой? (Одна часть весов – доходы, а вторая? – расходы) - О чем мы будем говорить на занятии? - слайд «Расходы семьи» - Вспомните пирамиду потребностей, назовите пять уровней. - На удовлетворение каких потребностей мы в основном тратим деньги? (биологические, безопасности) - Приведите примеры расходов, удовлетворяющих эти потребности (обычно дети называют расходы на покупку еды, одежды, оплату жилищных услуг, образование и т.д.) - слайд: На слайде показаны примеры того, что вы сейчас назвали (картинки разных товаров и услуг (булка, мороженое, сок, пальто, холодильник, велосипед и т.д.) - Разделите эти товары на две группы. По какому признаку вы их разделили? (дети должны определить критерий: период использования, и разложить товары на группы текущего потребления и длительного пользования) - Можно ли назвать товарами расходы на оплату услуг ЖКХ, образование, отдых и т.д.? - Чем они отличаются от товаров? - Запишем в тетрадь: Расходы семьи: на товары текущего потребления, на товары длительного пользования, на услуги. - В тетрадь: определение товаров и услуг (товары-существуют реально, они материальны; услуги – представляют собой действие, которое приносит пользу) | - Определяют тему занятия, записывают ее в тетрадь. - Отвечают на вопросы, придумывают примеры. - Определяют критерий разделения товаров. - Высказывают предположения об отличии товаров и услуг. |
Первичное закрепление, физкультминутка | - В тетради приведите примеры товаров и услуг (по 4-5). - Просмотр фрагментов мультфильмов «Чунга-Чанга» (танец и песенка) и «Снежная королева» (Герда в зимней одежде отправляется на поиски Кая). - Физкультминутка при звучании песенки из м/ф «Чунга-Чанга» - Какие расходы на потребление существуют у героев м/ф? - От чего зависит величина расходов? (время года, место проживания, уровень потребностей, величина дохода) - Запишем это в тетрадь. | - Придумывают примеры, затем озвучивают их, поясняют свой выбор. - смотрят фрагмент м/ф «Чунга-Чанга», повторяют упражнения. - Отвечают на вопросы, делают запись в тетрадь. - Высказывают предположения о причинах различий в расходах. |
Этап самостоятельной работы | - Работа в группах по 2 человека: Давайте рассмотрим платежный документ, который приходит в каждую семью, это квитанция на оплату услуг ЖКХ. Изучите документ и ответьте на вопросы. - Каждой группе выдается ксерокопия квитанции ЖКХ за зимний месяц (можно образец найти в Интернете) и перечень вопросов (Приложение 1). Найдите ФИО квартиросъемщика. Где проживает квартиросъемщик? За какой период выписан документ? До какого времени нужно оплатить счет? Сколько человек проживает в квартире? Кто является получателем платежа? Для чего записывается номер лицевого счета? Какие статьи расходов названы? Есть ли льготы у этой семьи? Что такое ГВС, ХВС? Установлены ли в квартире счетчики? - Сравните показатели другой квитанции (раздается ксерокопия квитанции ЖКХ за летний месяц) - Что изменилось? Почему? | - Работают в малой группе, рассматривают, находят информацию в документе, формулируют ответы на вопросы. - Возможно, кто-то сразу обратит внимание на время года в квитанции и величину расходов. |
Рефлексия | - Какие вопросы у вас появились после изучения квитанций? - Вернемся к картинке, изображающей бюджет – две чаши весов как две части семейного бюджета: доходы и расходы. На какой вопрос мы будем отвечать в следующий раз? (как сбалансировать бюджет, как сократить свои расходы). Подумайте об этом. - Что вы захотели обсудить с родителями? | - Проговаривают вопросы. - Формулируют проблему следующего занятия. |