Этапы занятия: | Задачи каждого этапа. | Методы | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. Класс разбит на 4 команды. Ну-ка, всё проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | | Учитель: приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Учащиеся: приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать |
Подготовка к активной познавательной деятельности. - А чему сегодня мы будем учиться, узнаете, отгадав загадки.
Крупно, дробно зачастило И всю землю напоило. (Дождь.)
Две веселые сестрички Дружно за руки взялись, Закружились, словно птички, Полетели смело вниз. На сугроб они упали, Покрывалом снежным стали. (Снежинка)
Прозрачен как стекло, Но не вставишь в окно. (Лед.)
Я прозрачна, как хрусталь, С крыши я зимой свисаю, Только очень, очень жаль, Что в тепле я быстро таю. (Сосулька.)
Капельки - росинки В круглой чашечке цветка, Словно капли-невидимки, Улетели в облака. (Пар)
- Как вы думаете, что объединяет все названные в отгадках предметы? - Все они состоят из воды. Это разные состояния воды. (Учитель выставляет на доску Капельку) И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке. - Перевернем Капельку и прочитаем, чему она поможет научиться сегодня. - Научимся рассуждать. - Поднимите руки те, кто слышал слово «рассуждай». Где вы его слышали? Как вы понимаете значение этого слова? - Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль. Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода.
| Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | Создание проблемной ситуации. | Учитель: организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулирует задачи урока. Учащиеся: формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно Познавательные: - постановка и решение проблемы Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Установка познавательной задачи.
На доске прикреплены написанные на трех карточках слова «ТЕЗИС», «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО», «ВЫВОД», пока закрытые. Открываем первую надпись «ТЕЗИС».
Рассуждение начинается с ТЕЗИСА. ТЕЗИС – это любое утверждение, любая мысль, которую вы высказываете. Отрабатываем произношение. Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе. - Учиться – всегда пригодиться. - В школе нужно хорошо учиться. Предлагаю вам другой тезис: «Чем больше учишься, тем больше глупеешь». Какой из тезисов вам больше подходит? - Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили? - Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать.
2. Открывается на доске следующее слово «ДОКАЗАТЕЛЬСТВО». ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный. Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная.
3. Открывается следующее слово «ВЫВОД» - А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства. - Сделайте вывод об учёбе. Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение).
| Подведение детей к самостоятельному выводу и усвоению новых понятий: тезис, доказательство, вывод. | Подготовка к решению проблемной ситуации Беседа | Учитель: организует диалог, уточняющий понятия. Учащиеся: участвуют в диалоге, формулируют и запоминают новые понятия, делают вывод. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Усвоение новых знаний. Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод. 1. - А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды. Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство – синим, а вывод – зелёным. Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом.
Вода нужна всему живому на Земле. Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут. Я понял, что без воды всё живое погибнет.
Воду не надо загрязнять. Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека. Поэтому воду нельзя загрязнять. Вода нас не только поит. Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке. Таким образом, вода нужна не только для питья.
Воду нужно беречь. Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает. Значит, воду нужно экономить.
| Развивать умение выделять в предложенных записях тезис, доказательство, вывод . | Самостоятельная работа в группе, выполнение упражнений. | Учитель: проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями Учащиеся: работают в группе, рассуждают, выполняют задание. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Первичная проверка понимания. Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода. Дети читают, а учитель записывает на доске: Я понял… Поэтому… Таким образом… Значит… - Используйте их в своём рассуждении.
Физкультминутка. - А теперь немного отдохнём. Поиграем в игру «Море волнуется…». Вы должны изобразить предмет нарисованный на картинке, а кто-то отгадает, что вы показали. Самолёт Домик Зайка
| Учить грамотно строить рассуждение и формулировать вывод. | Демонстрация итоговой работы в группе. | Учитель: учит строить рассуждения и формулировать вывод. Анализирует ответы детей. Учащиеся: производят предварительную проверку работы, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления других групп | Коммуникативные: - умение работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли, владеть монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные: - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. |
Включение в систему знаний. Практическая работа - Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья - Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения. Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения.
Опыт N1: «Вода жидкая, может течь» Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. - Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите. - Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Вывод: вода жидкая, льется. Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода – жидкая.
Опыт N2: «Вода бесцветная» - Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная) Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода – бесцветна.
Опыт N3: «Вода прозрачная» - Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку). Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода – прозрачна.
Опыт N4 «У воды нет вкуса» Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса.
Опыт N5 «У воды нет запаха» Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха.
Опыт N6: «Вода не имеет формы» Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа. Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды. – Что можно сказать о форме воды? Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы.
| Самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки | Практическая работа | Учитель: учит строить рассуждения и делать выводы на основе опыта Анализирует ответы детей. Учащиеся: наблюдают за действиями учителя, представляют свои рассуждения и выводы и анализируют выступления | Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия и его результата Познавательные: - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников. |
Итог. Рефлексия. Наша научная лаборатория закрывает свою работу. Вы сегодня хорошо поработали. Чему мы сегодня научились? Из каких частей состоит рассуждение? Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо. Что вы узнали о воде?
Работа с листом самооценки, и «Волшебными линеечками» Г. Цукермана, «лесенками продвижений» | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | | Учитель: учит самостоятельно анализировать свою деятельность при решении проблем творческого и поискового характера. Учащиеся: получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог. |