kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по литературе в 10 классе

Тема: «Природа и человек»

Хатеева Ирина Дмитриевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 26» г. Калуги

Интегрированный урок по литературе в 10 классе

Тема: «Природа и человек»

Цели:

Обобщить, расширить знания учащихся по теме урока. Углубить знания через  интегрирование экологии, живописи, музыки, литературы.

Способствовать развитию речевой деятельности, творческих способностей, навыков анализа, обобщения.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе, бережное, ответственное отношение к окружающему миру.

Формы работы – групповая, индивидуальная

Методы обучения – наглядные, словесные, практическая работа

Средства обучения – текст, слайды, презентации, карточки с заданиями

Эпиграфы  к уроку:

Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.

Л.Н.Толстой

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

                                                                              Е. Евтушенко

I Сообщение целей урока. Работа с эпиграфами

1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок, при подготовке к которому вы прочитали повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», готовили индивидуальные задания по интересам (музыка, живопись, экология). Но вся эта работа была объединена одной темой. Какой?

- Природа и человек

Тема эта не нова, но очень важна и волнует каждого, так как от состояния природы, от нашего к ней отношения зависит наше сегодня и завтра. Эта тема экологическая, но она нашла отражение в музыке, живописи, литературе. Наша задача увидеть эти отражения, расширить, углубить знания и выйти на общий вывод.

2. Работа с эпиграфами.

Прочитайте.

Что их объединяет?

Чем отличаются (19 и 20 век, а проблема одна)?

Как поняли их смысл?

Какова связь с темой урока?

II Работа по теме урока

1. Сообщения учащихся (индивидуальная подготовка)

О жизни и роли насекомых, трав, птиц, леса в жизни человека

2. Фронтальная работа.

О чем вы услышали?

- О жизни природы

Что поняли?

- Природа – наша кладовая, в ней есть все, что нужно для жизни,

 но она требует от человека внимания и заботы

3. Индивидуальная работа.

Презентация: природа в музыке

Природа - это красота, музыка в звуках передает жизнь природы, чувства человека, навеянные природой. Слушая музыку, человек как бы сливается с природой.

Презентация: природа и живопись

Красота рек, полей, рощ, привлекает внимание художников. На их полотнах природа написана яркими, сочными красками, как бы оживает. Чувствуется любовь, нежность художника к природе и человек, смотрящий на эти полотна, испытывает такие же чувства и сливается с природой.

Вопрос классу: «Какой же вывод сделаете вы, прослушав сообщения и просмотрев слайды?»

Вывод. - Природа – источник вдохновения человека. Живопись, музыка открывают человеку красоту природы, раскрывают единство человека и природы, учат любить ее, восхищаться ею, понимать ее.

4. Учитель. Послушайте стихотворение С. Смирнова, определите его основную мысль и сделайте общий вывод.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входя сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Вывод. Природа - храм, святое и человек должен относиться к ней трепетно, чутко.

Природа и человек в литературе.

Образ природы и ее связь с человеком нашли отражение и в прозе.

1. Презентация (индивидуальное задание)

«Образ природы в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева»

2. Групповая работа с повестью Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Давайте обратимся к повести, постараемся услышать голос писателя и понять, что он сказал читателю, раскрывая тему «Природа и человек». Внимательно прочитайте задания, подготовьтесь к ответу.

1 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что и как говорит автор о роли природы в жизни человека?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

2 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что для Е.Полушкина природа?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

3 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что проявляется в характере героя через его отношение к природе? Каков Е.Полушкин, когда он наедине с природой? Чему учит герой, о чем заставляет задуматься читателя?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

4 группа. Задание: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «В чем смысл названия повести? Как это связано с темой урока?»

Природа согревает, успокаивает душу. Человек страдает от разлада с природой. Природа умная, все сберегла для жизни, никого не обижает. Для Е.Полушкина природа – смысл жизни, дар, радость, ощущение счастья, только наедине с ней он чувствует себя человеком.

Герой чувствует красоту природы, становится художником, способен видеть мир изнутри, чувствует боль природы как свою. Герой учит понимать природу, защищать ее, любить. Заставляет задуматься: «Правильно ли мы живем? Умеем ли по-доброму относиться к природе?»

Убили красоту. Лебедь – символ чистого, светлого, прекрасного. Символ верности, единения человека с природой. Это обращение к нам, читателям: «Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом. Любите их. Берегите. Убивая природу, мы убиваем самих себя».

Это и предостережение: «Люди, не будьте равнодушными, когда «стонут» леса, когда Лебяжьи озера превращаются в Черные.

III Музыкальная часть

1. Стихотворение М.Дудина «Летели лебеди»

2. Песня «Лебединая верность»

IV Итог урока

Итак, наш общий вывод: природа – кладовая, красота, храм, источник вдохновения, мерило внутренней красоты человека, источник энергии, успокоения души. Природа – наш общий дом. Мы – дети Матери-природы и должны относиться к ней, как сын к матери.

Стихотворение Н.Старшинова «Мы дети малые одной большой природы»

V Домашнее задание

1, 3 группы – напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это счастливый человек уже потому, что…»

2, 4 группы  –  напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это красивый человек, и красота его заключается в…»

 

Литература

  1. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
  2. С. Смирнов «Есть просто храм…» (стихотворение)
  3. М. Дудин «Летели лебеди» (стихотворение)
  4. Н. Старшинов «Мы дети малые одной большой природы» (стихотворение)

Музыкальные произведения

  1. П. И. Чайковский «Времена года».
  2. М.И. Глинка «Жаворонок»
  3. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
  4. Песня «Лебединая верность» (в исполнении Е. Мартынова или С. Ротару)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек» »








Интегрированный урок по литературе в 10 классе

Тема: «Природа и человек»













Хатеева Ирина Дмитриевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 26» г. Калуги







Интегрированный урок по литературе в 10 классе

Тема: «Природа и человек»

Цели:

Обобщить, расширить знания учащихся по теме урока. Углубить знания через интегрирование экологии, живописи, музыки, литературы.

Способствовать развитию речевой деятельности, творческих способностей, навыков анализа, обобщения.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе, бережное, ответственное отношение к окружающему миру.

Формы работы – групповая, индивидуальная

Методы обучения – наглядные, словесные, практическая работа

Средства обучения – текст, слайды, презентации, карточки с заданиями



Эпиграфы к уроку:


Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.

Л.Н.Толстой

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Е. Евтушенко

I Сообщение целей урока. Работа с эпиграфами

1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок, при подготовке к которому вы прочитали повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», готовили индивидуальные задания по интересам (музыка, живопись, экология). Но вся эта работа была объединена одной темой. Какой?

- Природа и человек

Тема эта не нова, но очень важна и волнует каждого, так как от состояния природы, от нашего к ней отношения зависит наше сегодня и завтра. Эта тема экологическая, но она нашла отражение в музыке, живописи, литературе. Наша задача увидеть эти отражения, расширить, углубить знания и выйти на общий вывод.

2. Работа с эпиграфами.

Прочитайте.

Что их объединяет?

Чем отличаются (19 и 20 век, а проблема одна)?

Как поняли их смысл?

Какова связь с темой урока?

II Работа по теме урока

1. Сообщения учащихся (индивидуальная подготовка)

О жизни и роли насекомых, трав, птиц, леса в жизни человека


2. Фронтальная работа.

О чем вы услышали?

- О жизни природы

Что поняли?

- Природа – наша кладовая, в ней есть все, что нужно для жизни,

но она требует от человека внимания и заботы


3. Индивидуальная работа.

Презентация: природа в музыке

Природа - это красота, музыка в звуках передает жизнь природы, чувства человека, навеянные природой. Слушая музыку, человек как бы сливается с природой.


Презентация: природа и живопись

Красота рек, полей, рощ, привлекает внимание художников. На их полотнах природа написана яркими, сочными красками, как бы оживает. Чувствуется любовь, нежность художника к природе и человек, смотрящий на эти полотна, испытывает такие же чувства и сливается с природой.

Вопрос классу: «Какой же вывод сделаете вы, прослушав сообщения и просмотрев слайды?»

Вывод. - Природа – источник вдохновения человека. Живопись, музыка открывают человеку красоту природы, раскрывают единство человека и природы, учат любить ее, восхищаться ею, понимать ее.


4. Учитель. Послушайте стихотворение С. Смирнова, определите его основную мысль и сделайте общий вывод.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входя сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Вывод. Природа - храм, святое и человек должен относиться к ней трепетно, чутко.


Природа и человек в литературе.

Образ природы и ее связь с человеком нашли отражение и в прозе.

1. Презентация (индивидуальное задание)

«Образ природы в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева»

2. Групповая работа с повестью Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Давайте обратимся к повести, постараемся услышать голос писателя и понять, что он сказал читателю, раскрывая тему «Природа и человек». Внимательно прочитайте задания, подготовьтесь к ответу.

1 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что и как говорит автор о роли природы в жизни человека?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

2 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что для Е.Полушкина природа?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

3 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что проявляется в характере героя через его отношение к природе? Каков Е.Полушкин, когда он наедине с природой? Чему учит герой, о чем заставляет задуматься читателя?»

Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.

4 группа. Задание: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «В чем смысл названия повести? Как это связано с темой урока?»

Природа согревает, успокаивает душу. Человек страдает от разлада с природой. Природа умная, все сберегла для жизни, никого не обижает. Для Е.Полушкина природа – смысл жизни, дар, радость, ощущение счастья, только наедине с ней он чувствует себя человеком.

Герой чувствует красоту природы, становится художником, способен видеть мир изнутри, чувствует боль природы как свою. Герой учит понимать природу, защищать ее, любить. Заставляет задуматься: «Правильно ли мы живем? Умеем ли по-доброму относиться к природе?»

Убили красоту. Лебедь – символ чистого, светлого, прекрасного. Символ верности, единения человека с природой. Это обращение к нам, читателям: «Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом. Любите их. Берегите. Убивая природу, мы убиваем самих себя».

Это и предостережение: «Люди, не будьте равнодушными, когда «стонут» леса, когда Лебяжьи озера превращаются в Черные.

III Музыкальная часть

1. Стихотворение М.Дудина «Летели лебеди»

2. Песня «Лебединая верность»


IV Итог урока

Итак, наш общий вывод: природа – кладовая, красота, храм, источник вдохновения, мерило внутренней красоты человека, источник энергии, успокоения души. Природа – наш общий дом. Мы – дети Матери-природы и должны относиться к ней, как сын к матери.

Стихотворение Н.Старшинова «Мы дети малые одной большой природы»


V Домашнее задание

1, 3 группы – напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это счастливый человек уже потому, что…»

2, 4 группы – напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это красивый человек, и красота его заключается в…»



Литература

  1. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

  2. С. Смирнов «Есть просто храм…» (стихотворение)

  3. М. Дудин «Летели лебеди» (стихотворение)

  4. Н. Старшинов «Мы дети малые одной большой природы» (стихотворение)


Музыкальные произведения

  1. П. И. Чайковский «Времена года».

  2. М.И. Глинка «Жаворонок»

  3. Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

  4. Песня «Лебединая верность» (в исполнении Е. Мартынова или С. Ротару)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Интегрированный урок по литературе в 10 классе Тема: «Природа и человек»

Автор: Хатеева Ирина Дмитриевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Интегрированный урок (информатика, русский язык, литература) "
    ["seo_title"] => string(60) "intieghrirovannyi-urok-informatika-russkii-iazyk-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "163629"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520784"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект интегрированного урока по теме "Закрепление таблицы умножения. Решение задач" "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-zakrieplieniie-tablitsy-umnozhieniia-rieshieniie-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "105287"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402838874"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Урок литературы на тему: "С Илимом связаны судьбой…"  (Родной край в стихотворениях поэтов XX века) "
    ["seo_title"] => string(100) "urok-litieratury-na-tiemu-s-ilimom-sviazany-sud-boi-rodnoi-krai-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "184598"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072998"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Питание как важнейшая потребность человека. Интегрированный урок. "
    ["seo_title"] => string(73) "pitaniie-kak-vazhnieishaia-potriebnost-chielovieka-intieghrirovannyi-urok"
    ["file_id"] => string(6) "203333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429459703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства