kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 – 9 класс. География России: природа и хозяйство.

  Урок – обобщение  «Природа и человек: в прошлом и настоящем»

Цель: формирование ценностных взглядов на систему отношений природы и человека, на формирование личностных качеств человека под влиянием природы.

Задачи: 1. анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, например, Русской равнины;

2. определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйств отдельных территорий;

3. составлять описания и  характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт;

4. проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико – географических и социально – экономических тематических карт, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

5. решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.

Тип урока: комбинированный

К уроку можно подготовить: презентацию, карты:  «Природные зоны России», «Плотность населения России» и (или) атласы для 8 – 9 классов «Природа и хозяйство России»; дать задание одному ученику сделать сообщение  «Жизнь и деятельность В.О.Ключевского» или подготовиться самому учителю; текст отрывка из «История России» В.О. Ключевского (лекция 4); распечатать таблицу «Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека» для каждого ученика, таблицу для собственной оценки своей деятельности на уроке; две мишени, маркеры  или магниты по 2 на учащегося.

План:

1. Актуализация знаний по теме:

- влияние человека на природу;

- понятие «природа»;

- влияние природы на человека.

2. Изучение нового материала:

- биография В. О. Ключевского;

- анализ отрывка  лекции 4 из работы В.О. Ключевского «История России» (краткий курс лекций) – работа в парах;

- составить таблицу «Влияние окружающей среды на жизнедеятельность и характер человека»;

- тундра: влияние на народы Севера (приспособление человека к окружающей среде через особенности жилища и одежду).

3. Заключение: подведение итогов по уроку

- на что влияет природа;

- какие качества воспитывает в человеке;

- соотнести полученные выводы с сегодняшним днем: какие новые качества появились у человека сегодня и какие процессы могли  повлиять (агрессия, стяжательство, равнодушие, потребительство и др.);

- выставление оценок, рефлексия.

4. Домашнее задание: подготовить сообщение и (или) презентацию по теме: «Как природа повлияла на быт и традиции народов, населяющих Россию».

Ход урока.

1.    «Природа милая, тебе одной я внемлю,

        Ты подарила мне и небеса, и землю,

         И их помощником я буду век за веком

        Лишь оттого, что я родился человеком…»

                                                                       (поэт М. Чоконал)

 На сегодняшний день понятие «природа и человек» чаще всего рассматривают с двух сторон: «влияние человека на природу» и «человек как часть природы», например, на таких учебных предметах, как биология, география, химия, обществознание, история. И реже говорим о влиянии природы на человека.  Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

Что такое «природа»? (учащиеся отвечают)

Как природа влияет на человека? Каким образом природа может повлиять на человека? (учащиеся отвечают)

На основе ответов учащихся на доске составляем схему:    Влияние природы на человека

2. Личностные качества человека влияют на поступки и сохраняют его как часть природы. Впервые об этом заговорили наши русские ученые философы и историки Ильин и Ключевский. Сегодня мы подробно остановимся на работе В. О. Ключевского «История России» (лекции).   Предоставляю слово ________________ (сообщение учащегося о биографии В. О. Ключевского).

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». П о мнению В.О. Ключевского у особого склада характера русского человека было 3 источника – лес, степь и река.

Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи; какие под влиянием леса; какие под влиянием реки? (учащиеся отвечают)

А сейчас проанализируем отрывки текста из «Истории России»  В.О.  Ключевского. Найдите в тексте предложения, в которых указывается влияние природных объектов на формирование образа жизни жителей Русской равнины,  и запишите их в таблицу.

Как назовем таблицу? Сколько колонок будет в таблице? (обсуждаем с учениками)

Выдать ученикам заранее распечатанные таблицы или они чертят ее в тетради.

Учащиеся работают  в парах с текстами, которые заранее были разложены на партах.

После работы с таблицей несколько учащихся зачитывают, что они записали. Другие учащиеся дополняют.

- Какое впечатление производят поселки на русской равнине? Учащиеся зачитывают отрывок  «Впечатление от Русской равнины». Это может сделать и учитель.

- Найдите на карте доказательства того, что лес, степь и река являются основными стихиями русской природы, влияющими на расселение населения. Один ученик отвечает у доски по картам  «Природные зоны России» и  «Плотность населения России»

- Какие народные промыслы возникли под влиянием природных условий? (Учащиеся вспоминают, могут добавить в таблицу: например, роспись по дереву, керамический промысел, лаковая живопись, лаковая миниатюра, русская игрушка, бирюльки, вышивка, платки и шали, косторезный промысел, деревянное зодчество, лозоплетение, художественная соломка и др.).

- О какой природной зоне России мы не упоминали?  Тундра.

- Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Учащиеся отвечают)

Кочевой образ жизни – как наиболее приемлемый для «хрупкой»природы тундры.

3.  Сегодня на уроке мы рассматривали влияние природы на жизнедеятельность и черты характера человека. Как мы это делали? (учащиеся отвечают: из текста работ ученого выделили, на что влияет природа, например, формируется у человека определенное мировоззрение – кочевник, казак, и нравственные черты характера, которые присущи и сегодняшнему человеку)

- Какие черты характера сохранились у человека, проживающего в нашей местности?

- Какие черты характера пришли извне, «навязаны» социальными процессами сегодняшнего общества? (Учащиеся рассуждают)

- Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

Узнал ли я что-то новое?; Мне понравилось …; Затруднения …; Оценка за урок

- Дайте оценку уроку по своим впечатлениям. (Это можно сделать, используя заранее подготовленные «мишени», на одном из которых учащиеся отметят свое настроение на уроке, а на другом – все ли им было понятно. Используем маркеры или по 2 магнита на учащегося).

4. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов) »

8 – 9 класс. География России: природа и хозяйство.

Урок – обобщение «Природа и человек: в прошлом и настоящем»

Цель: формирование ценностных взглядов на систему отношений природы и человека, на формирование личностных качеств человека под влиянием природы.

Задачи: 1. анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, например, Русской равнины;

2. определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйств отдельных территорий;

3. составлять описания и характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт;

4. проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико – географических и социально – экономических тематических карт, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

5. решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.

Тип урока: комбинированный

К уроку можно подготовить: презентацию, карты: «Природные зоны России», «Плотность населения России» и (или) атласы для 8 – 9 классов «Природа и хозяйство России»; дать задание одному ученику сделать сообщение «Жизнь и деятельность В.О.Ключевского» или подготовиться самому учителю; текст отрывка из «История России» В.О. Ключевского (лекция 4); распечатать таблицу «Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека» для каждого ученика, таблицу для собственной оценки своей деятельности на уроке; две мишени, маркеры или магниты по 2 на учащегося.

План:

1. Актуализация знаний по теме:

- влияние человека на природу;

- понятие «природа»;

- влияние природы на человека.

2. Изучение нового материала:

- биография В. О. Ключевского;

- анализ отрывка лекции 4 из работы В.О. Ключевского «История России» (краткий курс лекций) – работа в парах;

- составить таблицу «Влияние окружающей среды на жизнедеятельность и характер человека»;

- тундра: влияние на народы Севера (приспособление человека к окружающей среде через особенности жилища и одежду).

3. Заключение: подведение итогов по уроку

- на что влияет природа;

- какие качества воспитывает в человеке;

- соотнести полученные выводы с сегодняшним днем: какие новые качества появились у человека сегодня и какие процессы могли повлиять (агрессия, стяжательство, равнодушие, потребительство и др.);

- выставление оценок, рефлексия.

4. Домашнее задание: подготовить сообщение и (или) презентацию по теме: «Как природа повлияла на быт и традиции народов, населяющих Россию».

Ход урока.

1. «Природа милая, тебе одной я внемлю,

Ты подарила мне и небеса, и землю,

И их помощником я буду век за веком

Лишь оттого, что я родился человеком…»

(поэт М. Чоконал)

На сегодняшний день понятие «природа и человек» чаще всего рассматривают с двух сторон: «влияние человека на природу» и «человек как часть природы», например, на таких учебных предметах, как биология, география, химия, обществознание, история. И реже говорим о влиянии природы на человека. Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

Что такое «природа»? (учащиеся отвечают)

Природа



Природные условия: Природные ресурсы

- климат;

-рельеф;

-воды;

-растительность и животный мир.

Как природа влияет на человека? Каким образом природа может повлиять на человека? (учащиеся отвечают)

На основе ответов учащихся на доске составляем схему:

Влияние природы на человека



Выбор места здоровье хозяйственную быт, особенности характер

проживания: деятельность традиции, жилища, человека

- горы человека: обычаи одежды, (личностные

-равнины - сельское хозяйство питания качества)

- река - промышленность

- море - строительство,

- и т.д - транспорт

2. Личностные качества человека влияют на поступки и сохраняют его как часть природы. Впервые об этом заговорили наши русские ученые философы и историки Ильин и Ключевский. Сегодня мы подробно остановимся на работе В. О. Ключевского «История России» (лекции). Предоставляю слово ________________ (сообщение учащегося о биографии В. О. Ключевского).

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». П о мнению В.О. Ключевского у особого склада характера русского человека было 3 источника – лес, степь и река.

Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи; какие под влиянием леса; какие под влиянием реки? (учащиеся отвечают)

А сейчас проанализируем отрывки текста из «Истории России» В.О. Ключевского. Найдите в тексте предложения, в которых указывается влияние природных объектов на формирование образа жизни жителей Русской равнины, и запишите их в таблицу.

Как назовем таблицу? Сколько колонок будет в таблице? (обсуждаем с учениками)

Выдать ученикам заранее распечатанные таблицы или они чертят ее в тетради.

Учащиеся работают в парах с текстами, которые заранее были разложены на партах.

Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека

Природные условия

Влияние на

жизнедеятельность человека (уклад)

черты характера человека

Лес



Степь



Река





После работы с таблицей несколько учащихся зачитывают, что они записали. Другие учащиеся дополняют.

- Какое впечатление производят поселки на русской равнине? Учащиеся зачитывают отрывок «Впечатление от Русской равнины». Это может сделать и учитель.

- Найдите на карте доказательства того, что лес, степь и река являются основными стихиями русской природы, влияющими на расселение населения. Один ученик отвечает у доски по картам «Природные зоны России» и «Плотность населения России»

- Какие народные промыслы возникли под влиянием природных условий? (Учащиеся вспоминают, могут добавить в таблицу: например, роспись по дереву, керамический промысел, лаковая живопись, лаковая миниатюра, русская игрушка, бирюльки, вышивка, платки и шали, косторезный промысел, деревянное зодчество, лозоплетение, художественная соломка и др.).

- О какой природной зоне России мы не упоминали? Тундра.

- Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Учащиеся отвечают)

Кочевой образ жизни – как наиболее приемлемый для «хрупкой»природы тундры.

3. Сегодня на уроке мы рассматривали влияние природы на жизнедеятельность и черты характера человека. Как мы это делали? (учащиеся отвечают: из текста работ ученого выделили, на что влияет природа, например, формируется у человека определенное мировоззрение – кочевник, казак, и нравственные черты характера, которые присущи и сегодняшнему человеку)

- Какие черты характера сохранились у человека, проживающего в нашей местности?

- Какие черты характера пришли извне, «навязаны» социальными процессами сегодняшнего общества? (Учащиеся рассуждают)

- Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

Узнал ли я что-то новое?; Мне понравилось …; Затруднения …; Оценка за урок

- Дайте оценку уроку по своим впечатлениям. (Это можно сделать, используя заранее подготовленные «мишени», на одном из которых учащиеся отметят свое настроение на уроке, а на другом – все ли им было понятно. Используем маркеры или по 2 магнита на учащегося).



4. Домашнее задание.



Приложение №1.

Ключевский Василий Осипович «Русская история». Полный курс лекций

Лекция четвёртая (выборка)

ОСНОВНЫЕ СТИХИИ ПРИРОДЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ. До сих пор мы рассматривали совокупное действие различных форм поверхности нашей равнины, условий орографических, почвенных и гидрографических, оказавших влияние на хозяйственный быт и политический строй русского народа. Лес, степь и река - это, можно сказать, основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из них и в отдельности сама по себе приняла живое и своеобразное участие в строении жизни и понятий русского человека. В лесной России положены были основы русского государства, в котором мы живем: с леса мы и начнем частичный обзор этих стихий.

 

ЛЕС. Лес сыграл крупную роль в нашей истории. Он был многовековой обстановкой русской жизни: до второй половины XVIII в. жизнь наибольшей части русского народа шла в лесной полосе нашей равнины. Степь вторгалась в эту жизнь только злыми эпизодами, татарскими нашествиями да казацкими бунтами. Еще в XVII в. западному европейцу, ехавшему в Москву на Смоленск, Московская Россия казалась сплошным лесом, среди которого города и села представлялись только большими или малыми прогалинами. Даже теперь более или менее просторный горизонт, окаймленный синеватой полосой леса - наиболее привычный пейзаж Средней России. Лес оказывал русскому человеку разнообразные услуги - хозяйственные, политические и даже нравственные: обстраивал его сосной и дубом, отапливал березой и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями, обзаводил домашней посудой и мочалом. Долго и на севере, как прежде на юге, он питал народное хозяйство пушным зверем и лесной пчелой. Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Само государство, первый опыт которого на границе со степью не удался по вине этого соседства, могло укрепиться только на далеком от Киева севере под прикрытием лесов со стороны степи. Лес служил русскому отшельнику Фиваидской пустыней, убежищем от соблазнов мира. С конца XIV в. люди, в пустынном безмолвии искавшие спасения души, устремлялись в лесные дебри северного Заволжья, куда только они могли проложить тропу. Но, убегая от мира в пустыню, эти лесопроходцы увлекали с собою мир туда же. По их следам шли крестьяне, и многочисленные обители, там возникавшие, становились опорными пунктами крестьянского расселения, служа для новоселов и приходскими храмами, и ссудодателями, и богадельнями под старость. Так лес придал особый характер северно-русскому пустынножительству, сделав из него своеобразную форму лесной колонизации. Несмотря на все такие услуги, лес всегда был тяжел для русского человека. В старое время, когда его было слишком много, он своей чащей прерывал пути-дороги, назойливыми зарослями оспаривал с трудом расчищенные луг и поле, медведем и волком грозил самому и домашнему скоту. По лесам свивались и гнезда разбоя. Тяжелая работа топором и огнивом, какою заводилось лесное хлебопашество на пали, расчищенной из-под срубленного и спаленного леса, утомляла, досаждала. Этим можно объяснить недружелюбное или небрежное отношение русского человека к лесу: он никогда не любил своего леса. Безотчетная робость овладевала им, когда он вступал под его сумрачную сень. Сонная, дремучая тишина леса пугала его; в глухом, беззвучном шуме его вековых вершин чуялось что-то зловещее; ежеминутное ожидание неожиданной, непредвидимой опасности напрягало нервы, будоражило воображение. И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами. Лес - это темное царство лешего одноглазого, злого духа - озорника, который любит дурачиться над путником, забредшим в его владения. Теперь лес в южной полосе средней России - все редеющее напоминание о когда-то бывших здесь лесах, которое берегут, как роскошь, а севернее - доходная статья частных хозяйств и казны, которая выручает от эксплуатации своих лесных богатств по 57 - 58 миллионов ежегодно.

 

СТЕПЬ. Степь, поле, оказывала другие услуги и клала другие впечатления. Можно предполагать раннее и значительное развитие хлебопашества на открытом черноземе, скотоводства, особенно табунного, на травянистых степных пастбищах. Доброе историческое значение южнорусской степи заключается преимущественно в ее близости к южным морям, которые её и создали, особенно к Чёрному, которым днепровская Русь рано пришла в непосредственное соприкосновение с южно-европейским культурным миром; но этим значением степь обязана не столько самой себе, сколько тем морям да великим русским рекам, по ней протекающим. Трудно сказать, насколько степь широкая, раздольная, как величает её песня, своим простором, которому конца-краю нет, воспитывала в древнерусском южанине чувство шири и дали, представление о просторном горизонте, окоёме, как говорили в старину; во всяком случае, не лесная Россия образовала это представление. Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства: вместе с дарами она несла мирному соседу едва ли не более бедствий. Она была вечной угрозой для Древней Руси и нередко становилась бичом для неё. Борьба со степным кочевником, половчином, злым татарином, длившаяся с VIII почти до конца XVII в., - самое тяжёлое историческое воспоминание русского народа, особенно глубоко врезавшееся в его памяти и наиболее ярко выразившееся в его былевой поэзии. Тысячелетнее и враждебное соседство с хищным степным азиатом - это такое обстоятельство, которое одно может покрыть не один европейский недочёт в русской исторической жизни. Историческим продуктом степи, соответствовавшим её характеру и значению, является козак, по общерусскому значению слова - бездомный и бездольный, гулящий человек, не приписанный ни к какому обществу, не имеющий определённых занятий и постоянного местожительства, а по первоначальному и простейшему южнорусскому своему облику человек вольный, тоже беглец из общества, не признававший никаких общественных связей вне своего товарищества, удалец, отдававший всего себя борьбе с неверными, мастер всё разорить, но не любивший и не умевший ничего построить, - исторический преемник древних киевских богатырей, стоявших в степи на заставах богатырских, чтобы постеречь землю Русскую от поганых, и полный нравственный контраст северному лесному монаху. Со Смутного времени для Московской Руси казак стал ненавистным образом гуляки, вора.

 

РЕКА. Так лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов - и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она - его неизменная соседка: он жался к ней, на её непоёмном берегу ставил своё жильё, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она - готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты. Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Её великолепные половодья, совершаясь правильно, в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской гидрографии. Указывая, где не следует селиться, они превращают на время скромные речки в настоящие сплавные потоки и приносят неисчислимую пользу судоходству, торговле, луговодству, огородничеству. Редкие паводки, при малом падении русской реки, не могут идти ни в какое сравнение с неожиданными и разрушительными наводнениями западноевропейских горных рек. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. В Древней Руси расселение шло по рекам, и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства. Если бы можно было взглянуть сверху на среднюю Россию, например, XV в., она представилась бы зрителю сложной канвой с причудливыми узорами из тонких полосок вдоль водных линий и со значительными темными промежутками. Река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми, наблюдать их нравы и интересы, меняться товаром и опытом, знать обхождение. Так разнообразна была историческая служба русской реки.

 

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ РУССКОЙ РАВНИНЫ. Изучая влияние природы страны на человека, мы иногда пытаемся в заключение уяснить себе, как она должна была настраивать древнее население, и при этом нередко сравниваем нашу страну по её народно-психологическому действию с Западной Европой. Этот предмет очень любопытен, но не свободен от серьёзных научных опасностей. Стараясь проникнуть в таинственный процесс, каким древний человек воспринимал впечатления окружавшей его природы, мы вообще расположены переносить на него наши собственные ощущения…

Другое дело - вид людских жилищ: здесь меньше субъективного и больше исторически уловимого, чем во впечатлениях, воспринимаемых от внешней природы. Жилища строятся не только по средствам, но и по вкусам строителей, по их господствующему настроению. Но формы, раз установившиеся по условиям времени, обыкновенно переживают их в силу косности, свойственной вкусам не меньше, чем прочим расположениям человеческой души. Крестьянские поселки по Волге и во многих других местах Европейской России доселе своей примитивностью, отсутствием простейших житейских удобств производят, особенно на путешественника с Запада, впечатление временных, случайных стоянок кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые. В этом сказались продолжительная переселенческая бродячесть прежних времен и хронические пожары - обстоятельства, которые из поколения в поколение воспитывали пренебрежительное равнодушие к домашнему благоустройству, к удобствам в житейской обстановке.

















Приложение №2.

Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 [28] января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 [25] мая 1911 года, Москва) — один из крупнейших русских историков, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.

Биография

После смерти отца, сельского священника Осипа Васильевича Ключевского (1815—1850), семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился сначала в приходском, а затем в уездном духовных училищах, после окончания которого в 1856 году поступил в Пензенскую духовную семинарию, однако после чуть более четырёх лет учёбы отчислился из неё, не закончив. В 1861 году уехал в Москву, где в августе поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Окончив университет (1865), по представлению С. М. Соловьёва был оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию.

Среди университетских профессоров на Ключевского оказали особое влияние С. В. Ешевский (всеобщая история), С. М. Соловьёв (русская история), Ф. И. Буслаев (история древнерусской словесности). Кандидатская диссертация: «Сказания иностранцев о Московском государстве»; магистерская диссертация: «Древнерусские жития святых как исторический источник» (1871), докторская диссертация: «Боярская дума Древней Руси» (1882).

После смерти С. М. Соловьёва (1879) стал читать курс русской истории в Московском университете. С 1882 года — профессор Московского университета[3]. Параллельно основному месту работы читал лекции в Московской духовной академии и Московских женских курсах, организованных его другом В. И. Герье. В период 1887—1889 был деканом историко-филологического факультета и проректором университета.

В 1889 году избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук.

В 1893—1895 годах по поручению императора Александра III читал курс всеобщей совокупно с русской историей великому князю Георгию Александровичу.[4] Среди его учеников также был А. С. Хаханов.

В 1899 году вышло «Краткое пособие по русской истории», а с 1904 года издавался полный курс. Всего вышло 4 тома — до времени правления Екатерины II.

В 1900 году избран ординарным академиком Императорской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям Русским.

В 1905 году Ключевский получил официальное поручение участвовать в работе Комиссии по пересмотру законов о печати и в совещаниях по проекту учреждения Государственной думы и её полномочий.

10 апреля 1906 был избран членом Государственного совета от Академии наук и университетов, но 11 апреля[источник не указан 1974 дня] отказался от звания, поскольку не находил участие в совете «достаточно независимым для свободного… обсуждения возникающих вопросов государственной жизни»[5].
В. О. Ключевский являлся почётным членом Витебской учёной архивной комиссии[6].

Могила В. О. Ключевского

Умер 12 (25) мая 1911 в Москве. Похоронен на Донском кладбище[7] в Москве[8].

В. О. Ключевский является одним из ведущих представителей российской либеральной историографии XIX—XX вв., сторонником государственной теории, создавшим между тем собственную оригинальную схему русской истории и признанным лидером Московской исторической школы. Среди учеников В. О. Ключевского — П. Н. Милюков, М. К. Любавский, А. А. Кизеветтер, Я. Л. Барсков, М. М. Богословский, М. Н. Покровский, Н. А. Рожков, Ю. В. Готье, А. И. Яковлев, С. В. Бахрушин.

Источник: https://ru.wikipedia.org/







Приложение №3.

Народный промысел, творчество

Характеристика (краткая)

География

Роспись по дереву

Городецкая и хохломская роспись деревянной посуды

с. Хохлома и др. села рядом (поселенцы – беглые 16 век) Нижегородская обл.

Керамический промысел

Изделия из глины, майолики, полуфаянс, форфор

Гжель (с 1339 г), юго-восточнее от Москвы

Лаковая живопись, лаковая миниатюра

Лаковые шкатулки, пудреницы, портсигары, ларцы, броши

с. Палех (Ивановской обл.)

Керамика (гончарный промысел)


Болдино (Нижегородская обл.)

Русская игрушка

Деревянные игрушки



Глиняные игрушки

Сергиев Посад (Подмосковье)

Дымково (под Вяткой)

д. Филимоново (под Тулой)

Каргопольская игрушка (г. Каргополь, Архангельской обл.)


Бирюльки (игра)

Из дерева или кости

д. Ликино

Вышивка

Северные районы

Средняя полоса

Южная Россия

Изображали животных, птиц, людей

Геометрические фигуры

Обилие цветов

Платки и шали

Из козьего пуха

Павловский Посад (под Москвой)

Оренбург

Косторезный промысел

Моржовая кость, зуб кашалота, животная кость - цевка

Холмогоры (Архангельск), Сольвычегодск, Великий Устюг

Деревянное зодчество

Избы, церкви, хоромы, крепости, мосты

Повсеместно

Лозоплетение

Корзиноплетение – возникло в районах рек и озер, и служат для нужд рыболовства

Верхнее Поволжье, Костромская и Ивановские области

Художественная соломка

Из глубокой древности: емкости для сыпучих продуктов, дорожные сумки, предметы одежды

Вологда



Приложение №4.

Ф.И. __________________________________ класс ______ дата _________

Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека

Природные условия

Влияние на:

Народные промыслы

жизнедеятельность человека (уклад)

черты характера

Лес







Степь







Река













Приложение №5.

Анализ своей деятельности на уроке

1.Узнал ли я что-то новое?


2. Мне понравилось …


3. Затруднения …


4. оценка за урок









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов)

Автор: Якупова Лилия Варисовна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока "Употребление имени прилагательного в речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-upotrieblieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "148425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419698065"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Чтение и запись многозначных чисел" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chtieniie-i-zapis-mnoghoznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "114458"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411497820"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства