Интегрированный урок по литературе в 10 классе
Тема: «Природа и человек»
Хатеева Ирина Дмитриевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 26» г. Калуги
Интегрированный урок по литературе в 10 классе
Тема: «Природа и человек»
Цели:
Обобщить, расширить знания учащихся по теме урока. Углубить знания через интегрирование экологии, живописи, музыки, литературы.
Способствовать развитию речевой деятельности, творческих способностей, навыков анализа, обобщения.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к природе, бережное, ответственное отношение к окружающему миру.
Формы работы – групповая, индивидуальная
Методы обучения – наглядные, словесные, практическая работа
Средства обучения – текст, слайды, презентации, карточки с заданиями
Эпиграфы к уроку:
Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой – этим непосредственным выражением красоты и добра.
Л.Н.Толстой
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя
Е. Евтушенко
I Сообщение целей урока. Работа с эпиграфами
1. Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок, при подготовке к которому вы прочитали повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», готовили индивидуальные задания по интересам (музыка, живопись, экология). Но вся эта работа была объединена одной темой. Какой?
- Природа и человек
Тема эта не нова, но очень важна и волнует каждого, так как от состояния природы, от нашего к ней отношения зависит наше сегодня и завтра. Эта тема экологическая, но она нашла отражение в музыке, живописи, литературе. Наша задача увидеть эти отражения, расширить, углубить знания и выйти на общий вывод.
2. Работа с эпиграфами.
Прочитайте.
Что их объединяет?
Чем отличаются (19 и 20 век, а проблема одна)?
Как поняли их смысл?
Какова связь с темой урока?
II Работа по теме урока
1. Сообщения учащихся (индивидуальная подготовка)
О жизни и роли насекомых, трав, птиц, леса в жизни человека
2. Фронтальная работа.
О чем вы услышали?
- О жизни природы
Что поняли?
- Природа – наша кладовая, в ней есть все, что нужно для жизни,
но она требует от человека внимания и заботы
3. Индивидуальная работа.
Презентация: природа в музыке
Природа - это красота, музыка в звуках передает жизнь природы, чувства человека, навеянные природой. Слушая музыку, человек как бы сливается с природой.
Презентация: природа и живопись
Красота рек, полей, рощ, привлекает внимание художников. На их полотнах природа написана яркими, сочными красками, как бы оживает. Чувствуется любовь, нежность художника к природе и человек, смотрящий на эти полотна, испытывает такие же чувства и сливается с природой.
Вопрос классу: «Какой же вывод сделаете вы, прослушав сообщения и просмотрев слайды?»
Вывод. - Природа – источник вдохновения человека. Живопись, музыка открывают человеку красоту природы, раскрывают единство человека и природы, учат любить ее, восхищаться ею, понимать ее.
4. Учитель. Послушайте стихотворение С. Смирнова, определите его основную мысль и сделайте общий вывод.
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Вывод. Природа - храм, святое и человек должен относиться к ней трепетно, чутко.
Природа и человек в литературе.
Образ природы и ее связь с человеком нашли отражение и в прозе.
1. Презентация (индивидуальное задание)
«Образ природы в произведениях В.Распутина, В.Астафьева, Б.Васильева»
2. Групповая работа с повестью Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Давайте обратимся к повести, постараемся услышать голос писателя и понять, что он сказал читателю, раскрывая тему «Природа и человек». Внимательно прочитайте задания, подготовьтесь к ответу.
1 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что и как говорит автор о роли природы в жизни человека?»
Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.
2 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что для Е.Полушкина природа?»
Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.
3 группа. Задание: используя текст повести, ответьте на вопрос: «Что проявляется в характере героя через его отношение к природе? Каков Е.Полушкин, когда он наедине с природой? Чему учит герой, о чем заставляет задуматься читателя?»
Сформулируйте вывод, связанный с темой урока.
4 группа. Задание: обсудите в группе и ответьте на вопрос: «В чем смысл названия повести? Как это связано с темой урока?»
Природа согревает, успокаивает душу. Человек страдает от разлада с природой. Природа умная, все сберегла для жизни, никого не обижает. Для Е.Полушкина природа – смысл жизни, дар, радость, ощущение счастья, только наедине с ней он чувствует себя человеком.
Герой чувствует красоту природы, становится художником, способен видеть мир изнутри, чувствует боль природы как свою. Герой учит понимать природу, защищать ее, любить. Заставляет задуматься: «Правильно ли мы живем? Умеем ли по-доброму относиться к природе?»
Убили красоту. Лебедь – символ чистого, светлого, прекрасного. Символ верности, единения человека с природой. Это обращение к нам, читателям: «Дорожите каждой травинкой, каждым живым существом. Любите их. Берегите. Убивая природу, мы убиваем самих себя».
Это и предостережение: «Люди, не будьте равнодушными, когда «стонут» леса, когда Лебяжьи озера превращаются в Черные.
III Музыкальная часть
1. Стихотворение М.Дудина «Летели лебеди»
2. Песня «Лебединая верность»
IV Итог урока
Итак, наш общий вывод: природа – кладовая, красота, храм, источник вдохновения, мерило внутренней красоты человека, источник энергии, успокоения души. Природа – наш общий дом. Мы – дети Матери-природы и должны относиться к ней, как сын к матери.
Стихотворение Н.Старшинова «Мы дети малые одной большой природы»
V Домашнее задание
1, 3 группы – напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это счастливый человек уже потому, что…»
2, 4 группы – напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Это красивый человек, и красота его заключается в…»
Литература
- Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
- С. Смирнов «Есть просто храм…» (стихотворение)
- М. Дудин «Летели лебеди» (стихотворение)
- Н. Старшинов «Мы дети малые одной большой природы» (стихотворение)
Музыкальные произведения
- П. И. Чайковский «Времена года».
- М.И. Глинка «Жаворонок»
- Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
- Песня «Лебединая верность» (в исполнении Е. Мартынова или С. Ротару)