kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 – 9 класс. География России: природа и хозяйство.

  Урок – обобщение  «Природа и человек: в прошлом и настоящем»

Цель: формирование ценностных взглядов на систему отношений природы и человека, на формирование личностных качеств человека под влиянием природы.

Задачи: 1. анализировать взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий, например, Русской равнины;

2. определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйств отдельных территорий;

3. составлять описания и  характеристики, схемы, рисунки, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт;

4. проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико – географических и социально – экономических тематических карт, устанавливать причинно – следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений;

5. решать практические и познавательные задачи, работать с системой вопросов и заданий.

Тип урока: комбинированный

К уроку можно подготовить: презентацию, карты:  «Природные зоны России», «Плотность населения России» и (или) атласы для 8 – 9 классов «Природа и хозяйство России»; дать задание одному ученику сделать сообщение  «Жизнь и деятельность В.О.Ключевского» или подготовиться самому учителю; текст отрывка из «История России» В.О. Ключевского (лекция 4); распечатать таблицу «Влияние природных условий на жизнедеятельность и характер человека» для каждого ученика, таблицу для собственной оценки своей деятельности на уроке; две мишени, маркеры  или магниты по 2 на учащегося.

План:

1. Актуализация знаний по теме:

- влияние человека на природу;

- понятие «природа»;

- влияние природы на человека.

2. Изучение нового материала:

- биография В. О. Ключевского;

- анализ отрывка  лекции 4 из работы В.О. Ключевского «История России» (краткий курс лекций) – работа в парах;

- составить таблицу «Влияние окружающей среды на жизнедеятельность и характер человека»;

- тундра: влияние на народы Севера (приспособление человека к окружающей среде через особенности жилища и одежду).

3. Заключение: подведение итогов по уроку

- на что влияет природа;

- какие качества воспитывает в человеке;

- соотнести полученные выводы с сегодняшним днем: какие новые качества появились у человека сегодня и какие процессы могли  повлиять (агрессия, стяжательство, равнодушие, потребительство и др.);

- выставление оценок, рефлексия.

4. Домашнее задание: подготовить сообщение и (или) презентацию по теме: «Как природа повлияла на быт и традиции народов, населяющих Россию».

Ход урока.

1.    «Природа милая, тебе одной я внемлю,

        Ты подарила мне и небеса, и землю,

         И их помощником я буду век за веком

        Лишь оттого, что я родился человеком…»

                                                                       (поэт М. Чоконал)

 На сегодняшний день понятие «природа и человек» чаще всего рассматривают с двух сторон: «влияние человека на природу» и «человек как часть природы», например, на таких учебных предметах, как биология, география, химия, обществознание, история. И реже говорим о влиянии природы на человека.  Сегодня на уроке мы об этом и поговорим.

Что такое «природа»? (учащиеся отвечают)

Как природа влияет на человека? Каким образом природа может повлиять на человека? (учащиеся отвечают)

На основе ответов учащихся на доске составляем схему:    Влияние природы на человека

2. Личностные качества человека влияют на поступки и сохраняют его как часть природы. Впервые об этом заговорили наши русские ученые философы и историки Ильин и Ключевский. Сегодня мы подробно остановимся на работе В. О. Ключевского «История России» (лекции).   Предоставляю слово ________________ (сообщение учащегося о биографии В. О. Ключевского).

Русский историк В.О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». П о мнению В.О. Ключевского у особого склада характера русского человека было 3 источника – лес, степь и река.

Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи; какие под влиянием леса; какие под влиянием реки? (учащиеся отвечают)

А сейчас проанализируем отрывки текста из «Истории России»  В.О.  Ключевского. Найдите в тексте предложения, в которых указывается влияние природных объектов на формирование образа жизни жителей Русской равнины,  и запишите их в таблицу.

Как назовем таблицу? Сколько колонок будет в таблице? (обсуждаем с учениками)

Выдать ученикам заранее распечатанные таблицы или они чертят ее в тетради.

Учащиеся работают  в парах с текстами, которые заранее были разложены на партах.

После работы с таблицей несколько учащихся зачитывают, что они записали. Другие учащиеся дополняют.

- Какое впечатление производят поселки на русской равнине? Учащиеся зачитывают отрывок  «Впечатление от Русской равнины». Это может сделать и учитель.

- Найдите на карте доказательства того, что лес, степь и река являются основными стихиями русской природы, влияющими на расселение населения. Один ученик отвечает у доски по картам  «Природные зоны России» и  «Плотность населения России»

- Какие народные промыслы возникли под влиянием природных условий? (Учащиеся вспоминают, могут добавить в таблицу: например, роспись по дереву, керамический промысел, лаковая живопись, лаковая миниатюра, русская игрушка, бирюльки, вышивка, платки и шали, косторезный промысел, деревянное зодчество, лозоплетение, художественная соломка и др.).

- О какой природной зоне России мы не упоминали?  Тундра.

- Приведите примеры приспособления человека к окружающей среде через характер жилища и одежду? (Учащиеся отвечают)

Кочевой образ жизни – как наиболее приемлемый для «хрупкой»природы тундры.

3.  Сегодня на уроке мы рассматривали влияние природы на жизнедеятельность и черты характера человека. Как мы это делали? (учащиеся отвечают: из текста работ ученого выделили, на что влияет природа, например, формируется у человека определенное мировоззрение – кочевник, казак, и нравственные черты характера, которые присущи и сегодняшнему человеку)

- Какие черты характера сохранились у человека, проживающего в нашей местности?

- Какие черты характера пришли извне, «навязаны» социальными процессами сегодняшнего общества? (Учащиеся рассуждают)

- Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

Узнал ли я что-то новое?; Мне понравилось …; Затруднения …; Оценка за урок

- Дайте оценку уроку по своим впечатлениям. (Это можно сделать, используя заранее подготовленные «мишени», на одном из которых учащиеся отметят свое настроение на уроке, а на другом – все ли им было понятно. Используем маркеры или по 2 магнита на учащегося).

4. Домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов) »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Природа и человек: прошлое и настоящее" (конспект урока по географии для 8 - 9 классов)

Автор: Якупова Лилия Варисовна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203307

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока "Употребление имени прилагательного в речи" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-upotrieblieniie-imieni-prilaghatiel-nogho-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "148425"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419698065"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Чтение и запись многозначных чисел" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chtieniie-i-zapis-mnoghoznachnykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "114458"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411497820"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка урока "Путешествие в страну химию""
    ["seo_title"] => string(60) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaputieshiestviievstranukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "321070"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461220880"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства