kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок.  МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Раздел. Экологическая безопасность в природной среде.

Тема. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Цель: формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, общении с природой и её познание.

Задачи:

- формировать экологически образованной личности с экологическим стилем мышления;

· пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

· формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9


внеурочное занятие

кружка

МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

для учащихся 5-6 классов



Природа в жизни человека









автор:

Стуканог Земфира Закиевна,

учитель биологии МБОУ СОШ № 9

член – корреспондент МАНЭБ, член Президиума Международного Конгресса «Экология и дети».


Кружок. МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Раздел. Экологическая безопасность в природной среде.



Тема. ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


Цель: формирование представлений о роли общения человека с природой для сохранения и укрепления его здоровья, удовлетворения материальных запросов, духовных потребностей в красоте, общении с природой и её познание.

Задачи:

- формировать экологически образованной личности с экологическим стилем мышления;

· пробудить интерес и любовь к окружающей природе, научить детей общению с ней;

· формировать чувства сопричастности к природе, личной ответственности за нее.


Оборудование: плакат с высказыванием Л. Леонова; макет дерева; магнитная доска, компьютер с аудио и видео воспроизведением, зеленые бумажные листочки.


«Охраняйте природу!

Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов.

Ее сокровища вверены нашей совести, справедливости,

уму и благородству».


Ход занятия.


Здравствуйте, ребята! Меня зовут Земфира Закиевна.  Я  предлагаю  вам вместе со мной  cовершить несколько первых  шагов в   науку, изучающую нашу зеленую планету.

Холмы, перелески, луга и поля — 
Родная, зелёная наша земля. 
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей — 
Частица великой отчизны моей.

Целеполагание: Показ слайдов живой природы со следами антропогенного воздействия человека.

Учитель. Сегодня мы посвятим наше мероприятие природе. Мы приоткроем дверцу в ее сказочный мир, узнаем много нового, вспомним уже известное. Ведь только тот, кто знает природу, ее законы, может ее любить, охранять, жить, не нарушать ее уклада.

Ребята, скажите, пожалуйста, как мы назовем тему нашего занятия?

Как вы думаете, как называется наука, которая изучает природу?

Природу и влияние человека на природу? ответы учащихся

И для чего мы ее изучаем. На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. То, что вы с узнаете, надеюсь, вам пригодится в   жизни.  

Учитель:

Мы живем на планете Земля. Почему ее называют «голубая планета»?

(Потому что на нашей планете много воды)


Ученик 1.Чистая вода, как и чистый воздух, нужна растениям, животным и человеку. Иногда воздух и вода загрязняются от того, что в них попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Дышать таким воздухом вредно, и люди чаще болеют. Охрана чистоты воздуха – очень важное дело. Взрослые должны заботиться о чистоте воды и воздуха. А как мы будем заботиться о природе? (Не ломать деревьев и кустов, не разбрасывать мусор, не ловить насекомых и бабочек, не разорять муравейников).

Учитель. Ребята, я обращаю ваше внимание на листики, которые лежат у каждого на столе. Эти листики в конце урока станут волшебными. Попрошу вас на этих листках написать свои призывы, обещания, клятвы по охране окружающей среды.

Ученик 2. Каждый из нас должен бережно относиться к природе. Это, к сожалению, понимают не все, поэтому во многих местах наше планеты наблюдается обеднение природы.

Учитель. Сейчас, ребята, устраивайтесь поудобнее и будьте внимательны. Мы посмотрим экологическую сказку о Человеке и Золотой Рыбке. ч Сказка о Человеке и Золотой Рыбке (показ экологической сказки)


«Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Вытянул – и глазам свои не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

- Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

- Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает неизвестное создание, - сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

- Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

- Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной. Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились. В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало. А Человек и вовсе разошелся. «Зачем мне вообще этот лес?»- думает – ну-ка, Рыбка, сделай, чтобы на его месте поля бескрайние раскинулись. Хочу богатым стать».

Исчез лес – как и не бывало. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Доволен Человек, урожай считает.

Вдруг откуда ни возьмись букашки вредные налетели. Да голодные такие! Так и норовят весь человеческий урожай съесть. Испугался Человек, давай всякими ядами букашек-таракашек травить. А заодно с ними и пчел с птицами.

- Главное урожай спасти, - думает. – А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

Живет он так – горя не знает! На машине ездит, урожай собирает, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

- Тебе какой завод - химический или металлургический?

- Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.

- Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

- Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.

Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому. Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

- Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?

Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались. В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

- Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки. Только пена по грязной воде плывет.

Вдруг что-то блеснуло: смилостивилась Рыбка, приплыла. Только уж золота ее не видно под слоем мазута. Обрадовался Человек, сказал Рыбке:

- Не надо мне ничего, верни мне только лес мой зеленый и родники чистые. Сделай все, как было, больше ни о чем просить не буду.

Помолчала Рыбка и отвечает:

- Нет, Человек, ничего у меня больше не получится: от грязи и ядов пропала сила моя волшебная. Теперь сам думай, что делать будешь, чтобы живым остаться.

Сел Человек на берегу, голову руками обхватил и задумался.




Учитель: Вот сейчас мы проверим, как вы поняли смысл сказки.


Вопросы:

1. Как изменился лес после того, как Золотая Рыбка начала выполнять желания Человека? Почему Человек так себя вел?

2. Правильно ли он поступал? Почему ему вдруг захотелось вновь вернуть свой лес?

3. Видели ли вы такие заводы, поля, которые описаны в сказке?

4. Может ли погибнуть обычная рыбка, если вблизи реки построить заводы и проложить дороги?

5. А как бы вы поступили на месте Человека?

6. Как вы думаете, что будет с этим Человеком?

7. Чему нас учит эта сказка?


Учитель. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Человек не может жить без городов, заводов, полей, но нужно делать все так, чтобы Природа при этом не пострадала.

Учитель. Во многих странах, а также  и в нашей  стране  ведется  большая работа  по охране  природы. Для того чтобы привлечь внимание  общества  к проблемам  экологии, проводятся  масштабные акции  по защите  окружающей среды. В нашем календаре  есть дни, которые напоминают  людям  о том, что мы губим природу, используя ее для создания комфортных условий жизни человека.

Выходят ученики с плакатами - датами и читают. На доске слайды.

3 уч-ся: 21 марта – Всемирный день защиты лесов. Всемирный день лесов празднуется в день весеннего равноденствия в Северном полушарии, которое по традиции считается первым днем весны и является символом новой жизни и новых начинаний. Во многих странах мира вместе с Международным днем леса отмечается также День дерева. Так, например, в Италии установился обычай: 21 марта ученики каждой средней школы должны были посадить во дворе хотя бы одно деревце. С тех пор 21 марта отмечается День дерева как праздник обновления и единения человека с природой.

4 уч-ся: 22 марта – Всемирный  День  охраны  водных ресурсов.   Многие страны мира начали испытывать нехватку  пресной воды. Но это не значит, что ее на Земле  мало, беда в том, что мы  не научились экономно ее использовать.

5 уч-ся: 1 апреля – Международный  День птиц.  Многие страны участвуют  в международных акциях по охране птиц.  Однако более серьезная  угроза для птиц исходит не от охотников, а от  вполне «мирных»  видов человеческой деятельности. Высотные постройки являются  для перелетных птиц смертельно опасными. Пернатых сбивают и давят автомобили. Не менее  серьезную угрозу  создает загрязнение  окружающей среды.

6 уч-ся: 15 апреля – День экологических знаний. Этот день, как правило, отмечается проведением  конференций, семинаров, круглых столов, посвященных  вопросам экологии.

7 уч-ся: 22 апреля – День Земли. Этот день – напоминание  о страшных экологических  катастрофах и о необходимости охраны  Земли от катастроф.

8 уч-ся: 29 сентября Всемирный День моря. Цель этого праздника привлечение внимания  к проблемам и сохранности  морей.

9 уч-ся: 4 октября – Всемирные День защиты  животных.   Праздник был создан с целью  повышения активности в защите животных


Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель. Проверим, как вы поняли и запомнили все, что сегодня обсудили.  Я даю утверждение, а вы, если согласны – хлопаете в ладоши (попробуем!), если не согласны – качаете головой и говорите  Ай-яй-яй.

1.     Экология изучает взаимоотношения между организмами и окружающей средой (да) 2.    Один человек бессилен что-либо сделать для  сохранения чистоты на планете (нет)

3.    Надо уничтожить всех воробьев т.к. они  поедают  урожай зерновых (нет)

4.    Охраной окружающей среды должны заниматься только экологи (нет)

5.    Лес сажают, чтобы срубить на нужды человека (нет)

6.    Живые организмы тесно связаны с неживой природой (да)

7.    Экологические организации имеют большое  значение в деле сохранения жизни на Земле (да)

8.    Животные и растения  не реагируют на изменения в природе  (нет)

 

Учитель. Похлопайте громче, это вы хлопаете себе за хорошую работу на занятии! Спасибо вам большое!  Вы настоящие юные экологи!

Учитель. Ребята, сейчас мы подведем итоги нашего занятия. Вы прекрасно знаете природу. Но в народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно. Мы с вами тоже посадим дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания, которые вы составили в течение урока.

Мы обещаем: ( варианты)

1. Не ломать деревья и кустарники.

2. Не рвать цветы охапками.

3. Не разорять гнезда.

4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.

5. Не трогать птенцов.

6. Не брать детенышей животных домой.

7. Не разжигать костров.

8. Не оставлять мусор.


Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.


Учитель. Я каждому из вас на память о сегодняшнем занятии дарю  эмблему с изображением зеленого ростка – символа жизни и выражаю надежду, что вы вырастете сознательными людьми, настоящими гражданами нашей страны.

На обороте эмблемы вы найдете слова, которые если сложите, получите высказывание русского писателя. Это будет вам домашним заданием. К. Паустовский.

« Любовь к родной природе – один из важнейших признаков к своей стране».

Учитель.На этом занятие  заканчивается.  Считаете  ли вы, что каждый человек должен быть экологически грамотным. Выберите смайлик  и  прикрепите к доске. Спасибо всем большое за работу! До свидания!






8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПРИРОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Автор: Стуканог Земфира Закиевна

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 240996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек» "
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-po-litieraturie-v-10-klassie-tiema-priroda-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "230454"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442148232"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "конспект урока познания мира по теме "Значение воздуха в природе и жизни человека. ОБЖ: Огонь – друг и враг человека". "
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-poznaniia-mira-po-tiemie-znachieniie-vozdukha-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka-obzh-oghon-drugh-i-vragh-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "126475"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415184909"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) ""Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов) "
    ["seo_title"] => string(97) "priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie-konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-dlia-8-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "203307"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429456563"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация. "Природа и человек: прошлое и настоящее" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-priroda-i-chieloviek-proshloie-i-nastoiashchieie"
    ["file_id"] => string(6) "203308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429457027"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "«Разнообразие цвета окружающего мира. Цвет в природе и жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(84) "raznoobraziie-tsvieta-okruzhaiushchiegho-mira-tsviet-v-prirodie-i-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "229814"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441889683"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства